Учебно-методический комплекс по дисциплине история русской литературы XI

Учебники, учебные пособия.

1) Гудзий Н.К. История древней русской литературы. 6-е изд. – М.. 1966.

2) Кусков В.В. История древнерусской литературы. Изд. 4-е. – М., 1982: изд. 5-е. – М., 1989.

3) Еремин И.П. Лекции и статьи по истории древней русской литературы. – Л., 1987.

4) Древнерусская литература в исследованиях: Хрестоматия / Сост. В.В. Кусков. М., 1986.

5) История русской литературы X-XVII веков. Под ред. Д.С.Лихачева. – М., 1980.

6) История русской литературы. В 4 т., т.1. – Л., 1980.

7) Орлов А.С. Древняя русская литература XI-XVII вв. – М.; Л., 1945.

3.Монографии, посвященные важнейшим проблемам

древнерусской литературы

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1)Адрианова-Перетц В.П. «Слово о полку Игореве» и памятники русской литературы XI-XIII вв. Л.. 1968.

2)Адрианова-Перетц В.П. Древнерусская литература и фольклор. – Л., 1974.

3)Лихачев Д.С. Человек в литературе древней Руси. – М., 1970.

4)Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X-XVII вв. – Л., 1973

5) Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. - М., 1979.

6)Панченко А. М. Русская стихотворная культура XVII века. – Л., 1973.

7)Робинсон А. Н. Борьба идей в русской литературе XVII в. М., - 1974.

8) Истоки русской беллетристики: Возникновение жанров сюжетного повествования в древнерусской литературе. – Л., 1970.

9) Русская литература и фольклор XI-XVIII вв. Л., 1970.

10) Рыбаков Б.А. Древняя Русь: Сказания. Былины. Летописи. – М., 1963.

11) Рыбаков Б.А. «Слово о полку Игореве» - памятник XII века. –М., 1962.

12) Рыбаков Б.А. «Слово о полку Игореве» и его современники. –М., 1971.

13) Энциклопедия «Слова о полку Игореве»: В 5 Т. –СПб., 1995.

14.История русской переводной литературы: Древняя Русь – XVIII век:

В 2 т. -СПб., 1995 – 1996.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1) Романов Б.А. Люди и нравы древней Руси. – М., 1966.

2) Словарь книжников и письменности Древней Русси: Вып. I -Л. 1987;Вып.II – Л., 1989; Вып. III, ч. 1 – СПб., 1992; Вып. III, ч. 2 – СПб., 1993.

3) Грихин В. А. Проблемы стиля древнерусской агиографии XIV-XV вв. – М., 1974.

4) Федотов Г. Святые Древней Руси. –М., 1990.

5) Древнерусская литература: Изображение природы и человека. –М., 1995.

6) Литература и культура Древней Руси: Словарь-справочник / Под ред. В.В.Кускова. –М., 1994.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1.Специфические особенности древнерусской литературы.

2.Стилевое развитие древнерусской литературы, ее периодизация.

3.Предпосылки древнерусской литературы: роль фольклора и христианской книжности в формировании литературы.

4.Киевская Русь – первое государственное образование на территории России; ее культура, литература, религиозные верования.

5.Жанр жития в литературе, его каноны.

6.«Житие Бориса и Глеба» как произведение агиографической литературы; отступления от канонов жития в произведении.

7.«Житие Александра Невского»: особенности построения и изображения героев. Элементы жития и воинской повести.

8.«Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона – произведение ораторского искусства XI в., особенности стиля произведения.

9.Жанровое своеобразие «Поучения чадам» Владимира Мономаха. Личность автора.

10.«Повесть временных лет» - памятник XII века. История создания произведения (гипотезы А.А.Шахматова, Д.С.Лихачева).

11.Жанровая система «Повести временных лет». Летопись – ведущий жанр «Повести», вид летописи, летописный стиль.

12.Основные идеи, герои «Повести временных лет». Своеобразие историзма, композиции произведения.

13.Особенности жанровой системы древней русской литературы.

14.История открытия и изучения «Слова о полку Игореве», полемика вокруг произведения. Основные исследования по изучению «Слова».

15.Идейная направленность «Слова о полку Игореве». Герои, принципы создания образа.

16.Жанрово-композиционные особенности «Слова о полку Игореве».

17.Историческая основа «Слова о полку Игореве».

18.«Слово о полку Игореве» и «Задонщина», стилевые особенности произведений.

19.«Моление Даниила Заточника» - памятник XII века. Идейная направленность произведения, образ автора.

20.«Повесть о разорении Рязани Батыем», жанрово-композиционные особенности произведения.

21.«Задонщина»: идейная направленность, герои, особенности стиля.

22.«Повесть о взятии Царьграда» Нестора Искандера. Роль символики. Личность автора.

23.«Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Своеобразие жанра. Личность автора.

24.Публицистика XVI века, общая характеристика стилевого развития литературы XVI века. Обобщающие сочинения столетия.

25.Публицистика Ивана Пересветова (общая характеристика). «Сказания» о Магмете-салтане и о царе Константине.

26.Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Личностное начало в литературе XVI века.

27.Публицистика Ермолая-Еразма. Идея патриархальной монархии в литературе XVI века.

28.«Повесть о Петре и Февронии» Ермолая-Еразма. Жанрово-композиционные особенности произведения.

29.Переходность литературы XVII века: стиль, жанры, герои.

30.Нравоучительная повесть XVII века. «Повесть о Савве Грудцыне», герой, художественные особенности повести.

31.Бытовая повесть XVII века. «Повесть о Фроле Скобееве»: конфликт, жанровые особенности, герои.

32.Сатира XVII века, идейная основа, объект сатиры, принципы изображения человека в сатирических произведениях.

33.«Повесть о Шемякином суде», средства сатиры.

34.«Повесть о Горе-Злосчастии»: идеи, конфликт, герой.

35.«Калязинская челобитная», жанровые особенности, средства сатиры.

36.Раскол в русской церкви XVII века. Аввакум – деятель раскола.

37.«Житие протопопа Аввакума»: традиции и новаторство.

38.Стихотворство XVII века. Поэзия С.Полоцкого.

39.Древнерусская литература в свете концепции Д.С.Лихачева о прогрессе литературы.

40.Основные исследования по истории древнерусской литературы (анализ 2-3 источников).

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

(XIXVIII ВВ.)

I.ЛЕКЦИИ

Тема 1. Особенности литературы Древней Руси.

Специфика древнерусской литературы определяется признаками, обусловленными рядом факторов как внешних, так и внутренних: характером бытования текстов древних памятников, связью литературы с письменностью, особенностями жанровой системы, тематикой, особенностями стилевого развития.

По способу бытования и распространения текстов древнерусская литература является рукописной, т. е. памятники создавались и распространялись в рукописном виде. Этим, казалось бы, с первого взгляда, чисто техническим, внешним обстоятельством обусловлены многие отличия древней литературы от новой и ее специфичность. Прежде всего, это выразилось в многовариативности ее текстов. В процессе переписывания разными лицами тексты подвергались всевозможным изменениям: произвольным и непроизвольным правкам, дополнениям, в переписываемых вариантах отражались особенности местного говора, что вело к возникновению новых редакций (вариантов, списков) одного и того же произведения. В литературоведении разновидность текста одного и того же памятника стала называться изводом.

Многие памятники распространялись анонимно, это объясняется как рукописным характером литературы, так и убеждением древних о коллективном авторстве. Почти каждый переписчик считал себя одним из создателей текста памятника, своего рода соавтором писателя. Такие понятия, как «авторская воля», «творческая индивидуальность писателя», «индивидуальная манера стиля» отсутствовали в древней литературе. В этом аспекте немаловажную роль играло и отношение древних к человеческой личности. Как отмечает Д.С. Лихачев, значимым было обобщенное представление о человеке1, конкретный же человек, как индивидуум не интересовал древнее общество, отчасти, такой подход к человеку отразился в сфере литературной жизни, в отношении к создателям ее памятников.

Древнерусская литература возникает и распространяется на Руси параллельно с процессом создания и распространения письменности. В связи с принятием христианства идет интенсивное освоение письменности. Как известно, письменность имеет широкую сферу применения. Литература же – явление особое: в древние периоды это «материалы» письменности, в которых обнаруживается наличие собственно «художественных» элементов. Таким образом, литература и письменность не совпадают буквально, литература находится в отношении к письменности как часть к целому.

Жанровая система древней литературы также отражает ее специфичность, так как функционирование жанров отличается от того, как это происходит в новой литературе.

До XVII века жанры выполняли, помимо литературных функций, внелитературные, так как создавались в сферах жизни, лежащих за пределами литературы: церковно-обрядовой, деловой, общественно-политической, юридической, бытовой и др. Это обстоятельство имеет важное значение для понимания того, что собственно литературы как таковой, в современном понимании, в Древней Руси не было, т. е. произведения первоначально создавались авторами не как литературные, в литературу они выделились как художественно оформленные памятники письменности.

По концепции Д.С. Лихачева, высказанной в ряде исследований, в целом для древнерусской литературы характерно жанровое мышление. Это означало, что каждый жанр обладал устойчивой «внутренней формой», создаваемой четкими канонами, правилами, условиями, законами, которые всегда превалировали над авторским началом. Автор был подчинен жанровым канонам, индивидуально-авторское начало было ослаблено. По мнению ученого, «авторское я в большей степени зависит от жанра произведения…». В связи с этим в произведениях древнерусской литературы выступают «жанровые» образы авторов: «в проповеди – это проповедник, в житии святого – это агиограф, в летописи - летописец».2 Наблюдаемое в дальнейшем усиление авторского личностного начала в литературе означало поступательное ее развитие, т.е. движение по линии прогресса.

Так же об особенностях функционирования жанров в древней литературе говорит такой факт: чтобы подчеркнуть ведущую роль какого-либо крупного жанра, обычно им назывались сборники памятников: например, «Киево-Печерский патерик», «Четьи-Минеи», «Спасо-Ярославский хронограф». Таким образом, эти книги структурно демонстрировали господствующий в то время принцип иерархичности жанров, подчиненное положение мелких жанров от крупных.

В идейно-тематическом плане центральной в литературе является идея политического, религиозного культурного единства древнерусского государства. Литература неразрывно связана с историей развития русской народности, русской православной церкви, произведения пронизаны героическим и патриотическим пафосом. В них порицались всяческие попытки сеять вражду, ведущую к распрям, ослаблявшим политическое и военное могущество государства.

Предметом древней литературы является история государства, по сути, история представляет в ней единый сюжет, а центральные герои произведений – исторические личности, по преимуществу князья, церковные иерархи. Главным критерием в оценке героя была его социальная принадлежность. «Князь оценивается по его «княжеским» качествам, монах – «монашеским», горожанин – как подданный или вассал. Личность князя подчиняет себе события, интерес к князю поглощает интерес к событиям народной жизни»3. Ввиду этого в арсенале разнообразных способов изображения героя наиболее часто применимой была идеализация героя, но идеализация не столько человека, а сколько его общественного положения.

Древнерусская литература характеризуется этикетностью. Вот как определяет эту особенность акад. Д.С. Лихачев: «О каждом роде фактов приверженный этикету феодального общества средневековый писатель стремится писать в своей, только для этой группы фактов предназначенной манере: о святом – только в житийных штампах (в трафаретных выажениях описываются детство святог, подвиги в пустыне, кончина, предсмертные слова и т.п.); о военных действиях – только в воинских формулах (враг наступает «в силе тяжце», стрелы летят, «как дождь», кровь течет «по удолиям»); умершему князю преподносится шаблонная некрологическая похвала и т.д.»4. Этикетность литературы, таким образом, обусловлена этикетностью мышления древних людей.

Показателем особенностей любой литературной эпохи являются периодизация и принципы выделения периодов, определяющие ведущие тенденции литературного развития. Традиционно выделяются три периода в истории древней русской литературы с учетом как тенденций собственно литературного развития, так и хода истории Руси.

В I периоде (XI – XIII вв.5) происходит становление древней литературы, оформляются жанры, ведущая роль принадлежит летописи, утверждаются принципы стиля монументального историзма в изображении человека эпохи.

II период хронологически приходится на II половину XIII – XV вв., это время феодальной раздробленности на Руси и борьбы русских против –монголо-татарского нашествия. На первый план в литературе выступает экспрессивно-эмоциональный стиль, в поисках путей эмоциональной выразительности авторы используют прием «плетения словес», ведущую роль обретают агиографические жанры (житие и хождение) и воинская повесть.

III период литературы (XVI в.) совпадает со временем создания и развития централизованного Русского государства, стилевое развитие характеризуется соединением и сосуществованием разных стилевых течений: в XVI в., с одной стороны, выступают тенденции стиля идеализирующего биографизма (второго монументализма), с другой стороны, наблюдается проникновение в литературу публицистического стиля.

В IV периоде (XVII в.) происходит многоуровневая перестройка литературы, обусловленная переходом от историзма к вымыслу как ведущему стилевому приему. Этот процесс сопряжен с жанровой перестройкой в литературе: отмирают и подвергаются переосмыслению традиционные жанры древнерусской литературы (такие как, например, житие), возникают новые жанровые образования (например, повесть в разных ее видах). В целом в XVII в. были созданы предпосылки для перехода от древней к новой литературе.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине история русской литературы XI (2)

    Учебно-методический комплекс
    Русская литература XI – XVIII веков рассматривается как целостный историко-литературный процесс, в котором традиционно выделяется несколько этапов, обусловленных логикой и особенностями литературного развития.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине История русской литературы XI-XVII веков Специальность

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «История русской литературы: XI-XVII вв.» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, основной образовательной программы по
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы XIX века Iполовина» для студентов 2 курсов бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (1)

    Учебно-методический комплекс
    Актуальность дисциплины: Русская литература ХIХ века представляет собой важнейший период в русском литературном процессе, можно утверждать, кульминацию в развитии русской литературы в целом.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы XIX века Iполовина» для студентов 2 курсов бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (2)

    Учебно-методический комплекс
    В основу настоящей программы положены типовые программы для педагогических вузов: Программы пединститутов. Русская литература XIX века. Для специальности № 2101 «Русский язык и литература» с доп.
  5. Кафедра русской и зарубежной литературы учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методическое обеспечение дисциплины: перечень основной и дополнительной литературы, методические рекомендации (материалы) преподавателю (средства, методы обучения, способы учебной деятельности и т.
  6. Кафедра русской и зарубежной литературы учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Цели изучения дисциплины, соотнесенные с общими целями образовательной программы, имеющие междисциплинарный характер и связанные с задачами Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов .
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история русского литературного языка» (название)

    Учебно-методический комплекс
    Требования ГОСа высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по направлению подготовки дипломированного специалиста для специальности 032900 - «русский язык и литература».
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история зарубежной литературы» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Периодизация литературного процесса. Литература Античности. Переход от античности к Средневековью. Литература Средних веков. Предвозрождение. Литература Возрождения.
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история зарубежной литературы» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Цель данного курса, читаемого на факультете филологическом, башкирской филологии и журналистики, — познакомить студентов с основными этапами и закономерностями развития зарубежной литературы.

Другие похожие документы..