Учебно-методический комплекс по дисциплине: «история русской литературы XX века ( 3 / 3 )» для 5 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н

М.А.ШОЛОХОВ

Михаил Александрович Шолохов родился 24 мая 1905 года на хуторе Кружилинском станицы Вешенской. Уже с четырнадцати лет он принимает участие в установлении Советской власти на Дону: работает по ликвидации неграмотности, служит в Каргинском станичном ревкоме, вступает в продотряд. В автобиографии Шолохов пишет об этом времени своей жизни: «я вел крутую линию… шибко я комиссарил, был судим ревтребуналом за превышение власти… Гонялся за бандами, властвовавшими на Дону до 1922 года, да и банды гонялись за нами.

Шолохов не смог закончить гимназии. Он учился всего четыре года, но при этом, но при этом активно занимался самообразованием, много читал. Он пытает продолжить образование, приехав в 1922 году в Москву. Он трудится в Москве чернорабочим, каменщиком, счетоводом. Будущий писатель вступает в литературную группу «Молодая гвардия».

В предисловии к сборнику «Донские рассказы» А.Серафимович писал: «Как степной цветок, живым пятном встают рассказы М.Шолохова. Просто, ярко, и рассказываемое чувствуешь – перед глазами стоит. Образный язык тот цветной язык, которым говорит казачество. Сжато, и эта сжатость полна жизни, напряжения и правды. Чувство меры в острых моментах, и оттого они пронизывают. Тонкий схватывающий глаз. Умение выбрать из многих признаков наихарактернейшие. »

«Донские рассказы» посвящены изображению событий гражданской войны на Дону. В центре внимания писателя трагические коллизии переломного времени. Внутренний драматический конфликт во многих рассказах – столкновение социального и природного, классовой идеи и вечных природных начал. Гражданская война вносит раскол в семейные от6ошения, разрушает.

Одним из характерных произведений этого периода явился рассказ «Родинка». Уже в самом названии определена трагическая ситуация, лежащая в основе «Донских рассказов. Герой рассказа – восемнадцатилетний казак, командир эскадрона войну. «До пятнадцати лет мыкался по работникам, а потом шинель выпросил и с проходившим через станицу крас ным полком ушел на Врангеля.» Несмотря на молодость, уважают Николку бойцы за храбрость. Но ранний опыт, который обретает Николка, лишает его юношеской беззаботности, преждевременно старит. «Старят его глаза в морщинках лучистых и спина по-стариковски сутулая». Да и сам Николка признается себе: «Опять кровь, а я уж уморился так жить… Опостылело все…» Пролитая кровь тяжким бременем ложится на молодую душу. Но преданный революционному долгу, Николка беспощадно уничтожает бандитов.

Кульминационным эпизодом рассказа становится столкновение в открытом бою Николки Кошевого и его отца, ставшего атаманом банды. Узнав убитого им сына по родинке, атаман «выстрелил себе в рот». Страшная трагедия разыгралась в донской степи. Трагедия, достойная эпических героев. Причем, в стиле повествования мы слышим авторское сочувствие, обращенное не только к сыну-красноармейцу, но и к оказавшемуся по другую сторону баррикад отцу-бандиту. Человеческая личность, жизнь во всех ее проявлениях – вот высшая этическая ценность для Шолохова. И это определяет суть авторской позиции и ставит Шолохова-писателя выше политики и идеологии.

Герой рассказа «Продкомиссар»(первое название «Звери»), не пожалевший во имя революционной идеи своего отца за то, что тот отказался сдавать хлеб новой власти, жертвует своей жизнью, спасая замерзающего в сугробе мальчишку-беспризорника. Шолохов так объясняет суть своего рассказа: «Я хотел им показать, что показать, что человек, во имя революции убивший отца и считавшийся «зверем», (конечно, в глазах слюнявой интеллигенции) умер через то, что спас ребенка…Рассказ определенно стреляет в цель…» Торжество природного, человеческого над злобой и ненавистью мы видим и в ряде других рассказов Шолохова. В рассказе «Жеребенок» красноармеец Трофим во время перестрелки ценой собственной жизни спасает попавшего в коловерть жеребенка. Причем, в тот момент когда Трофим бросается на помощь животному, белый офицер « на правом берегу гаркнул: «Прекратить стрельбу!..»Крестьянское, казачье отношение к лошади, пусть на миг, но объединяет белых и красных, преодолевает классовую ненависть.

В рассказах Шолохова как в народном творчестве жизнь человека постоянно соотносится с законами природной жизни. Поэтому природа в его произведениях не просто фон, а действующее лицо, выражающее свое отношение к происходящему.

Самым значительным произведением Шолохова, стал его роман «Тихий Дон»(1926 - 1940). В 1965 году Шолохов был удостоен Нобелевской премии по литературе – «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время».

Роман публикуется частями . Первая книга выходит уже в начале 1928 года, вторая – в 1929 году. Работа над завершением третьей и четвертой книги идет медленней. Одна из причин тому – одновременная работа над романом «Поднятая целина». И тем не менее в 1940 году были опубликованы последние главы «Тихого Дона».

Сразу после выхода романа в 1940 году в печати состоялась дискуссия по роману, в которой приняли участие известные в то время критики и литературоведы. Дискуссия касалась не только и не столько художественных достоинств произведений, сколько изображения в романе исторических событий. Еще летом 1929 года в письме к одному из членов партийной верхушки Сталин замечает: «Знаменитый писатель нашего времени тов.Шолохов допустил ряд грубейших ошибок и прямо неверных сведений…»В начале 1930 года Шолохов закончил шестую часть романа ( первую половину третьего тома). Но редактор журнала «Октябрь» А.Фадеев предлагает внести в текст исправления, которые для Шолохова «никак не приемлемы». Публикация «Тихого Дона» была на время остановлена.

Шолохов, опираясь на свидетельства очевидцев и документы, дал в романе изображение событий гражданской войны на Дону, не совпадающее с установившейся в советской науке исторической науке концепцией. Разночтения касались прежде,. Отсюда и убеждение в изначальной контрреволюционности казачества как сословия. Не случайно на Западе «Тихий Дон » называли «песнью о русской Вандее» (Вандея – департамент во всего понимания причин Верхне-Донского (Вешенского ) восстания на Дону, которое в советской истории однозначно квалифицировалось как контрреволюционное Франции, крестьянство которого во времена французской революции 1793-1799 гг. активно поддерживало движение дворян-роялистов).

В январе 1919 года по всем руководящим органам Красной Армии начало распространяться секретное письмо ЦК ВКП(б). Партийным работникам предписывалось: «…учитывая опыт гражданской войны с казачеством, признать единственно правильным самую беспощадную борьбу с казачеством, правильным самую беспощадную борьбу со всеми верхами казачества путем поголовного истребления» и т.д. Этот циркуляр известен в истории как «приказ о рассказачивании».Политика рассказачивания подразумевала переим6енование станиц в хутора и деревни, запрещение носить штаны и деревни, запрещение носить штаны с лампасами, реквизиции и излишков», вывод из обихода самого слова «казак». Все это было ударом по казачьей сословной чести, нарушением принципов самоуправления, предполагавшем решения наиболее важных проблем жизни казаков на сходах, в которых участвовали все казачье мужское население.

Ответом на циркуляр о рассказачивании было Верхне-Донское восстание , вспыхнувшее в тылу Красной армии. По современным данным в нем приняло участие около 30-35 тысяч казаков. Восстанием, проходившем под лозунгами казачьего сепаратизма, воспользовались эмиссары Деникина.

Комдив Ф.Миронов, кстати, считающийся одним из прототипов главного героя «Тихого Дона» Григория Мелехова, возмущенный зверствами красных на Дону, пишет письмо Ленину, в котором предполагает считаться с укладом казачьей жизни, проводить идеи коммунизма ненасильственным путем, делая главный упор на политическое просвещение казаков. Но предложения Миронова рассмотрены не были. А сам красный комдив после завершения гражданской войны тайно арестован и расстрелян без суда 2 апреля 1921 года.

Таким образом, Вешенское восстание было спровоцировано насильственными мерами Советской власти по отношению к казакам.

Шолохов, опираясь на свои собственные воспоминания и на свидельства очевидцев, таких как Харлампий Ермаков, другой прототип Мелехова, попытался дать объективное исторически достоверное изображение Верхне-Донского восстания, которому посвящена третья книга романа. Это восстание обозначило кульминацию в сюжете произведения, прежде всего трагический перелом в судьбах главных героев – представителей мелеховского рода. Таким образом, Шолохов, как и в «Донских рассказах» изобразил гражданскую войну как народную трагедию.

«Тихий Дон» занимает особое место в истории русской литературы ХХ века. Значительность этого произведения проявилась в широте охвата материала, в глубине и сложности поставленных проблем. По жанру «Тихий Дон » можно определить как роман-эпопею. Как роман-эпопея, «Тихий Дон » изображает историческую жизнь нации в переломный этап ее развития. С другой стороны, роман отвечает другому признаку эпопеи: человек изображается в единстве с исконными природными началами бытия. М.Хватов дает определение романа Шолохова как произведения «эпического по жанру и трагического по пафосу ».

Роман «Поднятая целина» посвящен другому драматическому периоду в жизни русского крестьянства – коллективизации. Первая книга романа была написана «по горячим следам событий» в 1932 году, вторая – в 1960-ом.

Первая книга романа создавалась одновременно с третьей и четвертой книгами «Тихого Дона» и ряд героев «Поднятой целины»: Нагульнов, Разметнов, Майданников и др. сражались на фронтах Гражданской войны. Коллективизация становится еще одним переломным этапом в их судьбах.

В советском литературоведении и критике закрепилось однозначное представление о том, что «Поднятая целина»- открытый апофеоз коллективизации. Да, Шолохов был советским писателем и видел в коллективизации перспективный путь развития сельского хозяйства. Но как честный художник он не мог не видеть и не отразить в своем произведении объективную картину времени, драматизм ломки крестьянского сознания.

Известны письма Шолохова к Сталину в период с 1931 по 1938 год. Уже в первом письме 16 января 1931 года писатель сообщает, что положение на Дону «без преувеличения – катастрофическое. Так хозяйствовать нельзя!. Таким « хозяйствованием» единоличнику не докажешь преимущества колхозов перед единоличным хозяйством…» В других письмах Шолохов много пишет о перегибах власти в отношении к крестьянам, о недопустимости насильственных мер в ходе коллективизации

И несмотря на свое сочувствие советской власти, Шолохов запечатлел в своем романе и негативные стороны коллективизации.

Так Макар Нагульнов , нарисованный автором с явной симпатией как обаятельный, субьективно честный человек, стремясь как можно быстрее организовать колхоз прибегает к насильственным мерам, за что его и исключают из партии. Макар с детства питает ненависть к собственности, и эта ненависть становится мотивом ряда его поступков.

Андрей Разметнов - герой, своим характером напоминающий Григория Мелехова, но мельче, ординарнее. При всем том, Андрей не хочет участвовать в раскулачивании, так как не может спокойно видеть страдания детей. Семен Давыдов постепенно завоевывает симпатии гремяченцев, но причиной этому не идея, которой он руководятся, а неиссякаемое человеческое обаяние героя. Но при всем том уже в самом начале во внутреннем состоянии рабочего-двадцатипятитысячника Давыдова, приехавшего в Гремячий Лог со слесарными инструментами, уже с самого начала его пребывания в хуторе можно видеть трагический конфликт. Он человек не на своем месте, ничего не понимающий поначалу в крестьянской жизни. И отсюда чувство одиночества, которое толкает его к легкомысленной связи с Лушкой Нагульновой .

Во втором томе романа трагические ноты звучат отчетливее. «Вот и отпели соловьи дорогим моему сердцу Давыдову и Нагульнову, отшептала им поспевающая пшеница, отзвенела по камням безымянная речка, текущая откуда-то с верховьев Гремячего буерака . Вот и все.»

В романе подкупает прежде всего авторское внимание к человеку, интерес к разнообразным человечески типам. Одним из наиболее ярких образов романа является дед Щукарь. С этим героем связаны комические ситуации в романе. Шолохов изображает жизнь объемно, многогранно, как единство трагического и смешного, комического. Юмор – это выражение духовного здоровья народа. Комическое в романе позволяет обнаружить абсурдность, нелепость тех методов, при помощи которых осуществляет коллективизация.

В годы войны писатель пишет ряд очерков, рассказ «Наука ненависти», главы романа «Они сражались за родину».

Рассказ «Наука ненависти» основан на реальных событиях. Героем произведения стал лейтенант Герасимов. Это произведение легло в основу написанного в 1956 году рассказа «Судьба человека».

В образе Андрея Соколова Шолохов изобразил лучшие качества русского человека, сумевшего сохранить человечность , несмотря на тяжелые испытания: гибель семьи, смерть сына, плен. Самый трогательный эпизод в рассказе – усыновление Соколовым мальчика-сироты Ванюши. В заботе о мальчике Андрей Соколов находит смысл жизни, преодолевает личную трагедию.

В рассказе Шолохов опирается на традиции народной поэзии. Андрей Соколов ведет себя как сказочный герой в сцене поединка-испытания с фашистом Мюллером. И это испытание герой выдерживает с честью.

Лекция 2

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине: «история русской литературы XX века ( 1 / 3 )» для 4 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н

    Учебно-методический комплекс
    Древнерусская литература: периодизация, основные жанры, стилевое развитие древнерусской литературы. Русская литература XVIII в. Барокко. Классицизм. Реформа стихосложения, эволюция жанров и стилей.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине: «история русской литературы XX века ( 2 / 3 )» для 4 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н

    Учебно-методический комплекс
    В данном разделе содержится описание блока историко-литературных курсов, преподаваемых студентам башкирско-русского отделения. Среди дисциплин, предусмотренных по специальности «050302 Родной язык и литература; Русский язык и литература»,
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине: «история русской литературы XX века ( 3 / 3 )» для 5 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (2)

    Учебно-методический комплекс
    В данном разделе содержится описание блока историко-литературных курсов, преподаваемых студентам башкирско-русского отделения. Среди дисциплин, предусмотренных по специальности «050302 Родной язык и литература; Русский язык и литература»,
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы XIX века Iполовина» для студентов 2 курсов бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (1)

    Учебно-методический комплекс
    Актуальность дисциплины: Русская литература ХIХ века представляет собой важнейший период в русском литературном процессе, можно утверждать, кульминацию в развитии русской литературы в целом.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы XIX века Iполовина» для студентов 2 курсов бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (2)

    Учебно-методический комплекс
    В основу настоящей программы положены типовые программы для педагогических вузов: Программы пединститутов. Русская литература XIX века. Для специальности № 2101 «Русский язык и литература» с доп.
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине история русской литературы XI (1)

    Учебно-методический комплекс
    Среди дисциплин, предусмотренных по специальности «050302 Родной язык и литература; Русский язык и литература», история русской литературы входит в цикл предметной подготовки.
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине история русской литературы XI (2)

    Учебно-методический комплекс
    Русская литература XI – XVIII веков рассматривается как целостный историко-литературный процесс, в котором традиционно выделяется несколько этапов, обусловленных логикой и особенностями литературного развития.
  8. Учебно - методический комплекс по дисциплине «история русского языка» для студентов 3 курса

    Учебно-методический комплекс
    Генетические связи родного языка. Древние и средневековые формы родного языка. Этапы формирования и развития родного литературного языка. Становление норм родного литературного языка.
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история зарубежной литературы» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Периодизация литературного процесса. Литература Античности. Переход от античности к Средневековью. Литература Средних веков. Предвозрождение. Литература Возрождения.

Другие похожие документы..