Учебно-методический комплекс дисциплины Русский язык и культура речи Специальность

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛЯРНАЯ АКАДЕМИЯ

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной и методической

работе_______________Сидненко Т.И.

_________________________2009 года

РЕКОМЕНДОВАНО

Кафедрой русского языка и литературы

Протокол № ______ от __________________2009 г.

Зав. кафедрой ________________ Карлик Н.А.

ПРИНЯТО

УМС, протокол № ______ от _______________2009 г.

Председатель _________________ Сидненко Т.И.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Дисциплины Русский язык и культура речи

Специальность № 031001 "Английская и французская филология"

Факультет Филологический

Кафедра Русского языка и литературы

Форма обучения Очная

Курс 1

Семестр 1, 2

Зачет 1 семестр

Экзамен 2 семестр

Авторы: канд.филолог.наук, доцент ______________Карлик Н.А.

Санкт-Петербург

2009 г.

Содержание УМК.

I Программа учебной дисциплины (рабочая программа)

II Приложение к программе

III Перечень программного обеспечения

IV Фонд контрольных заданий

V Методическое обеспечение УМК

VI Активные формы и методы обучения.

VII Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Русский язык и культура речи»

VIII Экзаменационные билеты по дисциплине «Русский язык и культура речи»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛЯРНАЯ АКАДЕМИЯ

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной и методической

работе_______________Сидненко Т.И.

_________________________2009 года

РЕКОМЕНДОВАНО

Кафедрой русского языка и литературы

Протокол № ______ от __________________2009 г.

Зав. кафедрой ________________ Карлик Н.А.

ПРИНЯТО

УМС, протокол № ______ от _______________2009 г.

Председатель _________________ Сидненко Т.И.

ПРОГРАММА

Дисциплины Русский язык и культура речи

Специальность № 031001 "Английская и французская филология"

Факультет Филологический

Кафедра Русского языка и литературы

Форма обучения Очная

Курс 1

Семестр 1, 2

Зачет 1 семестр

Экзамен 2 семестр

Авторы: канд.филолог.наук, доцент ______________Карлик Н.А.

Санкт-Петербург

2009 г.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Краткая характеристика дисциплины

1 курс – очень важный этап в обучении студентов. Именно в этот период осуществляется переход от ограниченных по объему и используемому языковому материалу к развернутому изложению своих мыслей. Преподавание дисциплины “Русский язык и культура речи” имеет своей целью дать студентам теоретические знания о развитии русского литературного языка, о становлении норм в области орфоэпии, грамматики, синтаксиса, стилистики, об основных проблемах современного языкознания.

Программа включает теоретические разделы, связанные с определением культуры речи как языковедческой дисциплины и ее центральных проблем. Значительное место уделяется вопросам норм русского литературного языка, изучению речевого поведения.

Основные содержательные блоки дисциплины согласно положениям государственного стандарта включают такие темы как: язык и речь, языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка, функциональные стили современного русского языка и их взаимодействие, нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи, ораторская речь, культура дискутивно-полемической речи, культура разговорной речи. Особое место отведено проблеме профессиональной и деловой речи. В программе отражены также основные понятия курса: язык и речь, культура, риторика, русский литературный язык, динамика литературной нормы, речевая ситуация, речевой жанр, речевое поведение, стилистический аспект речевой культуры, речевая коммуникация, речевое воздействие.

Цель курса «Русский язык и культура речи» – дать студентам теоретические знания о развитии русского литературного языка, о становлении норм в области орфоэпии, грамматики, синтаксиса, стилистики, об основных проблемах современного языкознания.

Основная задача курса - формирование у студентов языковой и коммуникативной компетенции. Также в задачи изучения данной дисциплины входят:

1) осознанное соблюдение норм русского языка (орфоэпических, акцентологических, лексических, грамматических, стилистических);

2) активное владение «словарем культурного человека»;

3) умение варьировать выбор языковых средств в соответствии с ситуацией общения;

4) умение использовать законы, правила и приемы эффективного общения;

5) умение гармонично сочетать технику вербального и невербального общения;

6) умение прогнозировать результат речевой ситуации;

7) умение использовать различные словари для решения коммуникативных и познавательных задач; овладение специальной лексикой, соответствующей определенному функциональному стилю речи;

8) умение осуществлять метаязыковые операции в соответствии с коммуникативными задачами;

9) умение строить монологическое высказывание, владеть основными правилами построения выступления, лекции, доклада;

10) умение практически реализовать правила диалогического общения, использовать их в процессе ведения беседы, спора, дискуссии;

11) умение соблюдать нормы письменной речи, строить письменные тексты разных стилей и жанров;

12) умение анализировать устные и письменные речевые произведения, выделять, исправлять, объяснять и классифицировать речевые ошибки.

Требования к исходному уровню знаний и умений, которыми должен обладать студент

Студенты, приступающие к изучению дисциплины «Русский язык и культура речи», должны знать о правилах русской орфографии и пунктуации, то есть освоить школьный курс по русскому языку; а также обладать навыками самостоятельной работы по подготовке конспектов, реферативных работ и устных докладов на заданные темы.

Учебная задача дисциплины

В результате изучения данной дисциплины студент должен обладать знаниями норм русского языка; правил и приемов эффективного общения; особенностей национального коммуникативного поведения. Студент должен приобрести умение применять методику оценки уровня культуры устной и письменной речи, анализа различных ее видов, действовать в режиме разных функциональных стилей и выработать навыки владения техникой речевой коммуникации, различными стилями речи, основами стилистического богатства русского языка. Изучая данную дисциплину, студент должен ознакомиться с достижениями современной лингвистической науки, с исследованиями, посвященными различным функциональным стилям, ситуациям общения, с трудами выдающихся деятелей русистики.

Воспитательная задача дисциплины определяется формированием у студентов значимости выбранной профессии. Студенты решают практические задачи, выступают на семинарах и учатся работать в коллективе, а именно иметь свое мнение и уметь доказать правильность своей точки зрения.

Решаются следующие воспитательные задачи:

  1. воспитание культуры общения и культуры поведения посредством изучения речевого этикета и совершенствования грамотного письма и говорения;

  2. воспитание чувства патриотизма и гордости за свою страну, связанных с признанием самобытности и уникальности русского языка, а также посредством предлагаемых к рассмотрению текстов различных стилей русского языка (научного, официально-делового, публицистического, разговорного, художественного);

  3. воспитание на материале рассматриваемых текстов и заданий духовно-нравственных качеств (любви, дружбы, толерантного отношения к миру).

1.2. Курс «Русский язык и культура речи» отражает специфику Государственной полярной академии, процесс обучения в которой преимущественно ориентирован на студентов, приехавших из регионов, расположенных в Заполярье. Поэтому при изучении русского языка и культуры речи предполагается обращение к текстам и методическим материалам, содержательно связанных с реалиями районов Крайнего Севера.

1.3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Учебный курс «Русский язык и культура речи» способствует повышению грамотности студентов-филологов и является основой адекватного усвоения профильных дисциплин, а также представляет собой фундаментальную область знаний, без которой не может состояться дипломированный специалист, так как владение речью и знание норм языка обеспечивают правильность мыслительных процессов.

Данная дисциплина связана не только с дисциплинами филологического цикла, такими, как «Риторика», «Введение в языкознание», иностранными языками, изучаемыми на 1 курсе, но и со следующими дисциплинами: “Культурология”, “История”, “Философия”, “Социология”, “Политология”.

1.4. Программа предусматривает

Данный курс носит исключительно практический характер, поэтому в его рамках предусмотрено проведение только практических занятий для достижения большей эффективности освоения студентами знаний основ культуры речи и русского языка и овладения навыками письменной и устной речи.

Семинары должны проводиться с учетом активных форм обучения, и могут иметь форму дискуссий, диспута, круглого стола, турнира и т.д., что позволяет студентам не только высказать свою точку зрения по рассматриваемой проблеме, но и научиться отстаивать ее в процессе обсуждения.

1.5. Элементы профессиональной направленности программного материала. К элементам профессиональной направленности относится обращение при изучении речевых и языковых особенностей к материалам, ориентированным на специализацию студентов (лексика и научные тексты, связанные с литературой и культурой Великобритании и Франции).

1.6. Самостоятельная работа студентов. В качестве самостоятельной работы предполагается подготовка к практическим занятиям, выполнение индивидуальных заданий (карточки, написание мини-сочинений, творческие работы), выполнение домашних упражнений, составление конспектов научных работ, принципиальных для осмысления материала данной дисциплины, написание реферативных работ и подготовка устных докладов на заданные темы.

1.7. Применение активных форм и методов проведения занятий.

При проведении систематических занятий, наряду с традиционными формами обучения, применяются активные формы и методы обучения студентов, которые направлены на самостоятельное овладение студентами знаниями и умениями в процессе активной познавательной и практической деятельности. Семинары должны проводиться с учетом активных форм и методов обучения, и могут иметь форму дискуссий, диспута, круглого стола, турнира и т.д., что позволяет студентам не только высказать свою точку зрения по рассматриваемой проблеме, но и научиться отстаивать ее в процессе обсуждения.

1.8. Форма контроля

В качестве средств контроля за успеваемостью студентов и определения их знаний применяются:

  1. Текущий контроль (словарные диктанты, вспомогательные тесты, проверочные работы по изученным темам, диктанты, изложения, сочинения, лингвистические кроссворды, письменные и самостоятельные творческие работы):

0-19 баллов – «неудовл.»

20-39 – недопуск к экз./зач.

40-60 – балл за ПМК для допуска к сдаче экз./зач.;

  1. Итоговый контроль:

    • зачет – контрольный диктант, работа по карточкам и тестам (20 - 40 – зачет);

    • экзамен – теоретический вопрос и практическое задание (максимальная оценка – 40 баллов).

Итоговая оценка складывается из результатов текущего и итогового контроля:

80-100 баллов – «5»;

60-79 – «4»;

40-59 – «3»;

0-39 – «2».

Место курса в учебном плане

Учебная дисциплина «Русский язык и культура речи» изучается на 1-м курсе в 1-м и во 2-м семестрах и базируется на школьном курсе русского языка. Данный курс способствует формированию навыков работы с текстами различных стилистических направленностей, овладению языковыми и речевыми нормами русского языка, а также повышению орфографической и пунктуационной грамотности студентов, что необходимо для освоения нефилологических дисциплин и позволяет повысить уровень профессиональной подготовки дипломированных специалистов.

Данная дисциплина связана не только с дисциплинами филологического цикла, такими, как «Риторика», «Введение в языкознание», иностранными языками, изучаемыми на 1 курсе, но и со следующими дисциплинами: “Культурология”, “История”, “Философия”, “Социология”, “Политология”.

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины Русский язык и культура речи Специальность (3)

    Учебно-методический комплекс
    В центре внимания предлагаемой программы находятся вопросы письменной и речевой грамотности по русскому языку для студентов-нефилологов, которые владеют русским языком как неродным.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины Русский язык и культура речи Специальность (4)

    Учебно-методический комплекс
    Содержание курса предусматривает знакомство с понятийным аппаратом данной дисциплины: языковая норма, уровни владения языком, литературный язык, языковые процессы и подсистемы, языковые стили, стилистические возможности лексикона и
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины русский язык и культура речи Специальность (2)

    Учебно-методический комплекс
    Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание, завершение речи.
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины русский язык и культура речи

    Учебно-методический комплекс
    Условия функционирования разговорной речи и роль внеязыковых факторов. Лингвистические и экстралингвистические факторы публичной речи. Сфера функционирования, видовое разнообразие, языковые черты официально-делового стиля.
  5. Учебно-методический комплекс по русскому языку и культуре речи для студентов гуманитарных и негуманитарных специальностей Работа выполнена в рамках Государственной целевой программы

    Учебно-методический комплекс
    Культура речи – это владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики), а также умение использовать выразительные языковые средства в различных условиях
  6. Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «русский язык и культура речи» Нижний Новгород

    Учебно-методический комплекс
    Настоящие учебно-методические материалы, входящие в УМК, представляют собой современную интерпретацию курса «Русский язык и культура речи»; отражают нынешней уровень развития науки; предусматривают использование современных методов
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине русский язык и культура речи специальность

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «Русский язык и культура речи» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030401.
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины «Русский язык как иностранный» (общее владение) для иностранных студентов, обучающихся по программе бакалаврской подготовки

    Учебно-методический комплекс
  9. Учебно-методический комплекс по Русскому языку для специальностей 050301 Юриспруденция 050119 Иностранный язык Усть-Каменогорск, 2005

    Учебно-методический комплекс
    Практический курс русского языка для национальных групп нефилологических специальностей рассчитан на обучающихся, окончивших школу с нерусским языком обучения.

Другие похожие документы..