Лабораторная работа №1

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

Техника лабораторных работ.

Методы разделения и очистки веществ.

Химия – это увлекательная наука, в которой эксперимент играет важнейшую роль. Многие накопленные к настоящему времени химические знания получены исследователями в результате экспериментов и анализов. Однако, химические эксперименты могут быть достаточно опасными и, поэтому, должны выполняться очень осторожно и внимательно. Выполняя лабораторные работы в химическом практикуме, следует строго придерживаться установленного порядка работы в лаборатории и соблюдать приведенные ниже меры предосторожности.

  1. Порядок работы в химической лаборатории.

1.1. К выполнению лабораторного практикума допускаются студенты, изучившие раздел 1 «Порядок работы в химической лаборатории» и раздел 2 «Меры предосторожности при выполнении лабораторных работ», прослушавшие инструктаж по технике безопасности и расписавшиеся в специальном журнале (листе инструктажа по технике безопасности).

1.2. Подготовка к каждой лабораторной работе является одним из видов самостоятельной работы студентов и осуществляется заранее. Для этого необходимо:

  • предварительно проработать соответствующие разделы теоретического курса по учебнику и конспекту лекций,

  • письменно в тетради для лабораторных работ дать ответы на вопросы и решить задачи, предлагаемые для подготовки к данной лабораторной работе данной работе,

  • внимательно ознакомиться с содержанием предстоящей лабораторной работы и, по возможности, заранее оформить экспериментальную часть, оставив место для записей соответствующих наблюдений и выводов, которые будут сделаны во время проведения лабораторных работ.

1.3. Все лабораторные работы выполняются каждым студентом самостоятельно на своем рабочем месте, которое закрепляется за ним на все время практикума. Все опыты в лаборатории студенты проводят проводят в рабочих халатах.

1.4. При выполнении работ необходимо соблюдать все меры предосторожности, последовательность операций и количественные соотношения веществ, указанные в руководстве. Запрещается проводить эксперименты, не предусмотренные данной лабораторной работой.

1.5. Для записи результатов опытов необходимо иметь отдельную тетрадь, на которой должны быть указаны наименование практикума, фамилия и инициалы студента, а так же его группа.

1.6. Записи в тетради для лабораторных работ должны быть краткими, четкими и заноситься сразу же после окончания каждого опыта. Отчет о выполненной лабораторной работе должен быть аккуратно оформлен. Он должен содержать следующие сведения:

  • дату выполнению лабораторной работы,

  • номер и название работы,

  • ответы на вопросы и упражнения к данной лабораторной работе,

  • номера параграфов и названия опытов в экспериментальной части,

  • рисунки приборов или схемы установок,

  • уравнения всех проделанных реакций,

  • необходимые расчеты,

  • результаты наблюдений,

  • подробные выводы.

1.7. После окончания лабораторной работы следует привести в порядок свое рабочее место, вымыть посуду, убрать реактивы, вытереть стол, поставить стул на его постоянное место.

2.Меры предосторожности при выполнении

лабораторных работ.

2.1. Все реактивы индивидуального пользования, представляющие собой разбавленные водные растворы кислот, солей и оснований, находятся на рабочих столах в специальных штативах в склянках с пипетками. Необходимые для проведения лабораторных работ реактивы общего пользования находятся в вытяжном шкафу. Там же, на специальных поддонах, расположены концентрированные растворы кислот и щелочей. Все растворы отбираются из склянок с помощью пипеток, при этом склянку из штатива доставать не следует. После использования реактива пипетку следует сразу же вернуть в соответствующую склянку.

2.2. При работе с сухими веществами их следует брать специальной ложечкой или шпателем. Если в руководстве нет указаний о количествах веществ, необходимых для опыта, то брать их следует в минимальном количестве.

2.3. Если реактив взят в избытке, то его нельзя выливать (высыпать) из пробирки обратно в склянку.

2.5. Все работы, связанные с применением или получением ядовитых или неприятно пахнущих веществ, а также с использованием концентрированных растворов кислот и щелочей, проводятся в вытяжном шкафу при включенной вытяжной вентиляции.

2.6. Запрещается выносить из лаборатории реактивы, посуду и оборудование и проводить эксперименты, не предусмотренные в методических указаниях к данной лабораторной работе.

2.7. При нагревании растворов в пробирке необходимо пользоваться специальным держателем для пробирок. Отверстие пробирки должно быть направлено в сторону от себя и соседей.

2.8. Запах вещества следует определять осторожно, направляя воздух над склянкой или пробиркой легким движением руки к себе.

2.9. При разбавлении серной кислоты следует строго соблюдать правило - добавлять кислоту в воду, а не наоборот!

2.10. Попавшую на лицо или руки кислоту необходимо тотчас же смыть сильной струей воды и на обожженное место наложить повязку из ваты, смоченной разбавленным раствором питьевой соды.

2.11. Попавшую на лицо или руки щелочь следует тотчас же смыть сильной струей воды и положить повязку из ваты, смоченной разбавленным раствором борной кислоты.

2.12. Обожженную горячими предметами кожу следует сразу смочить раствором пермаганата калия.

2.13. Необходимо остерегаться отравления газообразным хлором, бромом, сероводородом, оксидом углерода (II). В случае отравления следует вынести пострадавшего на воздух и обратиться к врачу.

ВНИМАНИЕ!

Во всех случаях, указанных в пунктах 2.11 – 2.14 необходимо поставить в известность преподавателя или дежурного лаборанта.

3. Химическая посуда, лабораторное оборудование и химические реактивы.

3.1. Химическая посуда.

3.1.1. Стеклянная посуда общего назначения.

Основным требованием, предъявляемым к стеклянной посуде, является ее химическая и термическая устойчивость. Химическая устойчивость– это свойство стекла противостоять разрушающему действию растворов щелочей, кислот и других веществ. Термическая устойчивость способность посуды выдерживать резкие колебания температуры.

Лучшим стеклом для изготовления лабораторной посуды считается пирекс. Этот тип стекла обладает термической и химической устойчивостью, имеет малый коэффициент термического расширения. Пирексное стекло содержит 80% оксида кремния (IV). Температура размягчения его около +6200С. Для проведения опытов при высоких температурах используют посудуиз кварцевого стекла. Кварцевое стекло содержит 99,95% оксида кремния (IV), температура размягчения его +16500С.

Лабораторную посуду изготавливают в основном из стекла типов ТУ (термически устойчивое), ХУ-1 и ХУ-2 (химически устойчивое). Содержание оксида кремния (IV) в обычном лабораторном стекле составляет 70%.

В лабораторной практике наибольшее распространение получили следующие виды стеклянной посуды:

Пробирки простые и калиброванные (с делениями, указывающими объем) (рис. 1) используют для проведения опытов с небольшим количеством реактивов. Объем реактива в пробирке не должен превышать половины ее объема.

Лабораторные стаканы(рис. 2)выпускают различных размеров, с носиком и без носика, простые и калиброванные. Стаканы предназначены для выполнения самых разнообразных процедур.

Колбы различного размера и формы (круглые, конические, плоскодонные, круглодонные (рис. 3). Например, в лабораторной практике широко применяют конические плоскодонные колбы (колбы Эрленмейера).Колба Вюрцапредставляет собой круглодонную колбу с отводной трубкой под углом 60-800. Ее используют для получения газов и для отгонки жидкостей при атмосферном давлении.

Воронкихимические (рис. 4) служат для переливания жидкостей и фильтрования; капельныеворонки (рис. 5) используют для введения в реакционную среду жидких реактивов небольшими порциями. Воронкиделительные (рис. 5) применяют для разделения несмешивающихся жидкостей.

Капельницы (рис. 6) используют для введения реактивов малыми порциями, по каплям.

Бюксы(рис. 7) предназначены для взвешивания и хранения жидких и твердых веществ.

Часовые стекла (рис. 8) используют для проведения реакций в малых объемах (капельные реакции) и для взвешивания твердых веществ.

Холодильники (рис. 9) применяются для охлаждения и конденсации паров, образующихся при нагревании различных веществ. При перегонке применяют прямые холодильники (Либиха), а при кипячении растворов и жидкостей, экстракции и других подобных процессах используют обратные холодильники.

Кристаллизаторы (рис. 10) применяют для получения кристаллов веществ из насыщенных растворов или для охлаждения химических стаканов или колб с реагирующими веществами.

Аллонжи (рис. 11) играют роль соединительных элементов в установках по пергонке веществ.

Эксикаторы (рис. 12) применяют для медленного высушивания и хранения веществ, легко поглощающих влагу из воздуха. Нижнюю часть эксикатора заполняют водопоглощающими веществами (прокаленный хлорид кальция, концентрированная серная кислота, оксид фосфора (V) и др.). Над поглотителем на фарфоровом вкладыше помещают бюксы или тигли с веществами, подлежащими осушке. Различают два основных типа эксикаторов: обычные эксикаторы и вакуум-эксикаторы.

Аппарат Киппа (рис. 13)– прибор для периодического получения водорода, сероводорода, оксида углерода (IV) и других газов в лаборатории.

3.1.2. Фарфоровая посуда

По сравнению со стеклянной обладает большей химической устойчивостью к кислотам и щелочам, большей термостойкостью. Фарфоровые изделия можно нагревать до температуры около 12000С. Недостатком ее является непрозрачность и сравнительно большая масса. Фарфоровая посуда также разнообразна по форме и назначению.

Стаканы (рис. 14) бывают различной емкости, с ручкой и без ручки, с носиком и без носика.

Фарфоровые кружки так жебывают различной емкости (обычно от 250 мл до 2-х литров.)

Выпарительные чашки(рис. 15) используют для выпаривания и нагревания жидкостей.

Тигли (рис. 16) – сосуды, применяемые для прокаливания различных твердых веществ (осадков, минералов и т.п.), а также для сплавления и сжигания. При прокаливании веществ на пламени газовой горелки тигли закрепляют в проволочных треугольниках с фарфоровыми трубками (рис. 17).

Фарфоровые ступки с пестиком (рис. 18) применяют для измельчения твердых веществ. Перед работой ступка должна быть тщательно вымыта и высушена. Вещество насыпают в ступку в количестве не более 1/3 ее объема (иначе оно будет высыпаться из ступки при измельчении). При растворении твердого вещества в ступке (с одновременным растиранием) вначале насыпают твердое вещество, а затем к нему постепенно небольшими порциями при круговом движении пестика добавляют жидкость. Всю жидкость, которую берут для растворения, употреблять не следует: не менее 1/3 количества ее оставляют для того, чтобы по окончании растворения сполоснуть ступку и обмыть пестик, после чего этот раствор добавляют к ранее полученному раствору.

Фарфоровые ложки-шпатели(рис. 19) применяют для отбора веществ, для снятия осадков с фильтров и при многих других работах.

Воронки Бюхнера и фарфоровые сетки(рис. 20) применяют для фильтрования жидкостей при пониженном давлении (под вакуумом).

3.1.3. Мерная посуда.

Для измерения объемов жидкостей используют разнообразную мерную посуду: мерные колбы, мерные цилиндры, мензурки, пипетки и др.

Мерные колбы (рис. 21) служат для приготовления растворов точной концентрации и представляют собой круглые плоскодонные колбы с длинным и узким горлом, на котором нанесена тонкая черта. Эта отметка показывает границу, до которой следует наливать жидкость, чтобы ее объем соответствовал указанному на колбе значению. Цифры на колбе показывают объем жидкости (мл), на который она рассчитана. Мерные колбы обычно имеют притертые пробки. Применяют колбы на 50,100, 250, 500 и 1000 мл.

Мерные колбы меньшего объема, использующиеся для определения плотности жидкостей, называются пикнометрами.

Мерные цилиндры (рис. 22)представляют собой стеклянные сосуды, которые для большей устойчивости имеют широкое основание (дно) или специальную подставку. Снаружи на стенках цилиндров нанесены деления, указывающие объем (в мл). Мерные цилиндры бывают различной емкости: от 5 мл до 2 л. Их назначение – измерять (с определенной погрешностью) различные объемы жидкости.

Мензурки (рис. 23)-это сосуды конической формы с делениями на стенке.

Пипетки (рис. 24) служат для отбора точно определенных относительно небольших объемов жидкостей. Они представляют собой стеклянные трубки небольшого диаметра с делениями. Некоторые пипетки имеют расширение посредине (пипетки Мора). Нижний конец пипетки слегка оттянут и имеет внутренний диаметр до 1 мм. На верхнем конце пипетки имеется метка, до которой набирают жидкость. Некоторые пипетки снабжены двумя метками. Обычно пипетки имеют емкость от 1 до 100 мл.

Бюретки (рис. 25) служат для отмеривания точных объемов жидкостей, преимущественно при химико-аналитических работах (титрование). Они могут иметь различную конструкцию и иметь разный объем.

3.1.4. Пластмассовая посуда.

В лабораторной практике используют посуду, изготовленную из полимерных материалов (полиэтилен, полипропилен, фторопласт и др.) При высокой химической устойчивости такая посуда обладает низкой термостойкостью, и поэтому ее обычно используют в работах, не требующих нагревания. Из полиэтилена изготовляют воронки для жидких и сыпучих веществ, промывалки, капельницы, флаконы и банки для транспортировки и хранения химических реактивов, пробиркидля центрифугирования, пипет-дозаторы и наконечники к ним и др.

  1. Лабораторная работа №4 (5)

    Лабораторная работа
    А) Вычислить значение выражения (см. приложение 2 – Задания к лабораторной работе №2) в цикле xЄ[xn;xk] с шагом x. Исходные данные задать самостоятельно, в программе должно быть не менее 7-8 циклов.
  2. Лабораторная работа №4 (15)

    Лабораторная работа
    1. определить опытным путем потери напора при внезапном расширении (сужении) трубы и резком повороте канала, сравнив со значением потерь, вычисленными по теоретическим формулам;
  3. Лабораторная работа №3 (3)

    Лабораторная работа
    Фокусное расстояние тонкой положительной (собирающей) линзы можно легко рассчитать, если с помощью этой линзы на экране получить действительное изображение предмета:,
  4. Лабораторная работа №3 (8)

    Лабораторная работа
    Создать форму следующего вида (поля для заполнения взяты в рамки). Для указания пола использовать список, в качестве даты заполнения автоматически должна вставляться текущая дата.
  5. Лабораторная работа №4 (1)

    Лабораторная работа
    Триггер – это устройство, которое хранит 1 бит информации.(простейший элемент памяти) Структурная схема любого триггера: ЗЯ – запоминающая ячейка БЯ – битовая ячейка K=1…N C – синхровход (один из самых простых способов блокировки входной
  6. Лабораторная работа №4 (7)

    Лабораторная работа
    По данным таблицы 1 постройте круговую диаграмму выработки электроэнергии в России (1994 год) на разных типах электростанций, посчитав для этого долю производства электроэнергии на ГЭС, АЭС и ТЭС.
  7. Лабораторная работа №4 (12)

    Лабораторная работа
    Термическое разложение солей аммония NH5Cl = NH4 + HCl (NH5) SO4 = NH4 + NH5HSO4 Опыт 5 Качественная реакция на ион аммония NH5Cl + NaOH = NH4 + NaCl + H3O Опыт Окислительно – восстановительные свойства гидразина и гидроксиламина
  8. Лабораторная работа №8 (2)

    Лабораторная работа
    Сводные таблицы предназначены для обобщения (объединения, переработки) информации, хранящейся в базе данных. Они также позволяют отображать табличные данные в виде двух мерной или трехмерной таблицы.
  9. Лабораторная работа №8 (3)

    Лабораторная работа
    Приборы и принадлежности: гироскопи­ческая установка FPM-10; блок управления и измерений (рабочая по­грешность измерения времени не больше 0,02%; рабочая погрешность измерения скорости оборотов двигателя не более 2,5%).

Другие похожие документы..