Предисловие

Мы начинаем свою взрослую жизнь с того, что активно решаем физиологические проблемы – кров, еда, одежда, машина – и тратим на это лет двадцать, а то и тридцать… И, честно говоря, любовь, принадлежность, уважение и самоактуализация по важности явно «не догоняют» первую категорию потребностей. И мы оставляем их на гипотетическое «потом», которое, возможно, так никогда и не настанет. И даже не оттого, что всю жизнь приходится вкалывать ради пропитания – нет, все гораздо сложнее. Вышеупомянутые «второстепенные» потребности не получают своевременного развития. Большинству кажется, что они разовьются сами собой, стихийно, наподобие потребностей физиологических. Где ж это видано, чтобы живое существо никогда не хотело пить, есть, прятаться от непогоды? Значит, и желание, чтобы тебя любили, уважали, принимали в свой круг, равно как и желание стать собой – все придет, дайте только срок!

Увы. Придти-то оно придет, но в каком виде! Эти стремления непременно следует взращивать и воспитывать, будто породистое животное, не приспособленное к жизни на воле. А стихийный, «неокультуренный» вариант чреват всякими странностями, если не сказать патологиями. Есть вероятность, что вы получите хилые, рахитичные высшие потребности, абсолютно нежизнеспособные в сравнении с потребностями примитивными, низшими. И, как результат, хозяином такого «дистрофика» будет существо откровенно дебильное - эмоционально бедное, интеллектуально неразвитое, целиком сосредоточенное на простейших отправлениях организма. Другой вариант: дикая, неконтролируемая агрессия, заложенная в подсознании, может повредить личность, исказить ее влечения, изуродовать всю систему взаимодействия с миром. В результате сформируется проблемная личность с разными дефектами: например, с асоциальным расстройством, то есть недостаточно развитая в морально-этического плане, лживая и безжалостная; или с нарциссическим расстройством, то есть болезненно самовлюбленная, навсегда зацикленная на себе; или с расстройством параноидным, то есть чудовищно подозрительная, вечно ожидающая нападения и предпочитающая нападать первой.

В общем, за развивающимися стремлениями нужен глаз да глаз. Не корысти ради, а токмо волею инстинкта самосохранения и успешного выживания для. Но, несмотря на столь существенные аргументы в пользу самосовершенствования, человечество постоянно манкирует развитием и удовлетворением высших потребностей. А до последней категории потребностей – до самореализации - у нас просто не доходят руки. Поэтому большая часть способностей пропадает втуне, усугубляя растущую болезнь лишенности. Но мы ведь как относимся к болезням – и к телесным, и к душевным? В родном отечестве большинство людей, почувствовав боль в спине, в висках, в коленных чашечках, не кинутся к врачу с требованием выявить и исцелить первопричину некомфортного состояния, а предпочтут проглотить две (три, четыре, пять, десять) таблеток каких-нибудь анальгетиков-спазмолитиков – и дальше бегут, по своим неотложным делам. Если эту практику применять постоянно, все их мигрени, радикулиты, остеохондрозы останутся незалеченными, как говорят в народе, до морковкиных заговин. А многие индивиды, ощутив приближение депрессивного или тревожного состояния, бестрепетно примут антидепрессант – и не обязательно это будет «Негрустин». Скорее уж кусок торта или рюмка коньяка. Или поход в казино. Или новая любовь. В общем, «здесь все от мене зависит», как говорил дядя Степан в «Формуле любви», ломая заграничную карету. Словом, выбор объекта психологической зависимости (то есть, научно выражаясь, аддиктивного агента) – дело глубоко личное. Зато последствия патологического пристрастия к чему угодно коснутся не только зависимой личности, но и всего ее окружения. А все потому, что первопричина – тот самый душевный авитаминоз – за время, пока его глушили коньяком и азартными играми, немножечко подрос. Ровно настолько, чтобы подавить фундаментальные стремления индивида к уважению, любви, безопасности, а то и в еде, воде и проч. Видимо, надо было вовремя заняться проблемой хронической неудовлетворенности.

Знаете ли вы марсианский?

Нет, не стоит подозревать собственную психику в серьезных отклонениях из-за такой малости, как плохое настроение или тревожные предчувствия. Авторы не призывают уважаемых читателей стройными рядами записываться в ипохондрики. А вот разобраться с тем, насколько развиты и разнообразны ваши высшие потребности, стоит обязательно. Психологи отмечают: разносторонние натуры меньше подвержены психологической зависимости. У них имеется отвлекающий фактор: возможность переключиться с одного занятия на другое, с одного интереса на другой, если где-то случился затор или, по-научному, фрустрация.

Фрустрация – отказ в удовлетворении потребности - есть неизбежная составляющая любой, даже самой счастливой жизни. И уверенность в том, что окружающий мир просто обязан дать нам то-то и се-то если не по первому, то по второму требованию, сильно портит характер. Надо учиться переносить отказы и обломы, избавляясь от капризного ребенка, сидящего в каждом из нас. Мы понимаем: такое легче посоветовать, чем сделать. Самый верный способ (который, кстати, хорошо срабатывает и при воспитании детей) – переключение интересов.

Этому простому в изложении, но отнюдь не простому в исполнении правилу в наше время очень трудно следовать. Потому что оно – объект сложного психологического конфликта. Современная массовая психология выдвигает по отношению к личности определенные требования. Их множество, поэтому не будем перечислять. Упомянем только пару: «Стань классным специалистом» и «Всегда добивайся своего». На вопрос: и что в этих требованиях плохого? – ответим: посыл, который улавливает подсознание, отличается от прямого смысла высказывания. Эта особенность восприятия непосредственном связана со структурой личности человека.

Каждая личность – это не монолитное однородное образование, а гибкая система очень разных схем поведения, согласованных между собой.

Американский психолог Эрик Берн, создатель теории трансакционного анализа, вычленил три основных схемы и назвал их по способам реагирования - Ребенок, Родитель и Взрослый. В структуре личности Ребенок отвечает за сферу чувств, желаний и переживаний, прямолинейных и неконтролируемых. Проще говоря, он капризник, шалун и жадина. Состояние второго типа, называемое Родитель, пытается обуздать Ребенка, копируя поведение старших. Личность, пребывая в статусе Родителя, старается поступать по образу и подобию собственных родителей. И, разумеется, часто ведет себя как паникер и зануда. Третье состояние - Взрослый, наиболее объективное и рациональное, видит вещи такими, какие они есть и прогнозирует развитие событий, не балансируя на сфере эмоций, как девочка на шаре. Кому-то он покажется циником и скептиком.

И если Взрослый упомянутые выше советы примет такими, как они есть, то Ребенок все понимает по-своему, как выразился Э. Берн, по-марсиански. То есть не с привычной, стандартной точки зрения, а со своей собственной, с точки зрения новичка, недавно пришедшего в этот мир и еще не разобравшегося, что к чему. Поэтому предложение вроде «Стань классным специалистом» Ребенок трактует как «Ограничь себя одним-единственным занятием и наплюй на все остальные сферы деятельности – вот это и есть специализация!» - и как вам такая интерпретация? Прямой путь к трудоголизму или к зависимости от компьютерных игр. То же происходит и с воззванием «Всегда добивайся своего»: его подспудный смысл расшифровывается как «Прояви агрессивность, иди по трупам, нарушай закон, но возьми приз – только так ты добьешься уважения окружающих!» – хотя подобная манера поведения многим людям попросту несвойственна. И, оказавшись в эпицентре конфликта, они могут сильно пострадать. А чтобы успокоиться и залечить полученную психотравму, большинство прибегнет к своему фирменному утешителю – тому самому, который не «Негрустин».

Столкновение индивидуального сознания с массовым вообще очень травматично. К сожалению, в каждой стране, в каждую эпоху, в каждой социальной группе давление со стороны общества на психику отдельной личности носит особый, оригинальный характер. Поэтому можно говорить лишь о некоторых социально-психологических конфликтах, выходящих за «групповые» рамки. В частности, о конфликте возможностей и потребностей, весьма актуального для нашей страны.

Западное общество относится к категории вполне традиционных, устоявшихся: здесь известно кто есть кто и кому на что рассчитывать. Да, для традиционного общества возможен внезапный прорыв криминального авторитета в министры или в олигархи. Но как исключение. Каждая подобная история превращается в легенду. А у нас? Да в России таких «харизматичных», ракетой взлетевших в небеса, на сегодняшний день десятки тысяч. Буквально вся современная элита, финансовая, политическая и информационная.

Этот массовый успех «случайных людей» вызывает определенную реакцию у тех, кто еще себя не нашел. Или нашел, но не там, где хотелось бы. Для молодежи пример «харизматичных» везунков – серьезное испытание. Нетерпеливость, завышенные требования, инфантилизм – все это всплески подсознания, которым неокрепшее сознание еще не в силах противостоять. В юности психологический конфликт между потребностями и возможностями их удовлетворения особенно остро выражен: хочется всего, а доступна самая малость; все твои претензии либо вызывают иронией, либо переносятся на неопределенный срок – вот вырастешь, тогда… А когда? Родители! Призываем вас: прежде чем демонстрировать всю полноту власти над подросшим чадом и фрустрировать его желания и намерения, помните: молодежь легко подвержена депрессии и плохо переносит добродушную, но такую незатейливую иронию по отношению к своим планам на жизнь. В личности молодого человека доминирует Ребенок, а у него проблемы не только с фрустрацией, но и с ориентацией, социализацией6 и с разными другими «-ациями». Со временем он, возможно, станет самостоятельным, ответственным и сметливым, но при одном условии: если личность сдвинется с этой мертвой точки и молодежь он не зацикливалась на детских ошибках, обидах, обломах…

Реагируя на психологический дискомфорт, подросток может «возжаждать мести» – для всех, кто его обижал, не верил в него, проявлял враждебность и т.п. Или, наоборот, он/она может стать сверхпослушным, кротким и пассивным в надежде вернуть утраченную любовь и одобрение. Добиваясь «недоданной» в детстве любви, человек может всю жизнь платить за те давние обиды, пользуясь стратегиями, сформированными в ранней юности: угрожать, манипулировать, канючить, упиваться жалостью к себе… И не надо надеяться на то, что все перемелется – мука будет. Из такой муки ничего приличного не состряпаешь. Психолог Гордон Оллпорт подметил: не все взрослые достигают полной зрелости. Они – выросшие индивиды, чья мотивация все еще пахнет детской комнатой. Чтобы стать полноценным взрослым, надо научиться избегать бессознательной мотивации, которую нам подсовывает неугомонный Ребенок. Значит, его следует перерасти и обуздать. А как это сделать, если в мозгу по-прежнему бушует детский страх, обида, боль, тревога?

Психолог Карен Хорни обозначила это душевное состояние термином «базисная тревога», раскрывая его содержание следующим образом: «чувство изоляции и беспомощности ребенка в потенциально враждебном мире. Это чувство небезопасности может быть порождением многих вредных факторов среды: прямого и непрямого доминирования (давления со стороны старших – Е.К., И.Ц.), безразличия, нестабильного поведения, недостатка уважения к индивидуальным потребностям ребенка, недостатка реального руководства, слишком большого восхищения или полного его отсутствия, недостатка теплоты, понуждения принимать чью-то сторону в родительских ссорах, слишком большая или слишком малая ответственность, сверхпротекция (чрезмерная родительская опека – Е.К., И.Ц.), изоляция от других детей, несправедливость, дискриминация, невыполнение обещаний, враждебная атмосфера и т.д.» – каково? Мало перечисленного, так еще и «и т.д.»! У некоторых родителей после всех этих высказываний может возникнуть что-то вроде внутреннего протеста по отношению к собственному ребенку: подумаешь, какая цаца! Выходит, мы вокруг него/нее лет двадцать на цырлах танцевать будем, а он/она еще поглядит, быть или не быть полноценной личностью!

Ну, что тут возразишь? Именно так и получается. Дети, растущие «самосейкой», не всегда оказываются чем-то вроде укропа - полезные и необременительные. Чаще всего из них вырастает крапива – опасная и неукротимая. Поэтому не стоит играть в «родительскую рулетку»: предоставить дело случаю и смиренно ждать от судьбы подарка. Такого можно дождаться – потом век не расхлебаешь. В общем, во избежание формирования базисной тревоги в сознании ребенка, создайте вокруг него крепость внимания, уважения, ответственности и любви. Пусть порадуется, а заодно удостоверится в том, что жизнь хороша и в ней есть что ценить. Это и есть первейшее средство от деформации личности. Хотя, повторяем, это тоже не панацея.

Но, по крайней мере, понимание и поддержка со стороны близких людей уменьшают уровень сопротивления окружающей среды. С этим сопротивлением сталкивается любой из нас. И, как видите, не всегда победа на стороне личности. Помните, что сказал Ганс Селье? «Два способа выживания: борьба и аддикция»! Постарайтесь сделать так, чтобы ваш ребенок предпочитал борьбу и не терял надежды на победу. Второй путь – тупиковый.

  1. Предисловие (201)

    Документ
    Наступает третье тысячелетие. Во всем мире происходят существенные изменения в сфере труда, информации и власти. Образование становится самостоятельным фактором глубоких социальных и экономических перемен.
  2. Предисловие (164)

    Документ
    Общественным наукам очень повезло при социализме. В наследии Маркса — Энгельса — Ленина были однозначно сформулированы подходы, выводы и оценки, так что задача ученого значительно упрощалась.
  3. Предисловие (199)

    Документ
    Каталог выставки «Русские в Англии: между двумя войнами (1917-1940 гг.)» был подготовлен к Международной конференции «Культурное и научное наследие российской эмиграции в Великобритании (1917-1940 гг.
  4. Предисловие.

    Документ
    Учебная дисциплина «Методика преподавания математики» отно­сится к циклу педагогических дисциплин и изучается студентами, уже получившими определенную философскую, психологическую, общедидактическую, логическую и математическую подготовку.
  5. Предисловие (11)

    Документ
    Клинические проявления сердечно-сосудистых заболеваний многообразны, и практический врач нередко встречается с большими трудностями при постановке диагноза.
  6. Предисловие (105)

    Документ
    Представляем вашему вниманию «Календарь знаменательных и памятных дат - 2007 год». Материалы указателя состоят из двух частей. В первой части представлены «Знаменательные и памятные даты Республики Казахстан 2007 года», «Знаменательные
  7. Предисловие (110)

    Документ
    Хвала Аллаху Господу миров. Мир и благословление пророку Мухаммаду и его семье. Да будет доволен Аллах его сподвижниками, и да смилуется Он над теми, кто последовал за ними в благочестие.
  8. Предисловие (111)

    Документ
    Предисловие Характерной чертой нашего времени являются интенсив­но развивающиеся процессы информатизации практически во всех сферах человеческой деятельности.
  9. Предисловие (153)

    Документ
    В учебнике впервые обобщены научные и практические достижения в новой области знаний – безопасности жизнедеятельности. Он подготовлен в соответствии с примерными программами дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) для всех
  10. Предисловие (157)

    Документ
    10 лет назад, когда мы, члены вновь созданной кафедры «Информационная безопасность» Южно-Уральского государственного университета, открывали в Челябинске абсолютно новые образовательные направления, связанные со сферой информационной

Другие похожие документы..