«Разработки уроков по курсу. Религии России»

« Разработки уроков по курсу Религии России»

Подготовила:

Логунова Ольга Александровна, учитель истории

МОУ Араповской ООШ Богородского района

В связи с актуальностью религиоведческого и духовно-нравственного образования в настоящее время одной из важнейших задач является выявление позитивного педагогического опыта в этой области, изучение, корректировка и распространение в наиболее приемлемой для «массовой» школы форме.

Однако государственные светские школы нуждаются в обретении духовно-нравственных ориентиров, повышении качества гуманитарного образования и за-щите от негативных явлений современной действительности. Вместе с тем, специ-фика организации обучения в светских государственных школах не позволяет использовать опыт православных школ.

Содержательно-тематическая универсальность является важной особеннос-тью и обусловлена, прежде всего, предназначением - для школ государственных, в которых обучаются как верующие, так и неверующие, большинство из которых– русские, но могут быть и дети других национальностей. Открытость современно-го российского общества и многонациональность многих районов России требуют обеспечения школьников знаниями не только в области родной православной культуры, но и по истории и традициям инославных вероисповеданий, сектантст-ва, древних религий, современных мировых и некоторых национальных религий.

Системность обеспечивается не только организационной формой обучения, но в первую очередь - тщательной продуманностью постепенного погружения ребёнка в предмет: от простого, родного, более доступного - к более сложному, всё более глубокому осмыслению религиозного содержания, действенно сохранившегося до наших дней или запечатлённого в исторических и художественных памятниках мировой культуры.

Это подчёркивает историко-культурологический принцип подбора учебного материала и подход в обучении, наиболее применимый и надёжный в условиях светских учебных заведений. Следует помнить о необходимости формировать мотивацию к изучению материала, а это возможно только на материале доступном, близком, знакомом, понятном и интересном. Цель не загрузить детей новыми и редко применимыми знаниями, схемами и датами, а помочь детям найти ключ к раскрытию содержания культуры: религии, литературы, поэзии, изобразительного искусства, фольклора, архитектуры, языка.

Давая возможность детям через факты и явления религиозной жизни, её отра-жение в художественном творчестве и истории самим делать выводы, проверять своё сердце, давать оценку, находить ценное для себя, сравнивать, выбирать, мы пытаемся пробудить нравственное сознание. Даже в духовном смысле саморазви-тие и положительный поступок при свободе выбора имеет наибольшую ценность.

Обучение по данному курсу, чтобы быть успешным, должно строиться не как курс лекций или назидательных бесед, а аналогично любому базовому предмету соответственно возрасту учащихся, но при этом требуется ещё более тщательная методическая подготовка.

Таким образом, для успешного преподавания школьного курса необходимо строгое соблюдение целей, задач, рамок содержания, организационной формы, методов и приёмов обучения, соответствующих возрасту учащихся.

Учитель должен рассматривать исторические факты и явления культуры, работать с литературой, наглядными пособиями, пытаться пробудить интерес к изучаемым вопросам, учить анализировать происходящее, находить особенности, сопоставлять факты, делать выводы, сравнивать их с другими и проверять.

Каждый педагог будет успешным, если:

- учитель хорошо знает историю Отечества, историю религии, хорошо знает и чтит наследие православной культуры, глубоко уважает исторический и духовный опыт русского и других народов России;

- педагог любит детей, уважает их внутренний мир, знает возрастные особенности воспитанников и основные закономерности развития школьников;

- педагог опирается не на собственные умозаключения и личный (особенно - духовный) опыт, а на исторические факты, факты и явления современной жизни, которые могут быть доступны наблюдению;

- широко используется иллюстративный материал (изобразительный, литературный, музыкальный);

- учащиеся привлекаются к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности;

- учитель организует уроки по традиционным моделям при соответствии типа урока его целям и задачам;

- используются разные методы обучения, принятие в школьном образовании;

- основное усвоение учебного материала достигается на уроке под контролем учителя.

Разработка урока по курсу Религии России

Тема « Боги древних славян »

Предлагаемая разработка «Боги древних славян»

предназначена для обучающихся 8-х классов.

План-конспект

Тема: Боги древних славян

Урок №: 10

Тип урока: комбинированный.

Цель: формирование знаний о жизни и религии древних славян. Показать роль язычества в жизни древних славян.

Задачи:

  1. образовательная:

  • способствовать формированию знаний учащихся о верованиях древних славянских племен;

  • работа с понятиями, новыми словами, терминами;

  • изучение условий жизни и религии древних славян;

  • умение прослеживать многоступенчатые причинно-следственные связи;

  • умение работать с историческими источниками при изучении нового материала;

  1. воспитательная:

    • знакомство с некоторыми элементами этических норм и ценностей древних славян.

    • способствовать сохранению традиций наших предков.

  2. развивающая:

    • развивать умения работы с различными источниками информации, навыков самостоятельной работы с текстами;

    • отработка навыка анализа и синтеза исторического материала.

    • развитие творческого мышления.

Методические приемы: лекция, беседа, демонстрация, самостоятельная работа.

Оборудование к уроку: дидактический материал, цветные карандаши, ноутбук, проектор, экран.

Роль творческой мультимедийной разработки в учебном занятии: наиболее полное усвоение изучаемого на основе образного восприятия материала.

План урока:

Этап урока

Приемы и методы

Время (мин.)

1.

Организационный момент

5

2.

Проверка знаний и умений учащихся

Работа с дидактическим материалом

5

3.

Переход к изучению нового материала

Проблемная ситуация

2

4.

Изучение нового материала

рассказ-беседа с учителем

25

5.

Закрепление изученного

Презентация

8

Ход урока.

1. Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Садитесь.

2. Актуализация знаний.

Учитель. На прошлом уроке мы познакомились с науками, которые помогают историку изучить прошлое, с видами исторических источников.

1. Какие виды исторических источников вы знаете?

(Ответы учащихся с примерами: письменные, археологические, вещественные, устное народное творчество – мифы, былины, легенды, обряды и традиции).

2. Карточки, которые вы сейчас получите, помогут вам вспомнить материал прошлого занятия. (Раздаются карточки. Учащиеся выполняют задание).

Учитель. А теперь обменяйтесь. Проверьте карточку своего напарника и поставьте оценку. (Учащиеся выполняют задание и сдают карточки учителю).

3. Изучение нового материала.

Учитель. На прошлом уроке мы говорили о том, что быт и нравы славян описы-ваются в документах историков, путешественников, писателей того времени. С фрагментами некоторых из них мы с вами познакомились. Славяне были язычни-ками. Что такое язычество? Объяснение термина мы разобрали на прошлом уроке.

Славяне смотрели на природу как на живое существо и представляли ее в виде различных божеств. Наиболее почитаемыми были Род,Сварог, Ярило, Даждьбог, Перун, Стрибог, Волос (Велес), Мокошь (Макошь).

Славяне верили в загробную жизнь и почитали своих предков, тени которых (Щур,домовой) будто бы оставались в доме и охраняли потомков от бед. Души умерших детей и утонувших женщин представлялись им в образах русалок. Признавалось существование разного рода нечистой силы. Так в глубине каждого озера или реки, по представлениям славян жил водяной, а в чаще темного леса обитал лесной дух – леший. Вера в нечистую силу существует и сегодня.

Для поклонения своим богам славяне не строили храмов. Они совершали свои обряды в священных рощах, у священных дубов, где стояли деревянные, а иногда и каменные статуи языческих богов – идолы. Запишите этот термин в тетрадь. (Выполнение задания).Чтобы задобрить разгневанного бога, ему в жертву приносили животных, а в особо важных случаях даже людей.

У славян не было и особого сословия жрецов. Но они думали, что есть люди, которые могут общаться с богами, творить заклинания и предсказывать будущее. Таких людей называли волхвами, кудесниками.

Учитель. А сейчас мы познакомимся более подробно с наиболее почитаемыми богами древних славян.

1. Мать Земля и отец Небо.

Древние славяне считали Землю и Небо двумя живыми существами, более того - супружеской парой, чья любовь и породила всё живое на свете. Бога Неба, Отца всего сущего, называют Сварогом. Это имя восходит к незапамятно древнему сло-ву, означающему «небо», а также «нечто сияющее, блестящее». Учёные отмеча-ют, что другое имя Неба было Стрибог - в переводе на современный язык «Отец-Бог». Недаром дядю по отцу на Руси называли «стрый». Легенда рассказывает, что некогда Сварог подарил людям кузнечные клещи, научил выплавлять медь и железо, а прежде, по мысли славян, — и это вполне созвучно современным предс-тавлениям — на Земле царил каменный век, люди пользовались палицами и кам-нями. К тому же Сварог установил самые первые законы, в частности, велел каждому мужчине иметь только одну жену, а женщине — одного мужа.

В «Слове о полку Игореве» - знаменитом памятнике словесности, созданном в конце XII века, - среди богатейшей языческой символики можно найти иносказа-тельное название ветров: «Стрибожьи внуки». Значит, ветры считались внуками Неба.

По другому сказанию всесильный бог Сварог по прозванью Небесный создал три царства – Небеса, Землю и Подземный мир. Небеса разделил он на два неба. Первое небо – владения самого Сварога и хранятся там все запасы воды земной. Второе небо – твёрдый синий купол, который опирается на края Земли. Также сотворил он ещё и прекрасную заоблачную страну Ирий – сад. Для живых та страна недоступна. И растёт там Древо жизни, соединяющее небо, землю и подземный мир. Корни его уходят глубоко в Подземное царство, где обитают предки наши, деды и прадеды. Создал Сворог Сворожичей (помощники): Перун, Хорс, Ярило, Велес, Огонь.

2. Перун Сварожевич.

Перун – славянский Бог Грозы, Бог грома и молнии. Его представляли себе не-молодым разгневанным мужем с рыжей клубящейся бородой. Сразу отметим, что ры-жая борода – непременная черта Бога Грозы у самых разных народов. Волосы же Бога Грозы уподобляли грозовой туче(чёрно – серебряные). Славяне видели своего Бога мчащимся среди туч верхом на коне либо в колеснице, запряженной крылатыми жеребцами, белыми и вороными. Между прочим, сорока была одной из птиц посвященных Перуну, именно из-за своей чёрно – белой окраски.

Давно замечено, как чист воздух и как легко дышится, когда отгремела гроза. Славяне-язычники и этому нашли объяснение. Всё дело в том, говорили они, что нечистая сила в страхе разбегается перед гневом Перуна, прячется в норы и долго ещё не смеет высунуться наружу.

3. Даждьбог.

Древние славяне считали Солнце, Молнию и Огонь — два небесных Пламени и одно земное — родными братьями, сыновьями Неба и Земли.

Бога Солнца называют Даждьбогом (или, в другом произношении, Дажьбогом). Это не от слова «дождь», как иногда ошибочно думают, это значит - «дающий Бог», «податель всех благ». Славяне верили, что Даждьбог ездит по небу на чудесной колеснице, запряжённой четвёркой белых златогривых коней с золотыми крыльями. А солнечный свет происходит от огненного щита, который Даждьбог возит с собой.

Ночью Даждьбог с запада на восток измеряет нижнее небо, светя Нижнему Миру. Дважды в сутки (утром и вечером) он пересекает Океан-море на ладье, запряжённой водоплавающими птицами - гусями, утками, лебедями. Поэтому наши предки приписывали особую силу оберегам (это слово происходит от глагола «беречь», «оберегать» и обозначает амулет, талисман) в виде уточки с головой коня. Они верили, что славный Бог Солнца поможет им, где бы он ни находился - в Дневном Ми-ре или в Ночном, и даже по дороге из одного в другой. В «Слове о полку Игореве» русские люди названы «Дажьбожьими внуками» - внуками Солнца. Хотя повествуется там о событиях, происшедших без малого через двести лет после официального принятия христианства.

  1. Методические рекомендации по курсу «История России с древнейших времен до конца XVIII века»

    Методические рекомендации
    Данное пособие содержит методические рекомендации по изучению отечественной истории в 6 и 7 классах. Автор ставил перед собой цель оказать практическую помощь учителям в организации учебного процесса и выборе оптимальных вариантов проведения уроков.
  2. Методические рекомендации по курсу «История России XVII xviii в.»

    Методические рекомендации
    Начало самозванства. Лжедмитрий I. Вторжение войск самозванца в Россию. Смерть Годунова. Правление Лжедмитрия I. Восстание в Москве. Гибель Лжедмитрия.
  3. Сведения об обеспеченности обучающихся основной учебной литературой по специальности «География».

    Таблица
    Еремина В.А. Английский язык для географов.Физическая география Северной Америки : Учеб.пособие / В. А. Еремина, С. В. Майоршина, Л. П. Цыбина. - М. : Курсив;Моск.
  4. Методические рекомендации по курсу история России XIX в. 8 класс

    Методические рекомендации
    Девятнадцатый век в школьном курсе истории России наиболее “востребованный” в современной жизни России. Изменения, которые произошли в общественной жизни в девяностые годы двадцатого века поставили вопросы не только о будущем нишей
  5. Методические разработки уроков по географии Краснодарского края тема: «Национальный состав края»

    Методические разработки
    1.Познакомить учащихся с национальным составом Краснодарского края, дать понятия «этнос», «демография», «миграция», «ассимиляция», «титульный народ», «переселенцы»
  6. Методическая разработка урока по обществознанию на тему: «Что такое закон»

    Методическая разработка
    - находить и осмысливать информацию по теме из разных источников (из учебных текстов, словарей, из объяснений и рассказов учителя, учеников; из презентации,
  7. План лекции: Основные идеи курса «Основы религиозных культур и светской этики» (оркиСЭ) и их реализация в модуле «Основы мусульманской культуры» (омк); Методические принципы изучения модуля «Основы мусульманской культуры»

    Задача
    Задача педагогов - не думать, что идёт эксперимент. Апробация курса даётновые возможности для решения профессиональных задач. Курс «ОРКиСЭ»-общенациональное дело, вопрос национальной безопасности.
  8. Уроков по основам военных знаний Тема: «Организация призыва на военную службу»

    Урок
    1. Ситуационная задача. По итогам медицинского освиде­тельствования гражданину С. была присвоена категория год­ности «Г». Может ли гражданин С, которому исполнится 17 лет 20 апреля, быть призван в ходе весеннего призывав следующем году?
  9. Рабочая программа учебного курса География России (1)

    Рабочая программа
    Авторской программы: Баринова И.И., Дронов В.П. Программы для общеобразовательных учреждений; География. 6-11 классы/ сост. Е.В. Овсянникова- М., «Дрофа», 2009 г.

Другие похожие документы..