Программа предпрофильного элективного курса «Увлекательная история»

ПРОГРАММА ПРЕДПРОФИЛЬНОГО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

« Увлекательная история»

(Избранные вопросывспомогательных исторических дисциплин)

Автор программы:

учитель истории и обществознания Вальдман Е.Н.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа№5»

г.Торжка Тверской обл.

Пояснительная записка

Настоящая программа предназначена для учителей истории, осуществляющих предпрофильную подготовку в 9-х классах.

Программа рассчитана на 17 часов (1 час в неделю в течение одного полугодия или 2 часа в неделю в течение одной четверти).

Цель курса: помочь учащимся сориентироваться в выборе профиля для обучения в школе III ступени.

Задачи курса:

1.расширение кругозора учащихся;

2. повышение мотивации к изучению истории ;

3. помощь в формировании интереса к культурному наследию

предков;

4. развитие умения самостоятельно работать с различными

историческими источниками, справочной, энциклопедической

литературой, Интернет-ресурсами;

5.овладение типичными для гуманитарного профиля видами

научно – исследовательской работы: реферат, проект, презентация.

6. создание условия для развития творческих и коммуникативных

способностей учащихся.

Для реализации цели и задач курса в качестве вспомогательных материалов широко используются различные исторические источники, историческая научная и научно-популярная литература.

Данный курс имеет ряд особенностей, что качественно отличает его от базового курса истории. Во-первых, его содержание в базовом курсе представлено «вскользь», неравномерно. Во-вторых, содержание, формы работы на занятиях позволяют сделать его интересным и увлекательным.

      Динамика интереса к курсу отслеживается в форме анкетирования учащихся на первом и последнем занятии.

Тематика и характер курса предопределяют следующие особенности его изучения:

·        проблемное изложение и изучение материала ( выделение ключевых вопросов, проблемный, эвристический характер их рассмотрения);

создание открытых, проблемных, познавательных ситуаций;

·        большая часть времени отводится для самостоятельной поисковой, творческой работы учащихся, сообщение новых знаний ( в т.ч. в лекционной форме) не должно стать самоцелью, превращать занятия в сухой лекционный курс.

В ходе изучения курса актуализируется ранее изученный материал.

Актуальность программы определяется важностью изучения персоналий для понимания образа изучаемой эпохи, а также имеет прагматическое значение – подготовку к участию во Всероссийской олимпиаде школьников по истории и других исторических конкурсах, чемпионатах марафонах и т.д., содержание которых предполагает сформированность данных знаний.

Общими принципами отбора содержания материала являются:

  • ·        доступность для учащихся средней школы;

  • ·        реалистичность с точки зрения возможности усвоения основного содержания программы;

  • ·        инвариантность содержания - программа применима для учащихся, которые заинтересованы в изучении истории, с учетом их уровня знаний, умений, навыков.

  • содержание обеспечивает более полное знакомство с вспомогательными историческими дисциплинами, т.к. курс школьной базовой программы этому отводит недостаточно времени;

  • ·        систематичность программы обеспечивается логикой развёртывания содержания знаний;

  • ·        реалистичность программы выражается в том, что она может быть изучена в отведенное количество часов.

      Элективный курс «Впомогательные исторические дисциплины»

разделен на темы:

1.      Археология.

2.      Генеалогия.

3.      Палеография.

4. Топонимика

5.      Нумизматика.

6.      Историческая ономастика.

7.      Геральдика

8.Историческая метрология

Виды деятельности:

Виды деятельности:

        анализ письменных исторических источников;

        работа с копиями рукописей;

        изучение генеалогических таблиц, составление генеалогического древа семей учащихся;

        изучение методики написания реферата; написание реферата;

        составление плана – конспекта статей научного и научно-популярного характера;

        работа с топонимами, этнонимами, антропонимами;

        анализ гербов, составление герба своей семьи;

        изучение денежных знаков;

        устные выступления учащихся по определенным темам;

        экскурсии в историко-краеведческий музей;

        встречи со специалистами.

Три вида работ – анализ письменного источника, реферат, план-конспект статьи – определяются как обязательные. Ученик получает зачет (оценка не ниже «4») при условии выполнения указанных работ, представленный в установленный срок, в предложенной учителем форме, с соблюдением стандартных требований к их оформлению.

Учащиеся самостоятельно выбирают:

        письменный источник, с которым будут работать;

        тему реферата в рамках тематики курса;

        научную или научно-популярную статью для составления плана-конспекта;

        топонимы, этнонимы, антропонимы для последующего анализа;

        самостоятельно составляют генеалогическое древо своей семьи.

Формой итоговой отчетности послужит итоговая конференция с сопутствующей выставкой работ учащихся.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие ЗУН:

        знать и называть основные вспомогательные исторические   дисциплины и указывать объект их исследования;

        анализировать текст, выбирать важную информацию, отбрасывая второстепенную;

        составлять генеалогические таблицы;

        писать рефераты;

        составлять планы-конспекты, выделяя основные вопросы и краткое пояснение к ним;

        делать выводы;

        обсуждать результаты работ, участвовать в дискуссиях;

        конспектировать лекции.

 

Примерное содержание курса

1. Археология.

Виды исторических источников. Особенности археологических исследований.

2.      Генеалогия.

Что такое родословие. Источники генеалогических знаний. Варианты записи родословных.

Родословная моей семьи.

3.      Палеография.

4. Топонимика

Способы образования географических названий.

5.      Нумизматика.

Виды денег. Различные монетные системы.

6.      Историческая ономастика.

Происхождение печатей. Особенности печатей как исторического источника.

7.      Геральдика

8.Историческая метрология

Различные системы измерения.

Тематическое планирование элективного курса

№ п\п

Тема занятия

Кол-во часов

Содержание

Форма учебной деятельности

Оборудование

Домашнее задание

1

Вводное

1

Цели, задачи, особенности курса. Краткое содержание. Формы работы и отчетности. Анкетирование с целью выяснения заинтересованности учащихся к курсу

лекция

 

 

2

Пишем реферат

1

Правила написания реферата: работа с литературой, отбор информации

лекция-практикум

Выбор темы реферата, отбор литературы.

3

Археология

2

Наука археология. Вещественный исторический источник

лекция

Видеофрагменты, учебная презентация.

Сообщения учащихся

«Интересные археологические открытия»

4

Археологические исследования в родном крае

экскурсия в ВИЭМ,

встреча с

специалистом археологом.

Презентация

«Археологические исследования в городе Торжке и торжокском районе»

5.

Генеалогия.

1

Генеалогия как наука. Русская генеалогия.

Лекция,

Практическое занятие

Генеалогическое древо династии Рюриковичей, династии Романовых.

Составить генеалогиче-

ское древо своей семьи

6..

Моя родословная

1

Родословные семей учащихся. Рассказы о членах семьи. Семейные реликвии.

семинар

7.

Палеография.

1

Наука палеография. Возникновение письменности. Славянский алфавит. Кириллица.

лекция

Иллюстрации с изображением славянского алфавита.

Просмотр видеофильма.

8.

Топонимика

1

9.

Древние рукописи

1

Материалы для письма. Графика письма. Украшение рукописей. Чтение рукописей.

практикум

Копии рукописей

 

10.

Письменные исторические источники

1

Анализ письменного исторического источника

практикум

Письменные исторические источники

Анализ историческо-го источника (по выбору)

11.

Нумизматика.

1

Нумизматика как наука. Монеты и денежное оформление древнерусского государства

Практикум-исследование

Интернет-ресурсы

Сообщение по результатам исследования

12

Русская монетная система в XIV – XX вв.

1

Русские монеты и денежное обращение в XIV – XV вв. Русская монетная система XVI – XVII вв. Русская монетная система в XVIII – начале XX вв.

Практическое занятие

Русские, советские монеты

13.

Историческая ономастика

1

Ономастика как наука. Историческая топонимика. Этнонимика. Антропонимика.

лекция-практикум

 

Выяснить происхождение географических названий места жительства, улиц, значение имен и фамилий

14

Геральдика

2

Геральдика как наука. Происхождение гербов. Государственные, областные, городские гербы. Государственный герб России

лекция

Гербы дворянских фамилий. Герб России, США. Герб Торжка, Твери

Придумать герб своей семьи

15

Историческая метрология

1

Различные системы измерения. Меры длины, веса, объёма.

Групповая работа

16-17

Итоговое занятие

2

Выступление учащихся с рефератами. Анкетирование учащихся с целью выяснения динамики интереса учащихся к курсу

конференция

Литература для учителя

  1. Веселовский С.Б. Ономастика. Древнерусские имена, прозвища, фамилии. М., 1974

  2. Каменцева Е.И., Устюгов Н.В. Русская сфрагистика и геральдика. М., 1974

  3. Кобрик В.Б, Леонтьева Г.А., Шорин П.А. Вспомогательные исторические дисциплины. М., 1984

  4. «Преподавание истории в школе», подборка журналов

  5. «Родина», подборка журналов

  6. Спасский И.Г. Русская монетная система. Л., 1970

  7. Хрестоматии по истории России из фондов школьной библиотеки

  8. Черепнин Л.В. Русская палеография. М., 1956

Литература для учащихся

  1. Хрестоматии по истории России из фондов школьной библиотеки

  2. Кобрик В.Б, Леонтьева Г.А., Шорин П.А. Вспомогательные исторические дисциплины. М., 1984

 

  1. Программа предпрофильного элективного курса «Восхищаемся прекрасным» (1)

    Программа
    Для реализации цели и задач курса в качестве вспомогательных материалов широко используются различные исторические источники, историческая научная и научно-популярная литература.
  2. Программа предпрофильного элективного курса «Восхищаемся прекрасным» (2)

    Программа
    · большая часть времени отводится для самостоятельной поисковой, творческой работы учащихся, сообщение новых знаний ( в т.ч. в лекционной форме) не должно стать самоцелью, превращать занятия в сухой лекционный курс.
  3. Программа элективного курса по истории для учащихся IX

    Программа
    Элективный курс «Вспомогательные исторические дисциплины» предлагается для изучения в IX классе в рамках предпрофильного обучения, направленного на выбор гуманитарного профиля.
  4. Перечень элективных курсов предпрофильной подготовки (1)

    Документ
    Сборник программ элективных курсов по естественно-математическим дисциплинам «Предпрофильная подготовка учащихся основной школы». МО РФ. НФПК – М.: Вита-Пресс, 2003г.
  5. Перечень элективных курсов предпрофильной подготовки (2)

    Документ
    Предпрофильная подготовка учащихся основной школы. Учебные программы элективных курсов по социально-гуманитарным предметам для системы повышения квалификации.
  6. Элективные курсы в предпрофильной подготовке гимназистов

    Документ
    В 2003/04 учебном году Краснодарский край включился в эксперимент по предпрофильной подготовке девятиклассников, который проводится в рамках федерального эксперимента по профильному обучению.
  7. Элективный курс «Удивительный мир геологии»

    Элективный курс
    Место в образовательном процессе: согласно существующей типологии элективных курсов данный курс принадлежит к группе предметно-ориентированных курсов, позволяющих диагностировать готовность и способность ученика изучать выбранный предмет,
  8. Учебная программа факультативного курса «Культура, быт и традиции народов Поволжья» для учащихся 5 класса

    Программа
    Изучение темы «Культура. Быт и традиции народов Поволжья» имеет большое значение для социализации школьников, формирование гражданского сознания, национального самосознания подростков.
  9. Элективный курс для предпрофильной подготовки по физике в 9 классе

    Элективный курс
    Данный курс является методологическим и предназначен, чтобы показать учащимся, что физика- это прежде всего наука изучающая природу, следовательно как и любая наука, она использует свои методы и способы изучения окружающего мира.

Другие похожие документы..