«История и философия специальной педагогики и психологии»

дисциплины «История и методология олигофренопедагогики»

1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре (ООП)

Дисциплина включена в вариативную часть общенаучного цикла ООП.

Изучение данной дисциплины базируется на знаниях, получаемых при знакомстве с дисциплинами «История и философия специальной педагогики и психологии», «Развитие специального образования в России и за рубежом: традиции и современность», «Методология психолого-педагогического исследования».

Основные положения дисциплины могут быть использованы для последующего изучения дисциплин: «Современные педагогические концепции и системы в специальном образовании», «Технологии построения научного дискурса», «Сравнительная специальная педагогика», а также в процессе практики и научно-исследовательской работы.

2. Цель изучения дисциплины

Формирование научного педагогического и гуманистического мировоззрения, методологических знаний и теоретического мышления магистрантов, умений осуществлять общий и теоретико-методологический анализ закономерностей процесса становления и развития олигофренопедагогики как области научных знаний и владения ими в профессиональной деятельности олигофренопедагога.

3. Структура дисциплины

Философские подходы к истории развития олигофренопедагогики. Донаучный период знаний об умственной отсталости. Формирование клинического (симптомологического) подхода к изучению и коррекции умственной отсталости. Значение трудов Л.С. Выготского и его школы в формировании методологической базы олигофренопедагогики как педагогической науки. Основные положения современной методологии олигофренопедагогики. Сравнительный анализ зарубежных и отечественных методологических подходов к обучению, воспитанию детей с нарушениями интеллекта.

4. Основные образовательные технологии

В учебном процессе предусмотрены традиционные формы обучения (лекции, семинарские и практические занятия, самостоятельная работа). В качестве основных образовательных технологий для реализации компетентностного подхода используются активные и интерактивные формы проведения занятий (семинары в диалоговом режиме, дискуссии, проектное представление результатов работы исследовательских групп) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

5. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного совершенствования своей личности (ОК-1);

способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять своё научное мировоззрение (ОК-6);

способность ориентироваться в постановке научных или практических задач и определять, каким образом следует искать средства их решения (ОП-3);

способность исследовать, проектировать, реализовывать процессы образования, абилитации, реабилитации, социальной адаптации и интеграции лиц с ОВЗ с использованием инновационных технологий (ПК-1);

способность изучать и систематизировать достижения отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний (ПК-10);

готовность к анализу и систематизации результатов исследований, подготовке научных отчетов, публикаций, презентаций, использованию их в профессиональной деятельности (ПК-12);

готовность к осуществлению профессионального и личностного самообразования, проектированию дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры, участию в экспериментальной работе (ПК-15);

В результате изучения курса «История и методология олигофренопедагогики» магистрант должен:

– знать философские подходы истории развития олигофренопедагогики; ретроспективные аспекты развития олигофренопедагогики; труды Л.С.Выготского, отражающие вопросы формирования методологической базы олигофренопедагогики; фундаментальные концепции и принципы изучения детей с отклонениями в интеллектуальном развитии в России и за рубежом; основные положения современной методологии олигофренопедагогики;

– уметь осуществлять общий и теоретико-методологический анализ закономерностей процесса становления и развития олигофренопедагогики как области научных знаний; работать с различными источниками информации; классифицировать и систематизировать мировоззренческие представления об этапах развития олигофренопедагогики как науки;

– владеть теоретико-методологическим анализом закономерностей процесса становления и развития олигофренопедагогики как области научных знаний; навыками определения влияния исторических процессов и изменений в общественном сознании на специфику обучения и воспитания лиц с нарушениями развития; приемами презентации собственных возможностей в области педагогической теории и практики; способностью к педагогическому прогнозированию с учетом социокультурных и социальных изменений в обществе.

6. Общая трудоемкость дисциплины

2 зачетных единицы (72 часа общей трудоемкости).

7. Формы контроля

Промежуточная аттестация – экзамен, курсовая работа.

8. Составитель

Савельева Галина Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальных методик и русского языка КГУ.

Аннотация к рабочей программе

дисциплины «Актуальные проблемы олигофренопедагогики»

1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре (ООП)

Дисциплина включена в вариативную часть общенаучного цикла ООП.

Изучение данной дисциплины базируется на знаниях, полученных при знакомстве с дисциплинами «История и философия специальной педагогики и психологии», «Современные проблемы науки и специального дефектологического образования», «История и методология олигофренопедагогики».

Основные положения дисциплины могут быть использованы для последующего изучения дисциплин профессионального цикла: «Сравнительная специальная педагогика», «Современные педагогические концепции и системы в специальном образовании», «Методика преподавания олигофренопедагогики», в процессе педагогической и научно-исследовательской практики, в научно-исследовательской работе и при подготовке к итоговой государственной аттестации.

2. Цель изучения дисциплины

Формирование у студентов научных педагогических знаний и подходов к выявлению актуальных проблем специального дефектологического образования в области олигофренопедагогики, умений анализировать выявленные проблемы и находить способы организации их решений.

3. Структура дисциплины

Современные тенденции развития олигофренопедагогики. Проблемы терминологии, понятийного аппарата олигофренопедагогики. Законодательные и нормативные документы, обеспечивающие образование, психолого-педагогическое, медико-социальное сопровождение лиц с нарушениями интеллекта. Актуальность ранней диагностики и коррекции интеллектуальных нарушений. Проблемы, возникающие при отборе содержания, технологий и методов обучения умственно отсталых детей. Роль и задачи олигофренопедагога в условиях интеграции и инклюзивного образования детей с нарушениями интеллекта. Организация взаимодействия с родителями, членами семей, воспитывающих детей с нарушениями интеллекта. Проблемы подготовки олигофренопедагогов для систем общего и специального дошкольного и школьного образования, социальной и медицинской сфер.

4. Основные образовательные технологии

В ходе изучения дисциплины используются традиционные формы обучения (лекции, семинарские и практические занятия, самостоятельная работа), активные и интерактивные методы и технологии (учебные, деловые и ролевые игры, проектные методики, решение психолого-педагогических задач, проблемные ситуации, учебные дискуссии).

5. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного совершенствования своей личности (ОК- 1);

способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять своё научное мировоззрение (ОК-6);

способность ориентироваться в постановке научных или практических задач и определять, каким образом следует искать средства их решения (ОП-3);

способность исследовать, проектировать, реализовывать процессы образования, абилитации, реабилитации, социальной адаптации и интеграции лиц с ОВЗ с использованием инновационных технологий
(ПК-1);

готовность к осуществлению координации деятельности работников сфер образования, здравоохранения и социальной защиты, организации взаимодействия с родителями, социальными партнерами
(в том числе с иностранными) при решении актуальных коррекционно-педагогических задач (ПК-2);

способность проектировать коррекционно-образовательное пространство, в том числе в инклюзивных формах (ПК-3);

способность осуществлять консультирование лиц с проблемами в развитии, членов их семей, родственников и заинтересованных взрослых, педагогов, в том числе образовательных учреждений, осуществляющих инклюзивное обучение, по вопросам организации и реализации индивидуальных образовательных и реабилитационных программ (ПК-9);

способность изучать и систематизировать достижения отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний (ПК-10);

готовность к осуществлению профессионального и личностного самообразования, проектированию дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры, участию в экспериментальной работе (ПК-15);

способность преподавать в учреждениях среднего и высшего профессионального образования (ПК-16);

способность к проектированию нормативно-правового поля специального образования (ПК-23).

В результате изучения курса «Актуальные проблемы олигофренопедагогики», обучающийся должен:

В результате изучения курса «Актуальные проблемы олигофренопедагогики», обучающийся должен:

– знать современное состояние и проблемы олигофренопедагогики как области научного знания;достижения отечественной и зарубежной науки в области специального образования, сопровождения лиц с нарушениями интеллекта; исторические аспекты формирования терминологии в олигофренопедагогике и её современное состояние; законодательные и нормативные документы, обеспечивающие образование, психолого-педагогическое, медико-социальное сопровождение лиц с нарушениями интеллекта; современное состояние ранней диагностики и коррекции интеллектуальных нарушений в России и за рубежом; существующие подходы к обучению лиц с нарушениями интеллекта; задачи олигофренопедагога в условиях инклюзивного образования; проблемы семей, воспитывающих детей с нарушениями интеллекта; психологические концепции семейного воспитания детей с ОВЗ; основные положения ФГОСа ВПО по направлению Специальное (дефектологическое) образование;

- уметь применять исторические и методологические знания для решения актуальных проблем в предметной области; выявлять терминологические проблемы олигофренопедагогики на современном этапе; формулировать проблемы, возникающие при отборе содержания и технологий обучения детей с умственной отсталостью; анализировать нормативно-правовые документы, обеспечивающие жизненные компетенции лиц с нарушениями интеллекта; проводить сравнительный анализ существующих подходов к обучению детей и подростков с интеллектуальными нарушениями; анализировать психолого-педагогическую литературу по вопросам ранней диагностики и коррекции интеллектуальных нарушений, консультирования родителей, членов семей, воспитывающих детей с нарушениями интеллекта; выявлять проблемы подготовки олигофренопедагогов для систем общего и специального дошкольного и школьного образования, социальной и медицинской сфер и предлагать варианты их решения; формулировать задачи олигофренопедагога по психолого-педагогическому сопровождению ребенка с нарушениями интеллекта в условиях инклюзивного образования; работать с различными источниками информации; использовать в профессиональной деятельности информационные и коммуникационные технологии;

- владетьнавыками использования исторических и методологических знаний олигофренопедагогики для решения актуальных проблем;методами психолого-педагогического анализа, сравнения, прогнозирования современных педагогических концепций и образовательных систем, вариативных моделей специального образования; приемами систематизации научных знаний по вопросам ранней диагностики и коррекции интеллектуальных нарушений, консультирования родителей, членов семей, воспитывающих детей с нарушениями интеллекта; основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки и анализа информации.

6. Общая трудоемкость дисциплины

2 зачетные единицы (72 часа общей трудоемкости).

7. Формы контроля

Промежуточная аттестация – экзамен.

8. Составитель

Бугаева Тамара Ивановна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры специальных методик и русского языка КГУ.

Аннотация к рабочей программе дисциплины

  1. Учебно-методический комплекс для студентов 2 курса заочной формы обучения специальности «Педагогика и психология» сокращенной образовательной программы

    Учебно-методический комплекс
    Экономика 4 3 Концепции современного естествознания 1 0 8 4 Зачет 4 Методология и методы психолого-педагогических исследований 1 0 К/р Экз.
  2. Учебно-методический комплекс для студентов 2 курса заочной формы обучения специальности «Педагогика и психология» полной образовательной программы.

    Учебно-методический комплекс
    Философия 10 К/р Экз. 3 Основы общей психологии 0 К/р Экз.
  3. Учебно-методический комплекс для студентов 3 курса заочной формы обучения специальности «Педагогика и психология» сокращенной образовательной программы

    Учебно-методический комплекс
    Комплексные мультимедийные средства в образовании 44 4 Зачет 3 Управление образовательными системами 7 4 Зачет 4 Современные средства оценивания результатов обучения 8 Зачет 5 Социальная психология 00 К/р Экз.
  4. Учебно-методический комплекс для студентов 4 курса заочной формы обучения специальности «Педагогика и психология» полной образовательной программы Тобольск

    Учебно-методический комплекс
    Социология и политология 1 3 Клиническая психология 1 0 К/р Экз.
  5. Учебно-методический комплекс для студентов 1 курса заочной формы обучения специальности «Педагогика и психология» сокращенной образовательной программы

    Учебно-методический комплекс
    физиология и гигиена 11 Основы медицинских знаний и ЗОЖ 7 Зачет 1 Практика в школе (3 нед.) семестр ( 0 дней) 1 Иностранный язык 340 К/р Экз. Отечественная история 100 К/р Экз. 3 Философия 4 4 Основы общей психологии 0 К/р Экз. 5
  6. Самостоятельная работа по курсу «История педагогики и образования» Для специальности «Педагогика и психология»

    Самостоятельная работа
    6. Составьте таблицу: Составные части истории педагогики и их содержание. Используйте опорные понятия: практическая; теоретическая; история педагогической мысли; история образования (обучения и воспитания).
  7. Рабочий план 2010-2011 уч г (На основании учебного плана от 02. 03. 2010г.) Специальность «Педагогика и психология»

    Контрольная работа
    зан- ч Зачет - 7 Основы общей психологии 4 Лекция- ч Лаб.раб-4ч Лекция- ч Лаб.раб-4ч Прак.зан- ч Контрольная работа Экзамен 8 Основы общей педагогики 74 Лекция-4ч Лекция- ч Лаб.
  8. Рабочая программа дисциплина: Философия и история образования для специальности: педагогика институт

    Рабочая программа
    Актуальность изучения курса «Философия и история образования» определяется активизацией процесса реформирования отечественного образования в условиях преодоления кризиса, охватившего все сферы Российского общества.
  9. Программа по дисциплине «Основы саморегуляции» для специальности «Педагогика и психология»

    Программа
    Курс «Основы саморегуляции» предполагает изучение теорети­ческой части в рамках лекционных и практических занятий, позво­ляющих проверить уровень усвоения приобретенных знаний, умения сохранить и укрепить собственное психологическое здоровье.

Другие похожие документы..