Тема уроков

Учебник, § 12. Ч. 1

11

Москва – центр объединения русских земель. Дмитрий Донской.Куликовская битва

Проблемное
изложение, задачный подход

Проблемная лекция.

Дискуссия.

Работа
с картой

Фронтальная.

Участие
в дискуссии.

Групповая.

Выявлять предпосылки объединения Руси, причины возвышения Москвы

Репродуктивный:

– называть этапы объединения земель вокруг Москвы;

– знать причины возвышения Москвы.

– показывать на карте места сражений;

– давать определения понятий;

– излагать события Куликовской и Грюнвальдской битв.

Продуктивный:

– выявлять предпосылки объединения русских земель (социально-экономические, социально-политические, культурные);

– характеризовать этапы объединительного процесса;

– анализировать деятельность московских князей (их взаимоотношения с соседними княжествами, с Золотой

Понятия:

восстановление экономики русских земель. Роль городов в объединительном процессе. Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Москва как центр объединения русских земель.

Захарова, Е. Н. Методические рекомендации к изучению истории
в 10 классе /
Е. Н. Захарова.

Серов, Б. Н.
Поурочные разработки по истории России / Б. Н. Серов,
А. Р. Лагно.

Ордой, с Литвой).

Творческий:

– дискутировать по проблеме «Москва
или Тверь?»;

– соотносить процесс объединения русских земель с объединительным процессом, происходившим в западноевропейских государствах, выявлять черты сходства и различия

определять значение Куликовской битвы;

– характеризовать деятельность Дмитрия Донского, Василия I, Сергия Радонежского

Персоналии:

Иван Калита, Дмитрий Иванович Донской

Дмитрий Донской, Мамай, Пересвет, Челубей, Сергий Радонежский, Владимир Серпуховский, Дмитрий Боброк, Ослябя, Тохтамыш, Василий I,

Карта «Образование и расширение Российского государства
(XIV–XVI вв.)». Кочетов, Н. С. Поурочные планы. Учебник, § 14.-15 Ч. 1

12

Феодальная война.

Иван III –
государь всея Руси

Проблемное изложение, задачный подход

Проблемное изложение материала.

Дискуссия.

Работа с документом

Индивидуальная.

Анализ статей
Судебника 1497. Сообщение «Феодальная война».

Фронтальная.

Участие в дискуссии

Продуктивный:

– анализировать статьи Судебника 1497 г.;

– проследить процесс закрепощения крестьян;

– выявлять причины складывания самодержавной формы государственности
в России; отношения церкви и государства;

– показать взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества;

– характеризовать развитие хозяйства
и власть.

Творческий:

– участвовать в дискуссии по вопросу
«Каковы причины складывания деспотической формы Российского государства?».

Репродуктивный:

– ознакомить с феодальной войной

Понятия:

Российское государство, свержение золотоордынского ига, централизованное многонациональное государство, Боярская дума, «Судебник» 1497 г., дворянство, теория «Москва – третий Рим».

Персоналии:

Иван III

Серов, Б. Н.
Поурочные разработки по истории России /

Б. Н. Серов,
А. Р. Лагно.

Карта «Образование и расширение Российского государства (XIV–XVI вв.)».

Кочетов, Н. С.
Поурочные планы.

Учебник, § 17, 18, 16 (индивидуальные задания). Ч. 1

13

Иван IV.
Внутренняя и внешняя политика

Проблемное изложение, задачный подход

Проблем-

ная лекция.

Беседа

Индивидуальная.

Анализировать Судебник 1550 г.

Фронтальная.

Участие в дискуссии, беседа

Репродуктивный:

– раскрывать содержание реформ Избранной рады;

– определять суть опричнины.

Продуктивный:

– определить характер политического курса Избранной рады;

– характеризовать политику опричнины
(причины, этапы, итоги и последствия);

– характеризовать личность Ивана Грозного, определять влияние личности царя на историко-культурный процесс.

– выявить предпосылки закрепощения крестьян;

– анализировать документы (Судебник 1497 г., Судебник 1550 г.)

Репродуктивный:

– знать основные направления внешней политики Ивана Грозного;

– излагать в хронологической последовательности ход покорения Казанского
и Астраханского ханств, события Ливонской войны.

Продуктивный:

– определять основные задачи внешней политики;

– проследить взаимосвязь внешнеполитических событий и внутренней жизни
страны

Понятия:

«пожилое», «урочные лета», «заповедные годы».

Установление царской власти, опричнина.

Реформы середины XVI в., органы сословно-представительной монархии, Судебник, земщина, гражданское общество.

Персоналии:

Иван IV Грозный, Елена Глинская

Ермак, А. Курбский

Захарова, Е. Н. Методические рекомендации
к изучению истории в 10 классе /
Е. Н. Захарова. Серов, Б. Н. Поурочные разработки по истории России / Б. Н. Серов,
А. Р. Лагно.

Карта «Образование и расширение Российского государства
(XIV–XVI вв.)». Кочетов, Н. С. Поурочные планы.

Учебник, § 20-22. Ч. 1

14

Культура
и быт XIV–
XV веков

Проблемное изложение, задачный подход

Проблемное изложение материала. Беседа.

Решение проблемных задач

Групповая.

Разработка проектов по теме
урока

Репродуктивный:

– называть достижения русской культуры XIV–XVI веков, давать им краткую характеристику.

Продуктивный:

– выявлять особенности русской культуры, определять влияние монголо-татарского нашествия и золотоордынского ига на развитие культуры; особенности русской культуры на пороге Нового времени;

– характеризовать достижения культуры;

– выявлять основные тенденции развития культуры XIV–XV веков.

Творческий:

– участвовать в разработке группового
проекта по теме

Понятия:

книгопечатание, исторические песни, шатровый стиль, «Домострой», жития, летописание, зодчество, живопись, фольклор.

Персоналии:

Ф. Грек, А. Рублев, А. Никитин, Д. Черный

Серов, Б. Н.
Поурочные разработки по истории России / Б. Н. Серов, А. Р. Лагно. Репродукции и фотографии. Кочетов, Н. С. Поурочные планы.

Учебник, § 19, 23. Ч. 1

15

Смутное
время

Проблемное изложение, задачный подход

Проблемная лекция

Индивидуальная.

Составление схемы «Государственный аппарат
в XVII в.».

Фронтальная.

Участие в дискуссии

Репродуктивный:

– излагать в хронологической последовательности события правления Бориса Годунова, Лжедмитрия I, Лжедмитрия II;

– давать определение понятиям: Смута,
интервенция, «тушинские перелеты»,
семибоярщина;

– знать причины, ход, результаты восстания Болотникова.

Продуктивный:

– выявлять предпосылки Смуты (хозяйственный кризис, закрепощение крестьян

Понятия:

«Смутное время», польско-шведская интервенция, народные ополчения, национальное самосознание, семибоярщина.

Персоналии:

Лжедмитрий I,

И. И. Болотни-

Захарова, Е. Н. Методические рекомендации к изучению истории в 10 классе /
Е. Н. Захарова.

Серов, Б. Н.
Поурочные разработки по истории России /

и ухудшение положения холопов, обострение отношений между группировками служилого сословия, политический кризис, духовный кризис общества);

– характеризовать правление Б. Годунова, Лжедмитрия I, В. Шуйского, Лжедмитрия II;

– определять последствия и историческое значение Смуты;

– сравнивать состав, программы и характер деятельности Первого и Второго ополчений.

Творческий:

– участвовать в дискуссии по проблеме: «Можно ли сравнивать Смуту с революционными событиями начала XX века? Что объединяет, а что отличает эти две национальные катастрофы?»

ков, Лжедмитрий II, патриарх Гермоген Ляпунов, Заруцкий, Трубецкой, Шеин, Минин, Пожарский, Сусанин

Б. Н. Серов, А. Р. Лагно. Карта «Российское государство в XVII в.».

Кочетов, Н. С.
История России. Поурочные планы.

Учебник,
§ 1, 2, 3. Ч. 2

16

Россия после Смуты.Новые черты вжизни России

Проблемное изложение, задачный подход

Проблемное изложение материала, работа с картой, беседа

Фронтальная.

Определение основных понятий темы, беседа по ключевым вопросам темы, составление схемы «Государственная система

XVII в.»

Репродуктивный:

– давать определение понятиям: Боярская дума, Земские соборы, приказы;

– используя карту, рассказывать о внешней политике России.

– давать определение понятиям: мануфактура, всероссийский рынок, самодержавие, государственный феодализм, протекционизм, сословия;

– знать основные положения Уложения 1649 г.

Продуктивный:

– давать характеристику личности М. Романова;

– анализировать положение России после Смуты;

определять значение укрепления самодержавия для развития России

– характеризовать новые черты в развитии экономики;

– проследить черты зарождения буржуазных отношений в России, определить их специфику;

– выявить особенности социальной структуры России XVII века

Понятия:

Боярская дума, Земские соборы, приказы.

Персоналии:

Михаил Романов

Захарова, Е. Н. Методические рекомендации
к изучению истории в 10 классе /
Е. Н. Захарова.

Серов, Б. Н.
Поурочные разработки.

Кочетов, Н. С. Поурочные планы. Учебник, § 4. Ч. 2

17

XVII «бунташный век»

Проблемное изложение, задачный подход

Работа
с дополнительной литературой.

Беседа, работа с картой

Индивидуальная.

Подготовить
сообщение
о народных восстаниях XVII в., о личности С. Разина.

Фронтальная.

Работа с картой (ход восстания) под руководством Разина

Репродуктивный:

– излагать в хронологической последовательности события Соляного бунта, восстания под руководством С. Разина.

Продуктивный:

– характеризовать народные движения XVII в. (причины, требования восставших, состав восставших, этапы, причины поражения);

– высказывать оценочные суждения о причинах поражения повстанцев;

– делать выводы о состоянии и характере развития российского общества середины и 2-й половины XVII в.

Народные восстания: Соляной бунт, хлебные бунты, Медный бунт. Восстание под руководством
С. Т. Разина

Серов, Б. Н. Поурочные разработки по истории России / Б. Н. Серов, А. Р. Лагно. Кочетов, Н. С. Поурочные планы. Карта «Российское государство

в XVII в.».

Учебник, § 6. Ч. 2

18

Внутренняя и внешняя
политика царя Алексея Михайловича

Россия накануне преобразований

Проблемное изложение, задачный подход

Проблемное изложение материала.

Работа
с дополнительной литературой, картой

Фронтальная.

Обсуждение
основных вопросов темы.

Индивидуальная.

Письменно
ответить на вопрос, подготовить сообщение о личности

Алексея Михайловича

Репродуктивный:

– раскрывать содержание понятия «абсолютизм»;

– излагать содержание церковной реформы, реформ центрального и местного управления;

– называть основные направления внешней политики;

– показывать на карте территории, вошедшие в состав России в XVII в.

Продуктивный:

– рассмотреть проявление тенденций абсолютизма во внутренней жизни страны;

– охарактеризовать реформаторскую деятельность царя, определить ее итоги и последствия;

– определить основные направления, задачи, итоги внешней политики;

– охарактеризовать уклад жизни и занятия нерусских народов, политику России в отношении этих народов;

– определить значение вхождения Сибири и Дальнего Востока в состав России.

Творческий:

– письменно ответить на вопрос: «Какие трудности стояли на пути страны в решении ее внешнеполитических задач?»

Репродуктивный:

– называть преобразования Федора Алексеевича и Софьи;

– перечислять внешнеполитические задачи.

Продуктивный:

– характеризовать правление Федора Алексеевича и Софьи;

– определять значение отмены местничества для развития государства

Понятия:

укрепление центральной власти; становление абсолютизма; церков-

ный раскол; старообрядчество; рост территории

Понятия:

местничество, стрельцы.

Персоналии:

Федор Алексеевич, Софья, Голицын, Петр I

Серов, Б. Н. Поурочные разработки по истории России / Б. Н. Серов, А. Р. Лагно. Кочетов, Н. С. Поурочные планы.

Карта «Российское государство в XVII в.», карты учебника.

Учебник, § 7, 8. 9
Ч. 2

19

Российская культура
XVII века

Проблемное изложение, задачный подход

Проблемное изложение материала. Беседа.

Решение проблемных задач

Групповая.

Разработка проектов по теме урока

Репродуктивный:

– давать определение понятиям темы;

– называть достижения русской культуры XVII в., давать им краткую характеристику;

– описывать быт россиян.

Продуктивный:

– выявлять особенности культурного развития России в XVII в.;

– характеризовать достижения русской культуры XVII в.;

– определить влияние церковного раскола на развитие культурного процесса.

Творческий:

– участвовать в разработке группового
проекта по теме

Понятия:

развитие культуры народов России; усиление светских элементов в русской культуре;
государство и церковь; ереси; архитектура; живопись; быт; народная культура; формирование великорусской нации;
барокко; знатное узорочье

Серов, Б. Н. Поурочные разработки по истории России / Б. Н. Серов, А. Р. Лагно.

Иллюстрации
и репродукции.

Карта «Российское государство в XVII в.».

Кочетов, Н. С.
Поурочные планы.

Учебник, § 10.
Ч. 2

20

Внутренняя и внешняя политика
Петра I

Проблемное изложение, задачный подход

Проблемное изложение материала.

Работа
с картой

Групповая.

Проанализировать содержание реформ.

Индивидуальная.

Участвовать
в дискуссии,
подготовить

Репродуктивный:

– излагать содержание реформ Петра I;

– знать определение понятий.

Продуктивный:

– выявлять предпосылки реформ;

– характеризовать реформы Петра I
(по методам проведения, по социальным последствиям, по социально-политическому содержанию);

Понятия:

приписные, посессионные крестьяне, меркантилизм, рекрутская повинность, регулярная армия, коллегии, Синод,

Захарова, Е. Н.
Методические рекомендации
к изучению истории в 10 классе /
Е. Н. Захарова.

Серов, Б. Н.

Поурочные

  1. Тема уроку (1)

    Урок
    2. Спробуємо дізнатися, про який дивовижний жанр музичного мистецтва ми будемо вести сьогодні розмову на уроці. Вашої увазі кросворд, по словам якого ми узнаємо тему нашого уроку ( №1.
  2. Тема урока (3)

    Урок
    Роман «Преступление и наказание». Мастерство Достоевского-романиста. Роль пейзажа, портретных зарисовок, интерьера в раскрытии идейного замысла. Язык произведения.
  3. Тема урока Кол-во (12)

    Урок
    Знать термины: земледелие, скотоводство, ремесло, ремесленник. Уметь сравнивать и делать отличия между формами хозяйства: присваивающим и производящим.
  4. Тема урока Тип урока (4)

    Урок
    Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов Знать: основные устройства компьютера, их назначение Опрос Клав.
  5. Урок литературы в 6 класс. Учитель: Юнусова А. Я. Тема урока: Оскар Уайльд «Кентервильское привидение»

    Урок
    Цель урока: раскрыть художественное своеобразие рассказа «Кентервильское привидение»; показать смешные и даже веселые подходы к традиционно-мистической проблеме.
  6. Урок окружающего мира 1 класс Тема урока : Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?

    Урок
    Знакомство учащихся с цветами и бабочками луга; посредством мыслительных операций в ходе групповой формы работы логично и аргументировано ответить на проблемный вопрос;
  7. Тема урока «Сравнительный анализ стихотворений Фета и Есенина» (первые опыты литературоведческого анализа поэтического текста)

    Урок
    Образовательные: через сравнение выявить своеобразие поэтики Фета и Есенина; показать, что особенности стилистики и поэтики отражают духовный мир поэта, его мировосприятие, что основы мировидения закладываются уже в детстве; приблизить
  8. Тема урока : Волшебные сказки. Сказки А. С. Пушкина

    Урок
    Цели урока: закрепить понятие авторских сказок; что сказки А.С. Пушкина являются волшебными сказками – герой не может сам, своими силами выполнить сложное задание (например, как королевич Елисей, найти невесту; он обязан обратиться
  9. Тема урока: Основание Екатеринодара и первых станиц

    Урок
    15 августа 1793 г. войсковое правительство решило «в Карасунском Куте против дубравы, называемой Круглик, в достопамятное воспоминание имени императрицы Екатерины II, воздвигнуть войсковой город Екатеринодар».
  10. Урок биологии в 6 классе. Учитель Василенко Т. В. Тема урока: Цветок. Соцветия. Плоды. Строение семян

    Урок
    Цели: Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению, первичному закреплению материала о цветке, соцветии, плоде и семенам; совершенствовать умения работать с текстом учебника, натуральнымчы объектами, микроскопами; способствовать

Другие похожие документы..