«История и философия специальной педагогики и психологии»

Цель итоговой государственной аттестации – установление соответствия уровня подготовки выпускников требованиям ФГОС ВПО.

Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации), государственный экзамен, устанавливаемый по решению Ученого совета вуза.

Общие требования к уровню подготовки магистра

Магистр подготовлен к профессиональной деятельности в области образования лиц (детей, подростков и взрослых) с ограниченными возможностями здоровья, которое реализуется в условиях различных государственных и негосударственных образовательных, социальных структур и структур здравоохранения в различных институциональных условиях.

Объектами профессиональной деятельности являются: коррекционно-развивающий учебно-воспитательный и реабилитационный процессы; коррекционно-образовательные, реабилитационные, социально-адаптационные и общеобразовательные системы.

Магистр подготовлен к решению следующих профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры и видами профессиональной деятельности:

в области коррекционно-педагогической деятельности:

изучение образовательного потенциала лиц с ОВЗ в различных социально-институциональных условиях с целью прогнозирования и проектирования индивидуальных маршрутов развития и образования;

исследование, проектирование, реализация процесса образования, абилитации, реабилитации, социальной адаптации и интеграции лиц с ОВЗ с использованием инновационных технологий;

координация деятельности работников сфер образования, здравоохранения и социальной защиты, организация взаимодействия с родителями, социальными партнерами (в том числе с иностранными) при решении актуальных коррекционно-педагогических задач;

проектирование коррекционно-образовательной среды и методических материалов;

создание инновационных, в том числе информационных технологий, с целью оптимизации коррекционно-образовательного процесса;

проектирование инновационного развития коррекционно-педагогических систем и систем инклюзивного образования;

проектирование внеурочной и внеаудиторной деятельности обучающихся с ОВЗ;

моделирование и осуществление педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья, подготовка их к сознательному выбору профессии;

оптимизация социально-средовых условий жизнедеятельности лиц с ОВЗ;

в области диагностико-консультативной и профилактической деятельности:

осуществление комплексного психолого-педагогического изучения с целью выявления особенностей психофизического развития людей и организации медико-психолого-педагогического сопровождения;

проектирование, апробация и внедрение психолого-педагогических технологий выявления нарушений в развитии;

консультирование лиц с проблемами в развитии, членов их семей, родственников и заинтересованных взрослых по вопросам организации и реализации индивидуальных образовательных и реабилитационных программ;

консультирование педагогов образовательных учреждений, осуществляющих инклюзивное образование детей с ОВЗ;

консультирование работников органов управления образованием, здравоохранением и социальной защиты населения и представителей общественных организаций по проблемам образования лиц с ОВЗ;

в области научно-исследовательской деятельности:

изучение и систематизация достижений отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний;

разработка стратегии, структуры и процедуры осуществления опытно-экспериментальной работы;

анализ и систематизация результатов исследований, подготовка научных отчетов, публикаций, презентаций, использование их в профессиональной деятельности;

использование имеющихся возможностей образовательного пространства и проектирование новых, в том числе информационных, для решения научно-исследовательских задач;

мониторинг эффективности коррекционно-педагогического, абилитационного и реабилитационного процесса в отношении лиц с ОВЗ в учреждениях общего и профессионального образования;

осуществление профессионального и личностного самообразования, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры, участие в опытно-экспериментальной работе;

проектирование содержания дополнительного образования лиц с ОВЗ;

в области преподавательской деятельности:

преподавание в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;

использование актуальных научно обоснованных педагогических технологий;

мониторинг и прогнозирование учебных достижений с использованием современных средств оценивания результатов обучения;

руководство научно-исследовательской работой студентов;

в области организационно-управленческой деятельности:

организация педагогического процесса в специальных образовательных учреждениях, а также в учреждениях здравоохранения и социальной защиты;

руководство педагогическим процессом и образовательными системами, их мониторинг и оценка результативности;

контроль педагогического процесса в специальных образовательных учреждениях, а также в учреждениях здравоохранения и социальной защиты;

использование различных способов и средств оценки качества образования, готовность к комплексному моделированию разнообразных форм промежуточного и итогового контроля;

руководство педагогическим коллективом в целях определения и реализации стратегии коррекционно-развивающего воздействия;

участие в проектировании нормативно-правового поля специального образования;

в области культурно-просветительной деятельности:

изучение потенциальных возможностей и специфических культурных потребностей лиц с нарушениями в развитии и реализация индивидуальных программ сопровождения их культурно-досуговой деятельности в различных социально-институциональных условиях;

изучение и обеспечение специфических социально-культурных потребностей личности с ОВЗ в различные возрастные периоды, проектирование групповых и индивидуальных программ сопровождения в социально-институциональных, межэтнических, межкультурных, межконфессиональных условиях;

изучение, проектирование, реализация и оценка результатов социально-культурной деятельности с использованием современных технологий в условиях образовательных и реабилитационных учреждений;

организация сотрудничества с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с населением по проблемам взаимодействия с лицами с ОВЗ для успешной их социальной адаптации и интеграции.

Перечень общекультурных и профессиональных компетенций, которыми должен обладать магистр

способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного совершенствования своей личности (ОК-1);

готовностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных и социальных условий деятельности (ОК-2);

способностью свободно использовать русский и иностранный языки, как средства делового общения (ОК-3);

способностью использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении коллективом, влиять на формирование целей команды, воздействовать на ее социально-психологический климат в нужном для достижения целей направлении, оценивать качество результатов деятельности (ОК-4);

способностью оказывать личным примером позитивное воздействие на окружающих с точки зрения соблюдения норм и рекомендаций здорового образа жизни (ОК-5);

способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять своё научное мировоззрение (ОК-6);

способностью и готовностью применять знания о современных методах исследования, проводить научные эксперименты, оценивать результаты исследований; способность анализировать, синтезировать и критически резюмировать информацию (ОК-7);

способностью демонстрировать знания фундаментальных и прикладных дисциплин магистерской программы, осознавать основные проблемы своей предметной области, при решении которых возникает необходимость в сложных задачах выбора, требующих использования количественных и качественных методов (ОП-1);

способностью демонстрировать навыки работы в научном коллективе, способностью порождать новые идеи (ОП-2);

способностью ориентироваться в постановке научных или практических задач и определять, каким образом следует искать средства их решения (ОП-3);

готовностью к использованию различных форм презентации результатов научной деятельности (ОП-4);

способность к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов (в соответствии с целями ООП магистратуры) (ОП-5);

способностью исследовать, проектировать, реализовывать процессы образования, абилитации, реабилитации, социальной адаптации и интеграции лиц с ОВЗ с использованием инновационных технологий (ПК-1);

готовностью к осуществлению координации деятельности работников сфер образования, здравоохранения и социальной защиты, организации взаимодействия с родителями, социальными партнерами (в том числе с иностранными) при решении актуальных коррекционно-педагогических задач (ПК-2);

способностью проектировать коррекционно-образовательное пространство, в том числе в инклюзивных формах (ПК-3);

способностью создавать инновационные, в том числе информационные, технологии с целью оптимизации коррекционно-образовательного процесса (ПК-4);

способностью моделировать и осуществлять психолого-педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья, подготавливать их к сознательному выбору профессии (ПК-5);

способностью осуществлять взаимодействие с работниками органов управления образованием, здравоохранением и социальной защиты населения и представителями общественных организаций по проблемам образования лиц с ОВЗ (ПК-6);

готовностью к осуществлению комплексного психолого-педагогического изучения с целью выявления особенностей психофизического развития людей, прогнозирования хода дальнейшего развития лиц с ОВЗ и организации медико-психолого-педагогического сопровождения (ПК-7);

способностью проектирования, апробации и внедрения психолого-педагогических технологий выявления отклонений в развитии (ПК-8);

способностью осуществлять консультирование лиц с проблемами в развитии, членов их семей, родственников и заинтересованных взрослых, педагогов, в том числе образовательных учреждений, осуществляющих инклюзивное обучение, по вопросам организации и реализации индивидуальных образовательных и реабилитационных программ (ПК-9);

способностью изучать и систематизировать достижения отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний (ПК-10);

способностью разрабатывать стратегию, структуру и процедуру осуществления экспериментальной работы (ПК-11);

готовностью к анализу и систематизации результатов исследований, подготовке научных отчетов, публикаций, презентаций, использованию их в профессиональной деятельности (ПК-12);

способностью использовать имеющиеся возможности образовательного пространства и проектировать новые, в том числе информационные, для решения научно-исследовательских задач (ПК-13);

готовностью к мониторингу эффективности коррекционно-педагогического, абилитационного и реабилитационного процесса в отношении лиц с ОВЗ в учреждениях общего и профессионального образования (ПК-14);

готовностью к осуществлению профессионального и личностного самообразования, проектированию дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры, участию в экспериментальной работе (ПК-15);

способностью преподавать в учреждениях среднего и высшего профессионального образования (ПК-16);

готовностью к использованию актуальных научно обоснованных педагогических технологий (ПК-17);

готовностью к мониторингу и прогнозированию учебных достижений с использованием современных средств оценивания результатов обучения (ПК-18);

способностью руководить научно-исследовательской работой студентов (ПК-19);

способностью организовывать педагогический процесс в специальных образовательных учреждениях, а также в учреждениях здравоохранения и социальной защиты, осуществлять его мониторинг и оценивать результативность (ПК-20);

готовностью к использованию различных способов и средств оценки качества образования, готовностью к комплексному моделированию разнообразных форм промежуточного и итогового контроля (ПК-21);

способностью руководить педагогическим коллективом в целях определения и реализации стратегии коррекционно-развивающего воздействия (ПК-22);

способностью к проектированию нормативно-правового поля специального образования (ПК-23);

готовностью к изучению потенциальных возможностей и специфических культурных потребностей лиц с нарушениями в развитии и реализация индивидуальных программ сопровождения их культурно-досуговой деятельности в различных социально-институциональных условиях (ПК-24);

готовностью к изучению и обеспечению специфических социально-культурных потребностей личности с ОВЗ в различные возрастные периоды, проектированию групповых и индивидуальных программ сопровождения в различных социально-институциональных, межэтнических, межкультурных, межконфессиональных условиях (ПК-25).

Требования к выпускной квалификационной работе

(магистерской диссертации)

Выпускная квалификационная работа в соответствии с ООП магистратуры выполняется в виде магистерской диссертации в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы, представляет собой самостоятельную и логически завершенную работу, связанную с решением профессиональных задач в рамках видов деятельности, к которым готовится магистр: коррекционно-педагогическая;

диагностико-консультативная и профилактическая; научно-исследовательская; преподавательская; организационно-управленческая;

культурно-просветительская.

Выпускная квалификационная работа предполагает: анализ и обработку информации, полученной в результате изучения широкого круга источников (документов, статистических данных) и научной литературы по профилю ООП магистратуры; анализ, обработку, систематизацию данных, полученных в ходе наблюдений и экспериментального изучения объектов сферы профессиональной деятельности; разработку проекта, имеющего практическую значимость.

В процессе выполнения и защиты выпускной квалификационной работы магистр должен, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решить на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, продемонстрировать способность излагать информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.

Выполнение выпускной квалификационной работы является заключительным этапом обучения студента и имеет своей целью:

- повышение уровняподготовки к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры и видами профессиональной деятельности;

- развитее общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС ВПО:

- углубление, расширение, систематизацию, закрепление теоретических знаний и приобретение навыков практического применения этих знаний при решении профессиональных задач;

- развитие навыков ведения самостоятельных теоретических и экспериментальных исследований;

- формирование готовности самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки;

- приобретение опыта обработки, анализа и систематизации результатов теоретических, прикладных и экспериментальных исследований, оценки их практической значимости и возможной области применения;

-формирование готовности использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач;

- приобретение опыта представления и публичной защиты результатов своей деятельности.

Требования к объему, содержанию, структуре, оформлению и защите магистерской диссертации определяются в соответствии с разделом IV «Положения о выпускных квалификационных работах бакалавра, дипломированного специалиста, магистра в Курском государственном университете».

Критерии оценки выпускных квалификационных работ утверждаются решениями Ученого совета факультета и доводятся до сведения выпускников не менее чем за 6 месяцев до итоговой государственной аттестации.

Трудоемкость цикла «Итоговая государственная аттестация»

3 зачетные единицы (ФГОС ВПО).

  1. Учебно-методический комплекс для студентов 2 курса заочной формы обучения специальности «Педагогика и психология» сокращенной образовательной программы

    Учебно-методический комплекс
    Экономика 4 3 Концепции современного естествознания 1 0 8 4 Зачет 4 Методология и методы психолого-педагогических исследований 1 0 К/р Экз.
  2. Учебно-методический комплекс для студентов 2 курса заочной формы обучения специальности «Педагогика и психология» полной образовательной программы.

    Учебно-методический комплекс
    Философия 10 К/р Экз. 3 Основы общей психологии 0 К/р Экз.
  3. Учебно-методический комплекс для студентов 3 курса заочной формы обучения специальности «Педагогика и психология» сокращенной образовательной программы

    Учебно-методический комплекс
    Комплексные мультимедийные средства в образовании 44 4 Зачет 3 Управление образовательными системами 7 4 Зачет 4 Современные средства оценивания результатов обучения 8 Зачет 5 Социальная психология 00 К/р Экз.
  4. Учебно-методический комплекс для студентов 4 курса заочной формы обучения специальности «Педагогика и психология» полной образовательной программы Тобольск

    Учебно-методический комплекс
    Социология и политология 1 3 Клиническая психология 1 0 К/р Экз.
  5. Учебно-методический комплекс для студентов 1 курса заочной формы обучения специальности «Педагогика и психология» сокращенной образовательной программы

    Учебно-методический комплекс
    физиология и гигиена 11 Основы медицинских знаний и ЗОЖ 7 Зачет 1 Практика в школе (3 нед.) семестр ( 0 дней) 1 Иностранный язык 340 К/р Экз. Отечественная история 100 К/р Экз. 3 Философия 4 4 Основы общей психологии 0 К/р Экз. 5
  6. Самостоятельная работа по курсу «История педагогики и образования» Для специальности «Педагогика и психология»

    Самостоятельная работа
    6. Составьте таблицу: Составные части истории педагогики и их содержание. Используйте опорные понятия: практическая; теоретическая; история педагогической мысли; история образования (обучения и воспитания).
  7. Рабочий план 2010-2011 уч г (На основании учебного плана от 02. 03. 2010г.) Специальность «Педагогика и психология»

    Контрольная работа
    зан- ч Зачет - 7 Основы общей психологии 4 Лекция- ч Лаб.раб-4ч Лекция- ч Лаб.раб-4ч Прак.зан- ч Контрольная работа Экзамен 8 Основы общей педагогики 74 Лекция-4ч Лекция- ч Лаб.
  8. Рабочая программа дисциплина: Философия и история образования для специальности: педагогика институт

    Рабочая программа
    Актуальность изучения курса «Философия и история образования» определяется активизацией процесса реформирования отечественного образования в условиях преодоления кризиса, охватившего все сферы Российского общества.
  9. Программа по дисциплине «Основы саморегуляции» для специальности «Педагогика и психология»

    Программа
    Курс «Основы саморегуляции» предполагает изучение теорети­ческой части в рамках лекционных и практических занятий, позво­ляющих проверить уровень усвоения приобретенных знаний, умения сохранить и укрепить собственное психологическое здоровье.

Другие похожие документы..