Автореферат разослан мая 2010 г

На правах рукописи

Курышова Людмила Вениаминовна

Женские монастыри России:

своеобразие культурных традиций

(на примере монастырей Волгоградской области)

24.00.01 – теория и история культуры

Автореферерат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук

Волгоград – 2010

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высше­го профессионального образования «Волгоградский государственный медицинский уни­верситет» Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию РФ.

Научный руководитель: кандидат исторических наук,

доктор философских наук, профессор

Кибасова Галина Петровна

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор

Болотов Николай Александрович

кандидат социологических наук, доцент

Нестерова Анна Геннадьевна

Ведущая организация:

Астраханский государственный

университет

Защита состоится 26 июня 2010 г. в 12. 00 на заседании диссертационного совета ДМ 208.008.07 при Волгоградском государственном медицинском университете (400131, г. Волгоград, пл. Павших Борцов, 1, в ауд. 4-07).

С диссертацией можно ознакомиться в научно-фундаментальной библиотеке Волгоградского государственного медицинского университета.

Автореферат разослан « » мая 2010 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

доцент И.К. Чёремушникова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования обусловлена сложным духовно-нравственным состоянием современного российского общества, связанным с распадом прежней системы ценностей и определённым «духовным вакуумом», в котором оказалось большинство россиян. Опыт Русской православной церкви в сфере социального служения, просвещения, воспитания нравственных идеалов в российском обществе может служить ориентиром в духовно-нравственном возрождении России, в воссоздании социально-полезных типов деятельности.

Особым видом социального служения церкви является монашеское служение, история и традиции которого относятся к малоизученным феноменам отечественной культуры. Однако эта скрытая от обычного взгляда человека форма жизни православной церкви всегда оказывала значительное влияние на духовную культуру России.

Православные монастыри и монашество – неотъемлемая часть культурных традиций русского народа. С одной стороны, монастырь существенно влиял на жизнь и традиции этноса, поскольку транслировал православное мировоззре­ние, духовные, нравственные, этические ценности. С другой стороны, этниче­ская культура влияла на организацию повседневной жизни монастыря, и он впитывал опыт материальной (хозяйственной, бытовой) и нравственно-этической культуры этноса. Несомненно, монастырь способен аккумулировать религиозные, исторические и этнокультурные начала.

Исторически на территории Волгоградской области располагалось 12 монастырей, 8 из которых были женскими. Сегодня идет активное возрождение женских обителей, что позволяет провести историко-культурологическое исследование своеобразия их традиций.

Степень разработанности проблемы. По историографии избранной темы можно найти довольно разрозненный материал, поэтому автор счёл необходимым сделать историографический анализ в специальном параграфе.

История монастырей исследовалась в контексте истории России. Использовались труды классиков (С. М. Соловьева, В. О. Ключевского, А. А. Корнилова), фундаментальные работы XIX в. по истории церкви архиепископа Филарета (Гумиленского), митрополита Макария (Булгакова), Е. Е. Голубинского, И. В. Преображенского, А. В. Карташева. Особо необходимо выделить труды И. К. Смолича «История русской церкви. 1700-1917» и «Русское монашество».

В XIX в. появляется целый ряд популярных исторических описаний. «Обзор учреждения в России православных монастырей со времени введения штатов по духовному ведомству» Н. И. Григоровича посвящён хронологии появления русских монастырей. В работе Л. И. Денисова «Православные монастыри Российской Империи» предпринимается попытка создать типологию монастырей. Особого упоминания заслуживает трехтомный труд В. В. Зверинского «Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи». Монография П. Казанского «История православного русского монашества до основания лавры Св. Троицы преп. Сергием» освещает события до XIV в. Хронологическим продолжением служит изыскание М. Кудрявцева «История православного монашества в Северо-Восточной России со времен преп. Сергия» (1881 г.). Выходят в свет работы В. Кильчевского «Богатства и доходы духовенства», С. П. Мельгунова «Наши монастыри».

Для советской историографии характерен классовый подход к истории церкви. Показательными являются работы Н. М. Никольского, В. Ф. Зыбковец, Н. Буркина, Е. Ф. Грекулова. Рубежной стала коллективная монография «Русское православие: вехи истории» (1989 г.). Новейшие исследования по монастырской тематике затрагивают различные проблемы. В работах Л. П. Рощевской, П. А. Корчагина, Т. Ю. Самсоновой рассматриваются экономические параметры деятельности обителей. Устройству монастырской жизни посвящены изыскания Е. В. Беляковой и В. Гролимунда. В статьях Т. В. Барсегян, М. И. Бълховой, В. С. Румянцевой предлагаются варианты типологии монастырей. Диссертационные исследования О. И. Радченко, А. В. Рощектаева, Е. В. Добротушенко, А. В. Овчинникова, С. Н. Щербич показывают историю отдельных монастырей. Единственной обобщающей работой постсоветского периода является книга П. Н. Зырянова «Русские монастыри и монашество в XIX – начале XX вв.».

В названных работах отмечаются отдельные факты из истории женских монастырей. К специальным изданиям можно отнести только популярные очерки «Русское православное женское монашество ХVIII-ХIХ вв.», составленные монахиней Таисией.

Истории монастырей Волгоградской области посвящен достаточно большой круг работ. Это статьи М. В. Себрякова: «Очерки Усть-Медведицкого монастыря», «Несколько слов о бывшей Межигорской пустыни», «Схимонах Филарет. Донской атаман Фрол Минаич», сочинения Д. Правдина по истории Усть-Медведицкого монастыря и т.д. Факты из истории монастырей приводят донские историки Е. П. Савельев, Б. В. Краснов и Н. Краснов. Специально исследовали монастырскую историю в Донском крае Н. Снесарев, А. Крылов и А. А. Кириллов. В нач. XX в. выходит книга П. М. Посохина об истории Дубовского Вознесенского женского монастыря.

Некоторые сведения можно почерпнуть из книг, посвящённых памяти подвижников и подвижниц. В основном эти работы писались духовными лицами и несут отпечаток агиографических произведений. К этой группе относится книга священника М. Н. Соловьева о благотворительнице Ахтырского монастыря Е. Годейн, книги об игуменье Арсении, о старце Амвросии Оптинском и об иеромонахе Илиодоре.

В постсоветское время история монастырей региона фактически создавалась заново. Волгоградская епархия начала делать это с переиздания трудов дореволюционных краеведов. История монастырей Волгоградской области была описана С. М. Ивановым в 4-м томе серии «Русские монастыри». В работе В. И. Супруна и Г. Д. Куликова была затронута тема подвижничества. В исследовании В. В. Серебряной рассматриваются архитектурные особенности монастырских построек Волгоградской области. Учёные Волгоградского государственного университета совместно с Волгоградской епархией издали сборник «Очерки по истории Волгоградской епархии Русской православной церкви». О. Ю. Редькина исследует историю создания на месте монастырей сельскохозяйственных общин, а также помощи религиозных организаций голодающим. Историю развития донского монашества рассматривает Е. И. Кирсанов.

В результате проведённого историографического анализа можно констатировать, что в научной литературе история женских монастырей региона затрагивается фрагментарно, хотя количество привлечённых диссертантом источников и современная степень изученности проблемы позволяют исследовать своеобразия культурных традиций женских монастырей региона.

Объектом исследования является традиционная монастырская культура России.

Предмет исследования – социокультурные традиции женского православного монастыря.

Целью исследования является комплексное изучение исторической динамики развития социокультурных традиций женских монастырей Волгоградской области, их влияние на формирование общекультурной ситуации в регионе.

Для её достижения поставлены следующие задачи:

  • выделить основные этапы становления историографии проблемы и специфику её источниковедческой базы;

  • проанализировать историю возникновения и своеобразие организации женских монастырей в России;

  • продемонстрировать особенности жизнедеятельности монастырей при советской власти и процесс их возрождения в современных условиях;

  • исследовать историю становления и специфику внутреннего жизнеустройства монастырей Волгоградской области;

  • выявить особенности хозяйственной деятельности монастырей в регионе;

  • рассмотреть основные направления социокультурной и просветительской деятельности женских монастырей.

Хронологические рамки исследования охватывают период с XVII в. по настоящее время. Нижняя граница обусловлена временем появления первых женских монастырей на территории Волгоградской области, а верхней границей является начало XXI в., когда монастыри епархии стали активно возрождаться.

Территориальные рамки работы охватывают современную террито­рию Волгоградской и Камышинской епархии Русской Православной церкви (бывшей Царицынской епархии). В связи с тем, что она была создана на базе ряда благочиний Саратовской, Астраханской, Донской, Самарской епархий и ее границы и центр неоднократно менялись, для исследования привлекались материалы вышеназванных церковных единиц.

Методологическая база исследования основана на историческом и диалектическом подходах к анализу феномена русского православного монастыря. В работе использовались как общие, так и специальные методы историко-культурологического исследования. Все задачи решались на основе проблемно-хронологического метода. Историко-генетический метод позволил выявить динамику зарождения и развития женских монастырей в России, а историко-функциональный метод и метод исторической реконструкции позволили исследовать специфику хозяйственной и социокультурной деятельности женских монастырей.

Характер работы обусловил необходимость междисциплинарного подхода, позволившего исследовать проблему комплексно, привлекая достижения культурологии, отечественной истории, историографии, источниковедения, этнологии и этнографии русского народа. Автор опирался и на феноменологический подход, вытекающий из методологии микроистории. Монастырь рассматривался как целостный историко-культурный феномен, который обладает устойчивой микросредой, способной реагировать на «вызовы» внешне­го мира.

Источниковая база исследования. В работе использован широкий круг источников, которые условно можно разделить на несколько групп.

1. Делопроизводственная документация представлена отчетами монастырей, частных лиц, благотворительных обществ, рапортами монастырских обществ, уставами, документами финансовой отчетности. В основном, эти материалы размещаются в хранилищах Российского государственного исторического архива (Ф. 796 «Дела Канцелярии Святейшего синода» и Ф. 799 «Хозяйственное управление Святейшего синода»). В фондах Института истории материальной культуры при Российской академии наук также хранятся материалы о церковных древностях, принадлежавших Усть-Медведицкому монастырю (Ф. Р-III).

В государственном архиве Волгоградской области (Ф. № 302 и Ф. И-15) находится информация о межевании монастырских земель Усть-Медведицкого монастыря. К советскому времени относятся материалы фондов Р-1722 («Списки лишённых избирательных прав по Усть-Медведицкому округу»), Р-6284 («Уполномоченный Совета по делам Русской православной церкви при Совете Министров по Волгоградской области»), Р-6285 («Уполномоченный Совета по делам религий при Совете Министров по Волгоградской области»), где характеризуется религиозная обстановка в регионе. В фондах Р-37 («Исполнительный комитет Сталинградского губернского Совета рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов») и Р-122 («Отдел управления Царицынского губернского исполнительного комитета Совета рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов») приводятся документы, касающиеся личности и деяний бывшего иеромонаха Илиодора (Труфанова). В фондах № 313 и 1457 содержатся списки священнослужителей, сведения по закрытию монастырских храмов.

В государственном архиве Ростовской области (Ф. 236 «Донская духовная консистория») хранятся церковные описи Усть-Медведицкого монастыря, дела о выплате пожертвований. В фонде № 301 («Областное правление области войска Донского») содержатся дела о земельных наделах вышеуказанным обителям за 1846-1859 гг.

В государственном архиве Саратовской области исследовались фонды № 135 («Саратовская духовная консистория») и № 656 (Строительное отделение Саратовского губернского управления), в которых находятся сведения о назначении в общины священнослужителей, биографии настоятелей, проекты переустройства монастырских церквей.

Особо выделим ранее труднодоступные архивы региональных управлений Федеральной службы безопасности, содержащие сведения о репрессированных представителях монашества и духовенства (Ф. Р-6).

Автор получил возможность работать с архивамимонастырей региона: Гусёвского (Ф. А-5), Каменно-Бродского (Ф. И-7), Дубовского (Ф. В-3), а также с личными архивами священника И. Боева и С. М. Иванова – пресс-секретаря Митрополита Волгоградского и Камышинского Германа.

2. Документы статистики. В кон.XIX – нач.XX вв. была опубликована серия сборников: Любинецкого Н. А. «Землевладение церквей и монастырей Российской империи», Кириллова А. «Донская епархия в её настоящем положении (по статистическим данным 1896 года)», где можно встретить данные о доходах и строениях, количестве монашествующих, размере земельных владений и т.п.

3. Материалы справочного характера. В нач. XX в. для паломников издавались путеводители, словари, справочные книги, адрес-календари, из которых можно получить некоторые сведения о количестве монастырей, месте расположения и т.д.

4. Периодические издания. В «Донских епархиальных ведомостях» и «Саратовских епархиальных ведомостях» публиковались указы Синода, распоряжения архиереев и Духовных консисторий. В этих и других изданиях («Донской православный вестник», «Донская христианская мысль», «Донская церковная старина», «Воронежская старина», «Журнал епархиального съезда духовенства и церковных старост Донской епархии») даётся информация о жизни монастырей с 60-х годов XIX в. по 1917 г.

5. Воспоминания и дневники. К этой группе можно отнести работу «Собрание писем преподобного Амвросия старца Оптинского к превосходительной NN и настоятельницам N общины», в которой содержится информация о Гусёвской Ахтырской обители. Книга «Игуменья Арсения настоятельница Усть-Медведицкого монастыря ОВД»составлена из личных писем игуменьи. На основе воспоминаний составлена книга иеромонаха Никона «Монахиня Раиса». Информацию дают воспоминания иеромонаха Илиодора«Святой чорт (записки о Распутине)»(1917 г.)и дневник протоиерея Голубцова «Поездка на Всероссийский церковный Московский собор». Автором диссертации в ходе встреч с насельниками вновь открытых обителей и старожилами гг. Волгограда, Дубовки, Серафимовича был собран значительный мемуарный материал, который впервые вводится в научный оборот.

Научная новизна исследования заключается в раскрытии методами историко-культурологического исследования своеобразия культурных традиций женских монастырей России. Впервые проведён специальный анализ историографии проблемы, который позволил выделить основные этапы её изучения и научные перспективы. В основе диссертационного исследования лежит широкий круг архивных источников, ряд которых впервые вводится в научный оборот. Впервые комплексно исследован процесс становления и развития женских монастырей Волгоградской области, специфика их хозяйственной, социокультурной и просветительской деятельности. Продемонстрированы особенности жизнедеятельности монастырей при советской власти и процесс их возрождения в современных условиях.

Научная новизна исследования раскрывается в положениях, выноси­мых на защиту:

  1. Автореферат разослан сентября 2010 г

    Автореферат диссертации
    Защита диссертации состоится 05 октября 2010 г. в 1 часов на заседании диссертационного совета Д 311.011.01 при Волгоградской государственной академии физической культуры по адресу: 4 5, г.
  2. Автореферат разослан мая 2011 г (2)

    Автореферат диссертации
    Саровский физико-технический институт – филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
  3. Автореферат разослан мая 2011 г (1)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 27 июня 2011 г. в …. часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.162.05 при ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» по адресу: 603022, Нижний Новгород, ул.
  4. Автореферат разослан ноября 2010 г

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 20 декабря 2010 г. в 12.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.162.05 при ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» по адресу: 603022, Нижний Новгород, ул.
  5. Автореферат разослан января 2010 г

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 24 февраля 2010 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 212.162.01 при ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» по адресу: 603950, г.
  6. Автореферат разослан октября 2010 г (1)

    Автореферат диссертации
    Актуальность исследования. Изменение политического и социального строя в России в конце ХХ века, возрождение многопартийности вызвали значительный рост исследовательского интереса к истории российских политических партий – противников
  7. Автореферат разослан " " мая 2011 г

    Автореферат диссертации
    Защита состоится " " июня 2011 г. в час. на заседании диссертационного совета Д 002.69.02 в Институте прикладной физики РАН (603950, г. Нижний Новгород, ул.
  8. Автореферат разослан (1)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится на заседании Объединённого Специализированного Совета Д. 067.02.01 по защите диссертаций на соискание учёной степени доктора (кандидата) философских наук при Национальном Университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека
  9. Автореферат разослан (12)

    Автореферат диссертации

Другие похожие документы..