Учебно-методический комплекс по дисциплине: «история русской литературы XX века ( 3 / 3 )» для 5 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н

После публикации рассказов, в 1964 году в редакцию журнала «Новый мир» был представлен так называемый публичный вариант романа «В круге первом». Над романом Солженицын начал работать еще в 1955 году. Окончательный вариант, состоящий из 96 глав, был создан в 1968 году. Но после напечатания «Одного дня Ивана Денисовича» и «Матренина двора» Солженицын не печатался на родине до конца 80-х годов.

Роман «В круге первом» особенно дорог писателю. Персонажи романа в известном смысле нарисован с натуры как портреты реальных людей, находившихся вместе с автором романа в «шарашке» в подмосковном поселке Марфино.

Действие романа включает в себе трое суток в конце 1949 – перед новым 1950 годом Солженицын внимателен к судьбам немолодого из персонажей, даже незначительных, и это не случайно. Для Солженицына истинная история – это те процессы которые происходят в сознании, в духовной жизни каждой личности. «---» в изображении Солженицына – это мужское братство в котором его члены пока парадоксально получают возможность свободно высказывать свои мысли, спорить о вечных проблемах и вопросах политики. На стройке герои именно в лагере обретают престижную «--- ---» духовную свободу.

В центре внимания автора – прежде всего три героя, три друга. Это математик, боевой офицер Глеб Нержин- --- родом автобиографических черт; Лев Рубин - --- филолог – германист; изобретатель и философ, дворянин по происхождению Дмитрий Сологдин. Все эти герои различны по своим взглядам, по характерам. У каждого из героев своя личная судьба.

Глеб Нержин именно в лагере обретает собственное «Я», получает возможность читать запрещенные книги, размышлять над иными вопросами, общаться с друзьями. Нержин отказывается сотрудничать с неправедной властью, отвергая предложение работать над секретными изобретениями, предпочитая возвращение в лагерь.

Лев Рубин – образованный жизнелюбивый человек. Он ненавидит своих палачей и Сталина, но при этом верит в возможность истинного неискаженного социализма.

Лев Рубин соглашается участвовать в опытах связанных с изобретением шифратора- прибора при помощи которых опознаются голоса ведущих телефонных разговоров. И именно он определяет человека, который звонит в --- посольство с целью сообщить о том, что в Советском Союзе ведутся работы по изобретению атомной бомбы.

Дмитрий Сологдин в отличие от Рубина не верит в социализм и демократию. Он не принимает и погиб один, советской эпохи – воевод. Он изобретает свой язык предельной ясности. Сологдин некоторыми своими чертами, в частности отношением к языку, напоминает самого автора.

Этот человек – --- Володин, молодой дипломат. Личная --- Володина как будто бы нереальна сюжетной линии трех друзей зэков. Но в конце романа свободный человек --- Володин превращается в зэка. Но это результат того внутреннего процесса, который совершается в сознании героя.

Большую часть жизни Володин прожил в согласии с принципами советской жизни. Но после смерти матери, обратившись к оставленным его книгам, альбомам и записям, благодаря которой он открывает для себя новый неведомый ему мир. Володин теперь переосмысливает все чему он безропотно верил. «Раньше истина --- была, что жизнь дается нам только раз». Теперь создавшим, новым чувствам он ощутил в себе и в мире новый закон, что и совесть тоже дается нам один только раз. И как жизни отданной не вернуть, так и испорченной совести». Совесть – основа проблемности и Володин прежде благополучный представляющий дипломат, чувствует вину за --- человеческого достоинство. При этом меняется его отношение и советскому правительству. Он задает себе вопрос, который не договаривает: Почему любовь к родине надо---.

Именно любовь к родине и истинный патриотизм движет Володиным в тот момент, когда он звонит в американское посольство. В том, что атомная бомба попадет в руки советского правительства, Володин видит угрозу всему человечеству.

Духовное пробуждение, результатом которого стало изменившееся отношение к жизни, к своей гражданской позиции – смысл судьбы --- Володина. Но Солженицын рисует и противоположный лагерь – мир так независимых.Но «военные люди» на самом деле более несвободны, чем заключенные. Они не обладают той внутренней свободой, которая есть у заключенных исторически- Нержина, Рубина, Сологдина и др. Эти люди живут в постоянном страхе, они лгут самим себе, их поведение, речи насквозь фальшивы.

В 1963-1966 годах Солженицын пишет повесть «Раковый корпус» задуманную еще в 1955 году. В основе повести – автобиографический материал – связанный с пребыванием автора в онкологическом диспансере. Время действия повести – около двух недель. Основное место действия – раковый корпус, который смертельная болезнь соединяет людей с разными судьбами и характерами.

Главный герой повести Олег Костоглотов, наделенный автобиографическими чертами. Он также как автор бывший узник сталинских лагерей, сосланный в Казахстан. С героем происходит чудо: он исцеляется от страшной болезни: Но это не просто физическое выздоровление. Исцеление телесное тесно связано с духовным выздоровлением и преображением героя. Герой постепенно открывает для себя чудо жизни: очарование , красоту природы. Уйдя из клиники Костоглотов гуляет по городу. Ему доставляют радости казалось бы мелочи жизни. Символом жизни становится цветущий урюк, верблюд в зоопарке. Но открытие физической материальной красоты жизни лишь первая ступень исцеления героя. Более высокой ступенью становится осознание важности нравственных запасов бытия. Это прежде всего совесть, ответственность за судьбу ближнего, умение преодолеть эгоизм, даже отказавшись от собственного счастья. Олег вынужден любя женщину, подавить в себе чувство и плоть, потому что понимает, что его тяжелый жизненный опыт может отравить жизнь Вере. Для Солженицына истинная духовная подразумевает способность человека к самоограничению.

Но есть в повести персонаж, который является антиподом Олегу Костоглотову. Это Павел Николаевич, начальник отдела кадров, человек всю жизнь выполняющий партийную миссию шпика, политику партии, сообщающий в органы о врагах народа. За идейностью крылось желание поудобнее устроиться, окружить себе подобных. Он и перед смертью не раскаивается. Единственное чувство которое он испытывает к людям и к жизни – это озлобленность и страх – подсознательный страх возмездия за предательство и подлость, которыми была наполнена его жизнь.

Раковая опухоль в повести – это не просто физическая болезнь. Это прежде всего духовное омертвление, деградация лишать, к которой приводит тоталитарный режим людей ему подчиняющихся, отказывающихся от борьбы за человеческое достоинство – таких как Павел Николаевич Русаков. В повести Солженицын выводит и дочь Русакова, молодую поэтессу. Анна Русакова усвоила опыт отца и уже в новой исторической ситуации стремится приспособиться, подстроиться для того чтобы удобно устроиться, сделать карьеру. Она учит отца:

- Вообще, папа, нужно честно смотреть, нужно быть отзывчивым к требованиям времени.

Речи Анны собственно и есть изложение метода социалистического реализма, суть которого в подчинении идеологии тоталитаризма.

Попытка напечатать повесть в журнале «Новый мир» не увенчалась успехом. Повесть вышла впервые на западе в 1968 году.

В 1970 году Солженицыну было присуждена Нобелевская премия. В обосновании говорилось, что в его произведениях выражено душевное состояние народа, они раскрывают наиболее человечное в человеке, стремление к гуманности, правде и справедливости. Советская пресса расценила это событие как очередную провокацию западных спецслужб против «социалистического лагеря».

В опубликованной в 1975 году в Париже книге «Бодался теленок с дубом» писатель пишет о своих отношениях с властями в этот период. Система прослушивания телефонных разговоров, аресты и допросы друзей и приятелей писателя, просмотр корреспонденции. В начале августа 1971 года на Солженицына было совершено нападение.

В 1958 году писатель начал работу над книгой «Архипелаг ГУЛАГ». В 1968 году основная часть работы была завершена. В 1973 году одна из экземпляров рукописи оказалась в руках КГБ. А в конце декабря 1973 года первый том «Архипелаг ГУЛАГ» вышел на Западе. Эти обстоятельства сделали жизнь писателя на Родине особенно тяжелой, начинается компания Травли писателя в прессе.

В феврале 1974 года Солженицын был арестован и через сутки выслан в ФРГ. В июле Солженицын поселился с семьей в Цюрихе (Швейцария), а в 1976 году переезжает в город Кавендиш в штате Вермонт (США).

Главное произведение А.И.Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ». Книга Солженицына имеет подзаголовок «Опыт художественного исследования». Это произведение – летопись преступлений коммунистической системы, обвинительный акт ремеслу и в то же время это памятник жертвам ГУЛАГа.

Главный образ-символ – Архипелаг объединяющий множество островов – лагерей. Архипелаг – своеобразная насильственная структура, страна как бы зеркально обращающая суть социалистической системы. И в то же время архипелаг – это болезнь, деформация легких природных сосков, которая угрожает «метастазы» самой жизни, человеческой души.

Размышляя об истоках Архипелага, Солженицын анализирует всю советскую историю, начиная с 20-х годов времени, когда появились первые советские концлагеря. Солженицын обращается к документам и фактам. Эта история раскулачивания и высылка миллионов крестьян, массовый террор на Дону в процессе расказачивания, расправа со священнослужителями… Писатель тем самым доказывает порочность не только сталинского режима, но и все советской системы, построенной на насилии и подавлении личности.

Солженицын воссоздает в книге и отдельные судьбы конкретных людей, ставших жертвами ГУЛАГА. Связывает отдельные главы «Архипелага»- автобиографическая линия. Солженицын рассказывает историю своего пребывания в ГУЛАГе. Но лагерь для него становится не просто тяжким испытанием, а нравственной школой, сформировавшей его как личность и как писателя «Благодарю тебя, тюрьма, что ты была в моей жизни». Именно, в лагере он начинает понимать, что «линия, разделяющая добро и зло, проходит не между государствами, не между классами, не между партиями – она проходит через каждое человеческое сердце – и через все человеческие сердца».

Лекция 5

ЛИТЕРАТУРА КОНЦА 1960-Х - 1990-Х ГОДОВ.

В литературе конца 1960-х – 1990-х годов можно выделить три периода: советский (до 1985 года), перестроечный (1985-1991годы) и постсоветский (с 1992года). Такая периодизация связана с социально-политическим и экономическим изменениями происшедшие в жизни общества. 70-80-е годы принято называть застойными но русская литература в этот период вовсе не находилась в состоянии упада. Несмотря на идеологическое давление, на имевшие место случаи травли писателей (например, А.Солженицына), на очередную волну писательской эмиграции (И.Бродский, А.Синявский) в литературе этого времени было создано немало ярких талантливых произведений.

В прозе этого периода можно выделить следующие жанровые тематические разновидности: деревенская, городская, историческая, военная, научная, сатирическая, фантастическая и др.

Наиболее значительными произведения создали в рамках военной и деревенской прозы.

Сам термин «деревенская проза» часто подвергался критике в литературоведческих дискуссиях 70-80-х годов, давались другие наименование этой литературной традиции: «лирическая», «производственная», «контрфилософская», «эпическая». Но при всей своей неточности и условности понятия «деревенская проза» закрепилась в литературе XX века за творчеством таких несхожих между собой писателей, как В.Овечкин, Е.Носов, В.Солоухин, Ф.Абрамов, В.Белов, С.Залыгин, В.Астафьев, В.Шукшин, Б. Можаев, В.Распутин. Сближает этих авторов объект изображения: русская деревня, раздумье о ее настоящем, прошлом и будущем.

Россия практически до шестидесятых годов XX века было по преимуществу аграрной, крестьянской страной. Поэтому историческая судьба России была тесно связана в сознании русского интеллигента с будущим деревни, крестьянства. В 90-е годы начинается отток населения из деревень. Государство пытается искусственно задержать этот процесс: у крестьян отбирают паспорта, но тем не менее деревенскую молодежь привлекает городской образ жизни. И в 60-е годы, когда появилась свобода выбора, начинается бурная миграция сельского населения в города.

Вместе с пустующими деревнями уходит и определенный уклад жизни к психологический так, сформированной веками. Обращение к деревенской теме в литературе связано с потребностью сохранения основ национального быта – исторической и духовной памяти.

Программным для деревенской прозы произведением стала повесть Василия Белова «Привычное дело». Василий Белов начал печататься в 1956 году. В 1961 году вышла его повесть «Деревня Бездомна», в 1963 году книга рассказов «Знойное лето», 1964 сборник рассказов «Речные излуки». Но настоящую известность принесли ему «Привычное дело» и «Плотницкие рассказы» (1968г.).

В центре повести «Привычное дело» простой вологодский мужик колхозник Иван Африканович Дрынов. Иван Африканович живет в колхозной деревне, трудится с другими, он прошел Великую Отечественную войну. Но при этом, Дрынов сохраняет мироощущение человека, воспитанного традицией, его взгляд на мир отличается эпической цельностью и гармонией. Именно чувство своей неразрывности с жизнью природы излечивает его от депрессии после смерти жены Катерины. Иван Африканович открывает для себя закон вечного круговорота природной жизни и приветствует свою вовлеченность в этот круговорот: «Конца нет и не будет». Именно это единство с вечным порядком с природным круговоротом и является основой душевной силы русского крестьянина.

Иван Африканович стал художественным открытием Белова, обозначившим рождение новой тенденции в литературе XX века.

Проблема «человека и природы» в центре внимания другого представителя «деревенской прозы» Виктора Петровича Астафьева. Первые рассказы и романы «Полет снега» написанные еще в 50-е годы. Но известность к писателю пришла с публикацией повестей «Перевал» (1959г.) и «Стародуб» (1960г.). В 60-е годы появляются «Последний поклон» (1967), «Звездопад». Затем он пишет повесть «Пастух и пастушка» (1971), «Царь-рыба» (1972-1975гг.). В 1986 году писатель выпустил роман «Печальный детектив», который открывает новый этап творчества писателя. В 1989 году опубликован рассказ «Людочка». Продуктивными оказались для писателя и 90-е годы. В 1994 году окончен роман «Прокляты и убиты». Незадолго до смерти Астафьев закончил цикл повестей «Веселый солдат», «Так хочется жить» и ряд рассказов, имеющих автобиографическую основу.

Первые книги Валентина Григорьевича Распутина появились в середине 60-х годов. Это были очерки и рассказы, в которых уже просматривается писательская индивидуальность автора. Но расцвет его творчества приходится на 70-е годы. Уже в первой повести «Деньги для Марии» (1967) автор ставит острейшие проблемы. Герои оказываются перед выбором или человечность, реальная помощь попавшему в беду человеку или алчность, привязанность и к материальной стороне жизни в ущерб человеческим родственным чувствам. Не все герои выдерживают эти испытания, тем более мерилом человеческой нравственности здесь оказывается отношение к деньгам.

В повести «Последний срок» (1970) писатель находит характерный для его прозы тип – образ сибирской женщины старухи, которая и оказывается хранительницей духовно-исторической памяти науки. Старуха Анна героиня повести, первая в этой галерее «распутинских старух». Основа характера старухи Анны – труд, который составляет содержание всей ее жизни. При этом Анна не замкнута в своем узком мирке, она умеет думать, заботиться о других, дома перед смертью Анна переживает за свою одинокую больную соседку.

Для литературы 70-х годов, а для писателей – «деревенщиков» в особенности одной из важнейших стала тема исторической памяти народа и причастности к ней отдельной личности. Это проблема одна из центральных в повести В.Распутина «Прощание с Матерой». Образ Матеры приобретает символическое значение. «Это произведение на мировую тему, - считает Д.Лихачев - ибо тема отношения к родным местам интересует всех во всем мире». В слове «Матера» значима связь материнскими, природными началами жизни (Матера – мать – сыра земля). И потому «прощание с Матерой» - это разрыв изначального единства человека и природы и потому так тревожно эмоциональное звучание повести, отражающей духовное неблагополучие современного мира и человека.

В повести «Пожар» (1995г.)действие происходит в рабочем поселке Сосновка, в котором теперь живут бывшие жители нескольких исчезнувших деревень. Но поселок имеет временный, необжитый вид, люди здесь «не пускают глубоко корни». В Сосновке появились так называемые шабашники, люди не имеющие ни семьи, ни дома, ни постоянной работы, беда в том, что такие люди, не имеющие корней, не обладающие нравственными основами, обладают в поселке определенный властью. Их отношение к жизни крайнее выражение нравственного неблагополучия современного мира. Это ощущается и в отношениях людей в Сосновке. Здесь уже не ценится труд, честность, порядочность. Целью стремлений людей становится магазин, материальные ценности, легкая беззаботная жизнь. «Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьей, работа, люди, с кем вместе править праздники и будни, и земля, на которой стоит тот дом. Трагедия современного мира в утрате этих опор». И пожар в орсовском складе – событие, вокруг которого организуется сюжет произведения – приобретает обобщенно-символическое значение. Это нравственная катастрофа современного мира, это - пожар в душе главного героя, чувствующего ответственность за происходящим в мире, это авторская тревога за будущее земли, человека, страны.

В 90-е годы Распутин пишет повести, рассказы а также публицистические произведения, в которых обращается к проблеме сохранения исторической духовной памяти русского народа.

Произведения Василия Макаровича Шукшина в печати начали появляться с 1959 года. В 1963 году выходит его сборник рассказов «Сельские жители». Главное, что определяет его творческую индивидуальность – это интерес к конкретному человеку и многообразию народных характеров. Характер человека из народа отчетливо выявляется в эпизоде, житейской ситуации. Поэтому излюбленный жанр Шукшина рассказ, новелла, где на небольшом повествовательном пространстве автор с присущим ему драматизмом мастерски высвечивает оригинальное и современное в человеке.

Один из рассказов Шукшина называется «Чудак». Чудаками в критике стали называть характерный для Шукшина тип героя. Это «странные люди», беспочвенные, выламывающиеся из узаконенных бытовой привычкой норм поведения регламентации. Чудин в рассказах Шукшина 60-х годов как правило добрый, открытый, но несколько стихийный неуправляемый человек. Это личность обладающая творческими задатками, стремящаяся украсить жизнь выдумкой, непосредственным поступком. Таковы : «Василий Князев из рассказа «Чудак», «Бронька Пунчев («лишь пардон людям», Алеша Бесконвейный из одноименного рассказа и другие --- Шукшина.) »

Но на рубеже 60-70-х годов в творчестве писателя появляются новые драматические, а порой и трагические мотивы, шукшинские «Чудики» часто бывают далеко не безобидным, а, напротив жестокими и агрессивными. Такой тип героя Шукшин выводит в рассказах «Среда». Недостаток образования, культуры, духовная неразвитость, а отсюда и неспособность понять себя и других оборачивается для самих героев и близким им людей несчастьями, страданиями, а порой и гибелью.

Шукшин видит причину многих отрицательных явлений современной жизни в феномене полукультуры. Полукультура или межкультурье – это состояние современных людей, бывших деревенских жителей, которые утрачивают старые, выработанные вековым опытом крестьянской жизни традиции и ценности, а новые еще не успевают приобрести, подменяя их погоней за видимостью: материальными атрибутами культуры. Так, по словам Шукшина сельские жители приезжая в город, чтобы показаться полноправными «культурными» городскими жителями, часто тратят свое время и энергично не на посещение театров и музеев, а на погоню за престижными вещами: мебелью, одеждой и т.п. И в этом внутренняя драма многих его персонажей.

В 1971 году Шукшин создает роман «Я пришел дать вам волю». В произведении писатель дает свое понимание характера известного бунтаря Степана Разина. Разин в его изображении – русский национальный характер в его сложностях и противоречиях.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

В целях оптимизации преподавания историко-литературных курсов предлагаются следующие формы и виды работы:

  • исходя из специфики литературы, с самого начала обучения в вузе учить студентов-филологов самостоятельно читать произведения, в этом плане целесообразно регулярно проводить собеседования по прочитанным произведениям, практиковать ведение студентами читательских дневников, содержащих краткие записи прочитанного, регулярно проверять дневники;

  • с самого начала изучения историко-литературных курсов учить студентов самостоятельно добывать научную информацию, для этого на групповых консультациях обучать студентов с первого же курса конспектированию исследовательской литературы, учить выделять основные положения в монографиях и научных статьях; проводить собеседования по конспектам для выявления уровня освоения материала.

  • в этом же направлении обучать студентов осваивать материалы литературной критики XX века;

  • обучать студентов навыкам самостоятельного анализа художественных произведений, принадлежащих разным родам и жанрам; преподаватели не ограничиваются лишь указанием тем, выносимых для самостоятельного изучения, а с первых курсов обучают навыкам самостоятельного освоения материала;

  • эффективными в плане организации самостоятельного освоения материала студентами и индивидуализации обучения являются формы работы, предусматривающие вовлечение студентов в деятельность преподавателя. На первых этапах можно практиковать включение в лекцию преподавателя небольших выступлений студентов по локальным вопросам лекционной темы. В дальнейшем, в среднем звене и на старших курсах, можно практиковать игровые приемы на семинарских и практических занятиях, когда заранее подготовившийся студент проводит фрагмент занятия, выступая при этом «дублером» преподавателя;

  • в среднем и завершающем этапах обучения практикуются занятия, содержанием которых становятся выступления студентов с самостоятельным анализом произведений; подобные формы работы предусмотрены в планировании практических занятий по ряду историко-литературных курсов;

  • сформировать у студента-филолога положительную установку на материал и будущую специальность – учителя-словесника; этому подчинены виды работы, направленные на качественное освоение материала, формирование исследовательского подхода к литературе, формирование навыков самостоятельной работы, умение практически применять полученные знания

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ

1.Студенты слушают лекции, работают на лекциях в заявленном режиме, выполняют все задания преподавателя к лекциям, практическим занятиям.

2.Перед выполнением каждого вида работы проводится консультация. Все задания выполняются непосредственно к занятиям, а не после, без накопления «долгов». Студенты, не выполнившие программу курса, не допускаются к зачету.

3.Все работы оцениваются по пятибалльной системе.

4.Знакомство с литературой осуществляется на лекциях, практических, лабораторных занятиях, при подготовке к урокам на педагогической практике.

5.Студенты применяют знания и умения, полученные при изучении курсов истории русской литературы, теории литературы, психологии, педагогики.

6.Задания к практическим занятиям выполняются в рабочей тетради. Записи ведутся последовательно и аккуратно.

7.Для получения зачета по курсу выразительного чтения студенты обязаны посещать занятия, активно работать на практических занятиях,прочитать и проанализировать все художественные тексты для обязательного чтения, законспектировать рекомендованные работы.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине: «история русской литературы XX века ( 1 / 3 )» для 4 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н

    Учебно-методический комплекс
    Древнерусская литература: периодизация, основные жанры, стилевое развитие древнерусской литературы. Русская литература XVIII в. Барокко. Классицизм. Реформа стихосложения, эволюция жанров и стилей.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине: «история русской литературы XX века ( 2 / 3 )» для 4 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н

    Учебно-методический комплекс
    В данном разделе содержится описание блока историко-литературных курсов, преподаваемых студентам башкирско-русского отделения. Среди дисциплин, предусмотренных по специальности «050302 Родной язык и литература; Русский язык и литература»,
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине: «история русской литературы XX века ( 3 / 3 )» для 5 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (2)

    Учебно-методический комплекс
    В данном разделе содержится описание блока историко-литературных курсов, преподаваемых студентам башкирско-русского отделения. Среди дисциплин, предусмотренных по специальности «050302 Родной язык и литература; Русский язык и литература»,
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы XIX века Iполовина» для студентов 2 курсов бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (1)

    Учебно-методический комплекс
    Актуальность дисциплины: Русская литература ХIХ века представляет собой важнейший период в русском литературном процессе, можно утверждать, кульминацию в развитии русской литературы в целом.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы XIX века Iполовина» для студентов 2 курсов бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (2)

    Учебно-методический комплекс
    В основу настоящей программы положены типовые программы для педагогических вузов: Программы пединститутов. Русская литература XIX века. Для специальности № 2101 «Русский язык и литература» с доп.
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине история русской литературы XI (1)

    Учебно-методический комплекс
    Среди дисциплин, предусмотренных по специальности «050302 Родной язык и литература; Русский язык и литература», история русской литературы входит в цикл предметной подготовки.
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине история русской литературы XI (2)

    Учебно-методический комплекс
    Русская литература XI – XVIII веков рассматривается как целостный историко-литературный процесс, в котором традиционно выделяется несколько этапов, обусловленных логикой и особенностями литературного развития.
  8. Учебно - методический комплекс по дисциплине «история русского языка» для студентов 3 курса

    Учебно-методический комплекс
    Генетические связи родного языка. Древние и средневековые формы родного языка. Этапы формирования и развития родного литературного языка. Становление норм родного литературного языка.
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история зарубежной литературы» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Периодизация литературного процесса. Литература Античности. Переход от античности к Средневековью. Литература Средних веков. Предвозрождение. Литература Возрождения.

Другие похожие документы..