Рабочая программа дисциплины «международный бизнес» Рекомендуется для направления подготовки 080100 Экономика

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«МЕЖДУНАРОДНЫЙ БИЗНЕС»

Рекомендуется для направления подготовки

080100 Экономика

Квалификация выпускника - бакалавр

Санкт-Петербург

2011 год

1. Цель и задачи дисциплины

Цель дисциплины – дать студентам теоретические знания о процессе глобализации мировой экономики, раскрыть теоретические и методологические основыстратегического развития в глобализирующемся мире, проследить направленность трансформации субъектов мировой экономики и выход российских фирм и банковских структур на новые рубежи глобального взаимодействия, на развитие международного предпринимательства и сотрудничества на основе теории и практики международного маркетинга и международного менеджмента.

Задачи учебной дисциплины

В процессе изучения дисциплины yнеобходимо решить следующие задачи:

  • формирование знаний об этапах эволюции теорий международного бизнеса;

  • выработка системного подхода к анализу направлений развития современных концепций и теорий международного бизнеса;

  • использование информации о состоянии современного международного бизнеса в той или иной сфере для принятия соответствующих управленческих решений в сфере внешнеэкономической деятельности и оценки их эффективности.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Данная дисциплина относится к относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин по профилю «Мировая экономика»

Для изучения дисциплины студентам необходимо обладать знаниями, умениями и компетенциями следующих предшествующих дисциплин: «Мировая экономика и международные экономические отношения», «Международное право».

Данная дисциплина подготавливает студентов к последующим курсам: «Международные инвестиции», «Консалтинг в области внешнеэкономической деятельности».

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, (ПК-2);

способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);

способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);

способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);

способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);

способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10);

способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11);

способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12);

способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13);

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- этапы эволюции теорий международного бизнеса, основные проблемы развития теоретических концепций его развития;

- концептуальные подходы к анализу окружающей среды международного бизнеса;

основные проблемы, связанные с теоретическим обоснованием внешнеэкономической стратегии Российской Федерации.

- факторы и основные направления глобализации международного бизнеса.

уметь:

- осуществлять отбор статистических данных о состоянии международной бизнеса в конкретной сфере на основе публикаций национальных и международных экономических организаций;

- выбрать наиболее оптимальный способ выхода на зарубежный рынок;

-использовать полученные знания о функционировании международного бизнеса применительно к особенностям ведения бизнеса и его государственного регулирования в разных странах,

-на основе теорий международного бизнеса анализировать его состояние для принятия соответствующих управленческих решений;

-выявить макро - и микрофакторы мотивации выхода российских фирм на зарубежные рынки.

владеть:

- методами проведения научных исследований на основе знаний теорий международного бизнеса;

-навыками анализа инновационных аспектов внешнеэкономической деятельности организаций;

- методами комплексного и ситуационного анализа экономических, политико-правовых и социокультурных процессов в международной среде;

-навыками анализа и составления бизнес-планов, а также маркетинговых программ, применяемых в рамках международного предпринимательства, дав им возможность оценить свои способности для будущей деятельности в сфере международного бизнес.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестр 7.

Аудиторные занятия (всего)

90

90

В том числе:

-

-

Лекции

44

44

Практические занятия (ПЗ)

48

48

Самостоятельная работа (всего)

90

90

В том числе:

-

-

Курсовая работа

22

22

Эссе

14

14

Контрольная работа -1

8

8

Контрольная работа -2

10

10

Вид промежуточной аттестации - экзамен

36

36

Общая трудоемкость час

зач. ед.

180

180

5

5

5. Содержание дисциплины.

5.1. Содержание разделов дисциплины

п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

Общая характеристика глобализация международного бизнеса.

Интернационализация и глобализация мировой экономики, характеризуется как результат и перспектива развития человеческой цивилизации. Глобализация рассматривается как новый этап в хозяйственно-технологическом и информационно-культурном сближении стран и народов. Формирование мировых рынков капитала, рабочей силы, единого научно-информационного пространства и международного производства. Либерализация в сферах международного движения товара, капитала и рабочей силы. Анализируются факторы самоизоляции и факторы участия России в этих процессах.

Характеристика типичных сценариев будущего международного сообщества под углом зрения функционирования МБ.

2.

Роль международных компаний в процессе глобализации бизнеса.

Понятие международной компании (МК), их классификация. Показатели транснационализации фирм и национальных экономик.

Теории процесса транснационализации и интернализации (Р.Вернонен, С.Хайлер, А.Рагмен).Формы управления родительских фирм своими зарубежными филиалами и особенности трансфертного ценообразования.

Участие России в процесс транcационализации мировой экономики.

3.

Интернационализация бизнеса: концепции и мотивация менеджмента

Концепции интернационализации бизнеса.Врамках концепции маркетинга взаимоотношений происходит переход от модели в сфере сбыта средств производства с 4 «ПИ» (product, price, place, promotion) на 3R (recruitment, rotation, recovery).

Макро - и микроэкономические факторы мотивации выхода на внешний рынок. Основные причины интернационализации компании: географическое положение компании, издержки производства,

неравномерность технологического развития историческая рациональная специализация.

Модели интернационализации бизнеса, градиенты интернационализации фирмы.

4.

Международный маркетинг - микс и окружающая среда международного бизнеса.

Маркетинг – микс (ММ) и его компоненты (товар, цена, позиционирование, продвижение). Взаимосвязь компонентов маркетиг - микса.

Три подхода к стандартизации ММ при выходе на внешние рынки Гетерогенность совокупности локальных целевых рынков – объективная основа для модификации международного маркетинг - микса. Итеративная модель модификации международного маркетинг - микса в описании Гейла Анализ конкуренции и конкурентов, В сфере сбыта средств производства происходит Переход от классической модели модели с 4 «ПИ» к модели 3R в сфере сбыта средств производства.

Понятие окружающей среды в международном бизнесе. Сложность анализа и необходимость выделения сечений: экономическое, политико-правовое и социокультурное. Обзор концептуальных подходов к анализу окружающей среды. Диалектика международного предпринимательства и его окружающей среды.

5.

Товары и товарная политика в системе международного бизнеса.

.Классификация товаров в абстрактном пространстве «субстанция назначение – рынок». Глобальные товары и ниши. Товарная диффузия на мировом рынке. Дилемма стандартизации и адаптации товара на локальных целевых рынках.

Упаковка и маркировка товаров в контексте окружающей среды. Торговая марка, марочное название: маркировка, значение и защита от пиратства. Международная конвенция по защите промышленной собственности. Мадридское соглашение по защите международной регистрации марок. Договор о регистрации торговых марок. Допродажное и послепродажное обслуживание.

Стратегии междуародной торговли и факторы, влияющие на них

6.

Ценовая политика в международном бизнесе.

В теме рассматриваются особенности ценообразования на внешних рынках. Источники и способы определения цены предложения. Различные способы ориентации при установлении экспортной цены (на конкурентов, издержки, рыночный спрос, цены проникновения, «снятие сливок», умеренную норму прибыли).

Анализируется структура экспортной цены и возможности ее оптимизации. Недостатки и преимущества ценообразования в иностранной валюте. Демпинг в международной торговле.

Государственное регулирование цен на внешнем рынке.

Основные виды внешнеторговых цен

7.

Формы выхода (проникновения) на внешний рынок.

Каналы распределения (дистрибьюции) как одна из форм коммуникаций в международном предпринимательстве. Посредники во внешнеэкономических операциях. Основные функции предпринимательства. Межстрановые каналы распределения. Принципы выбора и основные характеристики каналов товародвижения.

Косвенный и прямой экспорт. Типы посредников при косвенном экспорте. Сходства и различия между торговыми представителями, агентами, дистрибьюторами. Совместная экспортная деятельность по принципу «наездник – несущий» фирмах. Прямые иностранные инвестиции. Стратегические альянсы как разновидность ведения совместного бизнеса.

Специализированные способы проникновения в международном бизнесе: лизинг, аутсорсинг, аутстаффинг, инжиниринг, контрактное производство, управленческий контракт, строительство объектов под ключ в международном бизнесе. Международный технологический обмен.

Преимущества и недостатки каждого из перечисленных методов.

8.

Продвижение товаров и услуг на внешний рынок.

Рассматриваются особенности создания рекламных посланий и выработки слоганов; роль языка, а также знания местных бытовых и литературных традиций, систем символов, звуков и жестов, отличительных черт цветового восприятия. Изучаются ограничения на рекламу (по содержанию, времени применения, носителям). Проблемы перевода.

Критерии выбора рекламного агентств. Процесс смещения маркетинговых средств коммуникации с прямых методов воздействия на покупателя на непрямы «бэтлизация» маркетинговых коммуникаций). Профилирующие средства продвижения: персональные продажи, международные выставки и ярмарки, «паблик рилейшнз». Устойчивая тенденция стирания границ меду всеми элементами маркетинговых коммуникаций, т.е. между ATL и BTL-технологиями. Особенности рекламного рынка в России

9.

Международные стратегии развития бизнеса.

Определены методические подходы к классификации маркетинговых стратегий: географическая и товарно-рыночная детерминированность. Измерения континуума маркетинговых стратегий: внутринациональные, межнациональные, многонациональные, глобальные. Анализируются сравнительные стратегические возможности важнейших типов конкурентов: локальных, многонациональных и глобальных компаний. Конкурентные стратегии: базовые, конфронтационные, кооперационные, инновационные, имитационные. Глобальные сегменты и глобальные ниши в современной экономике

10.

Международные бизнес - исследования

Вторичная информация: общие источники (периодика и другие средства массовой информации). Специальные справочники (отраслевые, национальные, международные). Международные агентства, правительственные источники, консалтинговые компании, банки.

Первичная информация и ее источники: результаты кабинетных и полевых исследований.

Анализ и интерпретация информации. Выбор целевого рынка. Критерии выбора внешнего рынка (доступность, норма прибыли, емкость). Структура маркетинговых исследований. Анализ спроса, предложения, деятельности конкурентов, перспектив рынка

Анализ конкуренции и конкурентов (Бенчмаркинг).

  1. Рабочая программа дисциплины «международное право» Рекомендуется для направления подготовки 080100 Экономика

    Рабочая программа
    Целью дисциплины «Международное право» является формирование у студентов комплекса знаний о развитии, состоянии и перспективах международной экономико-правовой и валютно-финансовой системы и навыков применения международно-правового
  2. Рабочая программа дисциплины «бухгалтерская отчетность» Рекомендуется для направления подготовки 080100 экономика

    Рабочая программа
    Цель изучения курса заключается в углублении и увязке полученных знаний по смежным дисциплинам, в формировании у студентов теоретических знаний и практических навыков по составлению бухгалтерской отчетности для использования в профессиональной
  3. Рабочая программа дисциплины «Анализ вэд» Рекомендуется для направления подготовки 080100 Экономика

    Рабочая программа
    Преподавание дисциплины «Анализ ВЭД» имеет целью изучение информационной базы и методики проведения экономического анализа внешнеэкономической деятельности для повышения ее эффективности.
  4. Рабочая программа дисциплины «многомерные статметоды» Рекомендуется для направления подготовки 080100 Экономика

    Рабочая программа
    Цель дисциплины «Многомерные статметоды» научить использовать методы многомерного статического анализа для исследования деятельности предприятий, отраслей экономики, для построения многомерных статистических моделей экономических объектов.
  5. Программа дисциплины «экономическая теория» Рекомендуется для направления подготовки 080100 Экономика

    Программа дисциплины
    Основная цель курса – дать студентам базовые знания в области экономической теории, методологии познания в области объективных экономических процессов в России и мире; сформировать экономическое мышление, направленное на понимание
  6. Программа дисциплины «бухгалтерский учет» Рекомендуется для направления подготовки 080100 экономика (1)

    Программа дисциплины
    Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента формируются на основе программы среднего (полного) общего образования и дисциплины «Право», которая входит в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла.
  7. Программа дисциплины «бухгалтерский учет» Рекомендуется для направления подготовки 080100 экономика (2)

    Программа дисциплины
    Дисциплина «Бухгалтерский учет» является предшествующей для дисциплин «Учет ВЭД», «Управленческий учет», «Аудит», «Налоговый учет», «Бухгалтерская отчетность», «Бухгалтерский учет в торговле», «Бухгалтерский учет в строительных организациях»,
  8. Рабочая программа дисципилины «Оплата труда» Рекомендуется для направления подготовки 080100 «Экономика»

    Рабочая программа
    Цель курса состоит в систематизации знания и научно-методическом обеспечении организации оплаты труда на предприятии(в организации). Материал курса концентрируется на том, каким образом организации конструируют и реализуют свои программы
  9. Рабочая программа дисциплины «деловая этика» Рекомендуется для направления подготовки

    Рабочая программа
    Главная цель изучения дисциплины «Деловая этика» направления «Экономика» состоит в том, чтобы познакомить студентов с деловой этикой как научной дисциплиной, ее местом в системе этического знания, основными проблемами и понятиями.

Другие похожие документы..