И. П. Волков Зам главного редактора

НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ

БАЛТИЙСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ

отделение валеологии и психофизиологии

ВЕСТНИК БАЛТИЙСКОЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ

Вып. 61. – 2005 г.

Теоретико-эмпирические

исследования в

медицинской психологии

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ ВЫПУСКА:

А.Н. Алёхин, В.А. Ананьев, Д.Н. Давиденко

Ответственные за выпуск — А.Н. Алёхин, Е.В. Горская

РЕДАКЦИЯ ВЕСТНИКА:

Главный редактор — И.П. Волков

Зам. главного редактора — Д.Н. Давиденко

Адрес редакции:

190121, Санкт-Петербург, ул. Декабристов, 35.

Кафедра психологии

Санкт-Петербургской государственной академии

физической культуры им. П.Ф. Лесгафта (СПбГАФК)

(проф. И.П. Волков)

тел. (812) 114–6627

Печатается на средства авторов и взносы членов БПА

по отделению валеологии и психофизиологии

(Заведующий отделением – академик БПА, проф. Д.Н. Давиденко)

В36

Ó Д.Н. Давиденко (E-mail: root@DD1814.spb.edu)

В 43162014 – 75 Без объявления

С 96 (03) – 01

ISBN 5–85029–077–X

ВЕСТНИК БАЛТИЙСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ

Вып. 61. – 2005 г.

Научное издание БПА Основано в июле 1995 г. Гослицензия № Б 471385 мэрии СПб в Санкт–Петербурге

Лицензия ЛР № 040815 от 22.05.97.

Подписано к печати 26.02.2005 г. Формат бумаги 60х90 1/8. Бумага офсетная.

Печать ризографическая. Усл.-печ. л. 8. Тираж 100 экз. Заказ 20.

НИИ химии СПбГУ

Отпечатано в отделе оперативной полиграфии НИИ химии СПбГУ

198004, Санкт-Петербург, Старый Петергоф, Университетский пр., 2

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Предисловие ……………………………………………………………………......……

5

Ананьев В.А., Васильев М.А., Горская Е.А., Малиновская Н.Д. Психология здоровья: эмпирические исследования психосоматического и психического здоровья школьников …………………………………………………………………………………..

10

Сладкова В.В. Внутренняя картина здоровья …………………………………………

24

Ишинова В.А., Ананьев В.А., Кузнецов В.А. Опыт применения проективных методов в оценке эффективности психотерапевтических воздействий на примере клинического случая ……………………………………………………………………………….

28

Горская Е.А. Особенности эмоционального реагирования детей и подростков, страдающих бронхиальной астмой ………………………………………………..……...

33

Алёхин А.Н., Коробова Е.Л. Когнитивные стили как фактор успешностиадаптации больных шизофренией ………………………………………..………………………..

41

ЖуковД.Е. «Симбиотичный» контакт матери и ребенка как условие позитивной динамики состояния больных с синдромомраннего детского аутизма ………………....

44

ВотяковаС.А. Аффекты мстительности у наркозависимых на примере обиды …....

47

ЛуполишинаТ.В. Краткий обзор методов телесно-ориентированной психотерапии ……………………………………………………………………………………………

52

Малиновская Н.Д. Результаты многоуровневого полисистемного изучения психосоматического здоровья российских школьников ……………………..……………….

60

Королева Н.Н., ЛуговаяА.П. Личностные факторы формирования навыков пространственной ориентировки поздноослепших ……………..…………………………….

64

Дементьева Н.О. Психологическая характеристика женщин с диагнозом «бесплодие неясной этиологии» ………………………….………………………………………...

66

АбрамовТ.В. Применение проективных методов в многоосевой диагностике при консультировании детей ………………………………………………………..…………..

70

Аверьянов В.В.Клинико-психологические подходы к исследованию учебной дезадаптации студентов ………………………………………………………………………

73

Грошева Е.В., Алехин А.Н. Особенности течения шизофрении у подростков в зависимости от сопутствующих социально-психологических факторов …………..……...

75

Реброва Н.П.Психофизиологическое исследование адаптационных возможностей студентов ………………………………………………..……………………………………

79

ФауЕ.А. Психологические и психосоматические характеристики людей, переживших «потрясения ………………………………………………………..……………...

86

НестеренкоО.Б. Семейные факторы риска формирования патологической психосоматической системы ………………………………………….…………………………..

94

Стр.

Пятакова Г.В. Отношение подростков, страдающих ювенильным хроническим артритом, к своему заболеванию………………………………………………………….

101

Алёхин А.Н., ШаговС.Г. Клинико-психологический анализ синдрома дорсопатий с точки зрения патогенеза соматоформных расстройств ……………………..…………

107

Никитина О.А.Депрессия, война и семья ……………………………………………..

109

АлёхинА.Н. Психология: в поисках метода………………………………….……….

114

ДавиденкоД.Н.Проблема резервов адаптации организма к экстремальной деятельности: состояние и перспективы развития …………………………………..…….….

117

Предисловие

В 2005 г. исполняется пять лет кафедре клинической психологии Российского государственного университета им. А.И. Герцена. Дата знаменательная еще и потому, что впервые в 2005 г. состоится выпуск по-настоящему подготовленных специалистов по клинической психологии.

Приказом министра образования за №686 от 2 марта 2000 г. была введена новая специальность 022700 – «Клиническая психология», с присвоением квалификации: «Психолог. Клинический психолог. Преподаватель психологии». Первые группы специалистов различных университетов Российской Федерации выйдут в профессиональный мир, подготовленные по единому учебному стандарту. Данный стандарт имеет много недостатков, однако и много достоинств, прямо скажем, новаторских для нашей страны дисциплин, таких как «супервизия», остается ввести в учебный план дисциплину «личная терапия», и мы уже будем соответствовать международным требованиям подготовки клинических психологов, психотерапевтических консультантов.

Сегодня дискутируется вопрос о названии данной специальности. Мы отстаиваем точку зрения В.Н. Мясищева, который первым в Ленинграде заявил о создании отдельного направления в рамках науки психологии – «Медицинская психология», Она стала существовать как отдельная область знаний, наряду с социальной, инженерной, юридической психологией. В то же время – это и область, которой удалось интегрировать медицинские и психологические знания. Дальновидность В.Н. Мясищева, его учеников Б.Д. Карвасарского, Л.И. Вассермана и последователей очевидна в том, что термин «клиническая психология» ограничивает область применения психологических знаний только в клинике, остается за «бортом» работа клинического психолога со здоровыми людьми. «Медицинская психология», на наш взгляд, более масштабное понятие, которое включается в себя «клиническую психологию» как один из основных разделов.

Кафедра клинической психологии РГПУ им. А.И. Герцена успешно развивает интегративный подход в психологии вообще и, в частности, в медицинской, синтезируя патогенетический подход, к которому и относится по названию «клиническая психология» и саногенетический, – к которому относится новая отрасль знаний в рамках «медицинской психологии» – «психология здоровья». Таким образом, медицинская психология изучает психику здорового и больного человека с целью повышения эффективности лечения от болезни или ее профилактики. На сегодняшний день складывается аналогичная ситуация с шестидесятыми-семидесятыми годами, когда московская школа под руководством Б.В. Зейгарника предпочитали более узкое понятие «патопсихология» понятию «медицинская психология», принятому в Ленинграде.

Обоснование специальности «Клиническая психология», думаю, не вызывает сомнения. По профессиональной ориентации, системе подготовки кадров и фундаментальным основам образования клиническая психология – психологическая специальность широкого профиля, имеющая межотраслевой характер и участвующая в решении комплекса задач в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению.

Практическая и научно-исследовательская деятельность специалиста направлена на повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей человека, на гармонизацию психического развития, охрану здоровья, профилактику и преодоление недугов, психологическую реабилитацию.

Объект клинической психологии – человек с трудностями адаптации и самореализации, связанными с его физическим, социальным и духовным состоянием.

Предметом профессиональной деятельности специалиста являются психические процессы и состояния, индивидуальные и межличностные особенности, социально-психологи-ческие феномены, проявляющиеся в различных областях человеческой деятельности.

Таким образом, мы еще раз убеждаемся в широте поставленных задач перед клиническим психологом, что подтверждает верность выбранного направления кафедры в плане интеграции саногенетического и патогенетического подходов.

Учебная деятельность. Кафедра осуществляет подготовку студентов по специальности 022700 "Клиническая психология" и аспирантов по специальности 19.00.04. "Медицинская психология".

Квалификация выпускника – "Психолог. Клинический психолог. Преподаватель психологии". Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки психолога по данной специальности 022700 "Клиническая психология" при очной форме обучения 5 лет.

В соответствии со своей фундаментальной и специальной подготовкой клинический психолог может выполнять следующие виды профессиональной деятельности в учреждениях здравоохранения, образования, социальной помощи населению, в сфере управления, производства и бизнеса:

1. Психодиагностика эмоциональных и поведенческих расстройств.

2. Судебно-психологическая, нейропсихологическая и военная экспертиза.

3. Профилактика и реабилитация зависимого поведения.

4. Психотерапевтическое консультирование.

Изучение всех специальных предметов и преподавание спецкурсов, таких как общая и частная психиатрия, психодиагностика, патохарактерология, аддиктивное поведение, психотерапия и супервизия приближены непосредственно к пациентам, что позволяет студентам уже к 4-му курсу приобрести не только знания, но и определенные профессиональные навыки.

Конкретное содержание профессиональной подготовки специалиста на кафедре клинической психологии определяется образовательной программой и включает теоретическую подготовку, лабораторные и клинические практикумы, тренинги, супервизии и практики. Для этих целей заключены и реализуются договора с, клиническими базами: медицинскими и психолого-педагогическими центрами, осуществляющими обслуживание контингента детского и подросткового возраста: Психоневрологическим научно-исследовательским институтом им. В.М. Бехтерева, Военно-медицинской академией, Медицинской академией последипломного образования, Российским научно-исследовательским институтом детской ортопедии им. Г.И. Турнера, Городским центром психолого-педагогической реабилитации и коррекции, Городским наркологическим диспансером, Психолого-педагогическими, медико-социальными центрами ряда районов города (Красносельского, Приморского, Московского, Адмиралтейского), Реабилитационным детско-подростковый центром Красногвардейского района, детским многопрофильным санаторием “Солнечное”, Городской психиатрической больницей №3, городской больницей №40 г. Сестрорецка, ПНД Кировского района и рядом других учреждений. На многих этих базах сотрудники кафедры проводят клинические разборы. Студенты 1-го курса проходят ознакомительную практику, которая позволяет им уже с первых дней обучения включиться в освоение своей специальности

  1. И. П. Волков Зам главного редактора (8)

    Документ
    Степанов В.С., Филиппов С.С., Князева Н.П., Чистяков В.А., Пущенко Е.Е. Формирование учебных курсов в системе дистанционного обучения СПбГАФК имени П.
  2. И. П. Волков Зам. Главного редактора (1)

    Документ
    Современная психология труда характеризуется многообразием решаемых ею задач, которое определяется, во-первых, все возрастающим разнообразием видов и форм трудовой деятельности; во-вторых, динамичностью мира труда, выражающейся в трансформации
  3. И. П. Волков Зам. Главного редактора (2)

    Документ
    16 августа 2002 года отмечался юбилей доктора психологических наук, профессора, заведующей кафедрой практической психологии СПбГАСУ Марины Константиновны ТУТУШКИНОЙ.
  4. И. П. Волков Зам главного редактора (2)

    Документ
    Белкания Г., Клоссовски М., Ткачук В., Пухальска Л. Гемодинамическая классификация состояния здоровья и антропофизиологичеакая характеристика кровообращения у спортсменов
  5. И. П. Волков Зам главного редактора (4)

    Документ
    Доктор психологических наук, профессор И.П.Волков, доктор психологических наук, профессор К.М.Оганян, доктор психологических наук, профессор Р.М.Грановская, доктор психологических наук, профессор О.
  6. И. П. Волков Зам главного редактора (5)

    Документ
    Формирование и использование интеллектуальных ресурсов любой организации происходит в условиях интенсивного взаимодействия с внешней средой. В связи с этим все чаще говорят об информационной экологии, или экологии знаний.
  7. И. П. Волков Зам главного редактора (7)

    Документ
    Шансков М.А., Митин Е.А., Пономарев Г.Н., Ингал М.В., Маринов С.А. Физиологические и психофизиологические характеристики адаптации студентов к процессу обучения в педагогическом вузе
  8. И. П. Волков Зам главного редактора (1)

    Документ
    Григорьев В.И., Шубин Ю.К. Рейтинговый контроль – инновационный инструмент управления физическим воспитанием студентов вузов: теоретико-методологический аспект
  9. И. П. Волков Зам главного редактора (6)

    Документ
    Волосникова Т.В., Ганеев А.А., Доворецкая Т.И., Попов С.В., Филиппова С.О., Щуров А.Г. О подходах к использованию средств и методов физической реабилитации для выведения ксенобиотиков их организма дошкольников

Другие похожие документы..