Учебно-методический комплекс по курсу «философия» для студентов заочной формы обучения на 2009/10, 2010/11, 2011/12 учебные годы

14

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

НОУ ВПО «ПЕРВЫЙ МОСКОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

Учебно-методический комплекс по курсу

«ФИЛОСОФИЯ»

для студентов заочной формы обучения

на 2009/10, 2010/11, 2011/12 учебные годы

МОСКВА

2009

Составители:

профессор В.М. Артемов,

профессор О.В. Афанасьева

Под редакцией

профессора В.И. Кириллова

Программа утверждена Ученым советом МГЮА

© МГЮА, 2009

Содержание

Введение.......................................................................................4

Программа курса..........................................................................7

Учебная литература....................................................................18

Методические рекомендации к изучению курса.....................20

Тематика и планы семинарских занятий для студентов заочной формы обучения...........................................................32

Задания для самостоятельной работы студентов.....................34

Вопросы для самоконтроля........................................................49

ВВЕДЕНИЕ

Философия как особая форма духовной деятельности ставит и предлагает решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с целостным взглядом на мир, на место в нем человека, на его отношение к этому миру. Освоение философских проблем помогает сформировать четкие мировоззренческие и методологические позиции, глубже понять окружающий мир, ориентироваться в противоречиях общественной жизни, в проблемах, возникающих в профессиональной деятельности.

Курс философии состоит из двух больших разделов и изучается два полугодия. В первом полугодии студенты изучают историю философии от ее возникновения до наших дней. В развитых философских системах рассматривается, как правило, широкий круг проблем. Важно поэтому выделить основные, сосредоточив внимание на проблемах бытия, познания, человека и общества. Данный подход позволит систематизировать материал, лучше усвоить суть философских учений. Во втором полугодии изучаются основные философские проблемы, представленные в определенной системе. Изучение философии по проблемам предполагает опору на знание истории философии, дающее возможность сопоставить различные подходы к их решению и сформировать собственную позицию.

Учебным планом предусмотрено два экзамена. По первому разделу «История философии» студенты сдают экзамен на зимней учебно-экзаменационной сессии, на весенней сессии — экзамен по второй части «Основные проблемы философии».

Цель и задачи курса — дать студентам знания об основных представителях, школах, направлениях и проблемах философии в их мировоззренческом и методологическом значении, что позволит им глубже освоить юридические дисциплины, в целом развить и усилить собственные профессиональные и личностные качества.

В результате изучения философской дисциплины студент должен

знать:

— основные философские системы и учения в их становлении, развитии, взаимосвязи и внутренней противоречивости с учетом социально-исторических условий и индивидуальности тех или иных мыслителей;

— предмет, функции и основные проблемы философии;

— всеобщие законы и методы, принципы и категории философии;

уметь:

— целенаправленно и последовательно осмысливать значение философских принципов, методов и категорий применительно к теоретической и практической деятельности юриста;

— творчески применять знания истории и теории философии в ситуациях, требующих личностного и гражданского участия в деле совершенствования социальных отношений, структур и общества в целом;

—осуществлять нравственно-философскую, аксиологическую экспертизу политико-правовых и иных документов, проектов готовящихся законов;

иметь представление о (об):

— новых явлениях и тенденциях в современной философии;

— возможностях и перспективах взаимодействия философии с другими формами общественного сознания и наукой;

— различных вариантах использования философских знаний и оценок в юридической теории и практике.

Последовательно изучая темы курса, следует начинать с соответствующей главы учебника, выделить при этом узловые вопросы и усвоить основные философские понятия и лишь после этого приступать к изучению темы по первоисточникам и специальной литературе. Для прочного усвоения материала целесообразно составить конспекты, выписывая определения философских понятий.

Семинарские занятия на дневном, вечернем и заочном факультетах проводятся по планам, помещенным в комплексе. При подготовке к семинарским занятиям студент должен разобраться в вопросах темы, использовав учебную и дополнительную литературу. По итогам работы на семинарских занятиях студенты получают зачет.

Основной формой освоения курса студентом-заочником является самостоятельная работа. Определенную помощь в этой работе окажут занятия, которые проводятся в период учебно-экзаменационных сессий: установочные и обобщающие лекции, семинарские занятия и групповые консультации.

При изучении курса и подготовке к экзаменам следует руководствоваться программой и вопросами для самопроверки, помещенными в данном комплексе.

ПРОГРАММА КУРСА

Раздел I. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Тема 1. Философия, ее проблемы и функции

Понятие мировоззрения, его важнейшие компоненты. Основные исторические типы мировоззрения: мифологический, религиозный, философский. Обыденное мировоззрение. Специфика философского мировоззрения, его отличие от других типов мировоззрений.

Предмет философии. Основные философские проблемы, их эволюция в процессе становления и развития философского знания. Структура философского знания: учение о бытии (онтология), учение о познании (гносеология), учение о методах познания (методология), учение о человеке (философская антропология), учение об обществе (социальная философия), учение о ценностях (аксиология). Функции философии: мировоззренческая, гносеологическая, методологическая, аксиологическая и др.

Роль философии в жизни общества, ее место в духовной культуре. Приоритет непреходящих общечеловеческих ценностей и идей гуманизма.

Предмет истории философии. Возникновение философии, основные этапы ее развития. Основные направления в развитии философии: материализм и идеализм; объективный и субъективный идеализм; гносеологический оптимизм и агностицизм. Особенности западноевропейской и восточной философских традиций. Особенности русской философии.

Тема 2. Философия Древнего Востока

Философия Востока, ее особенности в постановке проблем и в методах их исследования. Место религии и философии в культуре Древнего Востока, их отношение к научному познанию. Проблема взаимного влияния восточной и западноевропейской философии.

Философия Древней Индии. Традиционные (ведические) школы: сан-кхъя, веданта, и др. Нетрадиционные школы: буддизм, локаята-чарвака, вайшешика-ньяя.

Древнекитайская философия: даосизм, конфуцианство, моизм, легизм.

Человек в философии и культуре Древнего Востока.

Тема 3. Античная философия

Становление и основные этапы развития древнегреческой философии. Космоцентризм, наивный материализм, стихийная диалектика. Милетская школа: проблема первоначала. Пифагорейский союз. Гераклит и элеаты. Атомистическое учение Демокрита.

Антропоцентризм: софисты, Сократ, сократические школы (киники, киренаики). Философия Платона, его учение об идеях, о познании как «припоминании». Аристотель, энциклопедический характер его учения. Аристотель о бытии, материи и форме, видах причин, душе и человеке.

Этическое учение Эпикура. Стоицизм. Скептицизм. Неоплатонизм.

Тема 4. Средневековая философия

Религиозный характер философской мысли Средневековья. Теоцен-тризм. Креационизм. Провиденциализм.

Патристика, ее этапы. Учение Августина Блаженного о природе и человеке как творении Бога. Учение о «двух градах».

Схоластика, этапы развития. Философия Ф. Аквинского. Проблема разума и веры, сущности и существования. Номинализм и реализм: спор о природе общих понятий («универсалий»).

Философские идеи поздней схоластики. Д. Скот, У. Оккам: «правило бритвы».

Тема 5. Философия Возрождения

Специфика философских проблем в эпоху Возрождения. Антропоцентризм, гуманизм, природа человеческой индивидуальности. Раннее итальянское Возрождение.

Высокое Возрождение. Философские взгляды Н. Кузанского; пантеизм и диалектика.

Позднее Возрождение. Рождение новой науки. Гелиоцентризм и учение о бесконечности Вселенной. Дж. Бруно, его учение о природе.

Тема 6. Философия Нового времени

Материализм XVII в., его связь с развитием науки. Разработка методов исследования природы. Эмпиризм и рационализм. Философские взгляды Ф. Бэкона. Критика предрассудков («идолов»). Учение о материи и движении, разработка индуктивного метода.

Т. Гоббс, учение о единой материальной субстанции; теория познания; учение о государстве.

Дуалистическая философия Р. Декарта. Рационализм. Учение о методе. Картезианское сомнение.

Монизм Б. Спинозы. Учение о субстанции, ее атрибутах и модусах, о свободе как осознанной необходимости.

Монадология Лейбница.

Теория познания Д. Локка, учение о первичных и вторичных качествах.

Субъективный идеализм Д. Беркли. Скептицизм Д. Юма.

Основные направления философии французского Просвещения XVIII в.: деистическое (Вольтер, Монтескье, Руссо); атеистическо-материалистическое (Д. Дидро, П. Гельвеции, П. Гольбах); утопически-социалистическое (Сен-Симон и др.). Ключевые идеи: «разумность» и «естественность», свободомыслие, скептицизм, вера в человеческий разум и общественный прогресс.

Тема 7. Классическая немецкая философия

Особенности классической немецкой философии. Проблемы познания, развитие диалектического метода.

Философия И. Канта. Учение о явлении и «вещи в себе». Априорные формы чувственного созерцания; априорные категории рассудка. Антиномии чистого разума. Этическое учение: категорический императив как закон практического разума.

«Наукоучение» И. Г Фихте. Натурфилософия Ф. В. И. Шеллинга.

Философская система Гегеля: логика, философия природы, философия духа. Идеалистическая диалектика, разработка логических категорий. Противоречие между методом и системой.

Антропологический материализм Л. Фейербаха. Теория познания. Учение о человеке и обществе. Критика религии.

Тема 8. Марксистская философия

Исторические предпосылки формирования идеологии марксизма и марксистской философии. Роль естественно-научных открытий XIX в. в создании марксистской философии.

Оценка К. Марксом и Ф. Энгельсом философии Гегеля и Фейербаха, формирование диалектического материализма. Единство материализма и диалектики.

Разработка Марксом и Энгельсом теории познания и концепции общественно-исторической практики. Материалистическое понимание истории и проблема человека в философии марксизма.

Тема 9. Русская философия

Традиции и особенности русской философии, ее практически-нравственная ориентация.

Русская философия XI—XVII вв.

Философская мысль в России XVIII в.: М.В. Ломоносов, НА. Радищев.

Русская философия XIX в. Историософия П.Я. Чаадаева. Славянофилы и западники.

Разработка диалектического метода и материалистические идеи в трудах А. И. Герцена, его концепция философии истории. Антропологический принцип, проблемы познания в философских взглядах Н.Г. Чернышевского; эстетическая теория.

Философия марксизма (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин).

Философия всеединства В. Соловьева. Религиозный экзистенциализм Н. Бердяева: разработка проблемы свободы и творчества.

Русский космизм. Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, АЛ. Чижевский.

Нравственно-правовые проблемы в трудах русских философов (И. Ильина, П. Сорокина, Н.Я. Данилевского и других). Вклад русской мысли в мировую философскую культуру.

Тема 10. Западная философия второй

половины XIX—XX вв.

Отношение к разуму и науке в западной философии второй половины XIX—XX вв. Рационализм и иррационализм. Культ научно-технического разума и его противники. Сциентизм и антисциентизм.

Позитивизм, его исторические формы. Позитивизм О. Конта, «второй позитивизм» (Э. Мах, Р. Авенариус), неопозитивизм. Основные идеи постпозитивизма. «Критический рационализм» К. Поппера. «Историческая школа» (Т. Кун, И. Лакатос). «Гносеологический анархизм» П. Фейерабенда.

Проблема истины и ее критерия в философии прагматизма. Инструментализм Д. Дьюи.

Иррационализм и волюнтаризм философии А. Шопенгауэра, ее влияние на философию жизни. Ф. Ницше: учение о воле к власти, сверхчеловеке, переоценке ценностей. Интуитивизм А. Бергсона.

Психоанализ 3. Фрейда и неофрейдизм. Учение 3. Фрейда о бессознательном; трактовка культуры и религии. Аналитическая психология К. Е Юнга; коллективное бессознательное; архетип и символ. Э. Фромм: социальное бессознательное; идеи «гуманного» социализма. Феномен «бегства от свободы».

Человек в условиях отчуждения, социальных кризисов и «пограничных ситуаций» в философии экзистенциализма.

Проблема языка и исторического понимания в философской герменевтике.

Основные течения религиозной философии. Неотомизм: учение о бытии, познании, человеке. Интегральный гуманизм (Ж. Маритен). Проблема человека в философии персонализма.

Философское осмысление достижений науки и техники: технократические социальные теории, теории «индустриального», «постиндустриального», «информационного» и «технотронного» общества. Концепции «технологического пессимизма» и «технооптимизма».

Раздел II. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ

Тема 1. Бытие

Онтология как учение о бытии. Бытие как исходная философская категория, предпосылка формирования и осмысления основных философских проблем. Основные формы бытия. Материальное и идеальное бытие.

Многообразие и единство бытия. Понятие субстанции в истории философии. Плюрализм, дуализм, идеалистический и материалистический монизм.

Формирование философского понятия материи. Современная наука об организации материи. Основные уровни организации неживой и живой природы, их качественная специфика и несводимость друг к другу. Общество как высший уровень организации материи.

Вещь, свойство, отношение как способы бытия материи. Понятие вещи. Отношение, связь, взаимодействие.

  1. Научная работа студентов (1)

    Научная работа
    В 2008 году профессорско – преподавательский состав, аспиранты, соискатели и студенты ИМПЭ им. А.С. Грибоедова осуществляли научно-исследовательскую деятельность в соответствии с планом, утвержденным Ученым советом института 28 февраля
  2. Комплекс по курсу «этика» для студентов очной, очно-заочной форм обучения (1)

    Программа
    Жизнь человека в обществе, включая его профессиональную деятельность в любой сфере, особенно в политико-правовой и духовной, необходимым образом связана с межчеловеческими отношениями, стержнем которых выступает нравственность.
  3. Комплекс по курсу «этика» для студентов очной, очно-заочной форм обучения (2)

    Программа
    формирование целостного представления об этике, её основных категориях и современных проблемах, приобретение этико-правовой компетентности через освоение методологии этического анализа, специфики предмета нравственной философии, основных
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине криминология для направления «бакалавр юриспруденция» 030. 500 (1)

    Учебно-методический комплекс
    Предмет криминологии; взаимосвязь криминологии с другими науками (отраслями права, социологией, психологией, экономикой и др.); история развития криминологии в России; методы криминологических исследований; преступность, её основные
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине криминология для направления «бакалавр юриспруденция» 030. 500 (2)

    Учебно-методический комплекс
    Предмет криминологии; взаимосвязь криминологии с другими науками (отраслями права, социологией, психологией, экономикой и др.); история развития криминологии в России; методы криминологических исследований; преступность, её основные
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине криминология для специальности 021100. юриспруденция

    Учебно-методический комплекс
    Предмет криминологии; взаимосвязь криминологии с другими науками (отраслями права, социологией, психологией, экономикой и др.); история развития криминологии в России; методы криминологических исследований; преступность, её основные
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Философия» включает в себя: Рабочую учебную программу дисциплины

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Философия» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования/основной образовательной программой по всем специальностям.
  8. Методические указания по учебной практике для студентов заочной формы обучения финансового факультета

    Методические указания
    Данные методические указания по выполнению отчета по учебной практике подготовлены в помощь студентам заочной форм обучения финансового факультета и утверждены советом финансового факультета РГЭУ (РИНХ) 31.
  9. Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 1 24 01 02 Правоведение юридического факультета заочной формы обучения Бргу имени А. С. Пушкина

    Учебно-методический комплекс
    Криминология: Учебно-методический комплекс. Для студентов специальности 1 – 24 01 02 Правоведение юридического факультета заочной формы обучения / Корзик, В.

Другие похожие документы..