«Музыка»

Музыка
5 класс
Пояснительная записка

Изучение учебного предмета «Музыка» в 5 классе направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения подростков к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в начальной школе в процессе занятий музыкой. Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Целью уроков музыки в 5 классе является установление внутренних взаимосвязей музыки с литературой и музыки с изобразительным искусством. Содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия.

Тема первого полугодия: « Музыка и литература» развивается по двум направлениям: I четверть «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы»; II четверть «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки». Важной линией реализации темы «Музыка и литература» является выяснение общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы, взаимодействие музыки и литературы раскрывается преимущественно на образцах вокальной музыки (жанры – песня, опера, романс).

Тема второго полугодия: «Музыка и изобразительное искусство» развивается по двум направлениям: III четверть Тема «Можем ли мы увидеть музыку»; IV четверть Тема «Можем ли мы услышать живопись». Реализация темы «Музыка и изобразительное искусство» строится на выявлении многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством, усвоение темы направлено на формирование следующих умений: представлять зрительный (живописный) образ музыки, способность интонационно представлять (слышать) художественные образы.

Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

  • 3-го издание авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы

общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва:

Просвещение, 2006год

  • утвержденный приказом от 7 декабря 2005 г. № 302 федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

  • требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Данная рабочая программа разработана на основе 3-го издания авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2006год). При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации. В связи с отсутствием учебников будет частично привлекаться учебно-методические комплекты других авторов (Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. «Музыка» 5 класс; Алеев В.В., Науменко Т.И., Кичак Т.Н. «Музыка» 5 класс) и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, методический журнал «Музыка в школе», дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).

Данная рабочая программа рассчитана на 33 часа.

Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных «пластов» музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.

Основные содержательные линии:

  • обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, явлениям жизни и искусства;

  • усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке, как виде искусства, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка и образности, о фольклоре, лучших произведениях отечественной и зарубежной музыкальной классики, о роли и значении музыки в синтетических видах творчества;

  • овладение способами музыкально-учебной деятельности (музыкальные умения и навыки);

  • обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности;

  • воспитание слушательской и исполнительской культуры

Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках учебной программы и получает последовательное многоаспектное раскрытие в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки учащихся 5 класса.

В связи с поэтапным переходом с 01.09.2006 года всех общеобразовательных учреждений на новый учебный план и федеральный компонент государственного стандарта 2004 года в программу учебного курса «Музыка» в 5 классе добавлены следующие содержательные аспекты и темы:

  • специфика средств художественной выразительности каждого из видов искусств;

  • роль музыки в изображении исторических событий, картин природы, разнообразных характеров, портретов людей и музыкантов;

  • музыка в театре, в кино, на телевидении;

  • жанровые признаки духовной музыки (на примере духовной музыки Баха И.С. и Бортнянского Д.);

  • стилистические особенности музыкального языка Глинки М.И., Бородина А.П., Рахманинова С.В., Прокофьева С.С., Свиридова Г.В., Моцарта В, Бетховена Л., Грига Э., Дебюсси К.

В связи в освоением новых содержательных аспектов и тем значительно обновлен и добавлен следующий музыкальный материал:

  • фольклор в музыке русских композиторов (произведения Н. А. Римского-Корсакова, С. В. Рахманинова, П. И. Чайковского);

  • духовная музыка (произведения Д. Бортнянского, И.С.Баха, С.В. Рахманинова, П. И. Чайковского);

  • старинная музыка (Франческо да Милано, Д. Готье);

  • современная музыка (В.Гаврилин, А. Шнитке)

Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования, разработанные Д. Б. Кабалевским, Л. В. Горюновой, А. А. Пиличаускасом, Э. Б. Абдуллиным, Г. П. Сергеевой:

  • метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

  • метод эмоциональной драматургии;

  • метод интонационно-стилевого постижения музыки;

  • метод художественного контекста;

  • метод создания «композиций»;

  • метод перспективы и ретроспективы;

  • метод создания «композиций»;

  • метод игры.

Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.), инсценирование (разыгрывание песен), сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства. Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.

В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕ.

Тема года: (33 урока).

1 триместр МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА

ДАТА

ПЛАН

ДАТА
ФАКТ

ТИП УРОКА

ХОРОВОЕ

ПЕНИЕ

СЛУШАНИЕ

МУЗЫКИ

КЛЮЧЕВЫЕ

ПОНЯТИЯ ТЕМЫ

УЧЕБНАЯ

ЛИТ-РА

ДЛЯ УЧ-СЯ

1.1

Тема урока: Искусство в нашей жизни

3.09

К

Г.Струве, сл. Н.Соловьевой «Моя Россия»;

М.Глинка, сл. Н.Кукольника «Жаворонок»,

П.Чайковский. Симфония №4;

Э.Григ. Фрагменты сюиты «Пер Гюнт»

Реальная жизнь – источник сюжетов, тем и образов в музыке и литературе.

Интонация – единый стержень музыки и литературы. Музыкальная интонация – язык композитора.

Связь музыки и литературы. Общность жанров в музыке и литературе.

Учебник

Музыка.

Критская Е.Д.,

Сергеева Г.П.

Стр. 18

1.2

Тема урока: Что я знаю о песне?

10.09

К

Г.Струве, сл. Н.Соловьевой «Моя Россия»;

П.И. Чайковский «Осень»; П.Аедоницкий, сл. И. Шаферана «Красно солнышко»; Р.н.п. «А мы просо сеяли», «Бояре, а мы…», «Уж ты, поле мое»; А.Варламов – А. Рубинштейн, сл. М. Лермонтова «Горные вершины»

Жанры вокальной музыки – песня, романс.

Народная песня, ее жанры и особенности.

Средства музыкальной выразительности – способы передачи эмоциональных переживаний.

Дуэт. Музыкальная форма

1.3

Тема урока:Как сложили песню?

17.09

К

Варламов «Мой учитель – самый лучший»

А. Лядов «Кикимора»; Н. Римский-Корсаков «Шехерезада»

Народные истоки профессиональной музыки (концерты, симфонии, оперы). Использование композиторами выразительных свойств народной песенной речи. Народно-поэтические сюжеты и образы в композиторской музыке.

Народное сказание. Симфоническая миниатюра. Программная музыка. Симфоническая сюита.

Стр.8; 11; 14

1.4

Тема урока: Песни без слов

24.09

К

Варламов «Мой учитель – самый лучший»

С.Рахманинов «Вокализ», Г.Свиридов «Романс», П.Чайковский «Баркарола» (Июнь), ф.Шуберт «Баркарола», Ф. Мендельсон «Песня венецианского гондольера»; М.Глинка, сл. И.Козлова «Венецианская ночь»

Вокализ, Песня без слов, Ария, Романс, Серенада, Баркарола: своеобразие и выразительность, лиричность.

1.5

Тема урока:Другая жизнь песни в инструментальной музыке.

.1.10

К

Э Григ «Песня Сольвейг» из музыки к драме «Пер Гюнт»;

Э Григ «Песня Сольвейг» из музыки к драме «Пер Гюнт»; П.Чайковский Симфония №4, финал

Связи между русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством.

Интерпретация, обработка, трактовка

1.6

Тема урока:Жанр кантаты

8.10

Знакомство

с новым материалом

С.Баснер «С чего начинается Родина?».

поэма-кантата «Памяти Сергея Есенина» Г.Свиридова

Особенности жанра кантаты.

Выражение творческой фантазии композитора, вдохновленного поэтическими образами литературного произведения.

Стилистические особенности музыкального языка Г.Свиридова.

Роль поэзии в развитии музыки.

Стр.20

1.7

Тема урока:Опера

15.10

Знакомство

с новым материалом

С.Баснер «С чего начинается Родина?».

Н.Римский-Корсаков. Фрагменты из оперы «Садко»: «Океан, море синее» вступление к опере, Песни Садко, песня Варяжского гостя, песня Индийского гостя, песня Веденецкого гостя, колыбельная Волховы.

Синтез искусств в оперном жанре. Литературная основа музыкально-драматического спектакля. Мастера мировой оперной сцены.

Опера. Либретто. Ария. Речитатив. Ансамбль. Музыкальный портрет

Стр.22

1.8

Тема урока:Балет

22.10

Знакомство

с новым материалом

С.Баснер «С чего начинается Родина?».

П. Чайковский. Фрагменты из балета «Щелкунчик»: Вальс снежных хлопьев, Вальс цветов, Па-де-де.

Синтез искусств в балетном жанре. Образ танца. Сказочные сюжеты балетного спектакля. Исполнители балета (танцоры-солисты, кордебалет -массовые сцены). Лучшие отечественные танцоры и хореографы.

Стр. 22

1.9

Тема урока:Превращение песен в симфонические мелодии

29.10

К

«Мой Пушкин»

Симфоническая картина «Сеча при Керженце» Н.Римский - Корсаков

Литература обогащает искусство музыки. Нерасторжимая связь музыки со словом проявляется во всех видах вокальной музыки, фольклоре, операх, балетах, в инструментальной музыке, где использованы мелодии песен.

2.1

Тема урока:Музыка – главный герой сказки

12.11

Знакомство

с новым материалом

«Мой Пушкин»

Музыкант-чародей

Сказка «Чонгурист»

Н. Аладов «Мелодия»

Норв.н.п. «Волшебный смычок»

Определить: нужна ли музыка литературе?

Стр.18

2.2

Тема урока:Музыка – главный герой басни

19.11

Знакомство

с новым материалом

«Мой Пушкин»

Квартет А.Бородина

Музыка в творчестве русского баснописца И. А. Крылова. Определение квартета.

Разнообразие исполнительского состава в квартете. Струнные квартеты русских композиторов.

Стр. 26 - 39

2.3

Тема урока:Писатели и поэты о музыке и музыкантах

26.11

Знакомство

с новым материалом

«За Полярным кругом» Митяев

Ф. Шопен. Прелюдии №№7, 20; Этюд № 12.

В.-А. Моцарт. Dona nobis pacem; Рондо из сюиты «Маленькая ночная серенада»; Lacrimosa 7-я часть «Реквиема»

Значимость музыкального искусства для творчества поэтов и писателей.

Музыка - «главное действующее лицо» рассказов К. Паустовского.

Расширение представлений о творчестве Ф. Шопена и В. А. Моцарта.

Хор. Оркестр. Жанры фортепианной музыки. Реквием.

Стр. 26 – 39

Стр. 68

2.4

Тема урока: Музыка Э. Грига в рассказах.11 триместр

3.12

Знакомство

с новым материалом

«За Полярным кругом» Митяев

Григ «Концерт для ф-но с оркестром», «Корзина с еловыми шишками» Паустовский.

Расширение представлений о творчестве Э. Грига.

Стр.10

2.5

Тема урока: Музыка в кинофильмах

10.12

Знакомство

с новым материалом

Урок-показ

Френкель «Погоня»

Роджерс «Звуки музыки

Роджерс «Звуки музыки», Свиридов «Метель».

Музыка как неотъемлемая часть произведений киноискусства.

Киномузыка – важное средство создания экранного образа.

Мюзикл. Особенности жанра мюзикла

2.6

Тема урока: Образы духовной музыки

17.12

К

Френкель «Погоня»

Роджерс «Звуки музыки

Отрывки из «Детской библии».

Д.Бортнянский «Херувимская песня № 7».

И.С.Бах, Высокая месса си минор: ария альта «Agnus Dei», хор «Sanctus».

Музыка – обязательная часть церковных обрядов.

Музыка в русском православном храме.

Песнопения в русском и католическом храме.

Жанровые признаки духовной музыки

Стр. 52

2.7

Тема урока: Обобщающий урок

24.12

Знакомство

с новым материалом

Повторение песен

Песни и произведения по выбору учителя

Рождественские песни разных народов мира.

Музыка усиливает выразительность и воздействие литературных произведений на мысли и чувства людей.

Способность музыки обогащать литературный сюжет и углублять характеристику персонажей, событий.

Стр. 52

3.1

Тема урока: МУЗЫКА И ИЗО Что роднит музыку с изобразительным искусством?

14.01

Знакомство

с новым материалом

«Джоконда»

Г. Гладков, стихи Ю. Энтина. Песня о картинах «Мона Лиза»

Взаимосвязь музыки и изобразительного искусства. Способность музыки вызывать в нашем воображении зрительные (живописные) образы. Специфика средств художественной выразительности живописи. Отражение одного и того же сюжета в музыке и живописи.

Стр. 52

3.2

Тема урока: Музыка передаёт движение

21.01

Знакомство

с новым материалом

«Джоконда»

Песня о тачанке К.Листова

Греков.Картина«Тачанка».Френкель. Вступление к к/ф «Новые приключения неуловимых», «Погоня».

Понять, как разные виды искусства – поэзия, музыка и живопись, - по-своему и независимо друг от друга воплотили одно и то же жизненное содержание

Стр.62 - 67

3.3

Тема урока: Богатырские образы в искусстве

28.01

К

С. Никитин «Песня о маленьком трубаче».

Богатырская симфония А.Бородина А.П. Бородин «Симфония №2», тема 1 части.

В.М. Васнецов «Три богатыря».

С. Никитин

И. Глазунов «Два князя».

Воплощение в русском искусстве образа богатыря как образа могучего защитника Родины.

Богатырская тема в творчестве А. Бородина. Особенности творческого почерка А.Бородина

Стр.62 - 67

3.4

Тема урока: Героические образы в искусстве

4.02

Знакомство

с новым материалом

С. Никитин «Песня о маленьком трубаче».

С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский»: песня об Александре Невском, хор «Вставайте, люди русские», ледовое побоище, Мертвое поле, Въезд Александра во Псков.

Героические образы в музыке и изобразительном искусстве.

Кантата. Контраст. Триптих, трехчастная форма. Выразительность. Изобразительность. Песня-плач.

Стр. 66

3.5

Тема урока: Музыкальный портрет

11.02

К

«Звёзды Заполярья»

Корабельникова

Борис Годунов М.Мусоргский «Песня Варлаама».

И.Е. Репин «Протодьякон».

Понятие музыкального портрета.

М. П. Мусоргский – мастер музыкального портрета.

Стр.104

3.6

Тема урока: Портреты музыкантов и инструментов на картинах художников

18.02

Знакомство

с новым материалом

Песни о маме

Ф. да Милано «Лютневая музыка» и картины Караваджи «Юноша с лютней», Готье «Гавот».

Глюк «Мелодия» и картины Мане «Флейтист», Лейстера «Мальчик-флейтист».

Знакомство с примерами старинной музыки. Сопоставление образов музыки и живописи.

Стр. 104

3.7

Тема урока:Музыкальный портрет войны и мира 111 триместр

4.03

К

Песни о маме

С. Прокофьев Ария Кутузова, С. Прокофьев Вальс из оперы «Война и мир»

Выделить 2 образа: образ полководца М. Кутузова – олицетворение темы войны.

Образ Н. Ростовой – олицетворение темы мира.

3.8

Тема урока: Картины природы в музыке

11.03

К

Песни о маме

Утро Э.Грига

Рассвет на Москва-реке М.Мусоргский

Пейзаж в русском искусстве. Выражение любви к родной земле средствами искусства. Образы русской природы в песне, светской музыке, молитве, живописи, литературе. Рисунок. Колорит. Ритм. Композиция. Линия. Палитра чувств. Гармония красок.

Стр. 82 - 85

3.9

Тема урока: Обобщающий урок «Можем ли мы увидеть музыку?»

18.03

Обобщающий

«Звёзды Заполярья»

Корабельникова

Песни и музыкальные произведения по выбору.

Викторина.

Общность и созвучие образов музыки и живописи.

Изобразительность – важнейшее качество музыки, вызывающая в сознании зрительные образы.

Стр. 86

3.10

Тема урока: Можем ли мы услышать живопись?

1.04

Знакомство

с новым материалом

«Звёзды Заполярья»

Корабельникова

И.-С. Бах: Органная прелюдия (соль минор), Ария альта из мессы си минор.

П. Чайковский «Богородице Дево, радуйся». С. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся».

Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Православные храмы и русская духовная музыка. Хор а капелла.

Католические храмы и органная музыка.

4.1

Тема урока: О подвигах, о доблести, о славе

8.04

Знакомство

с новым материалом

«Мы – дети твои, Россия»

Д. Кабалевский, стихи Р. Рождественского. Реквием

Тема защиты Родины в различных видах искусства.

Реквием.

4.2

Тема урока: Музыкальная живопись и живописная музыка

15.04

Знакомство

с новым материалом

«Мы – дети твои, Россия»

Музыка К.Дебюсси, картины импрессионистов. К. Дебюсси: «Диалог ветра с морем» из симф. сюиты «Море», «Лунный свет» из «Бергамасской сюиты», «Кукольный кэк-уок» из сюиты «Детский уголок».

Познакомиться с художниками- импрессионистами (З.Мане, К.Писсарро, Э.Дега,О.Ренуар) и композитором Дебюсси. Мелодия. Рисунок. Колорит. Ритм. Композиция. Линия. Палитра чувств. Гармония красок.

4.3

Тема урока: Настроение картины и музыки

.22.04

Знакомство

с новым материалом

«Мы – дети твои, Россия»

Р.н. песня «Вечерний звон», Левитан «Вечерний звон».

Определить связь музыки и картины.

Стр. 88

4.4

Тема урока: Многокрасочность и национальный колорит музыкальной картины

29.04

Знакомство

с новым материалом

«Птица» Варламова

С. Прокофьев Мимолетности (№ 1, 10)

М.П. Мусоргский «Картинки с выставки»: «Избушка на курьих ножках», «Балет невылупившихся птенцов» и рисунки Гартмана.

Образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского.

Цикл «Мимолетности»

Цикл «Картинки с выставки». Сопоставление музыкальных и художественных образов.

Фортепианная миниатюра. Язык искусства. Интермедия.

4.5

Тема урока: Вечная тема искусства

6.05

К

«Птица» Варламова

Ф.Шуберт Аве Мария.

«Богородице, Дева, радуйся», «Молитва».

Знать жанры духовной музыки, икона, песнопение, средства выразительности.

4.6

Тема урока: Взаимосвязь музыки, литературы и живописи

13.05

Урок

закрепления

Повторение

Повторение

Закрепить как связана музыка с другими искусствами.

Стр. 90; 112 - 123

4.7

Тема урока: Урок- концерт

20.05

Урок- концерт

повторение

повторение

Выступление в группах и сольное. Обобщить песенный репертуар года

Стр. 90; 112 - 123

  1. \Музыка\ Русский рок\Высоцкий\audio wav

    Документ
    WAV \Музыка\_Русский рок\Высоцкий\AUDIO\117.WAV \Музыка\_Русский рок\Высоцкий\AUDIO\118.WAV \Музыка\_Русский рок\Высоцкий\AUDIO\119.WAV \Музыка\_Русский рок\Высоцкий\AUDIO\1 .
  2. Музыка и духовное творчество И. А. Герасимова вопросы философии. 1995. №6

    Документ
    Звуковое творчество, проявляющееся в выражении своих эмоционально-душевных состояний через движение мелодии, ритма и гармонии, не является особенностью исключительно человеческой натуры.
  3. Музыка как психо-экологический фактор современности

    Документ
    Любое произведение искусства воздействует на человека прежде всего психологически. Экологическим же фактором то или иное искусство становится тогда, когда достаточно широкомасштабно представительствует в той среде, в которой осуществляется
  4. «Музыка в формировании духовной культуры человека» в 9 классе

    Документ
    Курс «Музыка в формировании духовной культуры человека» проводится в 9 классе по Базисному учебному плану (приказ Министерства образования №1312 от 9.03.
  5. Музыка как фактор формирования молодёжных субкультур

    Документ
    Молодёжь – это особая социально-демографическая и психологическая группа, являющаяся своеобразным индикатором состояния общества и требующая серьёзного изучения.
  6. Музыка в новелле Паскаля Мерсье «Леа»

    Документ
    Связь художественной литературы и музыки, проявлявшаяся в различные эпохи, стала традиционной для немецкоязычной словесности («Фауст» Гете, «музыкальные романы» Томаса Манна, «Контрабас» Патрика Зюскинда, «Пианистка» Эльфриды Елинек).
  7. Музыка объединяет друзей

    Документ
    Под таким названием сегодня в Клайпедском концертном зале состоится юбилейный творческий вечер общественной организации «Музыкальная гостиная», внесшей за пять лет своей деятельности неоценимый вклад в культурную жизнь портового города
  8. «Музыка» (1)

    Пояснительная записка
    Изучение учебного предмета «Музыка» в 6 классе направлено на закрепление опыта эмоционально-ценностного отношения подростков к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков,
  9. «Музыка» (3)

    Пояснительная записка
    Изучение учебного предмета «Музыка» в 6 классе направлено на закрепление опыта эмоционально-ценностного отношения подростков к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков,

Другие похожие документы..