Учебно-методический комплекс по дисциплине: «история русской литературы XX века ( 3 / 3 )» для 5 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н

Стихотворения, отражающие события войны, впоследствии объединяются в цикл «Фронтовая хроника». Но самыми значительными произведениями военных лет являлись две поэмы, написанные практически одновременно, «Василий Теркин» (1941-1945) и «Дом у дороги» (1942-1946).

Центральным образом обеих поэм как и всего творчества Твардовского является мифологема «дом». Но если героем первой поэмы становится защитник дома – солдат, то в центре второй поэмы хранительница очага, простая русская женщина Анна Сивцова. И если сюжет первый поэмы более напоминает

авантюрную сказку, героем которой является Теркин бывалый солдат - умелец на все руки, то вторая поэма организована по законам народной лирической песни, передающей переживания женщины. Не случайно в поэме «Дом у дороги» несколько раз повторяется припев – рефрен:

Коси, коса,

Пока роса,

Роса долой –

И мы домой.

Говоря о поэме «Василий Теркин» Твардовский впоследствии признавался: «Теркин был для меня во взаимоотношениях писателя со своим читателем моей лирикой, моей публицистической, песней и поучением анекдотом и присказкой, разговором по душам и рекламой слугою».

«Книга про бойца»- это поистине народное произведение, так как адресовано простому русскому солдату, чему соответствует и стиль произведения. «Василий Теркин» - энциклопедия народного творчества. Помимо сказанных мотивов, особенно явных в этих главах как «Теркин и смерть», «---», в поэме мы встретили и песни и поговорки, пословицы, прибаутки. --- поэта и выразились в его жанровом богатстве, в естественных переливах интонаций, в разнообразии строфики. Книга написана в форме солдатских «баян» (без начала, без конца, без особого куплета), трудности фронтовой жизни, скрашиваются балагурством героя, народным юмором, прибауткой, шуткой.

Поэма публиковалась отдельными главами во фронтовых газетах. Каждое произведение представляет собой самостоятельное сюжетно-композиционное целое. Но при этом вся поэма не выглядит производным собранием отдельных глав. Сюжетом поэмы становится сама война. Поэма явилась непосредственным откликом на события войны.

С главы «На Днепре» в поэме появляется мотив утраты, вины, образ своей солдатской стези, способной прожечь камень «Про солдата - сироту». Такое звучание поэмы соответствует логике военных событий. Пока Советская Армия отступала Твардовский считает нужным поднимать дух солдат, а после переправы через Днепр, когда началось активное наступление Советской Армии выпали другие проблемы, спроецированные на будущую послевоенную жизнь страны, народа.

Образ дома занимает центральное место в поэме «Дом у дороги». Анна Сивцова, вместе с двумя детьми угнанная в Германию, в неволе рождает сына. И люди, живущие в немецком бараке, пытаются помочь выжить.

С рождения ребенка барак становится домом, согреваются людские сердца. В Германии старшая дочка Анны находит пушистый одуванчик для своего брата. Сила жизни, материнство способствует обживанию мира, расширению дома до размеров земли, человечества.

В 1954 году поэт снова обращается к образу Василия Теркина. Он пишет сатирическую поэму «Теркин на том свете». В поэме сатирически изображены недостатки советского режима: равнодушие к людям, подозрительность, бумажная волокита и показуха.

После войны Твардовский продолжает работать в жанр поэмы. Замысел поэмы «За далью - даль» (1956-1960) обозначен еще в записях военных лет : повесть не повесть, дневник не дневник, а нечто такое в чем явятся три - четыре слоя разнообразных впечатлений. Того чего не вспомнить не спросить и не увидеть при таком плане. Дело только в том, что говоря как будто про себя, говорить очень и про себя, а про самое главное. Жанр поэмы сам автор определяя как путевой дневник. Сюжет поэмы определяется мотивом путешествия из Москвы во Владивосток по Транссибирской магистрали. В поэме возникают картины грандиозных строек: Магнитка, Братская ГЭС и т.п.

Но это не просто перемещение в географическом пространстве. Лирический герой, путешествует во времени, в истории страны, в собственной биографии. Поэтому образ дороги приобретает символические значения. Это судьба Родины и судьба человека в их неразделимой слитности. Десять суток путешествия вмещает в себе десятилетие истории и судьбы разных людей. Дорога становится, дорогой памяти.

В 1966-1969 годах написана поэма «По праву памяти», напечатанная только в конце 80-х годов.

В поэме ярко выражен публицистический пафос, продиктованный прежде всего гражданской позицией художника. Центральный мотив поэмы, уроки памяти. В трех главах поэмы намечено три горизонта памяти. Личный, национальный и общечеловеческий. В первой главе «Перед отлетом» поэт вспоминает отца, в портрете которого выделяет главную деталь мозолистый трудовой крестьянский «кулак». Подробное определение для 30-х годов определили «кулак» приобретает тем самым ново переосмысление содержания. Эта глава своеобразия наполнила народ памятью раскулаченного отца.

В названии второй главы вынесены снисходительные слова Сталина «Сын за отца не отвечает». Поэт противопоставляет истинного отца ложному, угодлив названного подхалимом и отцом народов. За этими внешне не милостивыми словами «отца народов» скрыта странная правда времени; требующая предательства самых близких.

Забудь, откуда вышел родом,

Предай в пути родного брата

И друга лучшего тайком

И душу чувствами людскими

Не отягчай, себя щадя.

Эта поэма своеобразный гражданский подвиг поэта, так как писалось в то время, когда власть предпринимала попытки обелить или утопить преступления сталинского режима.

Помимо поэмного жанра поэт после войны создал немало лирических произведений. Центральные мотивы лирики этого периода. Мотив долга художника и связанные с ним размышления в проделанном пути, подведение итогов представление о долге художника перед временем и народом тесно связаны у Твардовского с постоянным ощущением вины, муками совести.

Сразу после войны А.Твардовский пишет стихотворения «Я убит подо Ржевом» (1946). В основе произведения монолог убитого солдата – голос из-под земли. Стихотворение соединяет в себе лирических и этических жанров – историческом рассказе. Главной в стихотворении является тема преемственности поколений. Память становится активной силой соединяющей живых и мертвы. Погибший солдат оставляет живым завещание – наказ.

В стихотворении поэт обращается к эпическим представлениям о единстве человека к природе: к образам мифологическим - матери – земле, дерева.

Поэзия Твардовского – голос «бегущего дня», отнесен на события истории, портрет эпохи. В стихах 1960-х годов несколько стихотворений поэт посвящает Гагарину – первому человеку, шагнувшему в космос («Памяти Гагарина») (1968). (Космонавту, Оркестры смолкли, отзвучали речи 1961).

Через все творчество Твардовского, начиная с самых ранних стихов прошел образ матери. В 1965 году после ее смерти Твардовский пишет «Памяти матери», главный мотив цикла - мотив прощания с матерью. Но смерть мыслится не как уничтожение, я как метаморфоза. В соответствии с народными представлениями, где смерть – это звено вечного круговорота или закона природы жизни, перехода из одного состояния в другое. Твардовский употребляет рытье могилы для матери, работа садовников заготавливающих яму для яблони. Несмотря на трагизм последнего произведения поэт верит в силу всепобеждающей жизни природы.

Другое стихотворение цикла открывается эпиграфам из народной песни, центральный образ которой – перевоз, переправа. Сквозной образ поэзии Твардовского – «Переправа», приобретает новое значение. Смерть – переход в сферу народной памяти, символом которой становится песня. Таким образом, причина переживания, не теряя своего лиризма искренности, приобретают философское звучание как размышление о жизни и смерти, о ценности человеческого существования.

Лекция 4

А.И.СОЛЖЕНИЦЫН

Творчество Александра Исаевича Солженицына открыло новую страницу в истории русской литературы ХХ века – так называемую «лагерную» прозу. Его «Архипелаг ГУЛАГ» стал обвинительным актом тоталитарному сталинскому режиму. А.Солженицын своим творчеством продолжает изучение традиции русской литературы, в основе которой понимание особой миссии писателя в обществе. «Не могу молчать», так казалось известная статья Л.Н.Толстого, в которой он открыто, выступал с осуждением царской политики. Подобная же гражданская позиция отличает не только творчество и общественное поведение Александра Солженицына.

Отец, писателя происходивший из крестьянского рода, сумел получить университетское образование. В первую мировую войну он добровольцем ушел на фронт. Вернувшись с войны, был смертельно ранен на охоте и умер за полгода до рождения сына.

Мать будущего писателя происходившая из семьи богатого землевладельца, была образованным человеком: хорошо знала французский, английский, изучала стенографию и машинопись, но найти постоянную работу не могла из-за социального происхождения. Таисия Захаровна умерла во время Великой Отечественной войны, когда сын находился на фронте. Александр Солженицын родился в Кисловодске. В 1924 году он с матерью переехал в Ростов, где и окончил среднюю школу. После окончания школы в 1936 году поступил в Ростовский университет на физико-математический факультет, который окончил в 1941.

Еще в школе Солженицын мечтал о писательстве. Он увлеченно писал стихи и рассказы. В 1939 году, не оставляя учебы в университете будущий писатель поступил на заочное отделение Московского института философии, литературы и искусства (МИФЛИ), но закончить этот институт, ему не удалось. После обучения в артиллерийском училище в Костроме в конце 1942 года Солженицын был отправлен на фронт. Он был назначен командиром батареи звуковой разведки. На фронте он проявил себя храбрым и дисциплинированным офицером.

9 февраля 1945 года Солженицын был арестован. Причиной ареста стали его письма к другу Николаю Викторовичу, в которых содержались резкие оценки Сталина и его политику, критические суждения по поводу советской литературы. Александр Солженицын был осужден на восемь лет лагерей и вечную ссылку. Срок он отбывал сначала в Новом Иерусалиме под Москвой, потом на строительстве жилого дома в Москве, затем – в «шарашке» (секретно-научно-исследовательском институте, где работали заключенные) в подмосковном поселке Марфино. В 1950 -1953 годах он оказался в Казахстане в Экибазстузском лагере, где ему приходится выполнять самую тяжелую лагерную работу.

В 1953 году после окончания срока заключения Солженицына преподает математику в районном центре Кок-Терек Джамбульской области Казахстана. Ссылка длилась три года. В 1956 году Солженицын переезжает в Россию. Он работает учителем математики, сначала во Владимирской, потом в Рязанской области.

Еще в лагере у Солженицына было обнаружено раковое заболевание, и 12 февраля 1952 года ему была сделана операция. Вопреки прогнозам врачей Солженицын смог постепенно преодолеть болезнь. Как чудесное исцеление писатель расценил, как Божий перст – указание на то, что он должен осуществить свой писательский и гражданский долг – рассказать о страшном времени сталинских репрессий.

В лагере и в ссылке Солженицын писал стихи, прозу, пьесы. Но не все произведения сохранились. Однако писательская судьба Солженицына началась с публикации его первого рассказа.

Зимой 1950- 1951 годов писатель задумал рассказ об одном дне заключенного. В 1953 году был написан рассказ «Щ – 854», один день одного зэка. Осенью 1961 году рассказ попал в руки тогдашнего редактора журнала «Новый мир» - А.Т.Твардовского. Твардовский добился разрешение на публикацию произведения Первого секретаря ЦК КПСС Н.С.Хрущева. В ноябрьском номере журнала за 1962 год появился рассказ «Один день Ивана Денисовича». Твардовский посоветовал изменить его первоначальное название.

Рассказ стал известен все стране. Люди записывались в библиотеке в очередь на журнал. В произведении впервые читателю открывалась правда о трагическом периоде русской истории.

Время действия рассказа – один день, но этот день вмещает в себя не только все девять лет заключения героя но и прошлое, а также представление о будущем. Ведь судьба Ивана Денисовича Шухова довольно типична для людей репрессированных в 30-50-е годы. Он потомственный крестьянин, помнящий годы коллективизации. Во время войны он попал в окружение, оказался в плену. Бежал. Но, как многих других бывших военнопленных, его обвинили в шпионаже и из фашистского лагеря он попадает в советский. В лагере он всего лишь Щ - 854, человек здесь обезличен. У Шухова хватает ума и практичности для того, чтобы выжить даже в лагерных условиях. Шухов приспособился к лагерным условиям. Но в нем еще сохранились здоровые народные корни. И это, прежде всего его любовь к труду. Именно во время работы Шухов забывает о том, что он зэк, чувствуя себя пусть на короткое время, свободным человеком, несмотря на то, что герой уже усвоил лагерную мудрость. «Работа, - рассуждает он, - она как палка, конца в ней два для людей делаешь – качество дай, для дурака делаешь – дай показуху». Поэтому одна из ключевых сцен, помогающих понять характер героя, русского человека, - сцена кладки стены. Это мир искусственный, механический, превращающий человека в робота, в биологическое орудие труда. Но Иван Денисович не утратил и в лагере связь с природой. Об этом говорит «Он и в лагере определяет время по положению на небе солнца». Знаменателен в этом отношении его спор с кавторангом Буйновским, который, ссылается на декретное время. Н.Шмаков удивляется: «Неуж и солнце ихним декретам подчиняется»?

Но лагерная жизнь не проходит бесследно для сознания Ивана Денисовича. Он с трудом представляет себя в мировой жизни, так как ответ думать самостоятельно.

Художественный мир произведения не ограничен лагерным пространством. Зэки получают письма от своих родственников с войны. Но военная жизнь по своим законам тоже напоминает зону. Там также нет истинной свободы. Поэтому лагерь всего лишь вселяет и подчеркивает законы советской жизни. На стройке зэки в рассказе строят соцгородок.

Трагедия стройки для Солженицына в том, что ГУЛАГ как раковая опухоль распространяется на всю страну.

В первом номере журнала «Новый мир» за 1963 год был напечатан еще один рассказ Солженицына – «Матренин двор». Исходное авторское название произведения – «Не стоит село без проводника». Название уже содержит основную мысль рассказа. Героиня рассказа – молодая деревенская праведница Матрена. Прототипом главной героини стала реальная женщина Матрена Васильевна Захарова – крестьянка, у которой жил писатель, когда работал учителем в рязанской области.

Матрена живет по христианскому нравственному закону. Она трудолюбива, стыдлива и бескорыстна. Несмотря на трагические обстоятельства личной жизни – смерть детей еще в младенчестве, гибель мужа – она не озлобилась, не ожесточилась. Но односельчане не --- Матрене. Даже после ее нелепой смерти они не могут сказать про нее доброго слова. Они осуждают ее и «И нечистоплотна она была, и за обзаводом не гналась и не бережлива; и даже поросенка не держала, корм клевать почему – то не любила».

Матрена – хранительница русской душевности. Жизнь ее напоминает житие святой. Трагична и нелепа смерть героини. Причиной ее смерти по сути становится алчность ее родственника Фаддея. Гибель Матрены подчеркивает трагичность нравственного состояния современного мира, который утратил выразительные --- нравственные ценности.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине: «история русской литературы XX века ( 1 / 3 )» для 4 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н

    Учебно-методический комплекс
    Древнерусская литература: периодизация, основные жанры, стилевое развитие древнерусской литературы. Русская литература XVIII в. Барокко. Классицизм. Реформа стихосложения, эволюция жанров и стилей.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине: «история русской литературы XX века ( 2 / 3 )» для 4 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н

    Учебно-методический комплекс
    В данном разделе содержится описание блока историко-литературных курсов, преподаваемых студентам башкирско-русского отделения. Среди дисциплин, предусмотренных по специальности «050302 Родной язык и литература; Русский язык и литература»,
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине: «история русской литературы XX века ( 3 / 3 )» для 5 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (2)

    Учебно-методический комплекс
    В данном разделе содержится описание блока историко-литературных курсов, преподаваемых студентам башкирско-русского отделения. Среди дисциплин, предусмотренных по специальности «050302 Родной язык и литература; Русский язык и литература»,
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы XIX века Iполовина» для студентов 2 курсов бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (1)

    Учебно-методический комплекс
    Актуальность дисциплины: Русская литература ХIХ века представляет собой важнейший период в русском литературном процессе, можно утверждать, кульминацию в развитии русской литературы в целом.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы XIX века Iполовина» для студентов 2 курсов бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (2)

    Учебно-методический комплекс
    В основу настоящей программы положены типовые программы для педагогических вузов: Программы пединститутов. Русская литература XIX века. Для специальности № 2101 «Русский язык и литература» с доп.
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине история русской литературы XI (1)

    Учебно-методический комплекс
    Среди дисциплин, предусмотренных по специальности «050302 Родной язык и литература; Русский язык и литература», история русской литературы входит в цикл предметной подготовки.
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине история русской литературы XI (2)

    Учебно-методический комплекс
    Русская литература XI – XVIII веков рассматривается как целостный историко-литературный процесс, в котором традиционно выделяется несколько этапов, обусловленных логикой и особенностями литературного развития.
  8. Учебно - методический комплекс по дисциплине «история русского языка» для студентов 3 курса

    Учебно-методический комплекс
    Генетические связи родного языка. Древние и средневековые формы родного языка. Этапы формирования и развития родного литературного языка. Становление норм родного литературного языка.
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история зарубежной литературы» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Периодизация литературного процесса. Литература Античности. Переход от античности к Средневековью. Литература Средних веков. Предвозрождение. Литература Возрождения.

Другие похожие документы..