Учебно-методический комплекс по дисциплине история русской литературы XI

уметь:

  • ориентироваться в ключевых проблемах литературного развития;

  • добывать и применять научную информацию, работать с исследовательской и справочной литературой;

  • самостоятельно анализировать литературные произведения;

  • применять выработанные в вузе навыки во время педагогической практики и в перспективе преподавательской деятельности.

владеть навыками:

– литературоведческого анализа как конкретных произведений, так и целостных явлений литературной жизни эпохи и исследовательского подхода к ним;

– конспектирования литературоведческих и критических материалов, а также ведения читательского дневника и работы с ним.

– самостоятельного анализа произведений русской литературы и исследовательского подхода к явлениям литературы;

– сформировать у студентов умения самостоятельно добывать научную информацию и применять ее в практике анализа литературы; выработать у студентов базовые литературоведческие категории и понятия.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Для обеспечения преподавания «Истории русской литературы» необходимо:

  1. оборудованные аудитории;

  2. аудио-видео аппаратура; видеокассеты и диски с материалами, иллюстрирующими содержание художественных произведений;

  3. интерактивная доска;

  4. мультимедийные технические средства;

  5. прочие современные наглядности.

ОБЪЕМ И СРОКИ УЧЕБНОГО КУРСА

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость

664

Аудиторные занятия

66

1 сем.

76

2 сем.

66

3 сем.

40

4 сем.

50

5 сем.

34

6 сем.

Лекции

36

1 сем.

48

2 сем.

42

3 сем.

22

4 сем.

26

5 сем.

20

6 сем.

Практические занятия

30

1 сем.

28

2 сем.

22

3 сем.

18

4 сем.

24

5 сем.

14

6 сем.

Самостоятельная работа

332

Вид итогового занятия(зачет, экзамен)

-

-

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Стерлитамакская государственная педагогическая академия»

Утверждено

на заседании кафедры

русского языка и литературы

(протокол № 1 от 9.09.2008 г.)

Зав. кафедрой: Кагарманова М.Ш.

Рабочая программа

По дисциплине История русской литературы XIXVIII веков вид дисциплины История русской литературы

(наименование дисциплины) (общий курс)

Специальность: для студентов1 курса БРочной формы обучения по специальности 050302 – Родной (башкирский) язык и литература; Русский язык и литература

(наименование специальности)

Учебных часов по учебному плану:

всего 66 часов, в том числе

лекций 36

сем. и практ. 30

Учебно-методический комплекс разработан: лабор. зан. –

консультаций –

Канд. филол. наук, доцентом Кагармановой М. Ш. зачеты – (ф. и. о., должность, уч. степень) экзамены –

п /п

Тема и содержание

Форма изучения материала (лекции, практ., семин., лабор. зан., самост. работа)

Кол-во часов

Межпредметные связи

Инновации-онные методы в обучении

Основная и доп. лит-ра (с указанием номеров глав, параграфов), рекомендуемая студентам

Задания для самостоят. Работы студентов (с указа-нием лит-ры, номеров заданий)

Кол-во часов

Форма контроля самостоятельной работы студентов (коллоквиумы, контр. работы, компьютерные тесты, конспектир.-ние, рефериров.-ние, микрозачеты и др.)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

История русской литературы XIXVII веков

1.

Специфические особенности древней русской литературы.

Лекция

2

История и культура России

Лекция-диалог

[2. 2) Введение], [2. 3) I разд. 1], [2. 5), гл.1]

Прочитать: Уч. пособия по истории России.

2

Собеседование по прочитанному

2.

Жанр летописи в древнерусской литературе: «Повесть временных лет»

Лекция

2

Фольклор, история и культура России, история христианства

Использование Мульти-Медиа технологий

[2, 2)Лит-ра Киевской Руси], [2. 3) I разд.3, 4], [2. 5) гл. 2], [3. 3), 4), 5), 13)]

Прочитать: Уч. пособия по фольклору, по истории России.

2

Собеседование по прочитанному

3.

Древняя агиография: «Житие Бориса и Глеба»

Лекция

2

История и культура России

Использование Мульти-Медиа технологий

[2. 2) Лит-ра Киевской Руси; житийная лит-ра], [2.3), 5), гл. 3], [3. 3)]

Задание для самост. работы: Тема 1

2

Коллоквиум по теме 3

4.

«Слово о полку Игореве» – великий памятник древнерусской литературы

Лекция

3

История и культура России

Использование Мульти-Медиа технологий

[2, 2)Лит-ра п-да феод. раздробленности], [2. 3) I разд. 7] [3. 3), гл. 2], [3. 14), 15), 18)]

Задание для самост. работы: Тема 2

3

Контр. письменная работа – проверка выполнения.

5.

«Повесть о разорении Рязани Батыем»

Лекция

1

История и культура России

Лекция-диалог

[2. 2) Лит-ра п-да борьбы с татаро-монгольским игом], [2.5), гл.6] [3. 4), разд. 8]

Прочитать соотвествующий материал по учебникам по истории России

1

Собеседование по прочитанному

6.

«Повесть о взятии Царьграда турками» Нестора-Искандера

Лекция

1

История Средних веков

Использование Мульти-Медиа технологий

[2. 2)Московская лит-ра], [2.5), гл.8]

Прочитать соотвествующий материал по учебникам по истории Средневековья

1

Собеседование по прочитанному

7.

Жанр путешествия в древнерусской литературе: «Хождение за три моря Афанасия Никитина»

Лекция

1

Мировая художественная культура: культура средневековой Индии

Использование Мульти-Медиа технологий

[2. 2) Тверская лит-ра], [2. 5, гл.10], [3. 4) разд. 10]

Прочитать соответствующий материал по учебникам по истории культуры Средневековой Индии

1

Собеседование по прочитанному

8.

Публицистика XVI века

Лекция

2

История и культура России

Лекция-диалог

[2. 2) Лит-ра Централизованного русского гос-ва], [2. 5) гл11], [3. 4) разд. 11], [3. 5) гл. 6].

Прочитать соответствующий материал по учебникам истории России

2

Проверка конспектов

9

Литература XVII века: ее переходный характер

Лекция

2

История и культура России; история православной церкви

Лекция-диалог

[2. 2) Лит-ра формирующейся русской нации], [2. 5)] , [3. 3)гл. 14], [3. 4) разд. 13, 14] [3. 7)]

Задание для самост. работы: Тема 3

2

Собеседование по теме 6,

микрозачет

Практические занятия

1.

«Повесть временных лет» как памятник русской литературы XII века

Семинарское занятие

2

Фольклор, история и культура России

[2, 2)Лит-ра Киевской Руси], [2. 3) I разд.3, 4], [2. 5) гл. 2], [3. 3), 4), 5), 13)]

Задание для практ. занятия по теме № 1

2

Проверка конспектов, собеседование

2.

«Слово о полку Игореве»: идейное содержание и жанрово-композиционные особенности

Семинарское занятие

4

История и культура России, теория литературы

[2, 2)Лит-ра п-да феод. раздробленности], [2. 3) I разд. 7] [3. 3), гл. 2], [3. 14), 15), 18)]

Задание для практ. занятия по теме № 2

4

Проверка конспектов, собеседование

3.

Жанрово-композиционные особенности «Повести о Петре и Февронии».

Семинарское занятие

2

Фольклор, история и культура России, теория литературы

[2. 2) Лит-ра Централизованного русского гос-ва], [2. 5) гл11], [3. 4) разд. 11], [3. 5) гл. 6].

Задание для практ. занятия по теме № 3

2

Проверка конспектов,

собеседование Проверка конспектов, собеседование

4.

«Житие протопопа Аввакума»: традиции и новаторство

Семинарское занятие

2

История и культура России, теория литературы

[2. 2) Лит-ра формирующейся русской нации], [2. 5)] , [3. 3)гл. 14], [3. 4) разд. 13, 14] [3. 7)]

Задание для практ. занятия по теме № 4

2

Проверка конспектов, собеседование

История русской литературы XVIII века

1.

Специфические черты русской литературы XVIII века

Лекция

2

Теория литературы, история и культура России XVIII века

Использование Мульти-Медиа технологий

[Учебники: 1–10]; [исследования: 1, 4, 13]; справочн. источники: 1, 3, 5, 7, 9]

Чтение повестей Петровской эпохи

2

Собеседование по прочитанному

2.

Литература Петровской эпохи. Творчество Феофана Прокоповича

Лекция

2

Теория литературы, история и культура России XVIII века

Включение выступлений студентов в лекцию преподавателя

[Учебники: 1–10]; [исследования: 12, 14, 15, 18, 22]; [справочн. источники: 1, 3, 5, 7, 9]

Чтение повестей Петровской эпохи

2

Собеседование по прочитанному

3.

Классицизм в русской литературе XVIII века

Лекция

1

Теория литературы, философия, история зарубежной литературы, педагогика

Лекция-диалог

[Учебники: 1–10]; [исследования: 10, 14, 22, 23, 27]; [справочн. источники: 3, 5, 7, 9]

Составить конспект моногр. И.З. Сермана «Русский классицизм»: Поэзия. Драма. Сатира.

1

Собеседование по конспекту

4.

Сатирическое творчество А.Д. Кантемира

Лекция

2

Теория литературы, история античной и зарубежной литературы, педагогика

[Учебники: 1–10]; [исследования: 10, 14, 15, 26, 27]; [справочн. источники: 2, 3, 5, 7, 9]

Составить коспект ст. В.Г. Белинского «Кантемир»

2

Собеседование по конспекту

5.

Поэзия М.В. Ломоносова

Лекция

2

Теория литературы, история и культура России XVIII века

Лекция-диалог

[Учебники: 1–10]; [исследования: 10, 12, 15, 22, 23]; [справочн. источники: 2, 3, 4, 6, 7, 9]

Составить конспект моногр. А.В. Западова «Отец русской поэзии» – 2, 3 главы

2

Собеседование по конспекту

6.

Творчество А.П. Сумарокова

Лекция

3

Теория литературы; история и культура России XVIII века

Использование Мульти-Медиа технологий

[Учебники: 1–10]; [исследования: 10, 12, 15, 22, 23]; [справочн. источники: 2, 3, 4, 6, 7, 9]

Составить консп. монографии.Ю.В. Стенника «Жанр трагедии в русской литературе: Эпоха классицизма»

3

Собеседование по конспекту и по текстам трагедий А.П. Сумарокова

7.

Поэзия Г.Р. Державина

Лекция

2

История и культура России XVIII века

Использование Мульти-Медиа технологий

[Учебники: 1–10]; [исследования: 10, 12, 15, 22, 23]; [справочн. источники: 2, 3, 4, 6, 7, 9]

Анализ стихотворений Г.Р. Державина

2

Проверка самостоятельного анализа

8.

Драматургия Д. И. Фонвизина

Лекция

2

История и культура России XVIII века, история русского театра, педагогика

Лекция-диалог

[Учебники: 1–10]; [исследования: 3, 6, 8, 12, 14, 21, 26, 23]; [справочн. источники: 2, 3, 4, 6, 7, 9]

Сост. конспект моногр Л.И Кулаковой «Денис Иванович Фонвизин: Биография писателя» (гл.5)

2

Собеседование по конспекту и по текстам комедий Фонвитзина

9.

Творчество А.Н. Радищева

Лекция

2

История России XVIII века, педагогика.

Лекция-диалог

[Учебники: 1–10]; [исследования: 10, 14, 27]; [справочн. источники: 1, 3,]

Задание: прочитать произведения А.Н. Радищева

2

Собеседование по текстам произведений А.Н. Радищева

10.

Сентиментализм в русской литературе XVIII века. Н.М. Карамзин – глава русского сентиментализма

Лекция

2

Теория литературы, философия, психология, история зарубежной литературы

Лекция-диалог

[Учебники: 1–10]; [исследования: 10, 12, 15, 22, 23]; [справочн. источники: 1, 3, 6, 7, 9]

Задание: прочитать произведения Н.М. Карамзина

2

Собеседование по текстам произведений.Н. М. Карамзина

Практические занятия

1.

Реформа русского стихосложения

Практическое занятие

4

Теория литературы, стиховедение

Список к теме № 1 пр. занятия

Задание: примеры на все рассматриваемые случаи; составить конспекты указ. источников

4

Опрос на занятии

2.

Своеобразие стиля оды М.В. Ломоносова

Практическое занятие

4

Теория литературы; история античной и зарубежной литературы, история России

Список к теме № 2 пр. занятия

Задание: выучить наизусть 2 строфы оды; составить конспекты указ. источников.

4

Проверка чтения наизусть

3.

Трагедия эпохи классицизма (на материале трагедий А.П. Сумарокова)

Практическое занятие

2

Теория литературы; история античной и зарубежной литературы

Список к теме № 3 пр. занятия

Задание: прочитать трагедии Сумарокова; составить конспекты указ. источников.

2

Собеседование по текстам трагедий

4.

Новаторский характер оды Г.Р. Державина «Фелица»

Практическое занятие

2

Теория литературы; история и культура России XVIII века.

Список к теме № 5 пр. занятия

Задание: выучить наизусть 2 строфы оды; составить конспекты указ. источников..

2

Проверка чтения наизусть

5.

Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль»

Практическое занятие

4

Теория литературы; история России XVIII века, педагогика.

Список к теме № 6 пр. занятия

Прочитать комедии Фонвизина; составить конспекты указ. источников.

4

Собеседование по текстам.

6.

«Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева

Практическое занятие

4

История России XVIII века, педагогика.

Список к теме № 7 пр. занятия

Прочитать текст «Путешествия»

4

Собеседование по текстам.

Всего: лекций – 36 часов; практ. зан. 30 часов

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине история русской литературы XI (2)

    Учебно-методический комплекс
    Русская литература XI – XVIII веков рассматривается как целостный историко-литературный процесс, в котором традиционно выделяется несколько этапов, обусловленных логикой и особенностями литературного развития.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине История русской литературы XI-XVII веков Специальность

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «История русской литературы: XI-XVII вв.» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, основной образовательной программы по
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы XIX века Iполовина» для студентов 2 курсов бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (1)

    Учебно-методический комплекс
    Актуальность дисциплины: Русская литература ХIХ века представляет собой важнейший период в русском литературном процессе, можно утверждать, кульминацию в развитии русской литературы в целом.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы XIX века Iполовина» для студентов 2 курсов бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (2)

    Учебно-методический комплекс
    В основу настоящей программы положены типовые программы для педагогических вузов: Программы пединститутов. Русская литература XIX века. Для специальности № 2101 «Русский язык и литература» с доп.
  5. Кафедра русской и зарубежной литературы учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методическое обеспечение дисциплины: перечень основной и дополнительной литературы, методические рекомендации (материалы) преподавателю (средства, методы обучения, способы учебной деятельности и т.
  6. Кафедра русской и зарубежной литературы учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Цели изучения дисциплины, соотнесенные с общими целями образовательной программы, имеющие междисциплинарный характер и связанные с задачами Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов .
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история русского литературного языка» (название)

    Учебно-методический комплекс
    Требования ГОСа высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по направлению подготовки дипломированного специалиста для специальности 032900 - «русский язык и литература».
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история зарубежной литературы» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Периодизация литературного процесса. Литература Античности. Переход от античности к Средневековью. Литература Средних веков. Предвозрождение. Литература Возрождения.
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история зарубежной литературы» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Цель данного курса, читаемого на факультете филологическом, башкирской филологии и журналистики, — познакомить студентов с основными этапами и закономерностями развития зарубежной литературы.

Другие похожие документы..