Учебно-методический комплекс по дисциплине: «история русской литературы XX века ( 3 / 3 )» для 5 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н

Темы для самостоятельного изучения

  1. Многообразие жанров в поэзии военных лет (1941-1945).

  2. Тематическое и стилевое многообразие «малых жанров» военной прозы.

  3. Своеобразие литературного процесса в послевоенный период (1946-1953). Бесконфликтность и лакировка действительности.

  4. Поэзия военных лет (Исаковский, О. Бергольц, Н Заболоцкий).

  5. Концепция природы и человека в произведениях М. Пришвина.

  6. Основные проблемы творчества Л.Леонова. Роман «Русский лес».

  7. Особенности и закономерности литературного развития после ХХ съезда КПСС.

  8. Творчество А.Солженицына. Этико-философская проблематика его произведений.

  9. Жанровое своеобразие деревенской прозы.

  10. Человек и мир в рассказах В. Шукшина.

Практическое занятие

ТЕМА: Цикл «Стихотворения Юрия Живаго »

(Роман Б. Пастернака «Доктор Живаго»).

  1. История создания и публикации романа.

  2. Исторические и автобиографические источники романа.

  3. Женские образы в романе.

  4. Особенности композиции романа (двухчастность, принцип рифмы)

5.Найдите связь между стихотворениями и прозаической частями романа:

а) мотивы жертвы и воскресения;

б) значение библейских образов;

в) стихотворения «Август», «Разлука» в контексте романа;

г) стихотворения «Магдалина (I), (II)» в контексте романа;

д) стихотворения «Гамлет», «Гефсиманский сад» в контексте романа.

6.Анализ стихотворения «Зимняя ночь».

Литература

1. Альфонсов В. Поэзия Б. Пастернака. Л.,1990.

2. Боевский В. Б. Пастернак- лирик: Основы поэтической системы. Смоленск, 1993.

3. Пастернак Е. Б. Борис Пастернак: Материалы для биографии. М.,1989.

4. С разных точек зрения: «Доктор Живаго» Б. Пастернака. М.,1990.

5. Власов А. Дар живого духа ( Стихотворения Б.Пастернака «Август», «Разлука» в контексте романа «Доктор Живаго») // Вопросы литературы. 2004. № 5.-С.216-238.

6. Бударагин М. История и Любовь («Магдалина (II) »в контексте романа «Доктор Живаго») // Вопросы литературы. 2004. №5.-С.239-250.

7. Лекманов О. «Ты – на курсах, ты родом из Курска » // Вопросы литературы. 2004.№5.-С.251-257.

Практическое занятие

ТЕМА: А. Твардовский «Дом у дороги»

1.Сходство и различие в изображении войны в поэмах «Василии Теркине» и «Доме у дороги».

2.Образ дома в поэме «Дом у дороги»:

а) все образы дома и их смысловые значения (бытовые, социальные, философские, природные);

б) дом в жизни героев произведения;

в) композиционное значение образа дома.

3.Образ дороги:

а) все смысловые значения дороги;

б) дороги и дорога-судьба каждого из героев;

в) композиционное значение образа дороги.

4. Соотносительность образов дома и дороги.

Литература

1.Дементьев В. А. Твардовский. М.,1976.

2.Кондратович А. А. Твардовский: поэзия и личность.М., 1987.

3.Гришуник А. «Василий Теркин» А. Твардовского. М.,1987.

4.Муравьева С. Творчество А. Т. Твардовского. М.,1981.гл. 6.

Практическое занятие

В. Астафьев «Пастух и пастушка»

1.Смысл названия и смысл подзаголовка.

2.Противопоставление войны и мира. Любовь и воина.

3. Человек на войне. Тема убитой войной души. Костяев и Мохнаков.

4. Место фольклорных образов в повестях.

5. Толстовские традиции в изображении войны.

6. Смысл композиции повести.

Литература

  1. Яновский В. Виктор Астафьев. М., 1983.

  2. Залыгин С. Повести В.Астафьева. // Знамя, 1976, № 7.

  3. Шкловский В. Боль памяти // Литературное обозрение, 1973, № 3.

  4. Эльешевич. Огненные дали. // Звезда 1980, № 7.

  5. Хрящева Н.П. «Пастух и пастушка» В.Астафьева. Толстовские традиции и русская воинская повесть // Поэтика русской советской прозы. Уфа, 1987.с.112-126.

Практическое занятие

Тема: Пути развития современной поэзии.

I. Этапы развития русской поэзии 50-90-х годов.

  1. Эстрадное и «тихое» направления (Е.Евтушенко, Р.Рождественский, А.Вознесенский, Н.Рубцов, А. Жигулин).

  2. Поэзия классической традиции (А.Тарковский, И.Бродский).

  3. Поэзия фронтового поколения (Д.Самойлов, Ю.Друнин).

  4. Авторская песня (Ю.Визбор, Б.Окуджава, В.Высоцкий, В.Цой).

II. Понятие постмодернизма как художественного метода современной поэзии.

III. Русская поэзия конца XIX- начала XX веков (Л.Рубинштейн, Е.Шварц, Вс. Некрасов, Ян Сатуновский, Т.Кибиров, Амелин и др.).

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Русская литература XX века. Школы. Направления. Методы творческой работы. СПб. 2002

2. Новиков Вл. В Союзе писателей не состоял… (Писатель Владимир Высоцкий). М., 1991.

3. Онуфриева Н.И. Пути развития современной поэзии (1960-1990) СГПИ, 1999.

4. Скоропанова И.С. Русская посмодернистская литература. М., 2001.

5. Паперный З.С. «За столом семи морей»: О поэзии Булата Окуджавы // Вопр.лит. 1985. № 3.

6. Русская поэзия в конце века. Несархаисты и неоноваторы // Знамя. 2001. № 1.

7. Бавильский Д. Из глубины. // Знамя. 2000. № 2.

8. Безезовчук Л. Естественный отбор. // Октябрь. 2000. № 10.

9. Славецкий В. Обратная перспектива: «Амелинский сезон» в поэзии века // Новый мир. 1998. № 9.

10. Липовецкий М. Конец века лирики //Знамя. 1996. № 10.

11. Кулаков В. Стихи и время. // Новый мир. 1995. № 8.

12. Эпштейн М. Концепты … Метаболы: О новых течениях в поэзии. // Октябрь. 1988. № 4.

Художественная литература для обязательного чтения

  1. Абрамов Ф. Братья и сестры.

  2. Астафьев В. Пастух и пастушка. Последний поклон. Царь-рыба. Печальный детектив. Прокляты и убиты.

  3. Белов В. Привычное дело. Воспитание по доктору Споку.

  4. Бондарев Ю. Тишина. Последние залпы. Берег.

  5. Вампилов А. Утиная охота. Старший сын.

  6. Вознесенский А. Лирика. Мастера. О! Треугольная груша.

  7. Евтушенко Е. Лирика. Братская ГЭС. Яблоко.

  8. Ерофеев В. Москва-Петушки.

  9. Леонов Л. Русский лес. Евгения Ивановна.

  10. Некрасов В. В окопах Сталинграда.

  11. Окуджава Б. Лирика.

  12. Пастернак Б. Доктор Живаго. Сестра моя – жизнь. Когда разгуляется. На ранних поездах.

  13. Петрушевская Л. Три девушки в голубом.Песни восточных славян. Возьми меня, сон.

  14. Пришвин М. Кащеева цепь. Жень-шень. Корабельная чаща.

  15. Распутин В. Деньги для Марии. Последний срок. Прощание с Матерой. Живи и помни.

  16. Солженицын А. Один день Ивана Денисовича. Матренин Двор. Архипелаг ГУЛАГ.

  17. Твардовский А. Василий Теркин. Дом у дороги. За далью даль. По праву памяти. Лирика.

  18. Толстая Т. Соня. Факир. Сюжет. Кысь.

  19. Шаламов В. Колымские рассказы.

  20. Шварц Е. Тень.

  21. Шолохов М. Донские рассказы. Тихий Дон. Поднятая целина. Они сражались за Родину. Судьба человека.

  22. Шукшин В. Чудик. Микроскоп. Охота жить. Сильные идут дальше. Срезал. Калина красная. До третьих петухов.

Литература по курсу

Основная

1. Лейдерман Н., Липовецкий М. Современная русская литература. 1950-1990-е годы: В 3-х кн. – М., 2001.

2. История русской литературы ХХ века (20-90-у годы): Основные имена. – Уч. пособие для филологич. ф-тов университетов. – Отв. ред. Кормилов С.И. – М., Изд-во МГУ. М., 1998.

3. Русская литература ХХ века: В 2-х кн. Под ред. Каменцова Л.П. – Уч. пособие для ф-тов рууск. яз. и литературы педвузов. – Кн. 2. – М., ИЦ «Академия», 2002.

4. Русская литература ХХ века: В 2-х частях. Учебник для 11 класса. Под ред. Агеносова В.В, - Изд. 5-е, перераб. и дополн.- М., «Дрофа», 2000.

5. Онуфриева Н.И. Русская литература ХХ века. Стерлитамак: Стерлитамак. гогс. пед. акад., 2007.

Дополнительная

1. Аннинский Л. Тридцатые – семидесятые. – М., 1988.

2. История русской советской литературы: В 4 т. М ., «Наука», 1967. Т. 1.

3. История русской советской поэзии: В 2т. (1917-1941). Л., «Наука», 1983.

4. ХХ век: Закономерности литературного процесса. Кн. 2. Новые художественные стратегии. (Колл. монография). Под.ред. Н.Л. Лейдермана. Изд-во Ю-УрГУ, елябинск, 2002.

5. Русские писатели 20 века. – Биографический словарь. – Гл.ред. и составитель П.А. Николаев. – М., Изд-во «Большая Российская Энциклопедия», 2000.

6. Литературные манифесты от символистов до наших дней. Сост. Джимбинов С.Б. – М., Издат. дом XXI век-Согласие, 2000.

7. Липовецкий М. Русский постмодернизм. – Екатеринбург, 1997.

8. Зверев А. ХХ век как литературная эпоха // Вопросы литературы. – 1992. - №2.

9. Огнев А.В. Современный русский в рассказах. 50-80-е гг. – Калинин, 1987.

10. Воронский А.К. Искусство видеть мир (Портреты. Статьи). – М., 1987.

11. С разных точек зрения: социалистический реализм сегодня. – СПб. – М., 1990.

12. Лежнев А.З. О литературе. – М., 1987.

13. Полонский В.П, О литературе: Избр работы.- М., 1988.

14. Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература. – М., 1999.

15. Голубков М.М. Русская литература ХХ в После раскола. – М., 2001.

16. Эпштейн М. Концепты… Метаболы…// Октябрь. – 1988. - №4.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

  1. Роман М. Шолохова «Поднятая целина». Споры по поводу характера. История создания и судьба произведения. Современное осмысление романа.

  2. «Донские рассказы» М. Шолохова. Особенности стиля писателя. Проблема человека и истории, гражданской войны.

  3. Изображение коллективизации в романе М.Шолохова «Поднятая целина». Образы главных героев. Сатирическая линия произведения.

  4. История создания и публикации романа М. Шолохова «Тихий Дон». Концепция истории в произведении. Трагедия Григория Мелехова.

  5. Отражение в творчестве М.Шолохова важнейших этапов и событий истории общества. Герои и судьбы в рассказе «Судьба человека».

  6. Осмысление темы творчества в лирике Б.Пастернака. Мотив ответственности художника перед читателями. Анализ одного стихотворения.

  7. Лирика Б. Пастернака 10-20-х годов. «Сестра моя - жизнь» - образец создания нового мироустройства. Анализ одного стихотворения.

  8. Метафорическая система поэзии Б. Пастернака. Темы, идеи лирики 40-50-х годов. Анализ одного стихотворения.

  9. Роман Б.Пастернака «Доктор Живаго». История создания. Смысл названия. Концепция истории, воплощенная в романе.

  10. Композиционная и идейная роль 17-й главы романа Б.Пастернака «Доктор Живаго». Сквозные образы в романе. Анализ одного стихотворения.

  11. Этапы творческого пути А.Твардовского. Центральные темы поэзии. Традиция и новаторство в поэмах А.Твардовского («За далью-даль», «Страна Муравия»).

  12. Поэма А. Твардовского «По праву памяти». Композиция произведения. Концепты памяти и правды.

  13. Изображение войны в поэме «Дом у дороги». Многоплановость образов Дома и Дороги. Тематическое новаторство произведения.

  14. «Василий Теркин» А. Твардовского. Споры по поводу жанра произведения. Особенности композиции. Универсальность главного героя.

  15. Обзор военной прозы 50-90-х годов. Авторы, темы, герои (В.Быков, В.Кондратьев, Б.Васильев и др.).

  16. Философичность произведений Ю. Бондарева о войне. Решение героями нравственных вопросов ( на примере одного-двух произведений).

  17. «Жестокая правда» войны в произведениях В.Кондратьева («Сашка», «Отпуск по ранению» и др.).

  18. Повесть В.Астафьева «Пастух и пастушка». Особенности жанра. Фольклорные мотивы в произведении.

  19. Изображение человека на войне в повести В.Астафьева «Пастух и пастушка». Образы главных героев. Толстовская традиция в изображении войны.

  20. Творческий путь В.Астафьева. Тема грядущей нравственной катастрофы в произведениях писателя («Печальный детектив», «Людочка» и др.).

  21. «Деревенская проза». Основные проблемы, темы, герои (В.Белов, Ф.Абрамов, Б.Можаев, В.Распутин и др.).

  22. Тема экологии души и экологии природы в произведениях В.Распутина («Деньги для Марии», «Пожар», «Прощание с Матерой» и др.).

  23. Нравственно-философские проблемы в произведениях В.Распутина («Живи и помни», «Последний срок» и др.).

  24. Своеобразие рассказов В.Шукшина («Микроскоп», «Сельские жители» и др.). Герои, сюжеты, проблематика.

  25. «Жестокая правда» войны в произведениях В.Кондратьева («Сашка», «Дожить до рассвета» и др.).

  26. Тема ценности «малой» родины в произведениях В.Белова («Привычное дело», «За тремя волоками» и др.).

  27. Красота человеческой души в произведениях Ч.Айтматова («И дольше века длится день», «Джамиля» и др.).

  28. Судьба цивилизации в романе Ч.Айтматова «Плаха». Структура романа. Проблематика. Образы главных героев.

  29. Творческий путь Л.Леонова. Темы, проблемы, особенности эпического повествования. («Барсуки», «Соть», «Евгения Ивановна» и др.).

  30. Роман Л.Леонова «Русский лес». Человек и история в авторской концепции. Особенности хронотопической организации произведения. Образы главных героев.

  31. Судьба и творческий путь А.Солженицына. Осмысление русской действительности в рассказе «Матренин двор».

  32. Изображение русского национального характера в рассказе А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Смысл названия. Судьба произведения.

  33. Проблема человека в тоталитарном государстве в произведениях А.Солженицына («В круге первом», «Архипелаг ГУЛАГ», «Красное колесо» и др.).

  34. Постмодернизм как метод современной литературы. Русские постмодернисты (Вен. Ерофеев, Вик. Ерофеев, В. Пелевин, Т. Толстая и др.).

  35. Постреалистическая традиция в современной прозе (Л. Петрушевская, В.Маканин, С.Давлатов и др.).

  36. Этапы и пути развития современной русской поэзии 1950-2000-х годов.

  37. Развитие литературных традиций в поэзии А.Тарковского, И.Бродского.

  38. «Тихая» и «громкая»( «эстрадная») поэзия как направления русской литературы 60-70-х годов ( Н.Рубцов, А.Жигулин, А.Вознесенский, Е.Евтушенко).

  39. Авторская песня как новое явление в русской литературе XX века (В.Высоцкий, Б.Окуджава, Ю.Визбор, В.Цой и др.).

Основные темы курса

Лекция 1

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине: «история русской литературы XX века ( 1 / 3 )» для 4 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н

    Учебно-методический комплекс
    Древнерусская литература: периодизация, основные жанры, стилевое развитие древнерусской литературы. Русская литература XVIII в. Барокко. Классицизм. Реформа стихосложения, эволюция жанров и стилей.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине: «история русской литературы XX века ( 2 / 3 )» для 4 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н

    Учебно-методический комплекс
    В данном разделе содержится описание блока историко-литературных курсов, преподаваемых студентам башкирско-русского отделения. Среди дисциплин, предусмотренных по специальности «050302 Родной язык и литература; Русский язык и литература»,
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине: «история русской литературы XX века ( 3 / 3 )» для 5 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (2)

    Учебно-методический комплекс
    В данном разделе содержится описание блока историко-литературных курсов, преподаваемых студентам башкирско-русского отделения. Среди дисциплин, предусмотренных по специальности «050302 Родной язык и литература; Русский язык и литература»,
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы XIX века Iполовина» для студентов 2 курсов бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (1)

    Учебно-методический комплекс
    Актуальность дисциплины: Русская литература ХIХ века представляет собой важнейший период в русском литературном процессе, можно утверждать, кульминацию в развитии русской литературы в целом.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы XIX века Iполовина» для студентов 2 курсов бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (2)

    Учебно-методический комплекс
    В основу настоящей программы положены типовые программы для педагогических вузов: Программы пединститутов. Русская литература XIX века. Для специальности № 2101 «Русский язык и литература» с доп.
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине история русской литературы XI (1)

    Учебно-методический комплекс
    Среди дисциплин, предусмотренных по специальности «050302 Родной язык и литература; Русский язык и литература», история русской литературы входит в цикл предметной подготовки.
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине история русской литературы XI (2)

    Учебно-методический комплекс
    Русская литература XI – XVIII веков рассматривается как целостный историко-литературный процесс, в котором традиционно выделяется несколько этапов, обусловленных логикой и особенностями литературного развития.
  8. Учебно - методический комплекс по дисциплине «история русского языка» для студентов 3 курса

    Учебно-методический комплекс
    Генетические связи родного языка. Древние и средневековые формы родного языка. Этапы формирования и развития родного литературного языка. Становление норм родного литературного языка.
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история зарубежной литературы» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Периодизация литературного процесса. Литература Античности. Переход от античности к Средневековью. Литература Средних веков. Предвозрождение. Литература Возрождения.

Другие похожие документы..