Предисловие

Если спросить медиков, они без тени сомнения скажут: поиски единой причины всех людских несчастий и единого лекарства от них же – это чистой воды профанация. Но, в отличие от специалистов, СМИ никогда не будут столь категоричны. Ведь на трепетной вере в чудо строятся не только однообразные мифы про «изъяны человеческой природы», но и реклама – двигатель прогресса. Благодаря ей капает прибыль от продажи самоновейших средств и эксплуатации читательских интересов.

Мы никоим образом не стремимся доказать, что у психологически зависимой личности нет надежд на выздоровление. Более того: мы, в отличие от прессы, а заодно и от производителей последних ноу-хау, не собираемся никого «опровергать и разоблачать». Ведь мы не участвуем ни в рекламной акции, ни в конкурентной борьбе. Поэтому бестрепетно скажем народу правду. Вот она.

В принципе, от болезни может вылечить любое средство. Даже пустышка, плацебо. Например, весьма внушаемый человек, страдающий легким расстройством настроения (небольшой депрессией), поверил в то, что благодаря каким-нибудь «бодрительным леденцам» непременно пойдет на поправку, мобилизовал внутренние резервы, настроился на цель – и дошел до финиша. Вернее, доплыл. На волне энтузиазма. Считай, повезло. Ну, а если бы этот любитель леденцов страдал бы, скажем, тяжелым расстройством настроения (той же шизофренией)? Исцелился бы он «на голом энтузиазме»? Разница между методиками состоит в процентном соотношении вылеченных и не вылеченных. Скажем, один метод помогает двум пациентам из ста, другой – десяти из ста, третий – семидесяти из ста. Опять же вопрос стойкости эффекта: неизвестно, на какой срок хватит благоприобретенной трезвости и благонадежности. Ведь после выздоровления (причем относительного) личность вернется в ту же социальную среду, в атмосферу недоверия, недоброжелательности, неуважения. Многие аддикты сами в свое время поспособствовали формированию негативного отношения к себе, и теперь оно отольется сторицей. И возможно, спровоцирует срыв, то есть раптус – отказ от лечения и возвращение к аддиктивному поведению.

А между тем природа, которую корыстные спасатели нещадно критикуют, даже аддиктам дает дополнительный шанс на возвращение к нормальной жизни. Мозг - это сложнейший агрегат со множеством дублированных механизмов. Если один отказывает – в запасе остаются несколько вполне исправных «заменителей».

Вот почему состояние психики определяется не единичным биологическим, психологическим или социальным фактором, а целой совокупностью взаимных влияний.

Причем на взаимодействие этих факторов человек способен оказать сознательное влияние. Корректировать можно не только внешние проявления, но и внутренние. Остается только признать: работа над собой, как обещал Ланселот в пьесе Евгения Шварца, «предстоит муторная, хуже вышивания»111. Но, если разобраться, убивать драконов (и тем более драконов внутренних, пожирающих личность изнутри) – всегда было занятие не из веселых. К нему прибегают оттого, что альтернативы неприемлемы: если дать драконам волю – мало что от личности останется. А точнее, ничегошеньки не останется.

И все-таки мысль о том, что выход существует, действует на психику намного лучше, чем безнадега, принятая как факт, да к тому же факт неизменный и неисправимый, аминь. А как же мусорный ген? Ведь он существует? – спросите вы. Ну да, существует. Но не как приговор, а как неблагоприятное обстоятельство, не более того. Если его учесть и вовремя начать коррекцию, вероятность формирования аддиктивного расстройства резко понижается.

К сожалению, авторы не могут указать адресов и названий организаций, проводящих соответственный анализ проб ДНК. Вполне вероятно, что в интернете уже вывешены предложения этой услуги. Но, прежде чем ими воспользоваться, все-таки потребуйте показать вам сертификат, лицензию – словом, документ, подтверждающий профессиональную состоятельность данного заведения. Или, если хотите, считайте этот диагноз, согласно которому четверть населения планеты неспособно радоваться жизни без экстремального стимулятора, очередным мифом, вроде викторианского убеждения насчет дефектного женского организма.

Содержание любого мифа зависит от конкретных условий и задач. Но не индивидуальных, а социальных. Или социокультурных. Когда целой нации требуется подыскать правдоподобное объяснение текущим проблемам, создается несколько стереотипных установок, которые намертво врастают в массовое сознание, регулируя индивидуальное мнение и направляя индивидуальное поведение. Недостаток каждой такой установки заключается в том, что со временем проблемы, породившие ее, проходят. Точнее, их сменяют новые проблемы. А стереотипы так и остаются, где были – в мозгу миллионов граждан, чье сознание накрепко сцементировано традиционными установками. Их надежно поддерживает «агентство ОБС (одна баба сказала)».

Разумеется, это идеологическое наследство достанется следующему поколению, а потом перейдет от детей к внукам… Да, оно устарело, но по-прежнему крепко держится в человеческом мозгу. Сознание, будто лесная почва, пронизано могучими корнями старых убеждений. Если пережившие свое время мифы портят человеку жизнь, у него два выхода: пожертвовать собой, сберегая иллюзию, или плюнуть на иллюзию и познакомиться с действительностью. И с самим собой заодно.

А для этого примите некоторые меры.

  • Внимательно вглядитесь в себя, оцените собственные силы и потребности. Или силы и потребности того, за кого вы так волновались.

  • Развивайте свои высшие потребности, не откладывайте их реализацию на гипотетическое «потом».

  • Учитесь переносить фрустрацию, не обвиняя в крушении своих планов ни себя, ни окружающих.

  • Постарайтесь умерить свое нетерпение, а завышенные требования соразмерить с реальными возможностями. Это – первый признак взросления.

  • Будьте снисходительнее и внимательнее к детям и молодежи, переживающим кризис взросления. Не усиливайте внешний прессинг, которому подвергается младшее поколение, не увеличивайте уровень базисной тревоги.

  • Не демонизируйте новейшие технологии, информационные носители, направления в искусстве и вообще новинки. Не старайтесь ограничить контакты своего ребенка с современностью. Поверьте, ему это только повредит.

  • Не стоит чересчур опекать подрастающее поколение. Иначе оно никогда не научится принимать решения и попадет в психологическую зависимость… от собственных родителей. Поэтому предоставляйте детям толику свободы.

  • Мир меняется, примите это как данность и не пытайтесь «найти виноватых» в том, что сегодняшний день мало похож на вчерашний и еще меньше – на позавчерашний. Не впадайте в пассеизм.

  • Налаживайте более эффективное восприятие реальности и более комфортабельные отношения с ней путем самоактуализации.

  • Займитесь созданием независимого мировоззрения, по возможности свободного от стереотипов. Это никогда не поздно сделать.

  • Выше цените собственный опыт. Опыт – противоположность психологической защите и, в отличие от защиты, не скрывает реальность, а раскрывает ее.

  • Расширяйте сферу своих интересов, не фокусируйтесь на одном-единственном пристрастии.

  • Делая что-нибудь, концентрируйтесь на задаче, а не на собственных ощущениях. Если результат ваших действий престанет вас интересовать, целью станет средство. Вам захочется опять и опять повторять действия, доставляющие удовольствие, ради них самих, а не ради решения задачи. Такое поведение разрушительно.

  • Не втягивайтесь в соаддикцию. Если среди ваших близких есть психологически зависимая личность, не подстраивайтесь под нее, не играйте ту роль, которую она вам отводит. Аддиктивные игры губительны для вашей индивидуальности. Не позволяйте манипулировать собой.

  • Не позволяйте манипулировать собой и тем, кто предлагает немедленное, полное и гарантированное исцеление на любой стадии развития зависимости. Не обманывайте себя мечтами о чуде.

  • Вообще будьте осторожнее с мечтами. Не превращайте их в свою «внутреннюю виртуальность», не пытайтесь убежать от жизни в Страну Фантазию. Поверьте, совершить этот переход и остаться в здравом уме никому не удавалось.

  • Окружающая реальность не так плоха, чтобы ее ненавидеть. И не так однообразна, чтобы ее нельзя было исправить. Попробуйте сотрудничать: результат – комфортные взаимоотношения с действительностью - окупает все усилия.

1 Аддикция – несовершенная адаптация к условиям деятельности и общения, слишком сложным для индивида. Аддиктивное поведение предполагает попытки бегства из окружающего мира в иное смысловое пространство – с помощью химических или информационных наркотиков. Они называются аддиктивными агентами.

2 Катарсис – введенный Аристотелем термин учения о трагедии, обозначающий возвышенное удовлетворение и просветление, которое испытывает зритель, пережив вместе с героем трагедии страдание и освободившись от него; в психоанализе – метод, благодаря которому пациент избавляется от дурных привычек, ложных страхов и навязчивых идей через глубокие переживания и перемену отношения к собственной личности.

3 Раптус – буквально «разрыв»: прерывание процесса лечения и возвращение пациента к прежним привычкам, страхам, идеям.

4 Стрессор или стрессоген – источник стресса.

5 К.С. Холл, Г. Линдсей. Теории личности.

6 Социализация – процесс становления личности, усвоения знаний, ценностей и норм, присущих данному обществу или социальной группе.

7 «Волшебный помощник» - термин предложен Э.Фроммом. Означает потребность субъекта в защите и опоре, в некоей внешней силе, которая бы помогла ему осуществить заветные желания, а также избавить от чувства страха, одиночества, униженности. Это может быть психологический ритуал, или амулет, или живой человек – друг, родитель, врач. Или, наконец, техническое средство, на которое переносится привязанность, предназначенная для живого существа.

8 Криптозоология – весьма сомнительная отрасль науки, изучающая мифологических чудовищ (сфинксов, русалок, гарпий и проч.) и утверждающая, что следы этих существ или даже живые экземпляры можно отыскать в дикой природе.

9 Соматикой называют все явления, происходящие не в психике, а в теле человека.

10 Агорафобия - боязнь открытого пространства.

11 Аутизм – при этом расстройстве объективная реальность выглядит искаженной, и чем сильнее она затрагивает самооценку больного, тем сильнее искажается в его сознании. При психозах аутизма доходит до полного разрыва контактов с окружающим миром. Э. Блейлер, описавший это заболевание, рассказывал о случае, когда пациентка заявила, что «она – Швейцария, потому что хочет быть свободной». Он же сообщил, что «более тяжелые случаи полностью сводятся к грезам, в которых проходит вся жизнь больных; в более легких случаях мы находим те же явления, выраженные в меньшей степени».

12 Буквально означает «уличное лекарство» - так в Европе и Америке называют наркотики.

13 Анамнез – сведения об условиях жизни, а также начале и развитии заболевания, сообщаемые больным (или подвергающимся медицинскому обследованию).

14 Экстраверсия – согласно концепции К. Юнга, психологическая установка, обращенная вовне, на объект, в отличие от интроверсии, направленной на субъект. Экстравертам важнее ощущать внешнее воздействие, чувствовать ритм жизни, сливаться с ним. Интроверт, наоборот, предпочитает погружение в себя и глубокое осознание собственных ощущений и идей. С возрастом степень соотношения экстраверсии и интроверсии в сознании человека существенно меняется.

15 Р. Карсон, Дж. Батчер, С. Минека. Анормальная психология.

16 Сиблинги – родные братья и сестры.

17 Эндогенная – вызванная внутренними причинами.

18 Стрессогены – причины, порождающие стрессы.

19 Кумулятивный – накапливающийся, увеличивающийся со временем (от слова «кумуляция» - увеличение, скопление).

20 Вспомните веселенькую сцену из фильма «Дневник Бриджет Джонс»: встреча главной героини с ее суженым на семейном обеде – на ней ковровый маменькин костюмчик, на нем свитер с рогатой башкой. Ужас, ужас, ужас.

21 Л.Г. Леонова, Н.Л. Бочкарева. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте.

22 Девиантный – связанный с отклонениями от нормы.

23 Созависимость или соаддикция – специфический образ жизни, который ведет ближайшее окружение аддикта.

24 Р. Карсон, Дж. Батчер, С. Минека. Анормальная психология.

25 Р. Карсон, Дж. Батчер, С. Минека. Анормальная психология.

26 Дон Аминадо (Аминад Петрович Шполянский). Куриная философия.

27 Дихотомия – последовательное деление целого на две части.

28 Селективное – избирательное.

29 Реакция компенсации - согласно теории А. Адлера, это поведение, направленное на компенсацию истинного или мнимого дефекта, как физического, так и характерологического. Стремление складывается как «реактивное образование», как проявление комплекса неполноценности.

30 Дисморфофобия – боязнь собственной непривлекательности, выражается в страхе увидеть недостатки собственного отражения в зеркале.

31 Идентичность – в психологии так обозначается личность или «почти личность» (фрагментарная структура, имеющая определенные черты характера), с которой человек отождествляет себя в данный момент времени.

32 Лабильность – неустойчивость, изменчивость.

33 Эмпатия – сочувствие, сопереживание.

34 Сензитивность – чувствительность.

35 Архетип – у К. Юнга этим термином обозначаются структурные элементы коллективного бессознательного, лежащие в основе всех психических процессов. Это архаические, первоначальные образы, существующие с древнейших времен в форме мифов, сказок, религиозных учений – например, образ героя или великой матери, соединяющие в себе все модели героического или материнского поведения.

36 Ригоризм – суровое, непреклонное соблюдение каких-либо принципов и правил.

37 Конфликтоген – буквально «порождающий конфликт», действие, провоцирующее неприязненную реакцию.

38 Если помните, это из фильма «Касабланка».

39 Л. Кэрролл. Охота на Снарка.

40 Г. Остер. Вредные советы.

41 Резистентный – способный оказать сопротивление (Е.К., И.Ц.).

42 Р. Карсон, Дж. Батчер, С. Минека. Анормальная психология.

43 Сублимация – психический процесс преобразования и переключения энергии влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества.

44 Психологические игры – ключевое понятие в теории трансактивного анализа (анализа общения) Эрика Берна. В играх акты общения протекают по правилам, принятым в каждой из игр. Игры - суррогаты человеческого общения, так же, как ритуалы и так называемые времяпрепровождения (развлечения), но в отличие от них игра более эмоциональна, а также в играх заключены скрытые мотивы и возможность выигрыша.

45 Времяпрепровождения (развлечения) – формы общения, сходные с психологическими играми. Речь идет о беседе, в которой не затрагиваются темы, значительные для собеседников. Наоборот, выбираются темы нейтральные, чтобы не возникало сильных аффектов. Но бывает, для развлечения берутся темы и достаточно насыщенные. Тогда участники частично разряжают эмоциональную напряженность, изливая в словах свою агрессивность. Психологические функции развлечений состоят в получении психологических поглаживаний, то есть знаков внимания от других людей, а также в структурировании времени, то есть в наполнении своего существования какими-нибудь занятиями.

46 Ритуалы, в отличие от игр и развлечений, представляют строго формализованные стереотипы общения, в которых личность практически не играет никакой роли. Тем не менее, ритуалы имеют для человека большую важность как средство для подтверждения существования. А также, согласно теории М. Маслоу, ритуализация входит в перечень механизмов психологической защиты: речь идет о подчеркнуто благоговейном, ритуальном отношении к событиям, составляющим основу человеческого бытия, в частности, о комплексе символических действий, которыми в каждой культуре сопровождают рождение, совершеннолетие, брак, смерть. Соблюдение подобных форм поведения снижает уровень эмоционального напряжения, тревоги, страха.

47 Э. Берн. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.

48 Мизантропия – ненависть к людям, отчуждение от них.

49 Социофобия – патологическая боязнь людей.

50 «Слеза комсомолки» – один из убийственных коктейлей, упомянутых героем повести Венедикта Ерофеева «Москва – Петушки». Он состоит из одеколонов «Лаванда», «Вербена», «Лесная вода», лака для ногтей, зубного эликсира и лимонада. Полученную жидкость надо 20 минут помешивать веткой жимолости. Всякого, кто вздумает экспериментировать, предупреждаем: никакой ответственности за последствия эксперимента не несем. И не будьте слишком самонадеянны!

51 Э. Берн. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.

52 И. Ильф, Е. Петров. Золотой теленок.

53 Л.Г. Леонова, Н.Л. Бочкарева. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте.

54 Э. Берн. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.

55 Эскапизм – уход от действительности в вымышленный мир.

56 К.С. Льюис. Лев, Колдунья и платяной шкаф.

57 Дж.Р.Р. Толкиен. Властелин колец.

58 Арахнофобия – боязнь пауков.

59 И. Ильф, Е. Петров. Золотой теленок.

60 Пандора (от греческого «всем одаренная») – прекрасная женщина, созданная Гефестом по просьбе Зевса, чтобы отомстить Прометею, похитителю небесного огня. Гермес наделил Пандору коварством, хитростью, лживостью и красноречием, а Зевс выдал ее замуж за Эпиметея, брата Прометея. Муж Пандоры, несмотря на предупреждения Прометея, принял в дар от Зевса сосуд, в котором были заключены все людские несчастья, пороки и болезни, а Пандора его открыла и выпустила ораву бед на голову человечества.

61 Хилиазм (милленаризм) – учение о тысячелетнем земном царствовании Христа, которое наступит перед концом мира. Оно было характерно для раннего христианства и для многих еретических учений в средние века, а позже для иеговистов, адвентистов и др.

62 Снорри Стурлусон – знаменитый исландский историк и поэт (1178-1241), автор «Эдды» - учебника поэтического искусства скальдов и обзора языческой мифологии.

63 Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский, О.В. Смыслова. Интернет: воздействие на личность.

64 К. Журенков. Internetикус заразный.

65 А.С. Грибоедов. Горе от ума.

66 Н.А. Бердяев. Истоки и смысл русского коммунизма.

67 Н.М. Зернов. Русское религиозное возрождение XX века.

68 Вебер М. Избранные произведения.

69 Пассеизм – пристрастие к прошлому, любование им при внешне безразличном отношении к настоящему, к прогрессу.

70 М.А. Булгаков. Москва 20-х годов.

71 Демаркация – установление государственных границ на местности, в медицине – отграничение омертвевших участков от здоровых.

72 Нганасаны – один из народов севера, в их рационе много мяса и рыбы и совсем мало специй.

73 П. Мунтян. Вид компьютерной аддикции: зависимость от компьютерных игр.

74 Дж.К. Ролинг. Гарри Поттер и принц-полукровка.

75 Ник – компьютерный псевдоним, от английского «nickname» - «прозвище».

76 «Это только игра» (англ.)

77 Локус – место расположения.

78 О.С. Дейнека, Е.В. Боброва. Атрибутивная картина наркотической зависимости в информационном обществе.

79 Купировать – останавливать, прекращать.

80 Б. Лабковский. Опасные игры с играми.

81 Р. Карсон, Дж. Батчер, С. Минека. Анормальная психология.

82 Гроуминг – процедура взаимного ухаживания за шерстью: вычесывание и избавление от паразитов.

83 Argumentum ad hominem – доказательство, основанное не на объективных данных, а рассчитанное на чувства убеждаемого.

84 Афродизиаки – средства для усиления сексуального возбуждения. Среди афродизиаков встречаются естественные продукты (например, устрицы) и лекарственные препараты (в частности, виагра).

85 Целибат – обет безбрачия, приносимый духовенством.

86 Импринтинг – запечатление, закрепление в памяти животных на раннем периоде развития отличительных признаков тех внешних объектов, которые для детеныша особенно важны – например, их матери.

87 Янссон Т. Шляпа волшебника.

88 Р. Карсон, Дж. Батчер, С. Минека. Анормальная психология.

89 Джейн Остин (Остен) – английская писательница викторианской эпохи, автор множества сентиментальных романов - «Гордость и предубеждение», «Разум и чувства» и др.

90 Маргарет Митчелл – американская писательница, автор романа «Унесенные ветром».

91 Ретт Батлер – персонаж романа «Унесенные ветром», влюбленный в главную героиню, Скарлетт О’Хара.

92 Мистер Дарси – персонаж романа «Гордость и предубеждение», также долго и безнадежно любивший ехидную особу по имени Элизабет.

93 Тэффи. Сокровище земли.

94 Там же.

95 На самом деле эта история произошла с танцовщиком Большого театра Александром Годуновым и с его женой – танцовщицей Ириной Власовой.

96 Шерпы – народ, живущий в Гималаях. Шерпы часто работают проводниками для альпинистов.

97 Н. Гоголь. Ревизор.

98 Дж.Р.Р. Толкиен. Властелин колец.

99 Гуинплен – персонаж романа В. Гюго «Человек, который смеется». Компрачикосы – поставщики шутов и акробатов в Европе в XIII-XVII веках. Они похищали или покупали детей и уродовали их, а затем перепродавали в цирки и богатые дома.

100 Гуммоз – театральный грим, накладки, изменяющие форму носа, щек, подбородка.

101 Перфекционизм – стремление довести любое дело до идеального завершения.

102 Аберрация в переносном значении - заблуждение, отклонение от истины.

103 И. Киреевский. Опал.

104 Аллюзия на скульптуру И.Шадра «Булыжник – оружие пролетариата».

105 Н. Телешов. Цветок папоротника.

106 М. Булгаков. Мастер и Маргарита.

107 Депансы – доходы (искаж. франц.).

108 «Помни о смерти!» (лат.)

109 Нам так и не удалось выяснить, Джеймс это был (писатель) или Пауль (психолог). Кажется, Пауль.

110 Этим словосочетанием на Западе называют не только фаст-фуд, но и пищу с повышенным содержанием холестерина и углеводов – жирное, жареное, сладкое, соленое. В общем, все, что доставляет удовольствие, а не только, прости господи, вводит в организм питательные вещества, витамины и микроэлементы вместе с минимальным количеством калорий.

111 Е. Шварц. Дракон.

  1. Предисловие (201)

    Документ
    Наступает третье тысячелетие. Во всем мире происходят существенные изменения в сфере труда, информации и власти. Образование становится самостоятельным фактором глубоких социальных и экономических перемен.
  2. Предисловие (164)

    Документ
    Общественным наукам очень повезло при социализме. В наследии Маркса — Энгельса — Ленина были однозначно сформулированы подходы, выводы и оценки, так что задача ученого значительно упрощалась.
  3. Предисловие (199)

    Документ
    Каталог выставки «Русские в Англии: между двумя войнами (1917-1940 гг.)» был подготовлен к Международной конференции «Культурное и научное наследие российской эмиграции в Великобритании (1917-1940 гг.
  4. Предисловие.

    Документ
    Учебная дисциплина «Методика преподавания математики» отно­сится к циклу педагогических дисциплин и изучается студентами, уже получившими определенную философскую, психологическую, общедидактическую, логическую и математическую подготовку.
  5. Предисловие (11)

    Документ
    Клинические проявления сердечно-сосудистых заболеваний многообразны, и практический врач нередко встречается с большими трудностями при постановке диагноза.
  6. Предисловие (105)

    Документ
    Представляем вашему вниманию «Календарь знаменательных и памятных дат - 2007 год». Материалы указателя состоят из двух частей. В первой части представлены «Знаменательные и памятные даты Республики Казахстан 2007 года», «Знаменательные
  7. Предисловие (110)

    Документ
    Хвала Аллаху Господу миров. Мир и благословление пророку Мухаммаду и его семье. Да будет доволен Аллах его сподвижниками, и да смилуется Он над теми, кто последовал за ними в благочестие.
  8. Предисловие (111)

    Документ
    Предисловие Характерной чертой нашего времени являются интенсив­но развивающиеся процессы информатизации практически во всех сферах человеческой деятельности.
  9. Предисловие (153)

    Документ
    В учебнике впервые обобщены научные и практические достижения в новой области знаний – безопасности жизнедеятельности. Он подготовлен в соответствии с примерными программами дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) для всех
  10. Предисловие (157)

    Документ
    10 лет назад, когда мы, члены вновь созданной кафедры «Информационная безопасность» Южно-Уральского государственного университета, открывали в Челябинске абсолютно новые образовательные направления, связанные со сферой информационной

Другие похожие документы..