Тема уроков
– оценивать деятельность Аракчеева, Сперанского, Новосильцева | самодержавно-бюрокра- тический строй; конституция; крепостное право; реформа; военные поселения. Персоналии: Александр I, Аракчеев, Сперанский, Новосильцев | половине XIX в., портреты деятелей эпохи. Учебник, § 21, 24. Ч. 2 | |||||
27 | Внешняя политика России в первой четверти XIX в. | Проблемное изложение, задачный подход | Семинарское занятие | Групповая. Рассмотрение основных вопросов семинара, участие групп в дискуссии. Фронтальная. Работа с картой по ходу изучения вопросов внешней политики | Репродуктивный: – знать решения Венского конгресса, деятельность Священного союза; – излагать в хронологической последовательности и с использованием карты события и ход Отечественной войны 1812 г., заграничных походов русской армии. Продуктивный: – определять основные направления внешней политики России первой четверти – характеризовать войны России с Францией, Турцией, Швецией, Отечественную войну 1812 г. (причины, цели и планы сторон, | Понятия: Отечественная война, контрнаступление, народная война. Персоналии: Наполеон Бонапарт, Кутузов, Барклай-де-Толли, Багратион, Ермолов, Раевский, Милорадович | Серов, Б. Н. Б. Н. Серов, Карта «Отечественная война 1812 г. Кочетов, Н. С. |
подготовка, ход военных действий, итоги и последствия). Творческий: – участвовать в дискуссии «Бородино – победа или поражение русской армии?»; – участвовать в разработке группового проекта «Герои Отечественной войны 1812 г.» | планы. Учебник, § 22–23. | ||||||
28 | Движение | Проблемное изложение, задачный подход | Работа с дополнительной литературой, решение познавательных задач, работа | Индивидуальная. Заполнение таблицы «Программы декабристов». Фронтальная. Участие в беседе | Репродуктивный: – давать определение понятию «династический кризис»; – излагать события 14 декабря 1825 г., знать причины движения декабристов, ход восстания, итоги и последствия. Продуктивный: – выявить влияние декабристского движения на социально-политическое развитие России | Понятия: движение декабристов, династический кризис, конституция, Русская Правда. Персоналии: Пестель, Муравьев-Апостол, Бестужев-Рюмин, Трубецкой, Каховский, Рылеев, Николай I | Серов, Б. Н. Б. Н. Серов, Портреты деятелей эпохи. Кочетов, Н. С. |
29 | Внутренняя политика Николая I | Проблемное изложение, задачный подход | Решение | Индивидуальная. Подготовка сообщения о личности Николая I. | Репродуктивный: – давать определения понятий; – излагать направления деятельности персоналий данного периода. | Понятия: теория официальной народности, | Серов, Б. Н. |
Фронтальная. Беседа | Продуктивный: – характеризовать деятельность Третьего отделения канцелярии; преобразования в государственном управлении; – характеризовать социально-экономиче- – рассмотреть попытки решения крестьянского вопроса при Николае I; – сравнивать личности Николая I и Александра I; – характеризовать политику России в Польше и на Северном Кавказе | Третье отделение канцелярии. Персоналии: Сперанский, Канкрин, Кисилев, Бенкендорф, Уваров, Петрашевский | Поурочные Карта «Рос- Учебник, § 26–27. Ч. 2 | ||||
30 | Внешняя политика Николая I. Крымская война | Проблемное изложение, задачный подход | Проблемное изложение материала. Работа | Индивидуальная. Составление таблицы «Крымская Фронтальная. Беседа, работа с картой при изучении материала | Репродуктивный: – излагать в хронологической последовательности и с использованием карты события Крымской войны. Продуктивный: – рассмотреть понятие «восточный вопрос» и определить его влияние на внешнеполитический курс России в XIX в.; – определить причины, подготовку к войне, цели и планы сторон, ход военных действий, причины поражения, итоги и последствия войны | Понятия: Восточный вопрос, Крымская война, принцип легитимности. Персоналии: Нахимов, Корнилов, Ермолов, Паскевич, Дибич | Серов, Б. Н. Кочетов, Н. С. |
31 | Общественная и духовная жизнь России | Проблемное изложение, задачный подход | Решение проблемных задач, заполнение таблицы | Индивидуальная. Заполнение таблицы «Общественное движение». Фронтальная. Беседа | Репродуктивный: – знать взгляды общественных и духовных деятелей России; – давать определения понятий: славянофилы, западники, панславизм, утопический социализм. Продуктивный: – характеризовать взгляды западников – определить положение и роль Русской Православной Церкви в России в середине XIX в. | Понятия: славянофилы, западники, панславизм, утопический социализм | Серов, Б. Н. Б. Н. Серов, Кочетов, Н. С. Учебник, § 29. Ч. 2. Портреты деятелей эпохи |
32 | Александр II. Реформирование российского общества во второй половине XIX в. | Проблемное изложение, задачный подход | Семинарское занятие. Решение проблемных задач | Групповая. Рассмотрение основных вопросов семинара, участие групп в дискуссии, разработке группового проекта по теме. Индивидуальная. Подготовить сообщение о личности Александра II. Фронтальная. Беседа | Репродуктивный: – излагать содержание либеральных реформ Александра II; – давать определения понятий. Продуктивный: – выявить факторы, определившие реформаторский курс Александра II; – определить причины, ход реформ; их последствия; – показать роль личности царя в процессе реформирования российского общества; – характеризовать социально-экономическое развитие России, манифест 19 февраля 1861 г. Творческий: – высказывать оценочные суждения о необходимости отмены крепостного права | Понятия: крепостное право, Манифест 19 фев- | Серов, Б. Н. |
и широкомасштабного реформирования – участвовать в разработке группового | воинская повинность, земства. Персоналии: Александр II | ||||||
33 | Россия после отмены крепостного права | Проблемное изложение, задачный подход | Решение проблемных задач, беседа, составление тезисного плана | Индивидуальная. Составление тезисного плана. Фронтальная. Беседа | Репродуктивный: – называть существенные изменения, происходившие в развитии страны в результате реформ; – давать определения понятий. Продуктивный: – характеризовать связь внутренней и внешней политики России в период правления Александра II; – определять сущность народнического движения | Понятия: отработки, уставная грамота, мировые посредники, народнический террор, народники, разночинцы, «хождение в народ», «Земля и воля», «Народная воля», «Черный передел», нигилизм. Персоналии: Рейтерн, Плеханов, Лорис-Меликов, Желябов | Серов, Б. Н. Б. Н. Серов, Кочетов, Н. С. Учебник, § 32. Ч. 2 |
34 | Россия в конце XIX в. | Проблемное изложение, задачный подход | Проблемное изложение материала. Решение познавательных задач, беседа, сообщения | Индивидуальная. Подготовить сообщение Александр III. Фронтальная. Беседа, работа со схемой. «Управление Российской империей в конце XIX в.» | Репродуктивный: – знать содержание и итоги промышленного подъема 90-х гг. XIX в. внутренней политики Александра III. Продуктивный: – характеризовать взгляды С. Ю. Витте на экономическое развитие России; – рассмотреть промышленный подъем 90-х гг. XIX в., определить его положительные и теневые стороны; – проследить изменения в социальной – выявить причины контрреформ Александра III, подчеркнуть роль личности царя в процессе изменения внешнеполитического курса. Творческий: – высказывать оценочные суждения по вопросу: «Каково основное содержание эпохи правления Александра III? Можно ли ее | Понятия: социально-экономи- | Серов, Б. Н. Б. Н. Серов, Кочетов, Н. С. Учебник, § 33, 34. Ч. 2 |
охарактеризовать лишь как “эпоху контрреформ”? | |||||||
35 | Культура России в XIX в. | Проблемное изложение, задачный подход | Проблемное изложение материала. Беседа. Решение проблемных задач | Групповая. Разработка | Репродуктивный: – давать определения понятий; – называть достижения русской культуры Продуктивный: – выявлять особенности культурного развития России в XIX в.; – характеризовать достижения отечественной культуры XIX в.; – определить влияние Отечественной войны 1812 г., движения декабристов, либеральных реформ на развитие российской культуры. Творческий: – участвовать в разработке группового | Российская культура XIX в. Обращение к национальным истокам. Общественное служение литературы и искусства. «Золотой век русской культуры», классицизм, ампир | Серов, Б. Н. Кочетов, Н. С. |
36 | Итоговое | Проблемное изложение, задачный подход | Итоговое тестирование или решение проблемных задач | Индивидуальная. Участие в итоговом тестировании. Фронтальная. Беседа | – знать этапы развития Российского государства, характеризовать их; – выявлять особенности развития российского общества, определять влияние личности правителя на историко-культурное развитие страны; – уметь характеризовать достижения российской культуры | Серов, Б. Н. |
1 | Введение в курс «История Татарстана и татарского народа». Наш край в древности | Проблемное изложение. Задачный подход | Проблемное изложение материала. Решение проблемных задач | Индивидуальная -Составление таблицы «Темпы развития древнего населения края и населения других регионов» Фронтальная Рассмотреть факторы, оказывающие влияние на образ жизни древнего населения края | Репродуктивный: - знать, факторы, оказывающие влияние на образ жизни древнего населения края Продуктивный - сравнить темпы развития древнего населения края и населения других регионов; - сформулировать обобщающий вывод по параграфу | Образ жизни древнего населения края.. достижения края в в каждую историческую эпоху первобытности. Этнический облик населения края | ||
2 | Древние тюрки в Евразии | Проблемное изложение. Задачный подход | Проблемное изложение материала | Индивидуальная Участвовать в беседе | Репродуктивный: - излагать отличия Хазарского каганата от предшествовавших ему ранних тюркских государств; -изложить вклад населения Тюркского каганата в евразийскую цивилизацию Продуктивный -выявить причины изменения этнического состава населения края в первые века нашей эры; -Проследить этнические и территориальные связи между Тюркским каганатом, Великой Болгарией, Хазарским каганатом | Отличия Хазарского каганата от предшествовавших ему ранних тюркских государств. Вклад населения Тюркского каганата в евразийскую цивилизацию. Причины изменения этнического состава населения края | ||
3 | Среднее Поволжье в 8- начале 13 вв. | Проблемное изложение. Задачный подход | Проблемное изложение материала. Решение проблемных задач Дискуссия | Групповая Разработка проектов по теме урока Индивидуальная -сравнить процесс образования государств у булгар и славян | Репродуктивный: - называть экономические и политические последствия расцвета Волжской Булгарии. Продуктивный -раскрыть смысл выражения «Волжская Булгария – страна городов»; - определить влияние ислама на развитие культуры Волжской Булгарии Творческий: Участвовать в разработке группового проекта по теме | Процесс образования государств у булгар. Раннефеодальное государство Волжская Булгария. Булгаро-русские внешнеполитические контакты. Последствия расцвета Волжской Булгарии. | ||
4 | Среднее Поволжье в 13- первой половине 15вв. | Проблемное изложение. Задачный подход | Проблемное изложение материала. Решение проблемных задач | Индивидуальная Определите роль булгар в борьбе народов Европы с монгольским нашествием. Фронтальная Рассмотреть булгарские земли в составе Улуса Джучи | Репродуктивный: - называть источники расцвета Золотой Орды в п.п 15 века Продуктивный - указать -представить аргументы, доказывающие, что история Орды является частью истории татарского народа | Роль булгар в борьбе народов Европы с монгольским нашествием. Расцвет Золотой Орды Булгарские земли в составе Улуса Джучи. | ||
5 | Среднее Поволжье во второй половине 15- первой половине 16 вв | Проблемное изложение. Задачный подход | Проблемное изложение материала | Фронтальная Участие в обсуждении вопросов темы | Репродуктивный: -понимать причины перехода Казанского княжества к Казанскому ханству; - давать определения понятиям: хан, курултай,карачибек,улусы,даруги, мурзы, эмиры, имам, шейхи, ясак, слободы Продуктивный -охарактеризовать систему управления Казанским ханством; - выявить причины образования народности казанских татар; - восстановить расстановку сил во время осады Казани осенью 1552 года. Творческий: Дискутировать по вопросу: «какая точка зрения историков на процесс образования казанского ханства представляется вам предпочтительной и почему?» - «Могла ли быть иной внутри и внешнеполитическая линия поведения казанского ханства?» | Новое государство на Средней Волге. Казанское ханство. Этнические процессы. Культура Казанского ханства. Независимое существование. Падение Казанского ханства. | ||
6 | Среднее Поволжье (Казанский край) во второй половине 16- 17 вв | Проблемное изложение. Задачный подход | Проблемное изложение материала | Индивидуальная Анализ новой системы управления покоренным краем. Фронтальная Характеристика Казанского края в Смутное время и после него. Групповая Составление таблицы «изменения в социальном и национальном составе населения во второй половине 16 – начале 17 вв и их последствия. | Репродуктивный: - называть причины, ход, результаты, называть основных участников «Казанской войны 1552-1557г» и Черемисской войн. - давать определения понятиям: воеводство, судная изба, служилые татары, христианизация, ясачные люди. Продуктивный -Охарактеризовать последствия завоеваний Казанского и Астраханского ханств. - показать процесс формирования купеческого сословия в Казанском крае -выявить причины многонациональности характера восстаний XVII века. Творческий: - написание «прелестного письма» | Казанская война 1552-1557гг. Черемисская война. Новая система управления покорённым краем. Социально- экономическая жизнь края в в.п XVI- н. XVII вв. Край в смутное время и после него. | ||
7 | Народы Среднего Поволжья в 18 столетии | Проблемное изложение. Задачный подход | Проблемное изложение материала. Решение проблемных задач | Фронтальная Обсуждение основных вопросов темы Групповая Проанализировать содержание изменений в религиозной политике | Репродуктивный: -давть определения понятиям: лашманы, сабан, ахуны -излагать в хронологической последовательности события восстания под руководством Е.И.Пугачева. Продуктивный -характеризовать изменения во времена правления Петра и послепетровскую эпоху - высказывать оценочные суждения «о новом» в религиозной политике правительства | Казанский край во время правления Петра 1. Социально- экономическое развитие края в послепетровскую эпоху. Новое в религиозной политике правительства. Народы Среднего Поволжья в восстании Е.И. Пугачёва. Культурная жизнь края. | ||
8 | Казанский край в 1801-1860гг. | Проблемное изложение. Задачный подход | Проблемное изложение материала. Решение проблемных задач | Индивидуальная Участие в беседе Фронтальная Обсуждение основных вопросов темы | Социально- экономическая жизнь края в 1801-1860 гг. Техническая модернизация. Татарское предпринимательство. События 1812г. в истории Казанского Края. Культура края в п.п. XIX в. | Методические рекомендации к курсу «История Татарстана 19 века». Л.М.Свердлова Казань, «Магариф», 2004г | ||
9 | Казанский край в в пореформенный период | Проблемное изложение. Задачный подход | ||||||
10 | Итоговое повторение курса | Проблемное изложение. Задачный подход | Итоговое тестирование | Индивидуальная Участие в итоговом тестировании | -знать этапы развития народов Среднего Поволжья, характеризовать их; -выявлять особенности развития татарского народа, определять влияние личности правителя на историко-культурнное развитие страны; -уметь характеризовать достижения татарской культуры |
Тема уроку (1)
Урок2. Спробуємо дізнатися, про який дивовижний жанр музичного мистецтва ми будемо вести сьогодні розмову на уроці. Вашої увазі кросворд, по словам якого ми узнаємо тему нашого уроку ( №1.Тема урока (3)
УрокРоман «Преступление и наказание». Мастерство Достоевского-романиста. Роль пейзажа, портретных зарисовок, интерьера в раскрытии идейного замысла. Язык произведения.Тема урока Кол-во (12)
УрокЗнать термины: земледелие, скотоводство, ремесло, ремесленник. Уметь сравнивать и делать отличия между формами хозяйства: присваивающим и производящим.Тема урока Тип урока (4)
УрокКлавиатурный тренажер в режиме ввода слов Знать: основные устройства компьютера, их назначение Опрос Клав.Урок литературы в 6 класс. Учитель: Юнусова А. Я. Тема урока: Оскар Уайльд «Кентервильское привидение»
УрокЦель урока: раскрыть художественное своеобразие рассказа «Кентервильское привидение»; показать смешные и даже веселые подходы к традиционно-мистической проблеме.Урок окружающего мира 1 класс Тема урока : Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?
УрокЗнакомство учащихся с цветами и бабочками луга; посредством мыслительных операций в ходе групповой формы работы логично и аргументировано ответить на проблемный вопрос;Тема урока «Сравнительный анализ стихотворений Фета и Есенина» (первые опыты литературоведческого анализа поэтического текста)
УрокОбразовательные: через сравнение выявить своеобразие поэтики Фета и Есенина; показать, что особенности стилистики и поэтики отражают духовный мир поэта, его мировосприятие, что основы мировидения закладываются уже в детстве; приблизитьТема урока : Волшебные сказки. Сказки А. С. Пушкина
УрокЦели урока: закрепить понятие авторских сказок; что сказки А.С. Пушкина являются волшебными сказками – герой не может сам, своими силами выполнить сложное задание (например, как королевич Елисей, найти невесту; он обязан обратитьсяТема урока: Основание Екатеринодара и первых станиц
Урок15 августа 1793 г. войсковое правительство решило «в Карасунском Куте против дубравы, называемой Круглик, в достопамятное воспоминание имени императрицы Екатерины II, воздвигнуть войсковой город Екатеринодар».Урок биологии в 6 классе. Учитель Василенко Т. В. Тема урока: Цветок. Соцветия. Плоды. Строение семян
УрокЦели: Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению, первичному закреплению материала о цветке, соцветии, плоде и семенам; совершенствовать умения работать с текстом учебника, натуральнымчы объектами, микроскопами; способствовать