Рабочая программа по биологии к вступительным испытаниям

ГОУ СПО АНЖЕРО-СУДЖЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО БИОЛОГИИ

к вступительным испытаниям

Специальность 050704 Дошкольное образование

Специальность 050705 Специальное дошкольное образование

050718 Специальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях

2011

Рассмотрена на заседании предметно-цикловой комиссии общекультурных дисциплин

Председатель ПЦК ____________

Составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (2004г).

Зам. директора

поУР _____________

Дата _______________

Составитель: Пенькова А.Г преподаватель

естественнонаучных дисциплин

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету Биология составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (2004г).

Предназначена для абитуриентов, проходящих вступительные испытания по биологии (в виде устного экзамена) на базе основного общего образования, поступающих по специальности 050704 Дошкольное образование, 050705 Специальное дошкольное образование.

Биология как учебный предмет является составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования.

Задачи, решаемые в процессе обучения биологии в школе:

  • формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;

  • формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;

  • приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;

  • воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;

  • создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и потребностями региона.

Результат образования выпускников школ по биологии оценивается в соответствии с государственным образовательным стандартом представленным требованиями к уровню подготовки выпускников соответствующей ступени образования.

Рабочая программа по биологии к вступительным испытаниям составлена с учетом федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (2004г) и программ:

1.Константинов В.М., Кучменко В.С., Пономарева И.Н. 7 класс. Животные //Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2008. – с. 49-63.

2.Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. 8 класс. Человек и его здоровье.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2008. – с. 64.

3. Пономарева И.Н., Чернова Н.М. 9 класс. //Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2008. – с. 73-83.

Программы по биологии для 6-9 классов построены на принципиально новой содержательной основе – биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей и многомерности разнообразия уровней организации жизни, особенностей разных сред жизни; на основе понимания биологии как науки и явления культуры.

Цель программ 6-9 классов – развивать у школьников понимание величайшей ценности жизни, ценности биологического разнообразия. Вместе с тем программы максимально направлены на развитие экологического образования школьников в процессе обучения биологии и воспитание у нихэкологической культуры.

В 9 классе программа курса «Основы общей биологии» предусматривает изучение основополагающих материалов важнейших областей биологической науки в их систематизированном, но рядоположенном изложении.

На экзамене абитуриенты должны показать знания в области основ общей биологии, анатомии, зоологии, ботаники, по следующим разделам: «Основы учения о клетке», «Размножение и индивидуальное развитие организмов», «Основы учения о наследственности и изменчивости», «Происхождение жизни и развитие органического мира», «Учение об эволюции», «Происхождение человека», «Опорно-двигательный аппарат», «Кровь и кровообращение», «Органы дыхания», «Пищеварение и обмен веществ», «Кожа», «Органы чувств», «Нервная система», «Растения. Классификация растений», «Животные. Классификация животных ».

При сдаче устного экзамена абитуриенты должены показать:

- знание главнейших понятий, закономерностей и законов, касающихся строения, жизни и развития растительного и человеческого организмов; развития живой природы; основ общей биологии;

- знание строения и жизни растений, животных, человека; основных групп растений и классификации животных; основные закономерности развития живой природы;

- умение обосновывать выводы, оперировать понятиями при объяснении явлений природы с приведением примеров.

Содержание программы.

Раздел I. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники

Тема 1. Разнообразие и значение растений.

Разнообразие и значение растений в природе, народном хозяйстве и жизни человека. Охрана растений.

Цветковое растение и его строение. Цветок и плод. Строение цветка: цветоножка, цветоложе, околоцветник ( чашечка и венчик), тычинки и пестики.

Строение тычинки и пестика. Соцветия и их биологическое значение.

Опыление. Оплодотворение. Образование семян и плодов.

Развитие растительного мира на Земле. Основные этапы исторического развития и усложнения растительного мира на Земле.

Тема 2. Классификация растений.

Покрытосеменные (цветковые).

Класс двудольные: семейство крестоцветных, розоцветных, бобовых, пасленовых, сложноцветных. Отличительные признаки семейств, их биологические особенности и значение. Типичные дикорастущие и культурные растения этих семейств.

Класс однодольные: семейство злаков, лилейных. Отличительные признаки семейств, их биологические особенности и значение. Типичные дикорастущие и культурные растения этих семейств.

Водоросли. Строение и жизнедеятельность одноклеточных водорослей (на примере хламидомонады). Многоклеточные водоросли. Размножение. Значение водорослей в природе и народном хозяйстве.

Мхи. Зеленые мхи. Строение и размножение кукушкина льна. Мох сфагнум. Особенности строения. Образование торфа, его значение.

Папоротникообразные. Папоротник. Строение и размножение. Хвощи и Плауны.

Голосеменные. Строение и размножение голосеменных растений (на примере сосны). Распространение хвойных, их значение в природе, народном хозяйстве.

Бактерии. Строение бактериальной клетки: оболочка, цитоплазма, ядерное вещество, включения. Питание, размножение и распространение бактерий. Роль бактерий.

Грибы. Общая характеристика грибов. Низшие и высшие грибы. Шляпочные грибы, их строение, питание, размножение. Роль грибов в природе.

Лишайники. Строение лишайника. Симбиоз гриба и водоросли. Питание. Размножение. Роль лишайников в природе.

Раздел II. Животные.

Тема 1. Многообразие и значение животных.

Многообразие животного мира. Значение животных в природе и жизни человека. Сходство и отличие животных и растений. Классификация животных.

Тип членистоногие.

Общая характеристика типа. Сходство и различие членистоногих с кольчатыми червями.

Класс Ракообразные.Общая характеристика класса. Речной рак. Внешнее строение. Среда обитания и образ жизни. Питание. Дыхание. Размножение. Многообразие ракообразных. Значение ракообразных в природе и жизни человека.

Класс Паукообразные. Общая характеристика и многообразие паукообразных. Паук-крестовик (любой другой паук). Среда обитания. Внешнее строение, образ жизни и поведение. Строение паутины и ее роль. Значение пауков в биогеоценозах.

Класс Насекомые.Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности строения насекомого (на примере любого крупного насекомого). Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие насекомых. Типы развития. Важнейшие отряды насекомых с неполным превращением: Прямокрылые, Равнокрылые и Клопы. Важнейшие отряды насекомых с полным превращением: Бабочки, Стрекозы, Жесткокрылые (Жуки), Двукрылые, Перепончатокрылые. Охрана насекомых.

Тип хордовые.

Класс Рыбы. Общая характеристика надкласса Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы. Особенности строения на примере костистой рыбы. Внешнее строение: части тела, покровы, роль плавников в движении рыб, расположение и значение органов чувств.

Внутреннее строение костной рыбы: опорно-двигательная, нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, половая и выделительная системы. Плавательный пузырь и его значение. Размножение и развитие рыб. Особенности поведения. Миграции рыб. Плодовитость и уход за потомством. Инстинкты и их проявление у рыб.

Класс Земноводные. Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение лягушки. Земноводный образ жизни. Питание. Годовой цикл жизни земноводных. Зимовки. Размножение и развитие лягушки. Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами.

Многообразие земноводных. Хвостатые (тритоны, саламандры) и бесхвостые (лягушки, жабы, квакши, жерлянки) земноводные. Значение земноводных в природе и жизни человека. Охрана земноводных

Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса. Наземно-воздушная среда обитания. Особенности внешнего и внутреннего строения. Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде. Питание и поведение. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие. Регенерация.

Многообразие пресмыкающихся: чешуйчатые, черепахи, крокодилы. Охрана пресмыкающихся.

Класс Птицы. Общая характеристика класса. Среда обитания птиц Особенности внешнего и внутреннего строения птиц. Приспособление к полету. Теплокровность. Размножение и развитие. Поведение. Забота о потомстве. Приспособленность птиц к сезонным явлениям в природе: гнездование, кочевки, перелеты. Роль птиц.

Происхождение птиц. Многообразие птиц. Страусовые (бескилевые) птицы. Пингвины. Килегрудые птицы. Особенности строения и приспособления к условиям обитания. Образ жизни. Распространение. Экологические группы птиц.. Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и жизни человека.

Класс млекопитающие. Общая характеристика класса. Особенности внешнего и внутреннего строения и жизнедеятельности: поведение, размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления.

Многообразие млекопитающих. Происхождение млекопитающих, их значение. Яйцекладущие. Сумчатые и плацентарные. Особенности биологии. Районы распространения и разнообразие. Важнейшие отряды плацентарных, особенности их биологии. Основные экологические группы млекопитающих: лесные, открытых пространств, водоемов и их побережий, почвенные.

Домашние звери. Разнообразие пород и их использование человеком. Дикие предки домашних животных. Значение млекопитающих. Регулирование их численности в природе и в антропогенных ландшафтах. Промысел и промысловые звери. Акклиматизация зверей. Рациональное использование и охрана млекопитающих.

Тема 2. Развитие животного мира на Земле.

Историческое развитие животного мира, доказательства. Палеонтология. Сравнительная анатомия. Эмбриология.

Основные этапы развития животного мира на Земле. Понятие об эволюции. Разнообразие животного мира как результат эволюции живой природы. Биологическое разнообразие как основа устойчивости развития природы и общества.

Раздел III. Человек и его здоровье.

Тема 1. Ткани.

Краткие сведения о строении и функциях тканей. Виды тканей и их характеристика. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервные.

Тема 2. Опорно-двигательный аппарат.

Значение опорно-двигательного аппарата. Строение черепа (скелет мозгового и лицевого отделов). Строение скелета туловища человека. Строение скелета верхних и нижних конечностей. Типы соединения костей и их характеристика (неподвижное, малоподвижное, подвижное).

Тема 3. Кровь и кровообращение.

Значение сердечно-сосудистой системы. Общая схема кровообращения. Два круга кровообращения (большой и малый), их биологическое значение. Свойства крови и состав.

Форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты). Группы крови.

Сердце, его строение, расположение. Работа сердца. Значение тренировки сердца.

Тема 4. Органы дыхания.

Значение дыхания. Строение органов дыхания. Дыхательные движения. Гигиена дыхания. Способы формирования правильного дыхания.

Тема 5. Пищеварение и обмен веществ.

Значение пищеварения. Органы пищеварительного тракта. Пищеварение в ротовой полости. Уход за зубами. Гигиена ротовой полости. Пищеварение в желудке и кишечнике. Понятие о регуляции процесса пищеварения. Витамины и их роль в обмене веществ.

Тема 6. Кожа.

Значение и строение кожи человека. Барьерная роль кожи. Потовые и сальные железы. Придатки кожи: волосы и ногти. Типы кожи. Уход за кожей.

Роль кожи в терморегуляции. Адаптация человека к холодному и жаркому климату. Закаливание.

Тема 7. Нервная система.

Значение нервной системы, её строение и функции. Центральная и периферическая части нервной системы. Соматический и вегетативный отделы нервной системы. Спинной мозг. Значение спинного мозга, его рефлекторная и проводящая функции. Головной мозг. Серое и белое вещество, кора и ядра головного мозга. Отделы головного мозга, их строение и функции. Доли головного мозга и зоны коры больших полушарий. Роль лобных долей в организации произвольных действий. Речевые центры коры.

Тема 8. Органы чувств. Анализаторы.

Понятие об органах чувств и анализаторах. Свойства анализаторов, их значение и взаимосвязь.

Орган зрения. Строение и функции глаза. Зрительный анализатор. Роль коры больших полушарий головного мозга в распознавании зрительных образов. Гигиена зрения. Первая помощь при повреждении глаз.

Орган слуха и слуховой анализатор. Его значение. Строение и функции наружного, среднего, внутреннего уха. Гигиена слуха. Борьба с шумом. Органы равновесия: вестибулярный аппарат, его строение и функции. Органы осязания, вкуса, обоняния и их анализаторы. Роль мышечного чувства. Взаимодействие анализаторов.

Раздел IV. Основы общей биологии

Тема 1. Введение в основы общей биологии.

Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация.Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы.

Тема 2. Основы учения о клетке.

Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология – наука, изучающая клетку. Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов.

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества, их разнообразие и свойства. Вода и её роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты, их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК.

Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зелёных растений.

Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие факторов внешней среды на процессы в клетке.

Тема3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез).

Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение.

Деление клетки эукариот. Клеточный цикл: подготовка клетки к делению (интерфаза), митоз и его фазы.

Тема 4. Основы учения о наследственности и изменчивости.

Закономерности наследования признаков. Генетические эксперименты Г.Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы. Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная.

Тема 5. Учение об эволюции.

Основные положения теории Ч.Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Многообразие видов – результат эволюции. Особенности региональной флоры и фауны.

Тема 6. Основы экологии.

Экология – наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой.

Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты.

Литература

  1. Акперова, И.А. Уроки биологии в 6 классе. [Текст] / И.А. Акперова. – М.: Дрофа, 2005. – 156с.

  2. Айзек Азимов. Краткая история биологии. От алхимии до генетики. [Текст]: Перевод с англ. / Айзек Азимов - М: ЗАО Центрполиграф, 2004. – 98с.

  3. Акимов, С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. [Текст]: Учебно-образовательная серия. / С.И. Акимов. - М: Лист-Нью, 2004. – 1117с.

  4. Борзова, З.В. Дидактические материалы по биологии [Текст]: Методическое пособие. (6-11 кл) / З.В. Борзова, А.М. Дагаев. - М: ТЦ «Сфера», 2005. – 126с.

  5. Галеева, Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии. [Текст] / Н.Л. Галеева. – М.: «5 за знания», 2006.- 112с.

  6. Природоведение. Биология. Экология: 5- 11 классы [Текст]: программы.– М.: Вентана-Граф, 2008. -176с.

  7. Сборник нормативных документов. Биология. [Текст]: Федеральный компонент Государственного стандарта. – М.: Дрофа, 2004. – 46с.

  8. Якуба, Ю.А. Методика тестирования качества обучения [Электронный ресурс]/ Ю.А. Якуба; www/irpo.ru. - Режим доступа: htpp: // www/irpo.ru - Загл. С экрана.

Интернет-ресурсы

Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам [Электронный ресурс]/ - режим доступа: /web_resurs/Estestv_nauki_2.htm.

Сайт Центра экологического обучения и информации [Электронный ресурс]/ - режим доступа:

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]/ - режим доступа:

  1. Программы вступительных испытаний по общеобразовательным предметам (1)

    Программа
    Второй раздел представляет собой перечень вопросов теоретической части устного экзамена. При подготовке к письменному экзамену целесообразно познакомиться с формулировками утверждений этого раздела.
  2. Программы вступительных испытаний по общеобразовательным предметам (2)

    Программа
    18. Величина угла. Длина отрезка, окружности и дуги окружности. Площадь многоугольника, круга и кругового сектора. Площадь поверхности и объем многогранника, цилиндра, конуса, шара.
  3. Программы вступительных испытаний по общеобразовательным предметам (3)

    Программа
    10. Свойства степеней с натуральными и целыми показателями. Свойства арифметических корней n-й степени. Свойства степеней с рациональными показателями.
  4. Программы и правила проведения вступительных испытаний по общеобразовательным предметам, проводимых университетом самостоятельно химия

    Программа
    Часть «А» (с выбором ответа) содержит 26 заданий. К каждому из них даны 4 варианта ответа, из которых только один верный. Задания части «А» с выбором ответа считаются выполненными верно, если в «бланке ответов № 1» отмечена цифра,
  5. Программа и правила проведения вступительного испытания в форме собеседования для абитуриентов, поступающих в Удмуртский государственный университет в магистратуру (3)

    Программа и правила проведения
    На обучение по программе магистратуры принимаются заявления от лиц, имеющих документ государственного образца о высшем профессиональном образовании различных ступеней.
  6. Программа по биологии для абитуриентов, поступающих в игму в 2010 г. Основы цитологии

    Программа
    Химическая организация клетки. Классификация химических элементов. Содержание химических элементов в живых системах. Вода и другие неорганические вещества и их роль в жизнедеятельности живых систем.
  7. Программа по биологии для абитуриентов, поступающих в игму на программы высшего профессионального образования. Основы цитологии

    Программа
    Клетка — живая элементарная система, лежащая в основе строения и развития организмов. История открытия клетки. Основные положения клеточной теории. Современные методы исследования клетки.
  8. Программа по биологии по решению Ученого совета гоу впо «дгма мз ср рф»

    Программа
    По решению Ученого совета ГОУ ВПО «ДГМА МЗ СР РФ» для лиц, имеющих право на поступление по материалам вуза, вступительное испытание по биологии проводятся по тестовым заданиям.
  9. Рабочая программа по курсу «Химия 8 класс» учителя биологии и химии

    Рабочая программа
    На 2010-2011 учебный год учебный план муниципального общеобразовательного учреждения Татарско-Кандызская общеобразовательная школа Бавлинского муниципального района Республики Татарстан разработан на основе Базисного и примерных учебных

Другие похожие документы..