Учебно-методический комплекс по дисциплине: «история русской литературы XX века ( 3 / 3 )» для 5 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н

Б.Л.ПАСТЕРНАК

Борис Леонидович Пастернак родился и вырос в семье академика живописи известного художника Леонида Осиповича Пастернака и извстной пианистки урожденной Розы Реуфман, отказавшейся от музыкальной карьеры ради воспитания детей. В семье царила творческая художественная атмосфера. В доме Пастернака бывали такие знаменитости как Рахманинов, Рильке, Серов, Скрябин, Толстой. Будущий поэт в детстве и юности серьезно занимался музыкой, мечтал о композиторской деятельности, но будучи требовательным к себе человеком решил, что не сможет стать музыкантом из-за отсутствия абсолютного слуха.

В 1909 году Пастернак поступил на философское отделение историко-филологического факультета Московского университета. В 1912 году он отправляется в Германию, где в Марбургском университете занимался философией в школе Германа Колена. Увлечения музыкой и философией отразились в поэтическом творчестве Бориса Пастернака.

В 1914 году выходит первый сборник стихов поэта «Близнец в тучах». В это время поэт является членом группы умеренных футуристов «Центрифуга». Но ранняя поэзия Б.Пастернака испытала также значительное влияние символизма, в частности, как признавался сам поэт, А.Блока. В юности он посещал кружок при символистском издательстве , на одном из собраний которого прочитал доклад «символизм и бессмертие». Жизнелюбие, восторг перед чудом жизни, стремление передать поклонение перед жизнью в стихах отличает стихи Пастернака. Доверие к жизни, взгляд на нее как на дар Божий пронизывают всего его поэзию. В отличие от романтиков поэт обнаруживает в своем художественном мире не разлад внутреннего и внешнего действительности и идеала, а напротив утверждает неразрывную связь души человека с миром.

Задача поэзии по Пастернаку какое соответствие между внешним и внутренним, происходящий в сознании художника и воплощенных в художественном образе, благодаря чему происходит процесс одухотворения мира, синтеза субъективного и объективного.

В представлении Пастернака не поэт говорит о мире, а мир говорит про него и за него – субъект и ответ высказывание меняются местами. В стихах Пастернака нет противостояния быта и бытия, характерного для романтиков, поэтому поэт часто сближает высокую --- лексику с разговорной, просторечность. Так в стихотворении «Наши миры» он уподобляет поэзию Золушке:

В сухарище как мышь копается ---

И Золушка сама меняет свой наряд.

В 1922 год выходит книга стихов «Сестра моя – жизнь. Лето 1917 года». Открывшая новый этап творчества Пастернака. Поэт посвятил ее Лермонтову, который, по словам автора книги, был для него олицетворением творческой смелости и открытий, началом свободного поэтического утверждения. Эти стихи навеяны любовью «Елена виноград. Любовь – природа - творческий порыв – вот основные этапы творчества. Поэт пишет о вечном, проявляющемся в каждом мгновении и детали жизни, значимость которых открывается благодаря творческому порыву души, охвачено страстью. Жизнь значительна».

В стихотворении «Определение поэзии» входящем в цикл, «Занятия философией» суть творческого опыта в следующих стихах:

И звезду донести досадно

На трепещущих мокрых ладонях.

Передать мгновение как отражение вечности – задача художника, требующая от него предельной самоотдачи – самосожжения.

Мотив творческого порыва объединяющего человека и природу и обнаруживающего в человеке подобие Бога – творца является смыслообразующим, в другом стихотворении того же цикла и определения творчества. Митафорой творчества здесь выступает гроза – творческая сила страсти в природе и человеке.Гроза для Пастернака – воплощение прозы понимаемого как, сила творящая красоту мира в природе, в любви, в творчестве.

Творческий порыв равнозначный страсти соединяет в единое целое быт и бытие, «высокое» и «низкое», одухотворяет жизнь. Поэтому в стихотворении Пастернака рядом оказывается слова, казалось бы, несовместимых лексических пластов: поэтическое «из о льду» рифмуется с «со льду», благоуханно, оказывается в одном ряду с разговорным «разохались» и устаревшим словом «захолодь». Но сама картина, нарисованная в стихотворении, где небо не противостоит земле, а, напротив, в земном бытовом проступает библейское, вечное, мотивирует и оправдывает лексическую оксюморанность стиля.

Во второй половине 20-х годов после выхода сборника «Темы и вариации» (1923), не принятого публикой, поэт обращается к эпосу «Я считаю, - писал Пастернак» в 1927 году – что эпос внушен временем, и потому … я перехожу от лирического суждения к этике, хотя это очень трудно. Пастернак пишет ряд поэм: «Высокая болезнь» (1923 – 1928гг.), «Девятьсот пятый год» (июль 1925 – февраль 1926гг.) и «Лейтенант Шмидт» (март 1928 – май 1927 гг.), роман в стихах «Спекторский».

В начале 30-х годов Пастернак выпускает сборник лирических стихов «Второе рождение» (1932). Посвящение книги связано с личными обстоятельствами жизни поэта. Встреча с Зинаидой Нейгауз, из-за которой Пастернак оставил свою первую жену, становится «вторым рождением» художника. Мотив простоты – центральный в книге – главное в облике любимой женщины:

Любить иных тяжелый крест

В 1943 году выходит книга стихов «На ранних поездах», в 1956-1959 году создаются стихи, помещенные в последний стихотворный сборник поэта «Когда разгуляется». В стихах последних лет Пастернак добивается той ясности, точности образов, к которым всегда стремится. Лирический герой подводит итог своему жизненному пути. Жизнь воспринимается им как чудесный дар к задаче человека и художника воздать за этот дар.

Жизнь для поэта – самоотдача личности, осуществляемая прежде всего в творчестве.

В одном из самых трагических стихотворений последних лет «В больнице» (1956) смертельно больной человек обращается со словами благодарности Богу за дар жизни. Даже смерть для поэта – событие, подчеркивающее величие жизни и ценность каждой личности:

Кончаясь в больничной палате

Я чувствую грусть твоих слов

Ты держишь меня как изделье

Кладешь словно перстень в футляр.

С конца 20-х годов пастернак начинает работать над повестью под названием «Революция » - о жизни и смерти, о судьбе своего поколения. Реализовать замысел было суждено только в 50-е годы. В 1955 году Пастернак завершает работу над романом «Доктор Живаго». В 1956 году поэт отдает роман в редакцию журнала «Новый мир», однако опубликован не был. Но в 1957 году итальянский издатель Джузеппе Фельтринелли издает роман в Италии, сначала на итальянском, потом на русском языке (1958).

Шведская академия наук в 1958 году, присудила Пастернаку Нобелевскую премию. В СССР началась компания травли поэта. Решением президиума Союза писателей РСФСР Пастернак исключается из Союза писателей СССР. Поэт был вынужден отказаться от Нобелевской премии. Здоровье поэта ухудшилось что привело к смерти в 1960 году.

В письме редколлегии журнала «Новый мир» подписанном известными советскими писателями Пастернаку менялось в вину то, что его дух его романа – «дух неприятия социалистической революции». Главный герой Юрий Живаго квалифицируется в письме как индивидуалист ищущей «сытости и покоя среди превратностей борьбы, среди всеобщего народного разорения».

Взгляд Пастернака на отношение истории и личности, выразившейся в романе, противоречит советской идеологии. Личность в представлении поэта не винтик в государственной машите, не бессловесный исполнитель, а суверенный неповторимый мир. Цель жизни человека – творческая самореализация, требующая внутренней и внешней свободы. Идея личности определяет композиционное строение романа. Юрий Живаго – враг, поэт, человек, жизнь которого не заканчивается его физическим существованием, духовная жизнь героя находит свое продолжение в стихах , которыми заканчивается роман.

Проблема бессмертия – одна из главных в романе, тесно связано с пастернаковской концепции – истории. Авторское понимание сути истории формулировки дядя и воспитатель Юрия Живаго, рано лишившегося отца и матери, Николай Николаевич Веденяпин.

Идеал личности как и цель истинной истории для Пастернака воплощен в Иисуса Христа. Поэтому христианские образы и мотивы являются смыслообразующим в романе Пастернака. В стихотворении «Герлиманский сад», которым заканчивается роман преображения личности – открытия в ней божественной сути – совершается через молитву- слово. Слова для Пастернака сюжет преодоления одиночества, осуществление и утверждение связи с миром, а значит, и путь преодоления распада, смерть. Поэтому творческая личность, воплощением которой является Христос вправе судить историю. У Пастернака не история вершит суд над человеком, а личность – ее свободное развитие – критерии истинности, которым проверяется время.

Лекция 3

А.Т.ТВАРДОВСКИЙ

Творческая и человеческая судьба поэта Александра Трифоновича Твардовского тесно связана с историей страны, с жизнью народа. Твардовский писал, что у поэта должна быть «генеральная дума». И этот «генеральной думой» для него была постоянная мысль о судьбе личности, мир народа вовлеченной в сюжете исторического испытания.

Родился А.Твардовский 21 июня 1910 года в Смоленской области в семье кузнеца, который по признанию самого поэта «был человеком грамотным и даже начитанным по деревенски. Детство поэта прошло в селе Загорье. Стихи он начал писать рано» еще не зная всех букв алфавита». С 1924 года Твардовский работает селькором в местной газете. Первое стихотворение «Новая шуба» - было опубликовано в газете «Смоленская деревня» летом 1925 года. Своим учителем Твардовский считал известного советского поэта также уроженца Смоленской губернии А.Исаковского.

Твардовский экстерном заканчивает среднюю школу, затем поступает в Смоленский педагогический институт, из которого переводится в Московский институт истории, философии и литературы, который закончил в 1939 году. В годы учебы поэт много пишет, ищет свой собственный стиль. В творчестве Твардовского можно выделить несколько периодов. Первый ранний период (1925-1933) условно можно разделить на 2 стадии: загорьевску (1925 - 1927) и смоленскую (1928-1933).

Этот период еще во многом связан с поиском собственной темы и манеры письма. Стихи этого периода порой --- . Но поэт обретает один здесь свою тему продиктованную временем. Это последний старого и нового. --- «Новой избы» удалой поэт. Эти годы можно считать два стихотворения посвященных матери. Тема матери – один из ведущих в творчестве поэта.

Уже живя в Смоленске, Твардовский пишет ряд стихотворений, которых он создает портрет трудового человека из народа (уборщицы). Труд для Твардовского, поэта тесно связанного с народом, является главной ценностью. «Гибель полулляриста», «Телеграфист».

В 1930 – 1932 годах поэт пишет поэмы «Путь к социализму» (1930) и «Вступление» (1932), на тему коллективизации. Поэт размышляет здесь о двух путях к зажиточной жизни в единоличном и коллективном хозяйстве. В стихах часто используются элементы разговорной (народной пословицы, поговорки, присказки). Но поэт не нашел еще необходимой гармонии между разговорной языковой стихией и поэтической ролью.

С 1933 года начинается новый период творчества поэта, уже достигшего поэтической зрелости. Сам Твардовский написал своим произведением с поэтами «Страна Муравия» (1934-1935).

Набросками к поэме можно считать стихотворения «Гость» и «Братья» (1933). Эти стихотворения высвечивают два казалось бы противоположных мотива поэмы. Если первое стихотворение утверждает коллективизацию как путь к счастливой и изобильной жизни, то в стихотворении «Братья» звучит тема трагического разрыва связи между поколениями, в основе драматическая история собственной семьи.

Что ж ты брат?

Как ты брат?

Где ж ты брат?

На каком Беломорском канале?

В основе поэмы «Страна Муравия » - путешествие крестьянина Никиты Моргунка, по стране, где полным ходом идет коллективизация, с целью работы уголок, где никакой им боже мой – коммунизм, колхозы…». Смолит тесно связан с фольклорным мотивом поиска правды, можно увидеть связь произведения поэта Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

В 1970 году подведя итог своему творчеству, Твардовский писал имея в виду поэму «Страна Муравия» ничего не стыдно. Поэт через три с лишним десятилетия считал главным в поэзии изобретение сюжетного драматического процесса происходящего в народном сознании в переломный год его истории. При чем том, что поэма современнически была пропитана как апофеоз коллективизмом, как большой художник поэт не мог не отразить в поэме трагических противоречий в истории страны.

Никита Моргунок в результате своего путешествия убеждается , что другого пути как путь в колхоз у него нет, жаль лишь о том что уйму трудодней проездил я с конем…». Но поэма заканчивается несомненным прощанием героя с кремлем:

И долго, долго смотрит вслед

Никита Моргунок.

Этот финал обратной драматизм внутренней борьбы в сознании лирического героя. О сложных отношениях героя с новой властью говорит седьмая глава поэмы. В начале главы в воображении Никиты Моргунка возникает портрет Сталина – мифологизированный образ соответствующий народным представлениям о справедливом правителе. Образ Сталина здесь совершенно не соответствует реальному облику вождя.

Никита Моргунок ищет утопическую страну Муравию – страну достатка и изобилия. Но путником в поэме является народное сознание. Поэтому особенно важное значение имеют метафоры пути, переправа, перепутье. Картина переправы является увертюрой поэма становится символическая картина переправы через реку. В 30-е годы Твардовского можно выделить 4 группы стихотворений:

1)сюжетно-повествовательным стихотворениям, чисто очеркового типа;

2) сюжетно-повествовательные произведения с более активным присутствием лирического «Я»;

3) лирика дружного человека ;

4) собственно-лирические стихотворения.

Ццикл стихотворений про деда Данилу. Старик Данила дан здесь в различных бытовых ситуациях: «Дед Данила в бане», «Дед Данила в лес идет», «Как дед Данила помирал». Это полноправный народный характер, со всеми присущими ему качествами. Трудолюбием, уважением и традициям, мудрым отношениям к смерти. В стихах про деда Данилу важное место занимает мотив преемственности поколений.

В поэзии Твардовского постоянно звучит мотив семьи, дома. В 30-е годы Твардовский создает ряд стихотворений посвященных матери («Не стареет твоя красота»), семейным отношениям («Так на свете мало земли…»). В стихотворениях, автобиографических в своей основе сын мой уснул разметавшись; растет ребенок, преодолевает отражен мир – чувства.

В основе семейных отношений для Твардовского – любовь, но любовь лишенная эротизма, это скорее всего любовь разделенная, прежде всего чувство матери, понимаемое как готовность к самоотречению.

Следующий период в творческой биографии Твардовского -(1940-1945).

В качестве военного корреспондента Твардовский прошел несколько войн. Он принимал участие в походе Красной Армии в Западную Белоруссию, после этого – в гражданской войне и затем в Великой Отечественной войне.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине: «история русской литературы XX века ( 1 / 3 )» для 4 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н

    Учебно-методический комплекс
    Древнерусская литература: периодизация, основные жанры, стилевое развитие древнерусской литературы. Русская литература XVIII в. Барокко. Классицизм. Реформа стихосложения, эволюция жанров и стилей.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине: «история русской литературы XX века ( 2 / 3 )» для 4 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н

    Учебно-методический комплекс
    В данном разделе содержится описание блока историко-литературных курсов, преподаваемых студентам башкирско-русского отделения. Среди дисциплин, предусмотренных по специальности «050302 Родной язык и литература; Русский язык и литература»,
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине: «история русской литературы XX века ( 3 / 3 )» для 5 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (2)

    Учебно-методический комплекс
    В данном разделе содержится описание блока историко-литературных курсов, преподаваемых студентам башкирско-русского отделения. Среди дисциплин, предусмотренных по специальности «050302 Родной язык и литература; Русский язык и литература»,
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы XIX века Iполовина» для студентов 2 курсов бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (1)

    Учебно-методический комплекс
    Актуальность дисциплины: Русская литература ХIХ века представляет собой важнейший период в русском литературном процессе, можно утверждать, кульминацию в развитии русской литературы в целом.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы XIX века Iполовина» для студентов 2 курсов бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (2)

    Учебно-методический комплекс
    В основу настоящей программы положены типовые программы для педагогических вузов: Программы пединститутов. Русская литература XIX века. Для специальности № 2101 «Русский язык и литература» с доп.
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине история русской литературы XI (1)

    Учебно-методический комплекс
    Среди дисциплин, предусмотренных по специальности «050302 Родной язык и литература; Русский язык и литература», история русской литературы входит в цикл предметной подготовки.
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине история русской литературы XI (2)

    Учебно-методический комплекс
    Русская литература XI – XVIII веков рассматривается как целостный историко-литературный процесс, в котором традиционно выделяется несколько этапов, обусловленных логикой и особенностями литературного развития.
  8. Учебно - методический комплекс по дисциплине «история русского языка» для студентов 3 курса

    Учебно-методический комплекс
    Генетические связи родного языка. Древние и средневековые формы родного языка. Этапы формирования и развития родного литературного языка. Становление норм родного литературного языка.
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история зарубежной литературы» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Периодизация литературного процесса. Литература Античности. Переход от античности к Средневековью. Литература Средних веков. Предвозрождение. Литература Возрождения.

Другие похожие документы..