Тема уроков

– выявить причины перехода Руси к монотеистической религии;

– составить тезисы ответа по теме: «Владимир-язычник и Владимир-христианин – два исторических образа» –

характеризовать Ярослава Мудрого как государственного деятеля и личность;

– выяснить, чем Русская Правда отличалась от порядков предшествующего периода

6

Развитие феодальных отношений. Русь при потом-

Проблемное изложение, задачный подход

Работа
с картой,
схемой,
беседа,

Индивидуальная.

Характеризовать категории населения, составлять

Репродуктивный:

– находить на карте города – княжеские резиденции, центры торговли, места восстаний;

Понятия:

домен, кормление, вотчина, феодал, рядович,

Кочетов, Н. С., Серов, Б. Н. Поурочные разработки.

ках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах

проблемное изложение материала

схему «Система управления страной в XI в.».

Фронтальная.

Работать с картой

– знать о нашествии половцев, крестовом походе, восстании 1113 г.;

– рассказывать о древнерусском воинстве, монастырях, церкви.

Продуктивный:

– доказывать, что Русь в X–XI вв. была раннефеодальным государством;

– характеризовать существующие на Руси формы феодальной зависимости населения;

– определять историческое значение Русской Правды Ярославичей, Любеческого съезда 1097 г.;

– дать характеристику Владимиру Мономаху

закуп, холоп, дружина, князь, вои, церковь, монастырь.

Персоналии:

Илларион, Антоний, Феодосий, Олег Святославич, Владимир Мономах

Карта «Киевская Русь
в IX–XI вв.».

Учебник, § 7, 8. Ч. 1

7

Политическая раздробленность Руси

Проблемное изложение, задачный подход

Проблем-
ные задания, работа с картой

Индивидуальная.

Составление проектов по темам «Новгородская земля», «Киевское княжество», «Чернигово-Северское княжество», «Галицко-Волынское княжество», «Владимиро-

Репродуктивный:

– называть причины, сущность, последствия политической раздробленности;

– излагать направления политики князей.

Продуктивный:

– характеризовать предпосылки политической раздробленности (формирование местных княжеских династий, укрепление местного боярства, развитие ремесла и торговли, изменение положения и роли Киева, духовные

Понятия:

политическая раздробленность, вече, республика.

Персоналии:

Андрей Боголюбский, Юрий Долгорукий, Всеволод Большое гнездо

Захарова, Е. Н. Методические рекомендации к изучению истории в 10 классе / Е. Н. Захарова.

Серов, Б. Н. Поурочные разработки
по истории России /

Суздальское княжество»

предпосылки);

– сопоставлять процесс раздробленности Древнерусского государства и европейских государств, определять сходства и различия;

– высказывать оценочные суждения о положительных и отрицательных последствиях политической раздробленности на Руси;

– характеризовать крупные княжества;

– показать влияние деятельности князей на политическое и социально-экономическое развитие русских земель.

Творческий:

– подготовить проект

Б. Н. Серов,

А. Р. Лагно.

Карта «Феодальная раздробленность на Руси». Кочетов, Н. С.
Поурочные планы.

Учебник, § 9. Ч. 1

8

Культура Руси Х – начала XIII в. Зарождение русской цивилизации

Проблемное изложение, задачный подход

Работа с картинами, иллюстрациями, сообщения, беседа, работа с дополнительной литературой

Индивидуальная.

Подготовка сообщений.

Фронтальная.

Беседа

Репродуктивный:

– называть деятелей культуры, героев произведений;

– давать определения понятий;

– знать достижения культуры Руси данного периода.

Продуктивный:

– характеризовать культуру Х в. – начала XII в.;

– выяснить особенности формирования русской цивилизации

Понятия:

культура, летописи, архитектура, живопись, скульптура, фольклор, цивилизация.

Персоналии:

Кирилл, Мефодий, Нестор

Серов, Б. Н. Поурочные
разработки.

Кочетов, Н. С. Поурочные планы.

Учебник, § 11. Ч. 1.

Репродукции картин

9

Монгольское
нашествие
на Русь

Проблемное изложение, задачный подход

Проблемное изложение. Дискуссия. Работа с картой

Индивидуальная.

Составление конспекта «Этапы монгольского нашествия».

Фронтальная.

Беседа, работа с картой по ходу изучения материала, участие в дискуссии

Репродуктивный:

– проследить по исторической карте завоевание монголами русских княжеств (битва на Калке, разгром Рязанского княжества, разорение Владимирской земли, попытка похода на Новгород);

– на основе данных учебника определить причины поражения русских земель.

Продуктивный:

– выявить предпосылки завоеваний монголов;

– охарактеризовать основные этапы нашествия монголов на Русь;

– определить характер взаимоотношений Руси и Золотой Орды, высказывать оценочные суждения о характере ордынского владычества;

– выявить последствия монгольского нашествия, определить его влияние на весь ход русской истории.

Творческий:

– дискутировать по проблеме: «Влияние монгольского ига на складывание российской цивилизации. Оценки монгольского ига:

Понятия:

Золотая Орда, ордынское иго, ярлык.

Персоналии:

рязанский князь Юрий, Евпатий Коловрат

Захарова, Е. Н. Методические рекомендации к изучению истории в 10 классе /
Е. Н. Захарова. Серов, Б. Н. Поурочные разработки по истории России /

Б. Н. Серов,

А. Р. Лагно.

Кочетов,
Н. С. Поурочные планы.

Карта «Русские земли в XII–XIII вв.», карты битв в учебнике. Учебник, § 11. Ч. 1

1. Иго носило террористический характер;

2. Русь и Золотая Орда – идеальный симбиоз (Л. Н. Гумилев)»

10

Вторжение крестоносцев. Александр Невский

Проблемное изложение, задачный подход

Проблемное изложение. Дискуссия. Работа
с картой

Групповая.

Обсуждение
вопроса «Итоги и последствия вторжения крестоносцев».

Фронтальная.

Участие в дискуссии, работа с картой

Репродуктивный:

– знать основные факты и хронологию
событий немецко-шведской агрессии
на Русь;

– используя карту, рассказывать об отражении опасности с Запада.

Продуктивный:

– раскрывать причины вторжения крестоносцев на Русь;

– определять последствия вторжения крестоносцев на Русь.

Творческий:

– Дискутировать по проблеме: «Все славянские народы утрачивали национальную самостоятельность, кроме русских. Выбор А. Невского сохранил возможность формирования русской государственности. Согласны ли вы с данным мнением?»

Понятия:

экспансия, Невская битва, ледовое побоище, крестоносцы, рыцарские ордена.

Персоналии:

Александр Невский

Захарова, Е. Н. Методические рекомендации к изучению истории в 10 классе /
Е. Н. Захарова, с. 81–87.

Серов, Б. Н. Поурочные разработки
по истории России /

Б. Н. Серов,
А. Р. Лагно.

Кочетов, Н. С. Поурочные планы.

Карта «Русские земли
в XII–XIII вв.», карты битв в учебнике.

  1. Тема уроку (1)

    Урок
    2. Спробуємо дізнатися, про який дивовижний жанр музичного мистецтва ми будемо вести сьогодні розмову на уроці. Вашої увазі кросворд, по словам якого ми узнаємо тему нашого уроку ( №1.
  2. Тема урока (3)

    Урок
    Роман «Преступление и наказание». Мастерство Достоевского-романиста. Роль пейзажа, портретных зарисовок, интерьера в раскрытии идейного замысла. Язык произведения.
  3. Тема урока Кол-во (12)

    Урок
    Знать термины: земледелие, скотоводство, ремесло, ремесленник. Уметь сравнивать и делать отличия между формами хозяйства: присваивающим и производящим.
  4. Тема урока Тип урока (4)

    Урок
    Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов Знать: основные устройства компьютера, их назначение Опрос Клав.
  5. Урок литературы в 6 класс. Учитель: Юнусова А. Я. Тема урока: Оскар Уайльд «Кентервильское привидение»

    Урок
    Цель урока: раскрыть художественное своеобразие рассказа «Кентервильское привидение»; показать смешные и даже веселые подходы к традиционно-мистической проблеме.
  6. Урок окружающего мира 1 класс Тема урока : Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?

    Урок
    Знакомство учащихся с цветами и бабочками луга; посредством мыслительных операций в ходе групповой формы работы логично и аргументировано ответить на проблемный вопрос;
  7. Тема урока «Сравнительный анализ стихотворений Фета и Есенина» (первые опыты литературоведческого анализа поэтического текста)

    Урок
    Образовательные: через сравнение выявить своеобразие поэтики Фета и Есенина; показать, что особенности стилистики и поэтики отражают духовный мир поэта, его мировосприятие, что основы мировидения закладываются уже в детстве; приблизить
  8. Тема урока : Волшебные сказки. Сказки А. С. Пушкина

    Урок
    Цели урока: закрепить понятие авторских сказок; что сказки А.С. Пушкина являются волшебными сказками – герой не может сам, своими силами выполнить сложное задание (например, как королевич Елисей, найти невесту; он обязан обратиться
  9. Тема урока: Основание Екатеринодара и первых станиц

    Урок
    15 августа 1793 г. войсковое правительство решило «в Карасунском Куте против дубравы, называемой Круглик, в достопамятное воспоминание имени императрицы Екатерины II, воздвигнуть войсковой город Екатеринодар».
  10. Урок биологии в 6 классе. Учитель Василенко Т. В. Тема урока: Цветок. Соцветия. Плоды. Строение семян

    Урок
    Цели: Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению, первичному закреплению материала о цветке, соцветии, плоде и семенам; совершенствовать умения работать с текстом учебника, натуральнымчы объектами, микроскопами; способствовать

Другие похожие документы..