Т. Р. Григорьева Детские библиотеки Чувашской Республики в 2010 году : информ аналит сб. / Чуваш респ дет юнош б-ка; сост и ред.: Н. В. Громова, Т. Н. Миронова. Чебоксары, 2011.  177 с ил

В Канашской детской библиотеке с целью повышения информационной грамотности пользователей в рамках школы информационной культуры «Чудесный компьютер» состоялись занятия: библиотечные уроки «Правила общения с книгой», «Приключение каталажной карточки»; часы библиографии «Рождение книги», «С днем рождения, книга!»; экскурсия по библиотеке «Библиотечное царство – замечательное государство»; библиографические игры «Словари и словарики», «Наш журнальный остров»; индивидуальные библиографические консультации «Поиск информации в электронном каталоге, в электронной картотеке статей из периодики».

В Козловской детской библиотеке с учащимися 5-6-х классов проводились библиотечно-библиографические занятия: беседа «Герой литературный и компьютерный», праздничный вечер «Ура! Информатика», конкурсы «Эрудит», «Дешифратор», «Программист», «Инфоребусы», «Лингвист», игра «Без компьютера жизнь невозможна», игры по развитию навыка обращения с «мышью», конкурс компьютерного рисунка «Электронная кисточка».

В Комсомольской детской библиотеке были организованы уроки библиотечных знаний для учащихся младшего школьного возраста «В мудром царстве, книжном государстве», «Любопытным детям обо всем на свете», «Тысяча мудрых страниц», состоялась игра-путешествие «Книжкина история», знакомство с электронным каталогом «Моя первая библиотека». Для учащихся младших классов проведены библиографические игры-путешествия «Страна Журналия», «В гостях у дедушки-Краеведушки», для среднего школьного возраста – «Увлекательная библиография», «Компьютер рисует вместе со мной», «Жизнь замечательных детей», «Поиск информации в электронном каталоге, в электронной картотеке статей из периодики». Прошли также уроки компьютерной грамотности для старшеклассников «Интернет в вопросах и ответах», «С компьютером на ты». В работе использовались мультимедийные издания.

В Красноармейской детской библиотеке проводились библиотечные уроки по программе «Школа информационной культуры». Наряду с основной программой, с читателями младшего возраста проводили уроки по темам «Как хорошо уметь читать», «Путешествие в Читай-теремок», «Путешествие в страну Филологию».

Многие мероприятия в Красночетайской детской библиотеке проводились с применением современных информационных технологий. По программе формирования информационной культуры «Мир информации», прошло обучение компьютерной грамотности, алгоритмам поиска в электронных каталогах, базах данных. В Школе информационной культуры «Информационно-грамотная личность» проведено 7 занятий.

В Марпосадской детской библиотеке состоялся библиотечно-библиографический урок «Твои первые энциклопедии и справочники». На увлекательном уроке Домовенок-Словаренок поведал ребятам много интересного о том, что первые энциклопедии появились ещё в Древнем Египте, а самая большая энциклопедия была в Китае; объяснил, чем отличаются современные энциклопедии от словарей, какое между ними различие; научил правильно пользоваться справочной литературой и электронными энциклопедиями. В библиотеке работает Клуб любознательных «Справочное бюро Почемучек», который способствует развитию способностей детей, созданию условий для познания окружающего мира, самореализации и самоутверждению личности, свободному межличностному и групповому общению детей, в процессе которого рождается интерес, коллективное дело.

В Моргаушской детской библиотеке им. А. Г. Николаева проведены библиотечные уроки, беседы о правилах и приемах работы с книгой, занятия по компьютерной грамотности, работе в Интернете, организованы книжные выставки, созданы плакаты, посвященные правилам пользования каталогами. С ребятами 7-9 классов прошел библиотечно-библиографический урок «Периодические издания – источник информации и разнообразных знаний». Для проведения урока были разработаны дополнительные информационные материалы «К сведению» (из истории периодических изданий, в том числе занимательные: первый русский репортер; газета, прожившая сутки; самый быстрый еженедельник; откуда взялась «газетная утка» и пр.). С ребятами младших классов прошли библиотечно-библиографические уроки: «Читающий мир», «Словари, справочники, энциклопедии», «Поиск нужной литературы в каталоге».

В Порецкой детской библиотеке им. Н. Мишутина проведено 6 уроков-экскурсий, занятия «Слова и словари»,«Каталоги, картотеки».

В Урмарской детской библиотеке занятия для пользователей младшего школьного возраста проводились в рамках программы компьютерной грамотности «Давай знакомиться, компьютер». Традиционные библиотечные уроки прошли по программе «Библиотека – волшебное место, где книгам не скучно, где нам интересно»по следующимтемам: «Книжкин дом – библиотека», «Такие разные носители информации», «Как познакомиться с книгой», «Поиск книг в алфавитном и систематическом каталоге», «Как найти тебя, книга».

В Цивильской детской библиотеке проведен цикл уроков «Словари  твои друзья», библиотечная игра «Путешествие в Книгоград», игры-путешествия «Книжкин дом», «Строение книги»; «Как рождается книга»; «Из чего сделана книга», «Структура книги»; «Выбор книг в библиотеке», «Твои первые словари и справочники»; «Путешествие в страну «Журналия»; «Как обращаться с книгой»; «Я с книгой открываю мир»; «В них мудрость жизни»; «Как найти книгу»; «Что такое библиотека?». Проводились также: Дни информации «День новой книги»; «Наш журнальный остров»; часы информации: «К вам в гости новые книги пришли»; «Новые книжки для малыша и малышки»; «Почемучки спешат на помощь»; «Советуем прочитать»; часы библиографии«Добрый мир любимых книг»; «Давайте верить в чудеса»; библиографические игры «Путешествие в Книгоград», «Здравствуй, здравствуй, Книжкин Дом»; индивидуальные библиографические консультации «Как пользоваться алфавитным и систематическим каталогами, тематическими картотеками».

Ядринская детская библиотека разработала проект «Школа общения с информацией» в рамках которого проведены: День информации «Кто владеет информацией, тот правит миром», уроки информационной культуры «Информация, источники информации», «Как не заблудиться в информации», «Информационные ресурсы библиотеки», «Тетте» – Игрушка – добрый друг детей», «Словарное дело – его призвание» (к 110-летию С. И. Ожегова), «Элементы книги», слайд-урок «Как оформить реферат». Всего проведено 20 уроков. Дано 6 индивидуальных консультаций по работе в компьютерных программах.

В Яльчикской детской библиотеке проведены библиотечные уроки «Книжкины покои», «Приключения книги на книжной полке», «Кто журналы читает, тот «пятерки» получает»; час интересных сообщений «Чудо, имя которому – книга», посвященный Международному Дню детской книги; День открытых дверей, посвященный Общероссийскому дню библиотек; праздник книги для учащихся 1-х классов «Книга – наш друг». Для детей, первый раз посещающих библиотеку, был подготовлен буклет-путешествие «Входящий в книжный храм» и «Приглашение», подарены закладки «Книжкина больница», «Как обращаться с книгой», «Одежки для обложки», «Гигиена чтения». Для руководителей детским чтением – буклет «Научите ребенка любить книгу».

В 2010 году в детской библиотеке г. Канаш в рамках «Школы юного читателя»с целью популяризации библиотечно-библиографических знаний и формирования информационной культуры пользователей проведены: библиотечный урок-практикум «Маленькие секреты интересного чтения», урок-знакомство с периодикой «Путешествие в Страну Журналию», урок-экскурсия «В гостях у детских книг», интерактивная экскурсия «Книжное царство – мудрое государство», библиотечный урок «Вечные спутники человечества», урок-экскурсия «Библиотечный городок», экскурсия «Здравствуй, Книжкин Дом». В 2010 году был разработан проект «Программа «Компьютерная азбука»» для формирования информационной культуры детей из Канашского социального приюта для детей и подростков. Проведено 4 обучающих практических занятия.

В ГДЮБ г. Новочебоксарск в течение года работала Школа компьютерной грамотности. В рамках 1-й городской олимпиады «Библиознайка-2010» проведена игра «Библиознайка»; были организованы библиотечные уроки: «Мы путешествуем, друзья, по словарям от «А» до «Я», «Умелый читатель», «Мир периодических изданий для старшеклассников», «Как выбрать книгу в библиотеке?». Во время занятий с детьми использовали оригинальное приложение к «Детской энциклопедии Кирилла и Мефодия» «Мир Информатики».

Библиотеками используются традиционные формы массового информирования:

  • Дни информации: «Библиотека информирует учителей» (Ишлейская детская библиотека), «Наш журнальный остров», «Добрый мир-любимых книг»; час информации «Писатели нашего детства» (ЦГДБ им. Чуковского г. Чебоксары), «Твое здоровье в твоих руках» (Урмарская детская библиотека);

  • часы информации: «Сдаём экзамен на «отлично»» (Красноармейская детская библиотека), «В помощь учебному процессу» (Ибресинская детская библиотека), «Периодика в помощь классному руководителю», «Новые имена в детской литературе», «Подросток и право», «В царстве школьных наук» (Комсомольская детская библиотека); «Будущее Чувашии», «Вон из жизни никотин – быть здоровыми хотим» (Урмарская детская библиотека);

  • библиографические обзоры книг и периодических изданий: «Книжный мир открывает тайны» (Ишлейская детская библиотека), «Я имею право!» (Ибресинская детская библиотека), «Знакомьтесь: новые имена» (детская библиотека им. С. Я. Маршака г. Шумерля), «Почемучки спешат на помощь», «Что принес нам почтальон», «Давайте верить в чудеса» (ЦГДБ им. К. Чуковского г. Чебоксары).

В своей практике библиотеки применяют библиографические пособия разных форм:

  • буклеты: «Тайна красоты» по эстетике; «Да здравствует почемучка!»; «Советы супругам» – по здоровому образу жизни: «Чтобы жизнь не прошла мимо», «Право на жизнь», «Долго ли до беды», «Грипп: защита и лечение без лекарств», «Мои любимые сказки» (Вурнарская детская библиотека);

– буклеты «Основные правила поведения детей обеспечивающих их безопасность», «Как купаться правильно»; «Профессия – педагог»; «Вы хотите, чтобы ваш ребенок читал?» (Ибресинская детская библиотека);

– рекомендательный указатель «Звезда поэзии и певец свободы» – к 120-летию К. Иванова – памятки, буклеты «Золотой ключик», «Азбука юного пешехода», «Подросток и уголовная ответственность», «Сигарета в детских руках», «Я и дорога», «Пионеры-герои», «Маленькие солдаты большой войны», «Годы мужества», «Я ребенок. Имею право», «Славлю, тебя, Учитель», «Быть учителем – это прекрасно!», «Все для вас, дорогие учителя!» (Комсомольская детская библиотека);

– рекомендательные списки литературы «Лев Толстой – детям», «Книги-юбиляры-2010», «И снова праздник в библиотеке: Неделя детского чтения и книги – 2010» (Красноармейская детская библиотека);

– рекомендательный список литературы «Чтение с Учением», памятка с высказываниями великих людей об учителе «Святое имя, будь благословенно!..», информационный лист «Роль учителя в обществе», путеводитель по образовательным ресурсам Интернет «Образовательные ресурсы Интернет» (Кугесьская детская библиотека);

 буклет «Приглашаем в Книжкин дом» (Яльчикская детская библиотека);

  • библиографический список «Экологический календарь»; закладка «Прочитанная книга о войне – твой подарок ко Дню Победы; буклет «ЭКОС»; дайджест «Экологический манифест»; сценарии «Лесные истории», «Журнальный хоровод»; календари карманные «9 мая», «День Победы», «Поздравляем с Днём библиотек!», «А ты записался в детскую библиотеку?»; путеводитель по детским учреждениям города «Для вас, юные канашцы»; информационная папка «2010 год – Год учителя» (детская библиотека г. Канаш);

– «Книжные новинки. Приходи и читай!», «Со всего земного шара книга детская пришла», «Новинки литературы» (ГДЮБ г. Новочебоксарск);

    • рекомендательный список литературы «Маленький солдат большой войны»; рекомендательный указатель: «Образ учителя в художественной литературе»; памятка для старшеклассников «Мир без опасности»; памятка для школьников «Как защитить себя в школе»; информационный буклет «Не погибай по неведению»; брошюра для родителей «Пять золотых правил для тех, кто хочет приучить ребенка к чтению»; буклеты для родителей и детей «10 фактов о пользе чтения»; «Чтение – лучшее учение», «Дорогие мамы и папы! Приходите в детскую библиотеку!» (ЦГДБ им. К. Чуковского г. Чебоксары);

– рекомендательные списки литературы «Если хочешь стать учителем», «Подсказки для взрослых», «Мир Чехова»; аннотированный рекомендательно-библиографический указатель к 65-летию Великой Победы «Страницы, овеянные бессмертием», библиографические рекомендательные буклеты «Чародей добра» (к 75-летию А. А. Лиханова); «Символы моей Родины. Флаг России», памятка «Дети и Интернет» (детская библиотека им. С. Я. Маршака г. Шумерля)

При работе с руководителями детского чтения задачи библиотек из года в год остаются неизменными  методическое обеспечение в помощь проведению уроков и внеклассных мероприятий, своевременное информирование о новинках литературы, сотрудничество с педагогами в привлечении детей к чтению и проведении массовых мероприятий.

Используется в детских библиотеках и система избирательного информирования. Регулярно информируются коллективы Ишлейской школы, детсада, Дома Творчества, районной больницы. В Красноармейской детской библиотеке постоянно действует уголок библиографического информирования «Библиографград». В Кугесьской детской библиотеке в 2010 году было проинформировано 93 абонента, из них индивидуально – 85, коллективно – 8. Среди абонентов индивидуального информирования преобладают учителя начальных классов и воспитатели детских садов. На коллективном информировании состоят школы, детские сады, Дворец детского творчества и другие детские досуговые организации. Налажено взаимодействие со школами, детскими садами поселка.

В детской библиотеке г. Канаш на информационное обслуживание взято 7 абонентов, из них на индивидуальное информирование – 5 абонентов, на коллективное информирование – 2 абонента. ГДЮБ г. Новочебоксарск обслуживает 6 индивидуальных абонентов и 2 коллективных абонента. Ядринская детская библиотека осуществляет индивидуальное информирование 44 абонентов, из них 4 – коллективные.

Многие детские библиотеки в течение года размещали информацию о проводимых мероприятиях на веб-сайтах районной администрации.

Анализ деятельности детских библиотек по формированию информационной культуры пользователей показал, что детские библиотеки в основном успешно справляются со своими задачами – учить детей самостоятельному поиску нужной информации, методам ее обдумывания, самостоятельной переработки, а не автоматическому использованию готового продукта, помочь читателям из огромного моря печатной и электронной продукции отобрать лучшее. Развитие информационных технологий является определяющим фактором в улучшении качества обслуживания пользователей, позволяет строить диалог с детьми на качественно новой основе, воспитывать всесторонне развитую личность.

Однако следует отметить, что не во всех библиотеках обучение компьютерной грамотности реализуется по специально разработанным программам. Не все библиотеки предоставляют полную статистическую информацию о количестве выполненных справок, библиографических обзоров, объемах собственных ЭБД, количестве обученных основам информационной культуры, что значительно затрудняет анализ качества деятельности библиотек.

Обзор подготовила:

заведующая информационно-

библиографическим отделом М. С. Данилова

  1. Указатель Чебоксары (1)

    Указатель
    К 53 Книги Чувашской Республики. 2001-2005 : ретросп. библиогр. указ. / составители А. Г. Сидорова, А. Б. Краснова, Ф. Г. Парамонова. – Чебоксары, 2010.
  2. От составителей (3)

    Документ
    В. П. Муромский, д‑р филол. наук (председатель); Н. Г. Захаренко (зам.председателя); Ю. А. Андреев, д‑р филол. наук; Н. К. Леликова, д‑р ист. наук;С. Д.
  3. От составителей (4)

    Документ
    В. П. Муромский, д р филол. наук (председатель); Н. Г. Захаренко (зам.председателя); Ю. А. Андреев, д р филол. наук; Н. К. Леликова, д р ист. наук;С. Д.
  4. Бюллетень новых поступлений за март 2011г (1)

    Бюллетень
    Тарасов, Александр Алексеевич. Процессуальные и тактико-психологические проблемы расследования преступлений группой следователей : автореф. дис. к.ю.

Другие похожие документы..