Т. Р. Григорьева Детские библиотеки Чувашской Республики в 2010 году : информ аналит сб. / Чуваш респ дет юнош б-ка; сост и ред.: Н. В. Громова, Т. Н. Миронова. Чебоксары, 2011.  177 с ил

В 2010 году локальные исследования, судя по представленным годовым отчетам, проведены только в 11 библиотеках: Ибресинской, Козловской, Комсомольской, Красночетайской, Моргаушской, Порецкой, Урмарской, Цивильской, Шыгырданской, Ядринской, МУК «ЦСДБ» г. Чебоксары.

В целях изучения круга детского чтения по теме Великой Отечественной войны, понимания юным поколением значения Великой Победы и сохранения исторической памяти проведены исследования в Ибресинской («Что я знаю о войне»), Порецкой («Живи и помни»), Урмарской («Великая Отечественная война глазами детей»), Ядринской («Что ты знаешь о Великой Отечественной войне и ее героях?») детских библиотеках. По результатам исследований сделаны следующие выводы:

  • Ибресинская детская библиотека: «…дети знают о войне, читают и интересуются историей нашей страны, отрадно, что о войне читают в основном мальчики, девочки лишь по школьной программе… новое поколение, готово встать на защиту Родины в случае войны. Подростки на первое место ставят такие факторы победы, как героизм и самоотверженность солдат на фронте, героический труд людей в тылу, помощь партизан и патриотический настрой всех людей»;

  • Порецкая детская библиотека им. Н. Мишутина: «…для подрастающего поколения события великой войны еще не потеряли своей значимости. Значительная часть опрашиваемых считает книгу наиболее доступным и интересным источником информации о войне, но и кино, и телевидение надо использовать – они необходимый атрибут жизни ребенка. Для детей очень важно общение с живыми свидетелями войны»;

  • Урмарская детская библиотека: «…лишь 2 % респондентов знает более двух-трех городов-Героев; только 3 % имеют представление о самых крупных, основных битвах войны; 24 % респондентов сумели правильно назвать имя Верховного главнокомандующего 1941 года; лишь 8 % знают имена знаменитых героев великой войны; всего 5 % опрашиваемых смогли перечислить 3 и более произведений и их авторов о войне. Результаты анкетирования наглядно свидетельствуют о низком уровне знаний респондентов по данной теме»;

  • Ядринская детская библиотека: «в последнее время дети стали больше интересоваться литературой о войне, называли свои любимые книги  «А зори здесь тихие» Б. Васильева, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Горячий снег» Ю. Бондарева, «Волоколамское шоссе» А. Бека, «Знак беды» В. Быкова, «Золотая цепочка» Л. Агакова. Из фильмов называли: «А зори здесь тихие», «Офицеры». Среди известных героев называли З. Космодемьянскую, А. Маресьева, Ф. Н. Орлова, А.Якунина (наших земляков), и др., не все читатели знают города-Герои. Результаты анкетирования свидетельствуют о невысоком уровне знаний детей в данной области».

На выявление уровня знаний пользователей по истории Отечества было направлено исследование «Знаешь ли ты страницы русской истории – «Смутное время», проведенное МУК «ЦСДБ» г. Чебоксары.

Круг чтения учащихся 5-10 классов и их отношение к библиотеке изучались Красночетайской детской библиотекой в ходе социологического исследования «Рейтинг читательских предпочтений», проведенного методом анкетного опроса. По результатам исследования рейтинг читательских предпочтений выглядит следующим образом:

    • приключения и фантастика – 61% респ.,

    • о дружбе – 30% респ.,

    • о войне – 20% респ.,

    • детективы – 13% респ.,

    • о спорте – 13,3% респ.,

    • классическая литература – 13,3% респ.,

    • комедии – 3,1% респ.,

    • анекдоты – 3,1% респ.

Из периодических изданий, выписываемых библиотекой, наиболее популярны: «Чудеса и тайны планеты Земля», «Дисней», «Самант».

На вопрос «Что Вам нравится или не нравится в библиотеке, что бы Вы хотели увидеть или найти в нашей библиотеке» респонденты ответили:

  • нравится всё – 40% респ.,

  • ничего не ответили или затрудняются ответить – 20% респ.,

  • хотят увидеть в библиотеке новые книги современных авторов – 7% респ.,

  • хотели бы изменить дизайн и интерьер библиотеки 3% респ.

С целью изучения чтения детьми и подростками периодических изданий проведено социологическое исследование в Козловской детской библиотеке (в годовом отчете библиотеки не приводится название исследования).В ходе исследования применялись методы анкетного опроса и анализа читательских формуляров. В анкетном опросе участвовало 50 читателей в возрасте от 10 до 14 лет, из них девочек  32 чел. (64%), мальчиков  18 чел. 36(%). Выявлена неутешительная картина: «Дети вообще не читают газет, а среди журналов превалируют издания развлекательного характера». На основе анализа полученных данных библиотекари составили рейтинг наиболее известных ребятам изданий:

1 место – «Мне 15», «Штучка», «Ромео и Джульетта», «Маруся».

2 место – «Том и Джерри», «Принцесса».

3 место – «Простоквашино», «Рыболов», «Коллекция идей».

При этом самыми интересными были признаны журналы «Мне 15», «Том и Джерри», «Принцесса».

По результатам исследования были сделаны следующие выводы: «у мальчиков конкретные, четкие и ясные предпочтения (рыбалка, спорт, компьютер). Им нравится читать смешные истории. Девочки читают больше мальчиков, при этом их волнует сюжет. Они чаще прислушиваются к рекомендациям подруг, родителей... Чтение периодических изданий расширяет кругозор детей, помогает им в учебе, в общении с окружающими. Но, к сожалению, читают мало, часто ограничиваясь развлекательной информацией или заменяя чтение телевидением или компьютером».

В качестве рекомендаций предложены традиционные способы привлечения подростков к чтению периодики: рекомендательные беседы по газетно-журнальным материалам, обзоры новых журналов (как в прессе, так и перед пользователями в библиотеке), оформление выставок с использованием периодических изданий.

Шыгырданской детской библиотекой проведен анкетный опрос семей по теме «Книга в жизни вашей семьи». Итоги опроса: «90% семей имеют домашнюю библиотеку, в которой преобладают книги детективно-приключенческого жанра. 100 % родителей хотели бы, чтобы их дети посещали библиотеку и читали книги детских авторов А. Барто, С. Михалкова, С Маршака, Н. Носова, Волкова, сказки братьев Гримм, Пушкина, Андерсена. Для среднего и старшего школьного возраста  книги А. Гайдара, Ж. Верна, А. Дюма, А. Конан Дойла, В. Крапивина, К. Булычева, которые учат добру, справедливости, дружбе, взаимопониманию».

С целью выявления читательских предпочтений пользователей и их ожиданий по отношению к библиотеке социологические исследования проведены в Комсомольской («Вы пришли в библиотеку?», «Читающий ребенок на селе»), Моргаушской («Что я знаю о журналах и газетах») Цивильской (методический мониторинг «Библиотека глазами пользователей») детских библиотеках, МУК «ЦСДБ» г. Чебоксары («Читательская аудитория г. Чебоксары», «Сервисные инновации библиотеки»).

Представления детей и подростков о здоровом образе жизни изучались в Моргаушской («Быть здоровым – модно», «Вредные привычки среди молодёжи») и Ядринской («Жизнь без табака», «Наркотики  знак беды») детских библиотеках.

Одной из самых актуальных задач современной детской библиотеки является формирование информационной культуры пользователей. Практически во всех годовых отчетах содержится информация, характеризующая деятельность библиотек по данному направлению, однако сведения о проведении социологического исследования по выявлению уровня компьютерной грамотности, сформированности информационной культуры представлены только в отчете МУК «ЦСДБ» г. Чебоксары. Здесь проведено исследование «Дети и компьютер».

Нетрадиционные методы в исследовательской работе применили специалисты Козловской и Цивильской детских библиотек.

Козловской детской библиотекой была предпринята попытка составить портрет современного подростка силами самих подростков. Нескольким группам школьников было предложено составить коллаж на тему «Современный подросток». При помощи вырезок из журналов, цветной бумаги, карандашей и фломастеров ребята изобразили, каким они представляют подростка-современника, какие обстоятельства влияют на его жизнь. После завершения работы каждая группа представила свой коллаж, затем прошло обсуждение того, что ребята видят на коллаже, какие ценности у сегодняшнего молодого человека, что для него важно.

В Цивильской детской библиотеке для изучения потребностей пользователей, оценки качества библиотечного обслуживания проведен опрос «Настроение». В фойе библиотеки была выставлена «Корзина мнений». В течение дня читатели, выходя из библиотеки, опускали в эту корзину специально изготовленные жетоны-смайлики. Жетоны показывали, с каким настроением выходит читатель из библиотеки: если он взял на кафедре выдачи смайлик с веселой рожицей, то с хорошим, если с грустной  значит, в этот раз он не совсем доволен. Итоги: было собрано более 100 смайликов, из них только 5 оказались с грустной рожицей.

Возможно, локальные исследования проводились в течение года и другими библиотеками, но в представленных годовых отчетах сведения об исследовательской деятельности так глубоко и надежно сокрыты, что найти их было непросто. Уважаемые коллеги! Не стесняйтесь выделять в отчетах жирным шрифтом раздел «Социологические исследования», даже если вами проведен всего лишь пилотный анкетный опрос; не «прячьте» исследовательскую деятельность в тематических разделах (например, по продвижению чтения, профилактике асоциальных явлений, экологическому воспитанию и т.д.)  это должен быть отдельный раздел (глава) Вашего годового отчета. Здесь необходимо не только назвать темы, цели, методы, объект и предмет проведенных исследований, но и привести наиболее важные и интересные полученные данные, ваши выводы и рекомендации.

Обзор подготовила:

заместитель директора

по научно-методической и аналитической работе Т. Н. Миронова

Координация, кооперация деятельности детских библиотек

с другими организациями и учреждениями

Основная задача детских библиотек, как современных информационных и культурных центров – создать комфортные условия для знакомства с книгой, помочь каждому читателю в поиске нужной информации, в его профессиональном и личном самоопределении, максимально расширить и разнообразить библиотечное пространство, ассортимент услуг. И эту идею им удаётся последовательно воплощать в жизнь: библиотеки активно сотрудничают с образовательными учреждениями, общественными организациями, органами местного самоуправления, СМИ.

По-прежнему у библиотек сложно складываются отношения с коммерческими структурами, предприниматели ссылаются на кризис.

Сотрудничество со школами и дошкольными учреждениями – особое направление деятельности библиотек. В образовании и воспитании подрастающего поколения очень важно взаимодействие таких структур, как школа и библиотека. Но только несколько библиотек (Козловская, Красноармейская, Урмарская, Ядринская, ГДЮБ г. Новочебоксарск, МУК «ЦСДБ» г. Чебоксары) подтверждают, что этот союз закреплен договорами, которые гарантируют оказание информационной поддержки учебному процессу и проведение внеклассных мероприятий, закрепляют права и ответственность сторон.

Аликовская, Батыревская, Канашская, Козловская, Красноармейская, Моргаушская, Порецкая, Урмарская, Цивильская, Ядринская детские библиотеки, детские библиотеки гг. Канаш и Шумерля стремятся быть библиотеками современной формы, образцом социального партнерства. Об этом свидетельствуют результаты координации деятельности с давними и вновь приобретенными партнерами.

Неизменным остается авторитет на селе у Шыгырданской детской библиотеки, которая заслужила общественное признание содержательными мероприятиями, интересными конкурсами, личностью библиотекаря – помощника во всех общественных инициативах администрации села.

В городе Чебоксарырастет престиж библиотечной услуги, налицо востребованность библиотечно-информационных продуктов и сервисов. ЦГДБ им. К. Чуковского сегодня является центром притяжения различных организаций, причем имеет реальную возможность привлечь эти организации к участию в осуществлении своей библиотечной политики. В русле делового сотрудничества складываются взаимоотношения с городской администрацией, общественными организациями, политическими партиями. Вот почему установление прочных партнерских отношений с органами местного самоуправления, учреждениями и организациями города, является одним из основных направлений деятельности МУК «ЦСДБ» г. Чебоксары. Круг друзей и партнеров детских библиотек города насчитывает более 120 организаций, учреждений образования и культуры города, представителей коммерческой сферы и СМИ.

Среди востребованных местным сообществом библиотек в 2010 году определились лидеры: Козловская, Моргаушская, Ядринская детские библиотеки.

Прямыми и косвенными результатами налаженных партнерских отношений Козловской детской библиотеки можно назвать: поддержку главы Козловского городского поселения, которым были выделены средства на приобретение детской литературы, оказание спонсорской помощи, приглашение библиотекарей в жюри городских и районных конкурсов, участие в районном конкурсе «Воскресни материнства красота» ко Дню матери в России, где заведующая была удостоена диплома и памятного подарка.

В 2010 году Моргаушский район был объявлен территорией культуры. В рамках Сетевого марафона культурных событий Чувашской Республики в районе прошли мероприятия по проектам «Праздник меда «Здоровье на крыльях пчелы»» и «В волшебном звуке музыки я край свой узнаю» (к 90-летию со дня рождения чувашского композитора Ф.С. Васильева), поддержанным грантом Президента Чувашской Республики.

Моргаушская детская библиотека им. А. Г. Николаева принимала активное участие в реализации этих проектов: организовала информационно-иллюстративную книжную выставку «Пчеляндия», подготовила музыкально-хореографическую литературную композицию «Любите пчёл – величайший божий дар!», занималась оформлением музейных экспозиций, витрин, стендов для музея Ф.С. Васильева.

По итогам районного конкурса «Лучшая библиотека года» в номинации «Лучшаябиблиотека – социальный партнер» детская библиотека заняла 2-е место.

Это результат был достигнут и благодаря успешно проведенным на базе библиотеки районным мероприятиям: семинарам, «круглым столам», совещаниям. На семинаре-совещании работников культуры Моргаушского района по подведению итогов работы за 2009 было заслушано выступление заведующей библиотекой «Об организации работы с детьми и юношеством в библиотеках района».

Ядринская детская библиотека прочно удерживает позиции достигнутого социального партнерства, выраженные в различных библиотечных программах. Библиотека – партнер в реализации программы «Единое воспитательное пространство» Отдела образования и молодежной политики Ядринской районной администрации. Новым этапом в сотрудничестве с Ядринским районным Домом детского творчества стало привлечение к проведению библиотечных мероприятий волонтеров движения «Социальный мост».

В условиях реформы бюджетных учреждений роль библиотеки для органов местного самоуправления и жизнедеятельности сообщества претерпевает определенные изменения. Как бы ни сложилась ситуация в отдельно взятом районе (городе), инструментом формирования будущего библиотеки остается ее социальное партнерство, поскольку в нем содержится эффект содружества, позитивный и созидательный по своей сути.

Обзор подготовила:

заведующая отделом инновационно-

методической и исследовательской работы Н.В. Громова

Повышение квалификации. Работа с кадрами

Прошедший год объединил 26 методистов республики на курсах повышения квалификации Профессиональная компетентность специалистов методических служб в контексте деятельности модернизированных детских библиотек», организованныхреспубликанской детско-юношеской библиотекойсовместно с факультетом дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) Чувашского государственного института культуры и искусств.

В рамках курсов прошли лекции, практические занятия, тренинги, направленные на поиск совершенных и результативных форм и методов методической деятельности, обучение творческого подхода к работе, состоялся выезд в г. Казань с посещением юношеской и детской библиотек Республики Татарстан для обмена опытом работы. Для слушателей были организованы экскурсии и занятия в Национальной библиотеке Чувашской Республики и детской библиотеке им. В. Чаплиной МУК «ЦСДБ» г. Чебоксары. Завершил работу курсов «круглый стол», на котором участники поделились мнениями о личностных и профессиональных качествах специалистов, составляющих основу квалификационной модели современного методиста, подвели итоги обучения.

Приобретенные знания помогли методистам изменить содержание своей деятельности, разнообразить темы и формы работы. Об использовании активных методов обучения говорится в отчетах Козловской, Красночетайской, Моргаушской, Кугесьской детских библиотек, ГДЮБ г. Новочебоксарск, МУК «ЦСДБ» г. Чебоксары. Формы индивидуального обучения (стажировки, практикумы, обмен опытом) остаются предпочтительными для сотрудников детской библиотеки им. С.Я. Маршака г. Шумерля.

Заведующие библиотеками отмечают каждодневную работу по самообразованию с использованием профессиональных изданий, участие во всех семинарах, практикумах, творческих лабораториях библиотекарей города (района), консультирование у специалистов отдела инновационно-методической и исследовательской работы ЧРДЮБ.

В различных конкурсах детские библиотекари становятся «лучшими из лучших». Так, в районном конкурсе на лучшего работника учреждения культуры «Гордимся мы профессией своей» библиотекарь абонемента детской библиотеки Канашской района С. К. Ананьева была удостоена звания «Лучший библиотекарь 2010 года».

Дважды в 2010 году отличились библиотекари ГДЮБ г. Новочебоксарск:

  • в городском конкурсе библиотечных инноваций «Минувших дней святая память», посвящённом 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, библиотекарь О.В. Шутенко в номинации «Документы рассказывают» заняла 2 место и была награждена Почётной грамотой и ценным призом,

  • в конкурсе «Продвижение книги и чтения средствами визуальной культуры» библиотека стала победителем и получила Почётную грамоту за электронную книжную выставку «Внеклассное чтение» (автор – ведущий библиотекарь В.А. Гаврилова).

В рамках V Библиотечного фестиваля в ЦГДБ им. К. Чуковского г. Чебоксары был проведен интеллектуальный марафон профмастерства библиотечных специалистов МУК «ЦСДБ» «Знаток своего дела». Семь участников игры состязались в области библиотечного дела, литературы, географии, истории. Победителями стали:

I место – Н.Ф. Иванова, заведующая познавательно-игровым сектором «Лекотека» детской библиотеки им. А. Гайдара,

II место – М.И. Бакина, заведующая сектором «Литературный центр им. В. Чаплиной» детской библиотеки им. В. Чаплиной,

III место – Е.В. Ашмарина, ведущий библиотекарь детской библиотеки им. Х. Степанова.

Отмечены заслуги ветеранов библиотечного дела – сотрудников Ядринской детской библиотеки. Заведующей библиотекой И.Г. Токаревой вручена Почетная грамота Государственного Совета Чувашской Республики, методист Г.Г. Иванова удостоена Благодарности Президента Чувашской Республики за большой вклад в развитие библиотечного дела в Чувашской Республике.

Заведующая Аликовской детской библиотекой Г. Н. Миронова получила Почетную грамоту Министерства культуры Российской Федерации и Российского профсоюза работников культуры.

Библиотекарь читального зала Яльчикской детской библиотеки В.Н. Ишмуратова за многолетнюю и плодотворную работу награждена Почетной грамотой Минкультуры Чувашии. Все сотрудники Марпосадской детской библиотеки (3 чел.)награждены Почетными грамотами администрации Мариинско-Посадского городского поселения.

Библиотеки становятся площадками передового опыта. ГДЮБ г. Новочебоксарск встречала коллег из Республики Марий Эл. Для них была проведена экскурсия, состоялся обмен опытом. Участники встречи обсудили широкий круг вопросов, связанных с профессией библиотекаря, её престижностью.

Моргаушская детская библиотека им. А. Г. Николаева была в центре культурных событий района, принимала участников семинаров, «круглых столов», совещаний. Значимость библиотеки в социокультурном пространстве возросла после проведенного в ее стенах семинара-совещания работников культуры Моргаушского района по итогам 2009 года.

Заслуги детских библиотек и библиотекарей основательно подкреплены их знаниями и трудом, отношением к выбранной профессии. Скупые строчки отчетов сообщают о наградах и благодарностях. Тем более непонятным остается факт, что в ряде отчетов по анализируемому направлению сведения и информация не представлены. Заведующим следует обратить внимание на анализ проблем, снижающих эффективность налаженной работы по повышению уровня профессиональных знаний.

С 2011 года традиционность данного направления обретает новый уровень. В «Перспективном плане повышения квалификации и переподготовки специалистов культуры и искусства Чувашской Республики на 2011-2020 гг.» заложены основные факторы этого направления: системность и непрерывность. Согласно плану, заведующие, библиотекари городских (районных) детских библиотек смогут повысить квалификацию в 2012, 2014, 2016, 2018, 2020 гг.

В Программе развития республиканской детско-юношеской библиотеки до 2020 года предусмотрено проведение один раз в три года республиканского конкурса профессионального мастерства «Лучший детский библиотекарь года». В 2011 году такой конкурс объявлен по теме «Воспитание сказкой». И пусть победят инициатива и профессионализм!

Обзор подготовила:

заведующая отделом инновационно-

методической и исследовательской работы Н.В. Громова

Рекламная деятельность. Паблик рилейшнз

Детские библиотеки уделяют достаточное внимание PR-деятельности и созданию привлекательного образа. Заведующие в отчетах за 2010 год отмечают многолетнее социальное партнерство библиотеки и местных СМИ, которые публикуют статьи, репортажи, интервью, анонсы проводимых в библиотеке мероприятий. Так, например, значимые события Аликовской детской библиотеки отмечены на страницах газеты «Пурнăç çулĕпе». Батыревская детская библиотека сотрудничает с газетой «Авангард». О Канашской детской библиотеке пишет «Канаш ен». О новостях Козловской детской библиотеки рассказывает «Знамя», о мероприятиях в Комсомольской детской библиотеке – «Каçал ен». Красноармейская детская библиотека – постоянный партнер газеты «Ял пурнасе». Красночетайская детская библиотека публикуется на страницах газеты «Пирĕн пурнăç». «Порецкие вести» информируют о деятельности Порецкой детской библиотеки им. Н. Мишутина, «Алатырские вести» – о работе детской библиотеки г. Алатырь. Газета «Хĕрлĕ ялав» пишет о событиях в Урмарской детской библиотеке, «Сентеру ялаве» – в Моргаушской детской библиотеке им. А. Г. Николаева. В «Цивильском вестнике» печатается Цивильская детская библиотека. В газете «Причебоксарье» в 2010 году опубликована информация о Кугесьской детской библиотеке. Детская библиотека г. Канаш стала автором материалов для газеты «Канаш». Газета «Родники Чувашии» печатала информацию о проведённых мероприятиях ГДЮБ г. Новочебоксарск.

Ядринская детская библиотека за год опубликовала 20 статей и сообщений в газете «Знамя труда», однажды упоминалась в газете «Советская Чувашия».

Детская библиотека им. С.Я. Маршака г. Шумерля на страницах газеты «Вперед» разместила 10 материалов о своей работе. Под заголовком «Книга в приоритете» в газете «Советская Чувашия» вышла статья о проведенном в библиотеке «круглом столе» с участием первого Президента Чувашской Республики Н. В. Федорова.

За 2010 год на страницах профессиональных и местных периодических изданий о деятельности детских библиотек МУК «ЦСДБ» было опубликовано 80 материалов, из них 3 статьи были напечатаны в журнале «Новая библиотека». Для читателей и профессионалов изданы: информационный бюллетень «Библиобус» (13 выпусков), брошюры «Главные события прошедших лет», первый выпуск альманаха «Детская библиотека», сборник «Салют Победы» к 65-летию Победы.

Радио и телевидение по-прежнемуостаются мало доступными для освещения деятельности библиотек. Только Ядринская детская библиотека, детские библиотеки г. Канаш, г. Шумерля, МУК «ЦСДБ» г. Чебоксары заявили о себе с помощью этих каналов передачи информации.

Специалисты детской библиотеки г. Канаш подготовили 5 выступлений на радио. На местном Ядринском телевидении прошло 4 сюжета из жизни библиотеки, на местном радио прозвучало 5 выступлений заведующей Ядринской детской библиотекой о книжных выставках, мероприятиях и республиканской акции.

Крупные массовые мероприятия детской библиотеки им. С.Я. Маршака г. Шумерля освещались местным каналом кабельного телевидения «Новая реальность». За 2010 год в «Событиях недели» показано 7 сюжетов.

Сотрудниками отдела по связям с общественностью ЦГДБ им. К. Чуковского г. Чебоксары в течение года регулярно приглашались съемочные группы телекомпаний «Канал 5+», «Местное», ГТРК «Чувашия», которые неоднократно транслировали видеорепортажи о библиотечных мероприятиях.

Все детские библиотеки размещают пресс-релизы на сайтах межпоселенческих библиотек и сайтах администраций районов (городов). Ряд библиотек (Батыревская, Красночетайская, Моргаушская, Порецкая, Урмарская, Цивильская, Ядринская, Яльчикская, г. Новочебоксарск, г. Шумерля) целенаправленно информирует республиканскую детско-юношескую библиотеку о проводимых мероприятиях и социально значимых событиях на местах с их участием.

Наиболее распространенными формами информационной рекламы в библиотеках являются рекламные издания (путеводители, закладки, памятки, листовки, буклеты, календарики), содержащие изложенные в привлекательной форме сведения о структуре библиотеки, составе ее фондов, предлагаемых бесплатных и платных услугах, биографиях писателей. Практически каждая библиотека создает мультимедийные презентации. В библиотеках обновляются информационные стенды, создаются уголки читателей, проводятся экскурсии, оформляются выставки.

Об изменениях в наружной рекламе по итогам 2010 года библиотеки не сообщили. Объективные причины сдерживают процесс превращения внешнего вида зданий в «дружелюбное пространство» библиотеки. Но первые практические знания библиотекари уже получили из выступления исполнителя художественно-оформительских работ рекламной группы «Компаньон» И.А. Гаврилова на тренинге-семинаре «Возможности современной детской библиотеки в содействии непрерывному развитию личности ребенка» (ЧРДЮБ, 25.11.2010).

Создание фирменного облика библиотеки было актуальным для специалистов ГДЮБ г. Новочебоксарск. Здесь был организован конкурс «Шедеврики» на лучший слоган библиотеки. В конкурсе приняли участие читатели 9-13 лет, они представили 27 вариантов девиза. Вот некоторые из них: «Книга, чтение и труд вас к успеху приведут!», «Благодарим библиотеку за знанье, ум и кругозор», «Тот, кто хочет умным быть, с библиотекой должен дружить», «Книжки без тебя скучают, с нетерпеньем ожидают», «Приходи почаще в ГДЮБ, тебе скучать тут не дадут!». Поскольку победитель не был определен, было принято решение продолжить конкурс в 2011 году.

При том, что для большинства детских библиотек эффект рекламы очевиден – повышение авторитета библиотеки у населения, формирование доброжелательного и уважительного отношения к ней, остается фактом отсутствие информации по этому направлению в отчетах некоторых библиотек. В дальнейшем при составлении отчетов настоятельно рекомендуем не оставлять без внимания столь интересную и важную часть своей работы.

Обзор подготовила:

заведующая отделом инновационно-

методической и исследовательской работы Н.В. Громова

1 В указанных в таблице направлениях деятельности читательских объединений сохранены перечни, приведённые в паспортах читательских объединений.

  1. Указатель Чебоксары (1)

    Указатель
    К 53 Книги Чувашской Республики. 2001-2005 : ретросп. библиогр. указ. / составители А. Г. Сидорова, А. Б. Краснова, Ф. Г. Парамонова. – Чебоксары, 2010.
  2. От составителей (3)

    Документ
    В. П. Муромский, д‑р филол. наук (председатель); Н. Г. Захаренко (зам.председателя); Ю. А. Андреев, д‑р филол. наук; Н. К. Леликова, д‑р ист. наук;С. Д.
  3. От составителей (4)

    Документ
    В. П. Муромский, д р филол. наук (председатель); Н. Г. Захаренко (зам.председателя); Ю. А. Андреев, д р филол. наук; Н. К. Леликова, д р ист. наук;С. Д.
  4. Бюллетень новых поступлений за март 2011г (1)

    Бюллетень
    Тарасов, Александр Алексеевич. Процессуальные и тактико-психологические проблемы расследования преступлений группой следователей : автореф. дис. к.ю.

Другие похожие документы..