Т. Р. Григорьева Детские библиотеки Чувашской Республики в 2010 году : информ аналит сб. / Чуваш респ дет юнош б-ка; сост и ред.: Н. В. Громова, Т. Н. Миронова. Чебоксары, 2011.  177 с ил

Формирование информационной культуры пользователей

Справочно-библиографическое и информационное обслуживание относится к числу обязательных функций библиотек. Применение информационных технологий изменило стандарты внутрибиблиотечной работы и, в частности, справочно-библиографического обслуживания читателей. Изменились стратегии поиска информации, значительно расширился доступ к информационным источникам. Для того чтобы быть конкурентоспособной, информационно-библиографическая служба библиотеки должна обеспечить пользователю высокий уровень комфорта, скорость и максимально полную информацию.

Структура информационно-поисковой системы детских библиотек на современном этапе представлена традиционными каталогами (алфавитный каталог, систематический каталог) и картотеками, электронным каталогом (ЭК), электронными базами данных (ЭБД), справочно-библиографическим фондом, ресурсами Интернет. Этим достигается оптимальное сочетание, которое обеспечивает сбалансированное обслуживание пользователей, исходя из технических возможностей компьютерной базы, программного обеспечения, а также востребованности пользователями карточных и электронных форм вторичной информации.

Растет объем собственных электронных баз данных (ЭБД): «Семья», «Наркомания», «Экология», «Краеведение» (Аликовская детская библиотека); «Книги», «Статьи», «Читатели» (Ишлейская детская библиотека); «Сценарии», «Экология», «Развивающее чтение», «UNICH – статьи из детских журналов», «Читатели» (Канашская детская библиотека); «Краеведческие статьи», «Сценарии», «Наркомания», «ЦДБ газеты и журналы», «Права детей и их защита», «База читателей ДБ» (Комсомольская детская библиотека); «Читатели ДБ», «Сценарии ДБ», «Статьи ДБ», «Дети и право» (Урмарская детская библиотека); «Детская пресса», «Чăваш ен» (Яльчикская детская библиотека), «Методическая», «Ядрин. Ядринский район», «Чувашия» (Ядринская детская библиотека); «Наркомания», «Великая Победа», «Алатырь над Сурой», «Бирюльки» (игры и игрушки), «Читатели» (детская библиотека г. Алатырь); «Статьи», «Ориентир», «Читатели», «Сборники» (ГДЮБ г. Новочебоксарск).

В ЦГДБ им. К. Чуковского г. Чебоксары объем ЭК – 58 414 записей, в собственных ЭБД – 133 413 зап.; в собственных ЭБД Кугесьской детской библиотеки – 12979 зап.; в собственных ЭБД Урмарской детской библиотеки  1540 зап.; в Канашской детской библитеке объем БД «Книги» – 9639 зап., «Край» – 5166 зап.; объем БД Ядринской детской библиотеки  5000 записей.

В ЦГДБ им. К. Чуковского г. Чебоксары с 2009 г. ведется работа по корпоративной аналитической росписи периодических изданий в рамках реализации Программы по созданию Единой городской сети муниципальных библиотек. Налажена работа по ретроспективной конверсии. Сегодня во всех детских библиотеках г. Чебоксары существует электронный вариант каталогов, где собраны сведения о библиотечных книгах всего города.

Помимо собственных баз данных, детские библиотеки республики широко используют внешние базы данных: Национальной библиотеки Чувашской Республики, российских библиотек. В информационно-поисковую систему библиотек составной частью входят также полнотекстовые справочно-информационные системы «Консультант-Плюс», «Права наших детей», разработанные информационной системой «Кодекс», которые оказывают неоценимую помощь при поиске правовой информации. Активно используются фактографические ЭБД Чувашской республиканской детско-юношеской библиотеки «Учебные заведения ЧР», «Моя первая библиотека», «Правовая детская библиотека», ресурсы Интернет (Батыревская, Ишлейская, Канашская, Козловская, Красночетайская, Ядринская детские библиотеки, ГДЮБ г. Новочебоксарск и др.)

Одним из показателей эффективности информационно-библиографического обслуживания является количество выполненных справок. Так, ЦГДБ им. К. Чуковского г. Чебоксары за год выполнено 38 757 справок, в том числе с использованием электронных ресурсов  6 824. В других детских библиотеках по количеству выполненных справок сложилась такая картина:

  • в Канашской детской библиотеке  4945,

  • в Козловской детской библиотеке  1810,

  • Яльчикская детская библиотека – 1639,

  • ГДЮБ г. Новочебоксарск – 1407,

  • Кугесьская детская библиотека – 869, в том числе с использованием электронных ресурсов – 412,

  • Красноармейская детская библиотека – 650,

  • Красночетайская детская библиотека – 630,

  • Ядринская детская библиотека – 550,

  • Янтиковская детская библиотека – 253,

  • Ишлейская детская библиотека – 187,из них с помощью электронных носителей информации  117.

К сожалению, не все библиотеки ведут учет справок, в том числе выполненных с использованием электронных ресурсов, поэтому общее их количество по республике трудно подсчитать.

В информационной работе используются мультимедиа- энциклопедии, CD-ROM, электронные версии книг. Пользователям оказывается помощь в подготовке и оформлении рефератов.

В настоящее время актуальной задачей библиотек как информационных центров является создание и использование фонда электронных изданий и полнотекстовых баз данных. Электронные издания демонстрируются на библиотечных занятиях, выдаются преподавателям для проведения уроков, используются при проведении массовых мероприятий. Практически во всех библиотеках с помощью программы Microsoft PowerPoint создаются слайд-презентации на актуальные темы:

  • «К.В. Иванов – гордость чувашского народа», «Мир сказок», «Да здравствует спорт», «Удивительные буквы», «Улькка Эльмен» (Вурнарская детская библиотека);

  • «Живи и помни» по Книге Памяти «Живи и помни: Чечня – Таджикистан – Абхазия – Южная Осетия: 1992-2008», «Ради братий своих» о первопечатнике Иване Федорове (Урмарская детская библиотека);

  • «В книжном царстве, мудром государстве», «Исследователь чувашского языка» (детская библиотека г. Канаш).

  • «Антон Чехов. Жизнь окнами в сад»: к 150-летию со дня рождения писателя; «Памятники славы… Памятники бессмертия», «Положившему своё сердце у чтения» (ГДЮБ г. Новочебоксарск);

  • «Премьера книги Настасья Микулична», «Да здравствует человек читающий!», «Письмо с фронта», «Я в этом городе живу…», «По праву разделенного страданья» (детская библиотека им. С. Я. Маршака г. Шумерля);

  • «Президент России – гражданам школьного возраста» (детская библиотека им. В. Сухомлинского» г. Чебоксары).

В Ибресинской детской библиотеке подготовлены слайды: «Привет, Париж!»; «Это все кошки»; «Города-Герои»; «Письмо с фронта»; «Всероссийская перепись населения «России важен каждый»»; «Слово об учителе».

В Ядринской детской библиотеке в 2010 году создано 26 презентаций.

Как известно, только тот, кто владеет информацией, добивается успеха. Развитие информационной культуры личности – важнейшая часть формирования общей культуры человека. В личностном плане это предполагает осознание пользователем мотивов обращения к информации, владение умениями и навыками поиска и восприятия информации, способность к информационному общению.

Особую важность деятельность в рамках данного направления приобрела в связи с Посланием первого Президента Чувашии Н. В. Федорова Государственному Совету Чувашской Республики на 2010 год «Чувашия из будущего и для будущего», в котором поставлена задача развития и использования конвергентных информационно-коммуникационных технологий, а также обеспечения всеобщей компьютерной грамотности населения республики.  

Преимущества, которые современная библиотека предоставляет пользователям, очевидны. Современный потребитель информации может уверенно себя чувствовать в библиотеке лишь при условии, что он хорошо понимает всю многомерность и сложность понятий «источник информации», «документ», имеет навыки самостоятельного выбора источников в соответствии с особенностями информационных потребностей. Отсутствие должной информационной культуры, в том числе библиографической, отрицательно сказывается на любом участке учебной и трудовой деятельности, в процессе всех форм обучения. Пользователям библиотек необходим разный объем непрофессиональных библиографических знаний, которые традиционно пропагандируются во всех библиотеках с использованием наглядных, печатных и массовых форм. Но только в процессе справочного и информационно-библиографического обслуживания происходит практическое обучение пользователей библиотеки информационным и библиографическим способам поиска информации. Библиотека стремится привить своим юным пользователям навыки самостоятельного поиска информации, грамотное использование ресурсов библиотеки.

Распространение библиотечно-библиографических знаний, формирования поисковых навыков у пользователей, развитие культуры чтения и информационной грамотности происходит через различные формы работы: индивидуальные и групповые консультации, библиотечные уроки, библиографические игры, обзоры, информины, экскурсии, беседы, обзоры, консультации и др.

При проведении библиотечных уроков соблюдается принцип системного подхода, принцип преемственности, ориентация на конкретную возрастную группу читателей. Формы проведения тоже разнообразные: классическая, с кратким повтором пройденного, изложением нового материала и его закреплением, викторины, интеллектуальные турниры, литературные путешествия.

В МУК «ЦСДБ» г. Чебоксары работа по формированию информационной культуры системно осуществлялась в рамках реализации целевой библиотечной программы «Информационная культура» на 2008-2010 гг. Ее цель – развитие информационной подготовки детей и подростков с целью осуществления информационной деятельности и информационного взаимодействия как самих пользователей, так и специалистов в информационной среде. Работа по формированию информационной культуры велась с пользователями самого разного возраста.

Во всех детских библиотеках были оформлены информационные уголки, которые были размещены в доступных и удобных для внимания пользователей местах, где предоставлена информация о платных услугах, перечень подписных периодических изданий, правила пользования библиотекой, информация о новых поступлениях, памятки, плакаты, краткие рекомендательные списки.

Особое внимание было уделено продвижению знаний о системе каталогов и картотек, в том числе электронных, а также методике осуществления самостоятельного выбора книг, поиска информации в электронных и печатных справочных изданиях. Этому способствовали библиографические обзоры: «Алфавитный и систематический каталоги», «Как работать со справочной литературой» (Центр семейного чтения им. М. Трубиной); «По журнальным закоулкам», «Твои первые энциклопедии» (детская библиотека им. А. Барто); «Электронные энциклопедии и справочники» (детская библиотека им. В. Чаплиной), «Энциклопедии. Словари. Справочники» (детская библиотека им. Л. Кассиля).

Проводились уроки информационной культуры: «Твои первые словари и справочники», «Твой друг орфографический словарь», «Что такое, кто такой», «В них мудрость жизни», «Справочная литература» (ЦГДБ им. К. Чуковского); «Книги, которые знают все: энциклопедии, словари, справочники» (детская библиотека им. А. Гайдара); «Лоцманы книжных морей», «Твои первые энциклопедии» (детская библиотека им. А. Барто); «Мир электронных изданий» (Центр семейного чтения им. М. Трубиной); «Традиционные каталоги и электронный каталог библиотеки» (детская библиотека им. В. Чаплиной); «Загадки старых переплетов»; «Каталоги – ключ к знаниям», «Что такое каталог» (детская библиотека им. Л. Кассиля).

Например, читатели Центра семейного чтения им. М. Трубиной на уроке «Энциклопедии реальные и виртуальные» открыли для себя мир универсальной справочной литературы на разных носителях, узнали о типологии, видовом разнообразии и способах работы с самыми «умными» книгами.

Обучению навыкам пользования компьютером, электронными ресурсами были нацелены книжные выставки и обзоры «В мире новых технологий», «Я и Интернет» (детская библиотека им. Л. Кассиля), цикл занятий школы «Компьютерный ликбез» (детская библиотека им. В. Чаплиной); «Всемирная паутина, как она есть» (Центр семейного чтения им. М. Трубиной).

Курсы компьютерной грамотности «Компьютер без затей» и уроки ИКТ «Мир электронных изданий», «Текстовый редактор и его возможности», «В гостях у Программышки», «Графические редакторы», «Excel 2003» и др. были организованы в Центре семейного чтения им. М. Трубиной.

Цикл занятий курсов «Компьютер без затей» был ориентирован на взрослую аудиторию. Тематика занятий включала обучающие вопросы, способствующие освоению основных навыков работы за компьютером.

Сотрудниками детских библиотек г. Чебоксары в течение года было обучено основам компьютерной грамотности 1165 жителей города Чебоксары самого разного возраста.

Инновацией года в данном направлении стала реализация проекта «Территория чтения» в детской библиотеке им. Л. Кассиля, в рамках которого состоялись телевизионные съёмки цикла занятий по темам: «Чтение и чтиво», «В тиши библиотек», «Что такое каталог?», «Выставка в библиотеке», «Я дружу с книгой», «Ваши любимые книги».

Чтобы помочь ребятам в учебной деятельности и привить навыки пользования библиотечными каталогами, библиотекари совместно с передачей «Куча мала!» ОАО «Канал 5 Плюс» подготовили сюжет «Что такое каталог?». В ходе сюжетно-ролевой игры ребята познакомились с помощниками – каталогами разных видов: алфавитными, систематическими, тематическими, электронными.

В Центре семейного чтения им. М. Трубиной состоялись Дни информации «Я с книгой вижу мир» и «Я – новая книга».

Аликовская детская библиотека в 2010 г. работала по программе «Школа маленького читателя». Организованы и проведены: библиографическая игра «Корабль мысли», час информации «Об интересном на планете прочти в журнале и газете», урок-тренинг «Электронная няня»: электронный каталог и поиск информации в нем, игра-путешествие по библиотеке «Остров знаний».Уроки компьютерной грамотности проводились с использованием СD «Клавиатурный тренажер для школьников». Проведен День информации для педагогов-предметников.

В Ибресинской детской библиотеке проводились библиотечные уроки на темы: «Справочные издания: Что такое энциклопедия. Как искать информацию в энциклопедии, обложка, титульный лист, оглавление, алфавитный указатель»; «Электронные энциклопедии. Копирование материала»; «Библиография. Понятие «поисковая система»; «Поисковые системы в библиотеке: каталог, картотека, энциклопедия»; «Составление элементарной библиографической записи (автор, заглавие, год издания, число страниц)»; «Структура книги (элементы книги, справочный аппарат книги, указатели, аннотация»; «СБА библиотеки (поиск книг с помощью ББК, электронных баз данных; использование их для выполнения тематического запроса)»; «История книги (от клинописи до диска)»; «Искусство книги: художники иллюстраторы».

В Ишлейской детской библиотеке работает клуб «Компьютерия», цель которого – обучение школьников среднего возраста информационной грамотности, навыкам пользования компьютером, умению находить нужную информацию с помощью электронных носителей. В клубе прошли: часы полезного совета «Поиск информации в электронном каталоге»; информ- урок «Как создать реферат?»; медиа-обзоры «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» и другие умные диски», «Пишем рефераты, сообщения, курсовые»; библиотечные уроки «Вселенная в алфавитном порядке», «Книга любознательных: работа с энциклопедиями и словарями», «Путешествие в страну Читалию»; день информационной культуры «Свет дневной есть слово книжное».

  1. Указатель Чебоксары (1)

    Указатель
    К 53 Книги Чувашской Республики. 2001-2005 : ретросп. библиогр. указ. / составители А. Г. Сидорова, А. Б. Краснова, Ф. Г. Парамонова. – Чебоксары, 2010.
  2. От составителей (3)

    Документ
    В. П. Муромский, д‑р филол. наук (председатель); Н. Г. Захаренко (зам.председателя); Ю. А. Андреев, д‑р филол. наук; Н. К. Леликова, д‑р ист. наук;С. Д.
  3. От составителей (4)

    Документ
    В. П. Муромский, д р филол. наук (председатель); Н. Г. Захаренко (зам.председателя); Ю. А. Андреев, д р филол. наук; Н. К. Леликова, д р ист. наук;С. Д.
  4. Бюллетень новых поступлений за март 2011г (1)

    Бюллетень
    Тарасов, Александр Алексеевич. Процессуальные и тактико-психологические проблемы расследования преступлений группой следователей : автореф. дис. к.ю.

Другие похожие документы..