Учебно-методический комплекс по дисциплине история русской литературы XI

II. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ДРЕВНЕЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Тема 1: «Повесть временных лет» как памятник литературы XII века.

Жанр летописи в древнерусской литературе.

1. Основные идеи, определившие проблематику «Повести временных лет.»:

а) какие внешнеполитические события отразились в I части произведения; определите проблематику I части;

б) рассказы о каких событиях внутренней жизни Древне Руси составили содержание II части «Повести»; сформулируйте проблематику II части «Повести»;

в) определите характер авторской позиции; как вы понимаете публицистичность «Повести временных лет»? Ответы надо обосновать примерами из текста.

2. Жанровое своеобразие «Повести временных лет»:

а) летопись – ведущий жанр в составе «Повести временных лет», ее обобщающий характер; виды летописей;

б) рассказы о княжеских преступлениях в составе «Повести»;

в) исторические предания и легенды;

г) другие жанровые разновидности;

д) источники летописных рассказов и преданий.

3) Художественные особенности «Повести временных лет»:

а) своеобразие летописного стиля, манеры ведения рассказа;

б) этикетность произведений в составе «Повести временных лет».

ЛИТЕРАТУРА

1. Тексты: Повесть временных лет: В 2 частях. М.; Л., 1950; а также см. соответствующие разделы в хрестоматиях.

2. Еремин И.П. Литература Древней Руси. М.; Л., 1966. С. 42 – 97.

3. Лихачев Д.С. Великое наследие. М., 1975. С. 22 – 106.

4. Рыбаков Б.А. Древняя Русь: Сказания. Былины. Летописи. М., 1963.

Тема 2: «Слово о полку Игореве»: идейное содержание и жанрово-композиционное своеобразие

1. История открытия, издания, изучения «Слова о полку Игореве».

2. Основные идеи «Слова о полку Игореве». Его историческая основа.

3. Жанрово-композиционное своеобразие произведения:

а) проблема жанра «Слова» в литературоведении ХХ века;

б) композиционные приемы: принципы членения текста; функциональное значение экскурсов в прошлое; диалоги и монологи персонажей; природоописания в композиции произведения; композиционная роль образа Бояна;

в) место и роль Русской земли в композиции произведения.

4. Система героев в «Слове о полку Игореве»; принцип иерархичности в расстановке персонажей. Характеристика героев.

5. Фольклорные образы и мотивы в произведении.

ЛИТЕРАТУРА

1. Текст памятника – в любом издании.

2. Энциклопедия «Слова о полку Игореве»: В 5 т. СПб., 1995. Т. 1-5.

3. Адрианова-Перетц В.П. «Слово о полку Игореве» и пимятники русской литературы ХI – XIII веков. Л., 1968.

4. Лихачев Д.С. Великое наследие. М., 1975. С.132 – 204.

5. Лихачев Д.С. Великий путь. М., 1987. С. 241 – 298.

6. Робинсон А.Н. Литература Древней Руси в литературном процессе Средневековья. М., 1980. С. 219 – 241.

7. Рыбаков Б.А. «Слово о полку Игореве» и его современники. М., 1971; его же: Русские летописцы и автор «Слова о полку Игореве». М., 1972; его же: Петр Бориславич: Поиск автора «Слова о полку Игореве». М., 1991.

8. Козлов В.П. Кружок А.И. Мусина-Пушкина и «Слово о полку Игореве» М., 1988.

Тема 3: Жанрово-композиционные особенности «Повести о Петре и Февронии».

1. Время создания «Повести о Петре и Февронии» и время, изображенное в ней. Проблематика повести как отражение актуальных для XVI века проблем русской жизни.

2. Сказочные элементы в «Повести»; определите, из каких народных сказок заимствованы эти элементы, какова их художественная роль в «Повести».

3. Житийные элементы в «Повести», выделите их, объясните их художественную функцию. Определите, какие традиционные для жития элементы отсутствуют в ней.

4. Признаки других жанров в «Повести».

5. Образы героев «Повести».

ЛИТЕРАТУРА

1. Текст «Повести о Петре и Февронии» - в хрестоматиях.

2. Лихачев Д.С. Повесть о Петре и Февронии Муромских // Лихачев Д.С. Великое наследие. М. 1975. С. 253 – 259.

3. Русская литература и фольклор XI – XVIII веков. Л., 1970.

4. Федотов Г. Святые Древней Руси. М., 1990.

Тема 4: «Житие протопопа Аввакума»: традиции и новаторство

1. Раскол в русской церкви XVII века: конфликты, проблемы, деятели раскола. Отражение этого события в «Житии протопопа Аввакума».

2. Новаторский характер «Жития протопопа Аввакума».

Выявите в тексте «Жития» черты древнерусского жития и отступления от канонов житийного жанра - в построении произведения, в изображении главного героя и других персонажей.

3. Образы-символы в художественной системе «Жития».

4. Место и значение «Жития протопопа Аввакума» в истории русской литературы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Текст: Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. М., 1960 (изучите вступ. ст. В.Е.Гусева «Протопоп Аввакум – выдающийся писатель XVII века» с. 5-55); см. также текст в хрестоматиях.

2. Робинсон А.Н. Борьба идей в русской литературе XVII века. М., 1974.

3. Лихачев Д.С. Великое наследие. М., 1975. С. 299 – 312.

4. Панченко А.М. Русская культура в канун Петровских реформ. Л., 1984.

ПРИМЕЧАНИЕ: В программе по древнерусской литературе не выделен список произведений, рекомендуемых для обязательного чтения, так как тексты локальны по объему, обычно преподаватель ориентирует студентов на список на лекциях и практических занятиях, поэтому указаны лишь источники текстов.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Тема 1: «Житие Александра Невского»: жанровое своеобразие произведения

1. Каноны жанра жития в древнерусской литературе.

2. Элементы агиографического жанра в композиции «Жития Александра Невского»; ответы надо обосновать примерами из текста.

3. Признаки жанра воинской повести в композиции произведения.

4. Образ князя Александра Невского; принципы построения образа героя. Проследите, на каноны каких жанров опирается автор, изображая героя.

5. Образ автора в произведении.

ЛИТЕРАТУРА

1. Текст: Художественная проза Киевской Руси. М.; 1957, а также в хрестоматиях.

2. Грихин В.А. Проблемы стиля древнерусской агиографии XIV – XV веков. М., 1974.

3. Федотов Г. Святые Древней Руси. М., 1990.

4. Литература и культура Древней Руси: Словарь-справочник / Под ред. В.В. Кускова. М., 1994.

Тема 2: «Слово о полку Игореве» и «Задонщина».

1. Исторические события, определившие содержание памятников.

2. Сходства в повествовательной структуре произведений. Найдите в текстах произведений одинаково построенные эпизоды, образы героев, одинаковые обороты речи, словесные совпадения.

3. Отличия в текстах. Подумайте, чем объясняются принципиальные отличия произведений.

4. Обобщения и выводы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лихачев Д.С. Черты подражательности «Задонщины»: (К вопросу об отношении «Задонщины» к «Слову о полку Игореве») // Русская литература. 1963. С. 84 – 107.

2. Дмитриева Р.П. Взаимоотношение списков «Задонщины» и текст «Слова о полку Игореве» // «Слово о полку Игореве» и памятники Куликовского цикла. –Л., 1966. С. 199-263.

3. Энциклопедия «Слова о полку Игореве». СПб., 1995. Т. 3.

Тема 3: Сатира XVII века: «Повесть о Шемякином суде», «Калязинская челобитная».

  1. Становление сатиры в русской литературе. Проблематика ранних сатирических произведений; объект обличения. Средства сатиры.

  2. «Повесть о Шемякином суде»: сказочные элементы в «Повести»; способы создания сатирических образов в «Повести».

  3. «Калязинская челобитная»: особенности повествовательной структуры произведения как способ сатиры. Система сатирических образов, средства сатирической характеристики персонажей.

  4. Значение сатиры XVII века в развитии русской литературы.

ЛИТЕРАТУРА

1.Тексты: Русская повесть XVII века. М., 1954; Русская демократическая сатира XVII века. М., 1977; см. также в хрестоматиях.

2.Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. Л., 1984.

3.Панченко А.М. Русская культура в канун Петровских реформ. Л., 1984.

IV. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К ИЗУЧЕНИЮ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Обучение студентов-первокурсников работе по усвоению материала научных исследований проводится в форме консультаций, на которых преподаватель дает ориентации, помогающие осмыслить концепцию исследователей. Предварительно до консультации студентам дается задание ознакомиться с материалом, вынесенным на коллективное рассмотрение. В качестве примера предлагаем путь разбора двух исследований, которые, несмотря на давность их написания и издания, до сих пор не потеряли своей научной ценности, можно сказать, сейчас они стали классикой отечественного литературоведения.

I.Лихачев Д.С. «Слово о полку Игореве»// Лихачев Д.С. Избранное: Великое наследие. – СПб., 1998 (I изд. В 1975 г.). – С. 196 – 286.

В процессе изучения материала исследования обратите внимание на следующие основные положения, акцентированные в специальных пунктах предлагаемого плана разбора, и запишите в конспективной форме освещение этих положений:

1.Историческая ситуация, переживаемая Русью в XI – XII вв.: а) о каких политических процессах, происходивших в Киевской Руси, говорит ученый в начале рассматриваемой главы, как они определили, по его мнению, идейный замысел произведения? б) как строились взаимоотношения русских князей и известных княжеских родов с половцами?

2.Тенденции, характеризующие современную автору «Слова» культурную жизнь: а) характерные признаки литературной культуры времени; б) состояние устного народного творчества; в) своеобразие развития архитектуры, живописи.

3. Историческая основа великого памятника в объяснении Д.С. Лихачева: а) какими политическими факторами XII века обусловлена идея необходимости единения, положенная в основу «Слова о полку Игореве»? б) характер историзма великого памятника, как он выразился в принципах изображения события и героев произведения?

4.Жанровое своеобразие «Слова»: а) признаки каких фольклорных и литературных жанров выделяет ученый в составе произведения? б) каково соотношение разных жанровых элементов в контексте художественного целого?

5.Образный строй произведения: а) принцип иерархии в системе образов; б) особенности организации хронотопа: место Русской земли, русской природы и Киева в композиции произведения; в) художественная функция образов-символов; г) разнообразные способы образотворчества: использование тропов, синтаксические приемы и пр.

6.Роль «Слова о полку Игореве» в развитии русской литературы и русской культуры.

II.Еремин И.П. Жанровая природа «Слова о полку Игореве» // Еремин И.П. Литература Древней Руси. – М.; Л., 1966. – С. 144 – 163.

Жанр как обобщающая категория литературы обусловлен всем художественным строем произведения, поэтому многие вопросы анализа конкретного произведения связаны с уяснением специфики его жанра. При изучении материалов научных исследований, посвященных проблеме жанра произведения, а в дальнейшем, обучая студентов навыкам жанрового анализа конкретных текстов, необходимо акцентировать внимание на устойчивых признаках каждого жанра, учить студентов определять «носителей жанра» (Н.Л. Лейдермн) в каждом конкретном случае. На наш взгляд, наиболее целостный материал по жанровому анализу великого памятника древнерусской литературы содержится в статье И.П. Еремина, в данном случае предлагаемой студентам для изучения. Возможно, не все положения данной работы бесспорны с позиций современного литературоведения и сегодняшнего подхода к древнему наследию (статья написана в 1943 г.), тем не менее, работа интересна системой доказательств жанровой специфики «Слова о полку Игореве» как ораторского произведения, она не утратила своей научной значимости и в наши дни.

1. В процессе изучения материала обратите внимание на позицию ученого по отношению к традиционным жанровым определениям «Слова о полку Игореве»: а) к прозаическим жанрам – воинская повесть, историческая повесть; б) к стихотворным жанрам – песнь, поэма, дума. Какую оценку дает ученый обозначенным жанрам? Выводы автора по данному вопросу.

2. Запишите теоретическое определение жанра, предложенное ученым: «Жанр есть некая исторически сложившаяся и относительно устойчивая система тех или иных взаимосвязанных элементов художественной структуры произведений искусств; следовательно, определяя жанровую природу того или иного произведения, необходимо учитывать все жанрообразующие элементы его художественной структуры в их единстве» (с. 150). Данное положение важно своим общим методологическим аспектом, оно содержит ключ к пониманию подхода исследователя к обоснованию жанра всякого произведения (в нашем литературоведении много других определений жанра, тем не менее, опорные моменты предложенного Ереминым, сохраняют свое значение до сих пор).

3. Основной тезис И.П. Еремина: «Слово о полку Игореве» - произведение ораторское, ученый приводит целую систему аргументов, подтверждающих его мнение. Какие признаки жанра ораторского искусства выделяет И.П. Еремин? Внимательно изучите и запишите основные из них.

4. Ознакомьтесь с мнениями о жанровой природе «Слова» других ученых: Д.С. Лихачева, А.Н. Робинсона (См.: Энциклопедия «Слова о полку Игореве». – СПб, 1995. – Т.2. – С. 173 – 181).

III. ЛИТЕРАТУРА

Художественные тексты.

1) Памятники литературы Древней Руси / Сост. и общая ред. Л.А.Дмитриева и Д.С.Лихачева: XI – нач. XII века. –М. XII век. –М., 1980; XIII век. –М., 1981; XIV – середина XV века. – М., 1981; Вторая половина XVвека. –М., 1982; Конец XV – первая половина XVI века. – М., 1982; Середина XVI века. – М., 1985; Вторая половина XVI века. –М., 1986; Конец XVI – первая треть XVII веков. – М., 1987; XVII. Т. 1. – М., 1988; XVII. Т.2 – М., 1989; XVII. Т.3.–М., 1994;

2) Виршевая поэзия (первая половина XVII века);

3) Воинские повести древней Руси. – М.; Л., 1949.

4) Изборник. – М., 1969;

5) Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. – Л., 1979;

6) Повесть временных лет: В 2 ч. – М.; Л., 1950;

7) Русские повести XVI-XVII вв. /Сост. М.О.Скрипиль. – М.; Л., 1958;

8) Русская повесть XVII в. /Сост. М.О.Скрипиль. – М., 1954;

9) Хрестоматия по древней русской литературе /Сост. Н.К.Гудзий. 8-е изд. –М., 1973.

10 )Древнерусская литература: Хрестоматия /Сост. Н.И.Прокофьев. – М., 1980.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине история русской литературы XI (2)

    Учебно-методический комплекс
    Русская литература XI – XVIII веков рассматривается как целостный историко-литературный процесс, в котором традиционно выделяется несколько этапов, обусловленных логикой и особенностями литературного развития.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине История русской литературы XI-XVII веков Специальность

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «История русской литературы: XI-XVII вв.» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, основной образовательной программы по
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы XIX века Iполовина» для студентов 2 курсов бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (1)

    Учебно-методический комплекс
    Актуальность дисциплины: Русская литература ХIХ века представляет собой важнейший период в русском литературном процессе, можно утверждать, кульминацию в развитии русской литературы в целом.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы XIX века Iполовина» для студентов 2 курсов бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (2)

    Учебно-методический комплекс
    В основу настоящей программы положены типовые программы для педагогических вузов: Программы пединститутов. Русская литература XIX века. Для специальности № 2101 «Русский язык и литература» с доп.
  5. Кафедра русской и зарубежной литературы учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методическое обеспечение дисциплины: перечень основной и дополнительной литературы, методические рекомендации (материалы) преподавателю (средства, методы обучения, способы учебной деятельности и т.
  6. Кафедра русской и зарубежной литературы учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Цели изучения дисциплины, соотнесенные с общими целями образовательной программы, имеющие междисциплинарный характер и связанные с задачами Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов .
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история русского литературного языка» (название)

    Учебно-методический комплекс
    Требования ГОСа высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по направлению подготовки дипломированного специалиста для специальности 032900 - «русский язык и литература».
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история зарубежной литературы» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Периодизация литературного процесса. Литература Античности. Переход от античности к Средневековью. Литература Средних веков. Предвозрождение. Литература Возрождения.
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история зарубежной литературы» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Цель данного курса, читаемого на факультете филологическом, башкирской филологии и журналистики, — познакомить студентов с основными этапами и закономерностями развития зарубежной литературы.

Другие похожие документы..