Предмет, основные сферы, главная задача и специфика философского осмысления техники и технических наук

  1. Предмет, основные сферы, главная задача и специфика философского осмысления техники и технических наук

Когда вместе произносятся слова "философия" и "техника", в обы­денном сознании это вызывает удивление. Философия и техника часто воспринимаются как противоположности, первая — как символ теоре­тического осмысления мира, нечто возвышенное, отдаленное от действительности, вторая — как символ практического освоения мира, нечто приземленное. Однако в этом словосочетании заложен глубинный смысл современной европейской цивилизации и культуры, где теорети­ческое неразрывно связано с практическим, где философия также важ­на, как и техника, а техника сама, на высшей ступени ее развития, не­мыслима без ее глубокого философского осознания.

Чтобы определить предмет и объект философии техники, необхо­димо различать техническое действие, техническое знание и техничес­кое сознание. Результатом технического действия является артефакт, то есть техника в виде технического устройства. Результат техничес­кого знания есть техническое действие, направленное на создание артефакта: предписание техническому действию и описание артефак­та. Результат технического сознания — выявление места и роли тех­ники, технической деятельности и технического знания в истории и современной культуре.

Если техника как техническое устройство (артефакт) - это объект технологии; артефакт плюс техническое действие — объект технической науки (техническое знание описывает технический объект — артефакт -и предписывает техническое действие по его созданию), то техника, тех­ническая деятельность и техническое знание, взятые вместе как фено­мен культуры, являются объектом философии техники.

Предметом же технологии является техническое действие, пред­метом технической науки - техническое знание, а предмет филосо­фии техники составляет развитие технического сознания.

Таким образом, философия техники имеет отличный от техноло­гии и технической науки объект и предмет:

техника, техническая деятельность и техническое знание как фе­номен культуры (объект);

развитие технического сознания, рефлектирующего этот объект (предмет).

Отсюда, естественно, вытекают и основные сферы философии техники:

  1. культура и техника (историко-культурный и социокультурный аспекты);

  2. методологические проблемы философии техники, методология технических наук и проектирования;

  3. социальная оценка техники и ее последствий;

  4. инженерная этика.

Главная задача философии техники - исследование технического отношения человека к миру, то есть технического миропонимания. При произнесении этих последних слов на ум сразу же приходитас­социация с технократизмом. Однако философия техники не имеет с ним ничего общего, более того, она противостоит ему и с самого сво­его возникновения ориентирована на гуманизацию техники.

В центре внимания философии техники находятся проблемы смысла, сущности и понятия техники.

Смысл техники состоит в том, что она является средством челове­ческой деятельности (но не призвана заменить ее), а се сущность за­ключается в усилении "органов" и потенций человека, в том числе интеллектуальных. Из этого формируется понятие техники:

в узком смысле — как технического устройства (артефакта), соз­данного человеком из элементов природы для решения конкретных культурных задач;

в широком смысле — как всякого рода ухищрений, характеризую­щих действие(техника письма, плавания, счета, рассуждения и т.п.), как искусственный или организационный прием, усиливающий, улуч­шающий или облегчающий это действие.

Представление о технике постоянно развивается, как и сама тех­ника. В свою очередь техническое развитие является частью культур­ного прогресса. Представления о технике эволюционировали от ми­фологического осмысления в древних обществах до научного изуче­ния техники в современном мире.

Независимо от того, с какого момента отсчитывать начало науки, о технике можно сказать определенно, что она возникла вместе с возникновением человека разумного идолгое время развивалась не­зависимо от всякой науки. Это, конечно, не значит, что в технике не применялись научные знания. Но, во-первых, сама наука не была эксплицирована как особая дисциплинарная организация и, во-вто­рых, она не была ориентирована на сознательное применение науч­ных знаний в технической сфере. Хотя втехнической деятельности передовые для того времени научные знания иприменялись (напри­мер, у Архимеда), вместе с тем в античной культуре наука и техника рассматривались как принципиально различные виды деятельности. Рецептурно-техническое знание долгое время противопоставлялось научному знанию, "научное" и "техническое" принадлежали фактиче­ски к различным сферам человеческой деятельности. В более ранний период как научное, так и техническое знания были органично впле­тены в религиозно-мифологическое мировосприятие и еще не отде­лялись от практической деятельности. Формирование научно-техни­ческого знания и деятельности можно отнести, по нашему мнению, лишь к этапу становления инженерной деятельности, ее выделения из деятельности технической.

  1. Соотношение философии науки и философии техники.

Философия техники и философия науки. Подобно соотношению естественного и искусственного менялось и соотношение науки и техники на различных этапах развития культуры:

а) первые этапы исторического развития человечества характери­зуются синкретизмом знания, когда еще нет знания научного или технического;

б) в эпоху античности развитие науки и техники идет практически независимо друг от друга, поэтому "тэхнэ" древних греков стоит ближе к искусству, чем к науке;

в) в эпоху Ренессанса и Новое время наука все более опирается на технический эксперимент, а затем и сама техника - на науку;

г) последующий период характеризуется становлением и развитием технических наук и научной техники;

д) необходимость гуманизации современной техники обусловли­вает внедрение в ее сферу социально-гуманитарного знания.

Именно эти два последних этапа развития соотношения науки и техники становятся предметом методологического анализа — методо­логии технических наук, а затем и инженерного, и системного проек­тирования. Это и есть пункт встречи, пересечения философии техни­ки к философии науки.

Философия техники и история техники. Если рассматривать ис­торию техники не просто как скрупулезное описание совокупнос­ти приборов и устройств в разные периоды времени, а как цело­стную историю социокультурного развития технической и инже­нерной деятельности, то связь ее с философией техники становит­ся очевидной. Философия техники выступает в этом случае как часть культурологии, а история техники - как часть истории куль­туры. Однако в отличие от истории техники, по опираясь на нее, философия техники призвана также выполнять прогностические функции. Мы обозначим здесь только основные направления ее в этой области:

- философия техники и научная фантастика (лучшая иллюстрация этому — книга Станислава Лема "Сумма технологии");

- философия техники и техническая политика;

- изобретательство и инновационная деятельность как объект тео­рии технического творчества, являющейся важной составной частью философии техники;

- философия техники, инженерное образование и просвещение (изменение технического сознания и структуры инженерной дея­тельности через образование: передача технологии через образова­ние).

3. Что такое техника? Проблема смысла и сущности техники: «техническое» и «нетехническое»

Понятие «техника» многозначно. Оно происходит от греческо­го слова «тэхнэ», которое означало умение, мастерство, искусст­во. Сейчас термин «техника» используется, в основном, в двух смыслах: 1) как общее название технических устройств, применя­емых в разных сферах деятельности; 2) как обозначение совокуп­ности приемов действия, используемых в деятельности. Это мо­жет быть техника письма, рисования, техника выполнения физи­ческих упражнений и т.д.

Техника развивалась путем моделирования естественных органов человека. С помощью технических средств воспроизводится не структура (устройство) естественных органов, а функция. Ткац­кий станок воспроизводит функцию ткача, автомобильный и же­лезнодорожный транспорт воспроизводит функцию передвижения и т.д.

Принцип функционального моделирования лежит в основе раз­вития технических средств.

Еще один важный принцип — принцип дополнения. Он выра­жается в том, что не только техника дополняет и компенсирует несовершенство человеческих органов как орудий воздействия на природу, но и сам человек в технической системе является в определенном смысле ее дополнением. Чем ме­нее развита техника, тем больше технологических функций вы­нужден выполнять сам человек. В трудовой деятельности челове­ка важную роль всегда играли не только технические средства, но и применяемые технологии.

Техника в XX столетии становится предметом изучения самых различных дисциплин как технических, так естественных и общественных, как общих, так и частных. Количество специальных технических дисциплин возрастает в наше время с поразительной быстротой, поскольку не только различные отрасли техники, но и разные аспекты этих отраслей становятся предметом их исследования. Всё возрастающая специализация в технике стимулирует противоположный процесс развития общетехнических дисциплин. Однако все они — и частные, и общие — концентрируют свое внимание на отдельных видах, или на отдельных аспектах, определенных "срезах" техники. Техника в целом не является предметом исследования технических дисциплин. Многие естественные науки в связи с усилением их влияния на природу (в том числе в глобальном масштабе) вынуждены принимать во внимание технику и даже делают её предметом специального исследования, конечно, со своей особой естественнонаучной (например, физической) точки зрения. Кроме того, без технических устройств невозможно проведение современных естественнонаучных экспериментов. В силу проникновения техники практически во все сферы жизни современного общества многие общественные науки, прежде всего социология и психология, обращаются к специальному анализу технического развития. Историческое развитие техники традиционно является предметом изучения истории техники как особой гуманитарной дисциплины. Как правило, однако, историко-технические исследования специализированы по отдельным отраслям или стадиям развития и не захватывают в поле своего анализа вопросы о тенденциях и перспективах развития современной техники.

Каждый здравомыслящий человек укажет на те технические устройства и орудия, которые окружают нас в повседневной жизни — дома или на работе. Специалисты назовут конкретные примеры такого рода устройств из изучаемых или создаваемых ими видов техники. Но все это — лишь предметы технической деятельности человека, материальные результаты его технических усилий и размышлений. За всем этим лежит обширная сфера технических знаний и основанных на этих знаниях действий. Поэтому Фред Бон придает понятию "техника" предельно широкое значение: "Всякая деятельность и прежде всего всякая профессиональная деятельность нуждается в технических правилах". Он различает несколько способов действия, придавая особое значение целенаправленной деятельности, в которой успех достигается указанием в предшествующем рассуждениируководящего средства. Это фактически задает границы между "техникой" и "нетехникой", поскольку к сфере техники может быть отнесен именно этот способ действия.

Технические знания воплощаются не только через техническую деятельность в разного рода технических устройствах, но и в статьях, книгах, учебниках и так далее, поскольку без налаженного механизма продуцирования, накопления и передачи знаний никакое техническое развитие в нашем современном обществе было бы невозможно.

Если техника не сводится к натурально воспринимаемым механизмам, машинам и сооружениям, идей, инженерной деятельности, различных социокультурных условий, то и генезис должен сводится к рациональной реконструкции всех перечисленных компонент.

Исходим из того, что одна часть компонент техники (точнее сущность техники) представляет собой различные интеллектуальные образования (знания, идеи, науки), другая часть – это различные виды деятельность (познавательная, практическая, техническая, инженерная, проектировочная), третья – различные социокультурные условия, определившие развитие техники.

  1. Предмет и основные понятия философии техники

    Документ
    Цель курса: сформировать целостное представление о развитии науки и техники в системе цивилизационного развития; дать представление о типах научной рациональности; выявить перспективы научно-технического развития в свете диалога культур.
  2. Учебная программа по дисциплине «история, философия и методология технических наук» для преподавателей Высшей школы омск-200

    Программа
    Учебная дисциплина «История, философия и методология технических наук» должна обеспечить профессиональную переподготовку специалистов для получения ими дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы», в соответствии с Государственным
  3. Воснову настоящей программы положены следующие дисциплины: “История техники”, “История науки”, “История технических наук”. Основы истории технических наук

    Программа
    Программа вступительного экзамена в аспирантуру по курсу “История и философия науки” состоит из трех обязательных разделов: “История технических наук”, “Основы философии науки” и “Современные философские проблемы техники и технических наук”.
  4. Программа-минимум кандидатского экзамена для аспирантов и соискателей 05. 00. 00 Технические наук и Мурманск- 2011 пояснительная записка

    Программа-минимум
    Цель курса: сформировать у аспирантов и соискателей навыки методологически грамотного осмысления конкретно-научных проблем с видением их в мировоззренческом контексте истории науки.
  5. 1. Философские проблемы техники

    Документ
    Специфика философского осмысления техники и технических наук. Предмет, основные сферы и главная задача философии техники. Соотношение философии науки и философии техники.
  6. Задачи данного раздела

    Документ
    На данный раздел согласно государственного стандарта и типового учебного плана по магистратуре отводится 15 часов аудиторных занятий и 60 часов СРМП и СРМ (отведенные на написание рефератов, самостоятельных работ, самостоятельного
  7. Программа - минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки».

    Программа
    Настоящая программа философской части кандидатского экзамена по курсу "История и философия науки" предназначена для аспирантов и соискателей всех научных специальностей.
  8. Рабочая программа по обязательной дисциплине «История и философия науки» Для аспирантов и соискателей

    Рабочая программа
    Современный этап развития научного знания характеризуется целым комплексом новых социокультурных, когнитивных, семиотических, антропологических, аксиологических маркеров, которые в своей совокупности характеризуют новый парадигмальный
  9. Роль и значение техники сегодня столь велико, что выходят далеко за пределы круга технических проблем. Поэтому было бы неверным считать философию техники всего

    Документ
    Роль и значение техники сегодня столь велико, что выходят далеко за пределы круга технических проблем. Поэтому было бы неверным считать философию техники всего лишь одним из разделов философского знания, наряду с другими.

Другие похожие документы..