Изобразительное искусство блокадного Ленинграда

Изобразительное искусство

блокадного Ленинграда

Все далее и далее во времени отделяются от нас годы войны. Уже выросло новое поколение, которое только по рассказам старших и по произведениям искусства знакомо с этими трагическими событиями. Русские – это особый народ, потому что на протяжении столетий его характер закалялся в борьбе с неприятелями и захватчиками. Нам, школьникам рубежа XX-XXI веков, было очень важно понять, о чем думали, что чувствовали люди в те годы, и особенно нас волновали вопросы, связанные с трудностями, выпавшими на долю ленинградцев в тяжелые годы войны. Безусловно, исторические документы сообщают факты, которые говорят о трагедии людей, живших и работавших в блокадном Ленинграде. Однако более эмоционально и ярко, как мы считаем, об этом способно рассказать искусство.

В своей работе мы постарались исследовать произведения ленинградских мастеров в дни блокады, работавших в области агитационно-массового искусства, живописи, культуры. Творчество этих людей было тесно связано с жизнью города и бойцов Ленинградского фронта. Произведения этих мастеров поднимали дух города и его защитников, формировали активное противодействие силам фашизма и тем лишениям, которые выпали на долю ленинградцев и армии.

С первых дней войны враг рвался к Ленинграду. Спустя всего лишь несколько месяцев он стоял у стен великого города. Несмотря на стремительное продвижение фашистских полчищ, никто еще не мог предвидеть, какова будет военная судьба Ленинграда и что ждет ленинградцев.

Слово «блокада», вобравшее в себя все мыслимые и немыслимые трудности, мучения, беды, возникло и закрепилось в тревожной жизни горожан не сразу. Что-то грозное происходило, надвигалось, и ленинградцы жадно искали, где, где же нужны их личные усилия, их самоотверженность, готовность сражаться, а если надо, то и умереть. Только бы не длилось это беспомощное ожидание самого худшего. Необходимо было найти в деле, в общем и главном деле выход гневу и беспокойству...

А.Анушина. « Ленинград в июле 1941 года»

Художники делали все, что нужно было для защиты родного города. Более ста человек — членов Ленинградского Союза художников — сразу же ушли на фронт. Многие сражались в народном ополчении. Отстаивать свой город с оружием в руках стремились все.

Те, кто не был в армии, строили оборонительные сооружения, работали на лесозаготовках, проходили военное обучение в командах противовоздушной обороны. Некоторые художники считали, что искусство во время войны никому не нужно, что Союз художников надо временно просто закрыть. Но труд живописцев, скульпторов, графиков — их профессиональный труд — стал сразу же остро необходим городу-фронту.

М.Платунов. «Ночная тревога»

Уже в конце июня 1941 года большая группа художников начала выполнять огромную работу по маскировке военных объектов — прежде всего аэродромов. Нужно было также маскировать важнейшие гражданские объекты (в частности, Смольный) и прославленные архитектурные сооружения. Необходимо было укрывать от бомб и снарядов знаменитую монументальную скульптуру. Для каждого памятника архитекторы и скульпторы разрабатывали особый способ укрытия. В городе выросли странные, обшитые досками песчаные холмы, опустели пьедесталы…


Н.Протопопов. «Пожар»

Но руководство Ленинграда считало, что сила деятелей культуры заключена не только в этом. Она – в тех произведениях искусства, которые были способны поддержать людей осажденного города, поднять их на борьбу. В. Серов, член ленинградского союза художников, вспоминал слова, с которыми обратилось к деятелям культуры руководство города: «Ваше оружие — искусство, карандаш. Никто не имеет права отбросить это оружие, оставить его без бойца. Это оружие должно быть в руках художника, потому что оно тоже действенно разит врага и приносит колоссальную пользу нашему делу».

Несмотря на тяжелейшие условия жизни в блокадном Ленинграде, художественная жизнь не угасала в нем на протяжении всей героической обороны города. Мастера живописи, скульптуры, графики создали произведения, которые ныне стали документами времени, несущими правду о жизни и борьбе ленинградцев.

Одним из важных средств борьбы с врагом стала живопись. Художники показали удивительно трагическую красоту города, нашли художественные средства, чтобы донести свои нравственные идеалы, отраженные в пейзаже, до сердец блокадных ленинградцев и бойцов, лежащих в госпиталях после ранений или защищающих рубежи Ленинграда.

Каждый день выходил на ленинградские улицы с этюдником в руках пейзажист В. Пакулин. Закутанный в шерстяные платки и старую шубу, он простаивал часами на морозе, не обращая внимания на рвущиеся снаряды, едва держа в ослабевшей руке кисть, под которой рождались все новые и новые картины трагически опустевшего прекрасного города. Написанные на натуре, по-этюдному бегло и широко, они до сих пор не теряют своей не только эмоциональной, но и истинно эстетической ценности. В его пейзажах не везде видны приметы войны, но они всегда полны особенной, чуткой тишины, удивительно трепетного, обостренного чувства любви к городу, а порою и светлой радости, тем более поражающей, когда знаешь, где и как они писались.



Одним из ярчайших художников блокадного времени был живописец. Тимков Н.Е. Он начал писать пейзажи Ленинграда еще в 1941 году – красивые, правдивые, человечные. Они, как правило, камерны и интимны – и по небольшому размеру листов, и по выбранным мотивам (кусочек улицы или набережной, скверик, двор). И, главное, по ясно ощутимому в них – настроение: то сумеречной печали, то настороженной тревоги, то весенней бодрости.


Вот на его картине «Ленинград в блокаде» 1942 мы видим замерзшую набережную, справа возвышаются здания, имеющие весьма мрачный прискорбный вид из-за выбитых и разбитых стекол.


Работа «Ленинград» 1943 является типичной по композиции картиной Тимкова Н.Е. Здесь мы видим тихий дворик, где находятся дома с заколоченными окнами и редкие жители.

Обе эти картины передают образ города, испытывающего огромные лишения, но сохраняющего мужество.

В годы войны, не смотря на старания граждан сохранить музеи, опустевшие, они имели весьма печальный вид из-за множественных бомбардировок. Мы можем судить об их состоянии по работам талантливого живописца В. Кучумова.


В. Кучумов «Набережная Невы у Зимнего дворца» 1942

Из дневника блокадника Г.А.Князева:

«Ленинград обстреливается из дальнобойных орудий немцами. Так и бухают разрывы снарядов. Вчера снаряд попал в дом на Глазовской улице, снес полдома. <…> Где-то снаряд попал в сквер - много убитых и раненых. Сегодня под вечер опять обстрел. Так и бухают снаряды где-то в стороне Московского вокзала, там, дальше, за ним».

Для таких художников, как С.Мочалов и В.Зенькович, самое важное было не фигуры людей, которые либо изображены вдали, либо вообще исключены из композиции. Главным было передать атмосферу, царившую в городе: суровую, напряженную, и выразить стойкость защитников города. Пейзажи В.Зеньковича наполнены какой-то звенящей красотой.

С.Мочалов «Обстрел площади Труда» 1942


В.Зенькович «На набережной Невы» 1943

Для более правдивой передачи тех тяжелых блокадных дней, художник С.Бойм с точностью документалиста показал улицы и жителей суровой зимой 1941 – 1942 годов.

С.Бойм «Вода из Невы» 1942

Из записей Г.А.Князева:

«15.07.1941.Сегодня отправили из Архива в Эрмитаж самые большие наши ценности - рукописи Ломоносова, Кеплера, рисунки Кунсткамеры и т.п. Они будут отправлены со вторым эрмитажным эшелоном в надежное место. Какое? Нам не известно…»

Война не щадила никого и ничто. Свидетельство этому - дневник заместителя директора Русского музея Г. Е. Лебедева, возглавлявшего оставшийся в Ленинграде коллектив. Вот одна из записей, датируемая 5 августа 1943 года: «Страшный день. Два тяжелых снаряда попали в музей. Один из них - метрах в пятнадцати от нашей квартиры. <...> В главном здании - в библиотеке и академическом зале - хаос из обломков кирпича, сломанных рам и мрамора. <...> И снова бьют и бьют. Совсем близко...»

Художники не могли остаться в стороне от этого печального события. Тяжело переживая трагедию родного города, они запечатлели то состояние, в котором оказались сокровищницы искусства Ленинграда. Спустя много лет, на выставке «В час мужества» в Государственном Русском музее, посвященной сорокалетию полного снятия блокады, Я.Николаев вспоминал: «Я никогда так отчетливо не ощущал его красоту, проступающую сквозь боль, не чувствовал так цвет».



В.Милютина «Эрмитаж, разбитое окно» 1942


В. Кучумов «Внутренний вид здания Русского музея» 1943

Блокада изменила образ города. Князев Г.А. писал в своих дневниках: «Сфинксы, мои древние друзья, одиноко стоят на полупустынной набережной… Напротив них мрачно глядит заколоченными окнами массивное здание Академии художеств. Каким-то тяжелым белым величием оно и теперь подавляет. Поредел и обнажился Румянцевский сквер. Там бивак. Бродят красноармейцы, горит костер, лошадь щиплет остатки пожелтевшей травы. На Неве темная свинцовая вода рябит под падающими крупинками мокрого снега. Дивный памятник Петру потонул в насыпанном кругом него песке. Печальное зрелище представляет собой ряд старинных домов по набережной от 1-ой линии до университета: все они стоят с вылетевшими или разбитыми окнами…»

Трудно переоценить значение созданной художниками в годы войны образной панорамы блокадного города. Чувство исторической значительности, возникающее при взгляде на полотна, посвященные событиям войны, говорит о стремлениях авторов создать объемные и завершенные по мысли произведения. Несмотря на характерную для многих работ жанровость, в них передается драматического содержания. Фоном работ часто служит заледеневшее пространство пустынного городского пейзажа (создается ощущение, что от картин так и веет пронизывающим душу зимним холодом). «Заледенелость» полотен предназначена для того, чтобы зрители наглядно представили всю неимоверную тяжесть лишений, павших на долю ленинградцев, но в то же время и почувствовали упорство и стойкость жителей осажденного города. Так, посредством лаконичных живописных средств художники воссоздавали атмосферу блокадного Ленинграда.

Портреты военных лет — это особая глава в истории советского искусства. Интерес к человеку — воину, труженику, на плечи которого легла тяжелая и благородная задача защиты Отечества, у художников чрезвычайно возрос.

Никогда еще художник и «натура», которую он изображал, не были так объединены общей судьбой — сердца их бились в унисон, горели единым пламенным желанием — выстоять и победить ненавистного врага! В Ленинграде художник и воин — будь то красноармеец или моряк, летчик или партизан — были спаяны еще трагедией девятиста блокадных дней...

Сотрудница Эрмитажа Михайлова О. Э. вспоминала: «Блокада нас настолько крепко связала, что разъять эту связь мы не можем до сих пор. Блокада раскрывала людей до конца, люди становились как бы голенькими. Ты сразу видел все положительное и отрицательное в человеке. Доброе начало, хорошие стороны расцветали таким пышным цветом!»

Потому так просты и волнующи портреты тех лет. Создавались они, как правило, чрезвычайно быстро. На штудирование натуры, на поиски наиболее выразительных художественных средств не хватало времени. Не делались эскизы и подготовительные работы. Портрет создавался сразу — кистью на холсте, карандашом на бумаге,— за несколько, а чаще всего за один сеанс. Но как выросло именно в те героические годы мастерство многих художников! Глаза их сделались как будто более зоркими, сердце более чутким, рука более уверенной и твердой. И созданные ими на едином дыхании портреты современников-сограждан тех великих лет поражают нас глубиной образов, правдой, искренностью, ясно ощутимым волнением художника и высоким мастерством. Лучшие из них вошли в золотой фонд советского изобразительного искусства. Таковы уже названные «Автопортрет» Я. Николаева. «Портрет И. Болознева» И. Серебряного, скульптурные портреты партизан и моряков В. Исаевой, портреты деятелей культуры Г. Верейского, среди которых особенно выразителен портрет академика И. А. Орбели, многочисленные портреты партизан В. Власова, портреты, исполненные П. Белоусовым, В. Малагисом, В. Серовым, В. Пинчуком.


Мы видим художника К.Рудакова, который предстает перед нами уверенно стоящим, с ясным взглядом, устремленным вперед.

К.Рудаков. Автопортрет

Живописец Николаев Я.С., крайне истощенный и больной, даже в самые тяжелые дни блокады не расставался с карандашом и кистью. Необычайно выразителен его автопортрет 1942 года: аскетически худое лицо, пытливый, умный взгляд, сурово сдвинутые брови, крепко сжатые губы — мужественный и прекрасный образ человека, сумевшего преодолеть, казалось бы, саму смерть.

Я. Николаев. Автопортрет,1942.

Особое значение приобрело для ленинградцев радио. Голоса, звучавшие в радиоэфире, были голосом Родины, мамы, друга, товарища, способного поддержать и ободрить в тяжелую минуту. Вот почему художник. Николаев Я.С. запечатлел в своей работе Петрову М.Г.

Я.Николаев. Портрет артистки ленинградского радио М. Г. Петровой

Из всех грядущих испытаний для ленинградцев едва ли не самое страшное - голод. Голод и бомбежка! Не хватало бы только еще холеры, или чумы, или просто голодного тифа. Люди старались приучить себя прямо смотреть в глаза событиям и как можно меньше думать о будущем. Когда придет это будущее, тогда и осмысливать его!..

Я.Николаев. «Очередь за хлебом».

Г.Фитингов. «Сто граммов хлеба»

Карточки, которые выдавались представителям интеллигенции, давали скудный паек, который заметно отличался от того, который получали люди, работавшие на заводах. Но несмотря на все люди продолжали жить и творить. Д.С. Лихачев вспоминал: «Человеческий мозг умирал последним. Люди писали дневники, философские сочинения, научные работы, искренно, «от души» мыслили и проявляли необыкновенную твердость, не уступая давлению ветра, не поддаваясь суете и тщеславию. Художник Чупятов Л.Т. и его жена умерли от голода. Умирая, он рисовал, писал картины. Когда не хватало холста, он писал на фанере и на карточке…»

Зима 1941/42 года в Ленинграде... Лютая, голодная, жестокая. Череда бесконечно длинных темных дней, самых трагических и мужественных среди девятисот беспримерных дней блокады. Город казался вымершим: пустынные улицы замело снегом, холодные громады домов зияли ранами, безжизненно повисли сорванные провода, троллейбусы намертво вмерзли в сугробы. Не было хлеба, света, воды.
Война сказывалась на всем, чем приходилось заниматься. А еще была работа - трупы убирать, свозить к траншеям, спасать город от эпидемий. Эта работа страшна для человека.



Ю.Непринцев «Блокада» 1943

Одна из непосредственных участниц блокады, прожившая в городе все военное время, вспоминала: «Я боялась покойников, а пришлось грузить эти трупы. Прямо на машины с трупами садились, сверху, и везли. И сердце было как бы выключено. Почему?

Потому что мы знали, что сегодня я везу их, а завтра меня повезут,может быть. Но кто-то ведь останется жив. Мы твердо верили, что город ни за что немцам не взять…»

Бабич М.Я.: «…в каждой квартире покойники лежали. И мы ничего не боялись. Раньше разве вы пойдете? Ведь неприятно, когда покойники… Вот у нас семья вымерла, так они и лежали. И когда уж убрали в сарай!»

Лакша Н.И.: «У дистрофиков нет страха. У Академии художеств на спуске к Неве сбрасывали трупы. Я спокойно перелезла через эту гору трупов… Казалось бы, чем слабее человек, тем ему страшнее, ан нет, страх исчез. Что было бы со мною, если бы это в мирное время, - умерла бы от ужаса. И сейчас ведь: нет света на лестнице - боюсь. Как только люди поели - страх появился».


  1. А. И. Савинов принадлежит к созвездию мас­теров изобразительного искусства, которых Са­ратов подарил России в конце XIX начале XX века

    Документ
    29 июля 1881 года у купца-лесоторговца Ива­на Николаевича Савинова (1844-1904) и его жены Екатерины Ивановны (1848-1917) родил­ся сын Александр, унаследовавший семейную черту внешности — рыжие волосы, за которую многочисленные отпрыски
  2. Художественные истоки военного портрета в советской живописи, скульптуре, графике (1917-1945 годы)

    Документ
    В прошедшем, двадцатом столетии военный портрет сформировался и утвердился как значимое и целостное художественное явление только в советском изобразительном искусстве.
  3. Искусство периода Великой Отечественной войны

    Документ
    С самого начала вероломной агрессии фашистской Германии против СССР советское искусство заняло передовые позиции в общественной и культурной жизни страны.
  4. И. А. Флиге Составители: О. Н. Ансберг, А. Д. Марголис Интервью: Т. Ф. Косинова, Т. Ю. Шманкевич, О. Н. Ансберг Научный редактор: Т. Б. Притыкина Под общей редакцией А. Д. Марголиса Общественно-политическая жизнь Ленинграда в годы «перестройки»

    Интервью
    В сборнике впервые сделана попытка с максимальной полнотой описать общественно-политические процессы в Ленинграде (С.-Петербурге) в период «перестройки» (от избрания М.
  5. История искусств. Отечественное искусство Ильина

    Программа
    кафедра теории и истории архитектуры и искусств Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии (зав. кафедрой проф. В.С. Сперанская); акад.
  6. Задачи урока: Раскрыть мобилизующую роль искусства в годы Военной Отечественной войны Познакомить ребят с событиями блокады Ленинграда

    Урок
    Учитель истории. 22 июня 1941на страну обрушился ураган войны, страшный ураган. Весь народ встал на защиту родной земли. С давних времен существовало неписанное правило - «Когда говорят пушки, музы молчат»! Но с первых дней войны поэты,
  7. Основные мероприятия, проведенные в учреждениях культуры и искусства области с 24 по 30 января и запланированные c 31 января по 6 февраля 2011 года

    Документ
    В Пушкинской библиотеке состоялась встреча старшеклассников с жительницей блокадного Ленинграда Н.В.Штатновой (24 января), которая представила ребятам дневник своей мамы с записями блокадного времени и поделилась собственными детскими переживаниями.
  8. «В начале 20-х годов в Ленинграде школьным врачом работала Александра Семеновна Боголюбская (г р. 1854). Это была демоническая женщина. Из-за любви к ней отравился Н. М. Ядринцев, знаменитый сибирский публицист»

    Документ
    В работе представлены материалы из переписки Евгения Дмитриевича Петряева, находящейся в Государственном архиве Кировской области (ГАКО). В дальнейшем планируется подготовить их к изданию.
  9. Тема: «Красноречивое искусство»

    Урок
    воспитание патриотических качеств подрастающего поколения, чувства ответственности за будущее своей страны, уважительного отношения к памятникам культуры.

Другие похожие документы..