Кафедра философии и социально-гуманитарных наук представляет вниманию студентов мгавмиБ материалы для самостоятельной подготовке по курсу культурологии Культурология как наука и учебная

Кафедра философии и социально-гуманитарных наук представляет вниманию студентов МГАВМиБ материалы для самостоятельной подготовке по курсу культурологии

Культурология как наука и учебная дисциплина.

Культурология как наука возникла в конце 19- начале 20 веков. Одна из главных задач этой науки- выявить закономерности развития культуры , отличающихся от природных законов и от законов материальной жизни человека и определяющих специфику культуры как самоценной сферы бытия. Исследование культуры имеет глубокие философские традиции( философия истории, философия культуры). Кроме того, оно привлекает внимание представителей других наук_ археологии, этнографии, психологии, истории, социологии. Это сыграло важную роль в становлении культурологии как интегративной дисциплины- т.е. включенной в различные области современного исследования, в систему как естественнонаучного, так и гуманитарного знания. Культура как специфический предмет изучения привлекает внимание философов и исследователей с 18 века. Именно в это время начиная с сочинений Д. Вико « Основания новой науки об общей природе наций» , И.Г. Гердера « Идеи к философии истории человечества», сочинений И. Канта., Гегеля, Шеллинга осмысливается целостность творимого человеком мира Осознание взаимодополнимости трех духовных способностей человека- разума, воли и чувства, реализующихся в таких плодах деятельности человека , как наука , нравственность, искусство- привело к выделению целостного поля человеческой деятельности-культуры.

Только в 20 в. появляются попытки реализации потребности и возможности специального межпредметного исследования культуры. . Впервые термин «Культурология» был предложен немецким философом Оствальдом в 1909 году , который под культурологией понимал науку, изучающую культуру, общие закономерности культурно- исторического процесса и специфики человеческой культуры. Связать общее с единичным , дать особенное уяснение культуры - одна из главных задач культурологии. Как самостоятельная отрасль гуманитарного знания , Культурология сейчас выступает как своего рода введение для изучения всех гуманитарных дисциплин, закладывая основы их понимания.

Предметом культурологии является происхождение, функционирование и развитие культуры как специфически человеческого способа жизни, объективные закономерности общечеловеческого и национального культурных процессов, явления материальной и духовной культуры, факторы и предпосылки , управляющие возникновением, формированием и развитием культурных интересов и потребностей людей, их участием в создании , сохранении и передаче культурных ценностей.

Итак, культурология – комплексная гуманитарная наука, объектом исследования которой является культура как целостность, как специфическая функция и особенность человеческого бытия.

Структура культурологического знания

Современные культурологические исследования - это целый комплекс научных дисциплин, разнообразных подходов к культурологическим проблемам, методологий и т.д.Наиболее значительные составляющие культурологического знания:

Теория культуры. Демонстрирует общее осмысление культуры, версии «картин» культуры, варианты систем понятий, категорий, теоретических схем, при помощи которых можно попытаться описать культуру и ее развитие.

В этой сфере особое место занимает философия культуры (культурософия)- общая теория культуры, исследующая культуру через ее наиболее существенные и общие черты, решает задачи создания теории культуры при помощи свойственных философии методов и понятий, занята поиском смыслов, определяющих характер бытия человека. Основы современной философии культуры заложили во второй половине 19 века неокантианцы( последователи немецкого философа И. Канта) и представители «философии жизни»

Неокантианцы (Коган, Кассирер, Риккерт) изучали различия между естественными и гуманитарными науками. Их изыскания привели к тому, что главное из этих различий заключаются в методах, используемых каждым из типов наук( естественные науки пользуются палеолитическими методами-обобщают единичные факты и на этой основе выводят законы), а гуманитарные науки используют идеографический метод( направлен на изучение не общего, а индивидуального, неповторимого в явлениях культуры, исторических событиях, личностях). В основу неокантианской философии культуры легла аксиология - философское учение о ценностях. Идеальные (нематериальные) ценности придают значение тем или иным явлениям, превращая их в элементы культуры, формируют сферу ценностных благ культуры - науку, искусство, религию, право.

Если философия культуры нацелена на ее понимание как целого ( всеобщее), то Культурология рассматривает культуру в ее конкретных формах (особенное), с опорой на определенный материал .В культурологии как научной дисциплине акценты смещены на объяснение ее конкретных форм, а философия выполняет теоретическую функцию, определяет общие познавательные ориентации культурологических исследований.

Важнейшим элементом культурологии как системы знаний является Культурантропология (антропология культуры) – изучение конкретные ценности , традиции, формы связи, опредмеченные результаты культурной деятельности, представления о личностных параметрах культуры, о человеке как « производителе « и «потребителе» культуры. Иногда выделяют и социальную антропологию, которая исследует становление человека как социального существа, а также основные структуры и институты , способствующие процессу социализации человека. Культурная антропология тесно связана с этнографией-наукой, исследующей культуры различных племен и народов, включает в себя этнографию, этнологию, теоретически обобщающую собранный этнографами материал, сведения из области лингвистики, археологии, истории общества и культуры, религиоведения. Первой значительной научной школой в культурной антропологии можно назвать эволюционизм 19-начала 20 веков ( Г, Спенсер, Э. Тейлор, Д. Фрезер, Л. Морган) Сформировался под влиянием господствовавших тогда идей эволюции и прогресса, которые были применены в изучении культуры. Они рассматривали различные явления культуры разных народов как стадии культурной эволюции, выстраивали их единую линию эволюционного развития. Антропологи- эволюционисты проводили аналогию между эволюцией индивида ( детство, зрелость, старость) и эволюцией культуры. К достоинствам эволюционизма можно отнести обработку колоссального объема информации, которая выстраивалась в убедительные четкие схемы, выработанные на базе единой теории. Недостатки:

Кабинетный характер большинства исследований, стремление подогнать фактический материал под умозрительные построения

Социология культуры – характеризует общественные закономерности развития культуры, формы их проявления в социуме на основе эмпирического исследования культуры, представления о социальной обусловленности культуры, о культуре как системе «правил игры» и технологий социального взаимодействия. На развитие социологии культуры оказали наибольшее влияние такие исследователи как К.Маркс, М. Вебер, Э. Дюркгейм, П. Сорокин, Б, Малиновский. Социология культуры исследует роли , которые играет культура в человеческом обществе- воспитательная, ориентация человека на определенную систему ценностей, роль культуры как необходимой предпосылки общения между людьми, обмена информацией. Социология культуры уделяет мало внимания содержанию и истории культурных явлений. Они ее интересуют в основном как способ упорядочивания регуляции социальных отношений. Нормы морали, права, религиозные заповеди дают возможность смягчить противоречия между интересами разных общественных групп, которые могли бы разрешиться насильственным путем, однако культуре не всегда удается выполнить регулирующие функции, особенно в периоды войн, потрясений. В такие минуты и сама культура переживает кризис и меняет свои формы. Социология культуры исходит из факта неоднородности человеческого общества ( классы, сословия, группы), эта социальная неоднородность порождает социальное неравенство, при котором одни люди стоят на «общественной лестнице» выше или ниже других людей. Общественные группы отличны не только экономическими и политическими интересами, но и психологическими, культурными особенностями, использованием характерными словами и выражениями , манерой одеваться, предпочтениями в искусстве и т.д. Из всего этого складываются субкультуры, т.е. обусловленные социальными различиями частные формы культуры. Иногда субкультуры порождаются возрастными или особыми отличиями (культура секс - меньшинств). Социология культуры изучает субкультуры верхов, среднего класса, низов, маргинальную субкультуру – культуру людей, занимающих промежуточное пограничное положение в обществе. Эти люди не могут или не хотят найти свое место в социальных структурах, их культура и психология построены на резком противопоставлении себя обществу, неприятии общественных ценностей. К социологии культуры можно отнести изучение социальной динамики - общественных и общественно-культурных изменений, исследование социальной мобильности-изменения индивидом или общественной группой своей социальной позиции, исследования проблем социальной стратификации- общественного расслоения. Все основные направления научной работы в области социологии культуры объединяются в понятие «социокультурная система». Оно позволяет свести воедино знания об отдельных общественных и культурных явлениях, построить модель жизни общества, неотъемлемой частью которой являются культурные нормы, культурные образцы, ориентации, организации. Оперируя этим понятием можно выделить различные типы этих систем в истории человечества. Социология культуры – одна из наиболее важных и плодотворных сфер культурологического знания.

Культурная семантика - изучает символы, знаки и образы, языки и тексты культуры, механизмы культурной коммуникации.

Морфология культуры - раздел наук о культуре, в рамках которого изучаются формы и строения искусственной среды существования человека в связи с реализацией фундаментальных форм жизнедеятельности.

Выделяют и так называемую прикладную культурологию, ориентированную на использование фундаментальных знаний о культуре в целях прогнозирования, проектирования и регулирования актуальных культурных процессов, позволяют проводить экспертизу различных проектов культурной политики, законов и юридических документов. Прикладное значение культурологии проявляется в ее участии в изучении явлений «вживания» человека в определенную общественно-культурную систему. Другое направление прикладных культурологических исследований - это охрана культурного наследия, изучение возрождения культурных традиций. Культурология стала основой процесса культурологизации образования, т.е. насыщения программ образования культурологической информацией. Высокая степень изучаемости вопросов взаимодействия культур делает культурологию незаменимым помощником в исследовании причин конфликтов на национальной , религиозной , культурной почве и выработке мер по их предупреждению и ликвидации их последствий. Теории социокультурного развития в культурологии являются основой для социального и культурного прогнозирования и проектирования на различные периоды времени.

История культуры. Ее факты и ценности дают материал для описания и объяснения конкретных исторических особенностей развития культуры, причем являясь разделом культурологии, она призвана не просто фиксировать эти особенности , но обеспечивать выявление архетипов современной культуры и понимание ее как итога исторического развития. История культуры всегда выступала как практически неисчерпаемый запас фактического материала для культурологического познания. Историко- культурные исследования , ведущиеся по какой- либо конкретной проблематике, зачастую порождают перспективные культурологические теории, научные подходы. В частности, автор игровой теории происхождения культуры Й.Хейзинга разработал ее при изучении культуры европейского Средневековья, работы исторической школы в культурной антропологии, которая на обширном этнографическом материале обосновала теорию аккультурации- культурного взаимодействия.

Культурология изучает историческое поле фактов культуры, включая прошлое и настоящее. Поэтому вторым элементом культурологии является историческая культурология, изучающая конкретные исторические типы культур, их события и достижения, а также культурно- историческую типологию сообществ.

Культурология – это область гуманитарного знания о сущности, закономерности и развитии человеческих знаний и способах постижения культуры

Методы культурологии. Культурология использует все методы социогуманитарного знания. В частности, прежде всего используется диалектический метод, предполагающий рассмотрение культуры как развивающегося, внутренне противоречивого, многостороннего явления. Системный метод позволяет рассматривать культуру как систему, элементы которой находятся в единстве и формируют своим взаимодействием целостность, в свете которой имеет смысл каждый элемент.

Структурно- функциональный метод применяется , если необходимо выделить и рассмотреть элементы, составляющие культуру, выявить роль каждого такого элемента в ее функционировании.

Аналитический метод позволяющий рассматривать явления культуры в чистом виде. Популярное сейчас изучение культуры в ходе ее диалога с другими культурами делает необходимым использование компаративного метода- сравнения культур по какому-либо признаку.

Если такое сравнение имеет целью характеристику культурных организмов, то речь идет о типологическом методе.

Большую роль играют такие общенаучные методы как исторический( анализ предпосылок, процесса возникновения, этапов развития изучаемого целого) в единстве с логическим, методы полевой этнографии- описание, классификация, наблюдение, интервью, анализ текстов и т.д.Сравнительно- исторический метод позволяет сравнивать в историческом разрезе многие на первый взгляд исключительные либо самобытные явления культуры и проникать в их сущность.

Кроме того, используется Диахронический метод, т.е. хронологическая последовательность появления и протекания факторов, событий мировой и отечественной культуры.

Синхронический метод состоит в совокупном анализе двух или нескольких культур на протяжении определенного времени их развития, с учетом существующих взаимосвязей и возможных противоречий.

Основным методом культурологии является единство объяснения ипонимания. В культурологии используют методы, связанные с понимающим вхождением в культуру, вживанием во внутренний смысл ее явлений и ценностей М. Вебер одним из первых привлек внимание к особенности наук об обществе и культуре, где объект и субъект анализа невозможно разделить. Поэтому он считал, что эти науки должны пользоваться одновременно и методом понимания, и методом объяснения. Процедуру, которая объединила бы их воедино, М. Вебер назвал «объясняющим пониманием». Понимание- метод, исходящий из особенностей культурологии как науки о «духе», в которой познание направлено не на выявление причинных зависимостей и общих законов происходящего, а на осмысление отдельным человеком собственной жизни. Если природу мы объясняем, то душевную жизнь понимаем. Поэтому интуицию можно рассматривать в качестве метода культурологических исследований. Обретение целостной, интуитивно- смысловой причастности субъекта к постигаемому явлению, т.е. понимание - предшествует объяснению, дополняя его и в то же время углубляясь в него и корректируясь им. Задача культурологии - это осуществление диалога культур, в ходе которого мы приобщаемся к иным смысловым мирам, но не растворяемся в них.

  1. Отчет по результатам самообследования (1)

    Содержательный отчет
    ФГОУ ВПО «Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии им. К.И. Скрябина» является одним из ведущих вузов в системе зооветеринарного образования РФ.
  2. Отчет по результатам самообследования (2)

    Содержательный отчет
    Академия является правопреемником Московской ветеринарной академии имени К.И. Скрябина, переименованной приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 30 июня 1994 г.
  3. Отчет о работе базовых кафедр за 2007 год

    Содержательный отчет
    Кафедра гидробиологии и экотоксикологии. Ставропольского государственного университета при Южном научном центре РАН за 2007 год .….…66 Кафедра технологии перспективных химических и биологических материалов.
  4. Связан с реализацией Программы развития системы качества, разработкой и внедрением базовых мероприятий по её построению. Второй с оценкой ее эффективности на основе той или иной модели построения системы качества

    Программа
    Качество знаний оценивалось по результатам вступительных испытаний, промежуточных аттестаций, проверки остаточных знаний студентов при самообследовании ПрОП, Интернет-тестирования, итоговой Государственной аттестации выпускников, по
  5. Отчет о результатах самообследования зооинженерного факультета

    Содержательный отчет
    Зооинженерный факультет старейший из факультетов Ижевской государственной сельскохозяйственной академии. Формирование зооинженерного факультета происходило на базе зоотехнического факультета Московского института коневодства, переведенного в г.
  6. 1 Организационное правовое обеспечение образовательной деятельности (1)

    Документ
    На основании приказа ректора (№256 от 30.09.2010) в соответствии с Программой аттестации образовательных учреждений назначена государственная лицензионная экспертиза образовательной программы специальности 011600 (020201) «Биология».
  7. 1 Организационное правовое обеспечение образовательной деятельности (3)

    Документ
    На основании приказа ректора (№256 от 30.09.2010) в соответствии с Программой аттестации образовательных учреждений назначена государственная лицензионная экспертиза образовательной программы специальности 013100 (020801) «Экология».

Другие похожие документы..