«История и философия специальной педагогики и психологии»

«Методология специальной психологии»

1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре (ООП)

Дисциплина «Методология специальной психологии»включена в вариативную часть общенаучного цикла ООП.

К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины «Методология специальной психологии», относятся знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения дисциплин общенаучного и профессионального цикла: «История и философия специальной педагогики и психологии», «Современные проблемы науки и специального дефектологического образования», «Методология психолого-педагогического исследования», «Дифференциальная психодиагностика нарушений развития».

Основные положения дисциплины «Методология специальной психологии» могут быть использованы для последующего изучения дисциплин общенаучного и профессионального циклов: «Актуальные проблемы специальной психологии», «Система психологической службы в специальном образовании», «Методика преподавания специальной психологии», «Психологические основы профессиональной деятельности дефектолога», в процессе прохождения научно-исследовательской и педагогической практик, а также в научно-исследовательской работе в семестре.

2. Цель изучения дисциплины

Целью освоения дисциплины является формирование представлений обучающихся о специфике методологического знания в специальной психологии, как интегрированной отрасли научного знания в концептуальном, организационном и прикладном аспектах; перспективных направлениях исследований в области специальной психологии в современной научной парадигме; умений применять методологические знания в области специальной психологии для решения профессиональных задач.

3. Структура дисциплины

Специфика методологического знания в специальной психологии.Культурно-исторический и естественнонаучный методологические подходы в специальной психологии. Методологические уровни специальной психологии. Конкретно-методологические принципы специальной психологии. Дискуссионные методологические проблемы специальной психологии. Значение трудов Л.С. Выготского и его школы в формировании методологической базы специальной психологии. Методологическая основа специальной психологии как прикладной отрасли психологической науки и практики (теории, объект, предмет, задачи, методы и основные направления исследования). Характеристика структуры, логики, стратегии и тактики исследования в специальной психологии. Общая характеристика методов в специальной психологии. Методологическая культура дефектолога.

4. Основные образовательные технологии

В ходе изучения дисциплины используются традиционные формы обучения (лекции, семинарские и практические занятия, самостоятельная работа), активные и интерактивные методы и технологии (учебные, деловые и ролевые игры, проектные методики, решение психолого-педагогических задач, проблемные ситуации, учебные дискуссии).

5. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины «Методология специальной психологии» направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

способность и готовность применять знания о современных методах исследования, проводить научные эксперименты, оценивать результаты исследований; способность анализировать, синтезировать и критически резюмировать информацию (ОК-7);

способность демонстрировать знания фундаментальных и прикладных дисциплин магистерской программы, осознавать основные проблемы своей предметной области, при решении которых возникает необходимость в сложных задачах выбора, требующих использования количественных и качественных методов (ОП-1);

способность ориентироваться в постановке научных или практических задач и определять, каким образом следует искать средства их решения (ОП-3);

готовность к осуществлению координации деятельности работников сфер образования, здравоохранения и социальной защиты, организации взаимодействия с родителями, социальными партнерами (в том числе с иностранными) при решении актуальных коррекционно-педагогических задач (ПК-2);

способность изучать и систематизировать достижения отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний (ПК-10);

способность разрабатывать стратегию, структуру и процедуру осуществления экспериментальной работы (ПК-11).

В результате изучения дисциплины «Методология специальной психологии» обучающийся должен:

знать специфику методологического знания в специальной психологии; культурно-исторический и естественнонаучный методологические подходы в специальной психологии; методологические уровни специальной психологии; конкретно-методологические принципы специальной психологии; дискуссионные методологические проблемы специальной психологии; методологическую основу специальной психологии как прикладной отрасли психологической науки и практики; основные положения ФГОС ВПО по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»;

уметь применять методологические знания специальной психологии для решения актуальных проблем; работать с различными источниками информации; использовать в профессиональной деятельности информационные и коммуникационные технологии; изучать и систематизировать достижения отечественных и зарубежных исследований в области специальной психологии и смежных отраслей знаний; применять знания о современных методах исследования в специальной психологии, проводить научные эксперименты, оценивать результаты исследований; анализировать, синтезировать и критически резюмировать информацию; демонстрировать знания фундаментальных и прикладных дисциплин магистерской программы, осознавать основные проблемы специальной психологии, при решении которых возникает необходимость в сложных задачах выбора, требующих использования количественных и качественных методов; разрабатывать стратегию, структуру и процедуру осуществления экспериментальной работы; выявлять методологические проблемы специальной психологии на современном этапе;

владетьнавыками использования методологических знаний специальной психологии для решения актуальных проблем;основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки и анализа информации в профессиональной деятельности; методами психолого-педагогического анализа, сравнения, прогнозирования диагностических данных, полученных в результате комплексного медико-психолого-педагогического обследования; приемами систематизации научных знаний; координации деятельности работников сфер образования, здравоохранения и социальной защиты, организации взаимодействия с родителями, социальными партнерами (в том числе с иностранными) при решении актуальных коррекционно-педагогических задач; применения методологических знаний в области специальной психологии для решения профессиональных задач.

6. Общая трудоемкость дисциплины

2 зачетные единицы (72 часа общей трудоемкости).

7. Форма контроля

Промежуточная аттестация – курсовая работа, экзамен.

8. Составитель

Лукьянов Владимир Викторович, доктор медицинских наук, профессор кафедры коррекционной психологии и педагогики КГУ.

Аннотация к рабочей программе дисциплины «Актуальные проблемы специальной психологии»

1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре (ООП)

Дисциплина «Актуальные проблемы специальной психологии»включена в вариативную часть общенаучного цикла ООП.

К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины «Актуальные проблемы специальной психологии», относятся знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения дисциплин общенаучного и профессионального циклов: «История и философия специальной педагогики и психологии», «Современные проблемы науки и специального дефектологического образования», «Методология психолого-педагогического исследования», «Методология специальной психологии», «Дифференциальная психодиагностика нарушений развития».

Основные положения дисциплины «Актуальные проблемы специальной психологии» могут быть использованы для последующего изучения дисциплин общенаучного и профессионального цикла: «Система психологической службы в специальном образовании», «Методика преподавания специальной психологии», «Психологические основы профессиональной деятельности дефектолога», «Психопрофилактика и психотерапия в специальной психологии», в процессе прохождения научно-исследовательской и педагогической практики, а также в научно-исследовательской работе в семестре.

2. Цель изучения дисциплины

Целью освоения дисциплины является формирование представлений обучающихся о научных знаниях и подходах к выявлению актуальных проблем специального дефектологического образования в области специальной психологии, умений анализировать выявленные проблемы и находить способы их решений.

3. Структура дисциплины

Современные тенденции развития специальной психологии. Проблемы терминологии, понятийного аппарата специальной психологии. Законодательные и нормативные документы, обеспечивающие образование, психолого-педагогическое, медико-социальное сопровождение лиц с ОВЗ. Актуальность ранней диагностики и коррекции нарушений в развитии. Проблемы, возникающие при отборе содержания, технологий и методов психокоррекционной работы с детьми с ОВЗ. Роль и задачи специального психолога в условиях интеграции и инклюзивного образования детей с ОВЗ. Организация взаимодействия с родителями, членами семей, воспитывающих детей с ОВЗ. Проблемы подготовки специальных психологов для систем общего и специального дошкольного и школьного образования, социальной и медицинской сфер.

4. Основные образовательные технологии

В ходе изучения дисциплины используются традиционные формы обучения (лекции, семинарские и практические занятия, самостоятельная работа), активные и интерактивные методы и технологии (учебные, деловые и ролевые игры, проектные методики, решение психолого-педагогических задач, проблемные ситуации, учебные дискуссии).

5. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины «Актуальные проблемы специальной психологии» направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

способность и готовность применять знания о современных методах исследования, проводить научные эксперименты, оценивать результаты исследований; способность анализировать, синтезировать и критически резюмировать информацию (ОК-7);

способность демонстрировать знания фундаментальных и прикладных дисциплин магистерской программы, осознавать основные проблемы своей предметной области, при решении которых возникает необходимость в сложных задачах выбора, требующих использования количественных и качественных методов (ОП-1);

способность ориентироваться в постановке научных или практических задач и определять, каким образом следует искать средства их решения (ОП-3);

готовность к осуществлению координации деятельности работников сфер образования, здравоохранения и социальной защиты, организации взаимодействия с родителями, социальными партнерами (в том числе с иностранными) при решении актуальных коррекционно-педагогических задач (ПК-2);

способность изучать и систематизировать достижения отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний (ПК-10);

готовность к анализу и систематизации результатов исследований, подготовке научных отчетов, публикаций, презентаций, использованию их в профессиональной деятельности (ПК-12);

способность использовать имеющиеся возможности образовательного пространства и проектировать новые, в том числе информационные, для решения научно-исследовательских задач (ПК-13).

В результате изучения курса «Актуальные проблемы специальной психологии», обучающийся должен:

– знать современное состояние и проблемы специальной психологии как области научного знания;достижения отечественной и зарубежной науки в области специальной психологии; современное состояние терминологии в специальной психологии; законодательные и нормативные документы, обеспечивающие образование, психолого-педагогическое, медико-социальное сопровождение лиц с ОВЗ; современное состояние проблемы ранней диагностики и коррекции нарушений в развитии России и за рубежом; существующие подходы (концепции) к психокоррекционной работе с лицами с ОВЗ; задачи специального психолога в условиях инклюзивного образования; проблемы семей, воспитывающих детей с ОВЗ; психологические концепции семейного воспитания детей с ОВЗ; основные положения ФГОС ВПО по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»;

– уметь применять методологические знания специальной психологии для решения актуальных проблем; работать с различными источниками информации; использовать в профессиональной деятельности информационные и коммуникационные технологии; анализировать нормативно-правовые документы, обеспечивающие жизненные компетенции лиц с ОВЗ; проводить сравнительный анализ психолого-педагогической литературы по вопросам ранней диагностики и коррекции нарушений в развитии; существующих подходов (концепций) психокоррекционной работы с лицами с ОВЗ; консультирования родителей, членов семей, воспитывающих детей с ОВЗ; выявлять терминологические проблемы специальной психологии на современном этапе; проблемы, возникающие при отборе содержания, технологий и методов психокоррекционной работы с лицами с ОВЗ; проблемы подготовки специальных психологов для систем общего и специального дошкольного и школьного образования, социальной и медицинской сфер и предлагать варианты их решения; формулировать задачи специального психолога по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования;

владетьнавыками использования методологических знаний специальной психологии для решения актуальных проблем;основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки и анализа информации; методами психолого-педагогического анализа, сравнения, прогнозирования диагностических данных, полученных в результате комплексного медико-психолого-педагогического обследования; приемами систематизации научных знаний по вопросам ранней диагностики и коррекции нарушений в развитии; психокоррекционной работы с лицами с ОВЗ; консультирования родителей, членов семей, воспитывающих детей с ОВЗ.

6. Общая трудоемкость дисциплины

2 зачетные единицы (72 часа общей трудоемкости).

7. Форма контроля

Промежуточная аттестация – экзамен.

8. Составитель

Лукьянов Владимир Викторович, доктор медицинских наук, профессор кафедры коррекционной психологии и педагогики КГУ.

  1. Учебно-методический комплекс для студентов 2 курса заочной формы обучения специальности «Педагогика и психология» сокращенной образовательной программы

    Учебно-методический комплекс
    Экономика 4 3 Концепции современного естествознания 1 0 8 4 Зачет 4 Методология и методы психолого-педагогических исследований 1 0 К/р Экз.
  2. Учебно-методический комплекс для студентов 2 курса заочной формы обучения специальности «Педагогика и психология» полной образовательной программы.

    Учебно-методический комплекс
    Философия 10 К/р Экз. 3 Основы общей психологии 0 К/р Экз.
  3. Учебно-методический комплекс для студентов 3 курса заочной формы обучения специальности «Педагогика и психология» сокращенной образовательной программы

    Учебно-методический комплекс
    Комплексные мультимедийные средства в образовании 44 4 Зачет 3 Управление образовательными системами 7 4 Зачет 4 Современные средства оценивания результатов обучения 8 Зачет 5 Социальная психология 00 К/р Экз.
  4. Учебно-методический комплекс для студентов 4 курса заочной формы обучения специальности «Педагогика и психология» полной образовательной программы Тобольск

    Учебно-методический комплекс
    Социология и политология 1 3 Клиническая психология 1 0 К/р Экз.
  5. Учебно-методический комплекс для студентов 1 курса заочной формы обучения специальности «Педагогика и психология» сокращенной образовательной программы

    Учебно-методический комплекс
    физиология и гигиена 11 Основы медицинских знаний и ЗОЖ 7 Зачет 1 Практика в школе (3 нед.) семестр ( 0 дней) 1 Иностранный язык 340 К/р Экз. Отечественная история 100 К/р Экз. 3 Философия 4 4 Основы общей психологии 0 К/р Экз. 5
  6. Самостоятельная работа по курсу «История педагогики и образования» Для специальности «Педагогика и психология»

    Самостоятельная работа
    6. Составьте таблицу: Составные части истории педагогики и их содержание. Используйте опорные понятия: практическая; теоретическая; история педагогической мысли; история образования (обучения и воспитания).
  7. Рабочий план 2010-2011 уч г (На основании учебного плана от 02. 03. 2010г.) Специальность «Педагогика и психология»

    Контрольная работа
    зан- ч Зачет - 7 Основы общей психологии 4 Лекция- ч Лаб.раб-4ч Лекция- ч Лаб.раб-4ч Прак.зан- ч Контрольная работа Экзамен 8 Основы общей педагогики 74 Лекция-4ч Лекция- ч Лаб.
  8. Рабочая программа дисциплина: Философия и история образования для специальности: педагогика институт

    Рабочая программа
    Актуальность изучения курса «Философия и история образования» определяется активизацией процесса реформирования отечественного образования в условиях преодоления кризиса, охватившего все сферы Российского общества.
  9. Программа по дисциплине «Основы саморегуляции» для специальности «Педагогика и психология»

    Программа
    Курс «Основы саморегуляции» предполагает изучение теорети­ческой части в рамках лекционных и практических занятий, позво­ляющих проверить уровень усвоения приобретенных знаний, умения сохранить и укрепить собственное психологическое здоровье.

Другие похожие документы..