«История и философия специальной педагогики и психологии»

Аннотации к программам дисциплин (модулей)

Общенаучный цикл

Аннотация к рабочей программе дисциплины

«История и философия специальной педагогики и психологии»

1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре (ООП)

Дисциплина включена в базовую часть общенаучного цикла ООП.

Дисциплина «История и философия специальной педагогики и психологии» при изучении опирается на знания, получаемые при изучении дисциплин «Современные проблемы науки и специального дефектологического образования», «Развитие специального образования в России и за рубежом: традиции и современность» и служит основой для последующего изучения дисциплин базовой и вариативной части профессионального цикла: «Современные педагогические концепции и системы в специальном (дефектологическом) образовании», «Сравнительная специальная педагогика», осуществления научно-исследовательской работы и подготовки к итоговой государственной аттестации.

2. Цель изучения дисциплины

Целью освоения дисциплины является изучение и систематизация достижений отечественных и зарубежных исследований в области истории и философии специальной психологии и педагогики.

3. Структура дисциплины

Выявление и анализ предпосылок развития специальной педагогики и психологии (философский и исторический аспекты): коррекционно-образовательные модели, перспективы и приоритеты развития системы образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Проблемы людей с отклонениями в развитии в зарубежной и отечественной философии. Творческое и научное наследие Л.С.Выготского и его роль в развитии дефектологической науки. Основные направления развития специального образования на современном этапе: гуманизация, фундаментализация, интеграция.

4. Основные образовательные технологии

В качестве основных образовательных технологий для реализации компетентностного подхода предусмотрено использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, разбора конкретных ситуаций, групповых дискуссий, проектное представление результатов работы студенческих исследовательских групп) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебного курса предусмотрены встречи с представителями образовательных учреждений, учреждений структур здравоохранения и социальной защиты, научных, государственных и общественных организаций, органов управления образованием, мастер-классы экспертов и специалистов, работающих в данной области.

5. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного совершенствования своей личности (ОК- 1);

способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять своё научное мировоззрение (ОК-6);

способностью и готовностью применять знания о современных методах исследования, проводить научные эксперименты, оценивать результаты исследований; способность анализировать, синтезировать и критически резюмировать информацию (ОК-7)$

способностью демонстрировать знания фундаментальных и прикладных дисциплин магистерской программы, осознавать основные проблемы своей предметной области, при решении которых возникает необходимость в сложных задачах выбора, требующих использования количественных и качественных методов (ОП-1);

способностью изучать и систематизировать достижения отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний (ПК-10);

В результате изучения курса «История и философия специальной педагогики и психологии», обучающийся должен:

– знать ретроспективные аспекты развития специальной педагогики и психологии; современное состояние научного знания и перспективы его развития; научные методы исследования; основы философии науки;

– уметь предлагать решение актуальных проблем развития научного знания; работать с различными источниками информации; выбирать адекватные методы исследования;

владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации;

6. Общая трудоёмкость дисциплины

2 зачётные единицы (72 часа общей трудоёмкости).

7. Форма контроля

Промежуточная аттестация – экзамен.

8. Составитель

Ермолова Вера Михайловна, кандидат психологических наук, доцент кафедры коррекционной психологии и педагогики КГУ.

Аннотация к рабочей программе

дисциплины «Современные проблемы науки и специального дефектологического образования»

1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре (ООП)

Дисциплина включена в базовую часть общенаучного цикла ООП.

Изучение данной дисциплины базируется на знаниях, получаемых при знакомстве с дисциплиной «История и философия специальной педагогики и психологии».

Основные положения дисциплины могут быть использованы для последующего изучения дисциплин базовой части: «Развитие специального образования в России и за рубежом: традиции и современность», «Сравнительная специальная педагогика».

2. Цель изучения дисциплины

Формирование у студентов научных педагогических знаний и подходов к проблемам специального дефектологического образования, овладение сравнительным анализом выявленных проблем, способов организации их решений; обеспечение академической мобильности в области специального образования.

3. Структура дисциплины

Современные тенденции развития науки и специального дефектологического образования. Законодательные и нормативные документы, обеспечивающие специальное дефектологическое образование. Проблемы инклюзивного образования в России и за рубежом. Проблемы подготовки дефектологов для систем общего и специального дошкольного и школьного образования, социальной и медицинской сфер.

4. Основные образовательные технологии

В ходе изучения дисциплины используются традиционные формы обучения (лекции, семинарские и практические занятия, самостоятельная работа), активные и интерактивные методы и технологии (учебные, деловые и ролевые игры, проектные методики, решение психолого-педагогических задач, проблемные ситуации, учебные дискуссии).

5. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного совершенствования своей личности (ОК-1);

способность демонстрировать знания фундаментальных и прикладных дисциплин магистерской программы, осознавать основные проблемы своей предметной области, при решении которых возникает необходимость в сложных задачах выбора, требующих использования количественных и качественных методов (ОП-1);

способность ориентироваться в постановке научных или практических задач и определять, каким образом следует искать средства их решения (ОП-3);

готовность к использованию различных форм презентации результатов научной деятельности (ОП-4);

способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять своё научное мировоззрение (ОК-6);

способность исследовать, проектировать, реализовывать процессы образования, абилитации, реабилитации, социальной адаптации и интеграции лиц с ОВЗ с использованием инновационных технологий (ПК-1);

готовность к осуществлению координации деятельности работников сфер образования, здравоохранения и социальной защиты, организации взаимодействия с родителями, социальными партнерами (в том числе с иностранными) при решении актуальных коррекционно-педагогических задач (ПК-2);

способность проектировать коррекционно-образовательное пространство, в том числе в инклюзивных формах (ПК-3);

способность создавать инновационные, в том числе информационные, технологии с целью оптимизации коррекционно-образовательного процесса (ПК-4);

способность осуществлять взаимодействие с работниками органов управления образованием, здравоохранением и социальной защиты населения и представителями общественных организаций по проблемам образования лиц с ОВЗ (ПК-6);

способность осуществлять консультирование лиц с проблемами в развитии, членов их семей, родственников и заинтересованных взрослых, педагогов, в том числе образовательных учреждений, осуществляющих инклюзивное обучение, по вопросам организации и реализации индивидуальных образовательных и реабилитационных программ (ПК-9);

способность изучать и систематизировать достижения отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний (ПК-10);

готовность к осуществлению профессионального и личностного самообразования, проектированию дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры, участию в экспериментальной работе (ПК-15);

способность преподавать в учреждениях среднего и высшего профессионального образования (ПК-16);

способность организовывать педагогический процесс в специальных образовательных учреждениях, а также в учреждениях здравоохранения и социальной защиты, осуществлять его мониторинг и оценивать результативность (ПК-20);

способность к проектированию нормативно-правового поля специального образования (ПК-23);

В результате изучения курса «Современные проблемы науки и специального дефектологического образования», обучающийся должен:

– знать современное состояние научного знания и перспективы его развития; достижения отечественной и зарубежной науки по проблемам специальной педагогики и психологии; основные инновационные технологии в специальном образовании;

- уметь предлагать решение актуальных проблем развития научного знания; работать с различными источниками информации; организовывать и проводить анализ условий и факторов образовательного процесса с целью его оптимизации; проектировать и реализовывать коррекционно-развивающий процесс в инновационном режиме;

- владетьосновными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; методами психолого-педагогического анализа образовательных систем; приемами моделирования содержания, форм и технологий коррекционно-развивающего процесса в инновационном режиме.

6. Общая трудоемкость дисциплины

2 зачетные единицы (72 часа общей трудоемкости).

7. Формы контроля

Промежуточная аттестация – курсовая работа, зачет.

8. Составитель

Бугаева Тамара Ивановна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры специальных методик и русского языка КГУ.

Аннотация к рабочей программе

  1. Учебно-методический комплекс для студентов 2 курса заочной формы обучения специальности «Педагогика и психология» сокращенной образовательной программы

    Учебно-методический комплекс
    Экономика 4 3 Концепции современного естествознания 1 0 8 4 Зачет 4 Методология и методы психолого-педагогических исследований 1 0 К/р Экз.
  2. Учебно-методический комплекс для студентов 2 курса заочной формы обучения специальности «Педагогика и психология» полной образовательной программы.

    Учебно-методический комплекс
    Философия 10 К/р Экз. 3 Основы общей психологии 0 К/р Экз.
  3. Учебно-методический комплекс для студентов 3 курса заочной формы обучения специальности «Педагогика и психология» сокращенной образовательной программы

    Учебно-методический комплекс
    Комплексные мультимедийные средства в образовании 44 4 Зачет 3 Управление образовательными системами 7 4 Зачет 4 Современные средства оценивания результатов обучения 8 Зачет 5 Социальная психология 00 К/р Экз.
  4. Учебно-методический комплекс для студентов 4 курса заочной формы обучения специальности «Педагогика и психология» полной образовательной программы Тобольск

    Учебно-методический комплекс
    Социология и политология 1 3 Клиническая психология 1 0 К/р Экз.
  5. Учебно-методический комплекс для студентов 1 курса заочной формы обучения специальности «Педагогика и психология» сокращенной образовательной программы

    Учебно-методический комплекс
    физиология и гигиена 11 Основы медицинских знаний и ЗОЖ 7 Зачет 1 Практика в школе (3 нед.) семестр ( 0 дней) 1 Иностранный язык 340 К/р Экз. Отечественная история 100 К/р Экз. 3 Философия 4 4 Основы общей психологии 0 К/р Экз. 5
  6. Самостоятельная работа по курсу «История педагогики и образования» Для специальности «Педагогика и психология»

    Самостоятельная работа
    6. Составьте таблицу: Составные части истории педагогики и их содержание. Используйте опорные понятия: практическая; теоретическая; история педагогической мысли; история образования (обучения и воспитания).
  7. Рабочий план 2010-2011 уч г (На основании учебного плана от 02. 03. 2010г.) Специальность «Педагогика и психология»

    Контрольная работа
    зан- ч Зачет - 7 Основы общей психологии 4 Лекция- ч Лаб.раб-4ч Лекция- ч Лаб.раб-4ч Прак.зан- ч Контрольная работа Экзамен 8 Основы общей педагогики 74 Лекция-4ч Лекция- ч Лаб.
  8. Рабочая программа дисциплина: Философия и история образования для специальности: педагогика институт

    Рабочая программа
    Актуальность изучения курса «Философия и история образования» определяется активизацией процесса реформирования отечественного образования в условиях преодоления кризиса, охватившего все сферы Российского общества.
  9. Программа по дисциплине «Основы саморегуляции» для специальности «Педагогика и психология»

    Программа
    Курс «Основы саморегуляции» предполагает изучение теорети­ческой части в рамках лекционных и практических занятий, позво­ляющих проверить уровень усвоения приобретенных знаний, умения сохранить и укрепить собственное психологическое здоровье.

Другие похожие документы..