«История и философия специальной педагогики и психологии»

дисциплины «Методология психолого-педагогического исследования»

1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре (ООП)

Дисциплина включена в базовую часть общенаучного цикла ООП.

К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины «Методология психолого-педагогического исследования», относятся знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения дисциплин: «История и философия специальной педагогики и психологии», «Современные проблемы науки и специального дефектологического образования».

Дисциплина «Методология психолого-педагогического исследования» является основой для изучения дисциплин: «Основы организации научно-исследовательской работы», для последующего изучения дисциплин базовой части профессионального цикла, для осуществления научно-исследовательской работы в семестре и прохождения научно-исследовательской практики.

2. Цель изучения дисциплины

Целью изучения курса является формирование теоретических знаний магистрантов о методологии и методах психолого-педагогического исследования, достижениях отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний; формирование умений разработки стратегии, структуры и процедуры опытно-экспериментальной работы; овладение навыками анализа, систематизации результатов исследований, их презентации и использования в профессиональной деятельности

3. Структура дисциплины

Общие представления о методологии науки. История развития и современные представления о научном познании. Общая характеристика психолого-педагогического исследования. Логика, структура, методы и методики психолого-педагогического исследования. Интерпретация, апробация, оформление результатов исследования.

4. Основные образовательные технологии

В ходе изучения дисциплины используются традиционные формы обучения (лекции, практические занятия, самостоятельная работа), инновационные (проблемные ситуации, научные дискуссии), активные и интерактивные методы и технологии (коллективной мыслительной деятельности, проектных методик, развития критического мышления, экспертно-оценочной деятельности, теоретического и экспериментального моделирования, решения исследовательских задач).

5. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного совершенствования своей личности (ОК-1);

готовность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных и социальных условий деятельности (ОК-2);

способность использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении коллективом, влиять на формирование целей команды, воздействовать на ее социально-психологический климат в нужном для достижения целей направлении, оценивать качество результатов деятельности (ОК-4);

способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять своё научное мировоззрение (ОК-6);

способность и готовности применять знания о современных методах исследования, проводить научные эксперименты, оценивать результаты исследований; способность анализировать, синтезировать и критически резюмировать информацию (ОК-7);

способность демонстрировать знания фундаментальных и прикладных дисциплин магистерской программы, осознавать основные проблемы своей предметной области, при решении которых возникает необходимость в сложных задачах выбора, требующих использования количественных и качественных методов (ОПК-1);

способность демонстрировать навыки работы в научном коллективе, способности порождать новые идеи (ОПК- 2);

готовность к использованию различных форм презентации результатов научной деятельности (ОПК-4);

способность изучать и систематизировать достижения отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний (ПК-10);

способность разрабатывать стратегию, структуру и процедуру осуществления экспериментальной работы (ПК-11);

готовность к анализу и систематизации результатов исследований, подготовке научных отчетов, публикаций, презентаций, использованию их в профессиональной деятельности (ПК-12);

способность использовать имеющиеся возможности образовательного пространства и проектировать новые, в том числе информационные, для решения научно-исследовательских задач (ПК-13).

В результате изучения курса «Методология психолого-педагогического исследования», магистрант должен:

знать современное состояние научного знания и перспективы его развития; научные методы исследования; методологию психолого-педагогического исследования;

уметь выбирать адекватные методы исследования; предлагать решение актуальных проблем развития научного знания; проводить научные эксперименты; работать с различными источниками научной информации; применять методы статистической обработки информации при решении исследовательских и профессиональных задач; использовать современные методы качественной и количественной обработки результатов исследований, в том числе междисциплинарные;

владеть навыками организации научно-исследовательской работы, основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации.

6. Общая трудоемкость дисциплины

2 зачетных единицы (72 часа общей трудоемкости).

7. Форма контроля

Промежуточная аттестация – экзамен.

8. Составитель

Репринцева Елена Алексеевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры коррекционной психологии и педагогики КГУ.

Аннотация к рабочей программе дисциплины «Иностранный язык»

1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ООП

Дисциплина «Иностранный язык» включена в базовую часть общенаучного цикла основной образовательной программы магистратуры.

К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины, относятся знания, умения, навыки в разных видах речевой деятельности, сформированные как в процессе изучения иностранного языка в школе, так и в рамках базового курса иностранного языка в бакалавриате.

2. Цель изучения дисциплины

Целью освоения учебной дисциплины «Иностранный язык» является развитие иноязычной коммуникативной компетенции, достаточной для использования иностранного языка в профессиональной и научной деятельности и участия в ситуациях профессионально-делового и социокультурного характера с представителями других культур, способности к самообразованию, развитие информационной культуры, воспитание толерантности и уважения к духовным ценностям разных стран и народов.

3. Структура дисциплины

Иностранный язык межкультурного общения. Иностранный язык в академических целях. Иностранный язык профессионального общения.

4. Основные образовательные технологии

Преподавание строится не только на основе современных традиционных технологий: практические занятия, консультации, самостоятельная работа. В ходе обучения используются активные и интерактивные методы: деловые игры, коммуникативные ситуации, тренинги. Используется ситуативно-ролевое обучение с широким применением Интернет-ресурсов и мультимедийных средств.

5. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины «Иностранный язык» направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного совершенствования своей личности (ОК-1);

способность свободно использовать русский и иностранный языки, как средства делового общения (ОК-3);

готовность к использованию различных форм презентации результатов научной деятельности (ОП-4).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

- знать: базовую грамматику и грамматические особенности письменной и устной профессиональной коммуникации на иностранном языке, лексику, представляющую нейтральный научный стиль, а также основную терминологию своей широкой и узкой специальности, нормы межкультурного общения и этикет обмена информацией на профессиональном уровне, стратегии и тактики общения, речевые модели для выражения определенных коммуникативных намерений;

- уметь: осуществлять информационный обмен на профессиональном уровне; логично и целостно выражать свою точку зрения по обсуждаемым вопросам; участвовать в обсуждении тем, связанных с профессиональной деятельностью; анализировать текст на иностранном языке; создавать тексты различного характера; пользоваться ресурсами в сети Интернет с использованием иностранного языка;

- владеть: навыками основных видов чтения аутентичных текстов в области дефектологии (изучающего, ознакомительного, поискового, просмотрового характера), спонтанного общения в диалогических и полилогических профессиональных ситуациях на иностранном языке, понимания речи собеседника (ов) – участника (ов) общения, перевода иноязычных текстов научно-популярного, профессионального и социокультурного характера; навыками и умениями письменной научной речи, изложения содержания прочитанного в форме резюме, аннотации, реферата, составления научных сообщений: докладов, презентаций и др., навыками использования иностранного языка в информационно-справочном и терминологическом поиске в сети Интернете.

6. Общая трудоёмкость дисциплины

2 зачётных единицы (72 часа общей трудоемкости).

7. Форма контроля

Промежуточная аттестация – зачёт.

8. Составитель

Кононова Татьяна Леонидовна, кандидат исторических наук, доцент кафедры профессиональной коммуникации и иностранных языков.

Аннотация к рабочей программе

дисциплины «Основы организации научно-исследовательской работы»

1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре (ООП)

Дисциплина включена в базовую часть общенаучного цикла ООП.

К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины «Основы организации научно-исследовательской работы», относятся знания, умения и виды деятельности, формируемые в процессе изучения дисциплин: «Методология психолого-педагогического исследования», «Современные концепции и системы в специальном образовании», а также навыки, приобретенные в процессе научно-исследовательской работы в семестре.

Дисциплина «Основы организации научно-исследовательской работы» является основой для совершенствования профессиональных компетенций магистранта.

2. Цель изучения дисциплины

Целью изучения курса является формирование знаний понятийного аппарата, принципов организации и построения научно-исследовательской реботы, содержания и особенностей организации научно-исследовательской работы в предметной области; развитие умений использовать технологии, методы и приемы проведения научных исследований с учетом опыта отечественных и зарубежных ученых; овладение навыками выбора темы научного исследования, организации научного поиска, организации научного эксперимента, обработки и анализа результатов исследования.

3. Структура дисциплины

История организации научно-исследовательской работы в педагогических вузах России. Наука и научное исследование. Основы научной этики. Содержание и основные этапы научно-исследовательской работы магистранта. Требования к организации научно-исследовательской работы в рамках подготовки магистерской диссертации, оформления результатов научно-исследовательской работы, их презентации и защиты.

4. Основные образовательные технологии

В ходе изучения дисциплины используются традиционные формы обучения (лекции, практические занятия, самостоятельная работа), инновационные (проблемные ситуации, научные дискуссии), активные и интерактивные методы и технологии (коллективной мыслительной деятельности, проектных методик, развития критического мышления, экспертно-оценочной деятельности, теоретического моделирования, решения исследовательских задач).

5. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного совершенствования своей личности (ОК-1);

готовность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных и социальных условий деятельности (ОК-2);

способность использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении коллективом, влиять на формирование целей команды, воздействовать на ее социально-психологический климат в нужном для достижения целей направлении, оценивать качество результатов деятельности (ОК-4);

способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять своё научное мировоззрение (ОК-6);

способность и готовность применять знания о современных методах исследования, проводить научные эксперименты, оценивать результаты исследований; способность анализировать, синтезировать и критически резюмировать информацию (ОК-7);

способность демонстрировать знания фундаментальных и прикладных дисциплин магистерской программы, осознавать основные проблемы своей предметной области, при решении которых возникает необходимость в сложных задачах выбора, требующих использования количественных и качественных методов (ОПК-1);

готовность к использованию различных форм презентации результатов научной деятельности (ОПК-4);

способность изучать и систематизировать достижения отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний (ПК-10);

способность разрабатывать стратегию, структуру и процедуру осуществления экспериментальной работы (ПК-11);

готовность к анализу и систематизации результатов исследований, подготовке научных отчетов, публикаций, презентаций, использованию их в профессиональной деятельности (ПК-12);

способность использовать имеющиеся возможности образовательного пространства и проектировать новые, в том числе информационные, для решения научно-исследовательских задач (ПК-13);

готовность к осуществлению профессионального и личностного самообразования, проектированию дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры, участию в экспериментальной работе (ПК-15).

В результате изучения курса «Основы организации научно-исследовательской работы», магистрант должен:

знать основные виды и формы организации научного исследования в области специального (коррекционного) образования; логику, стратегию, методы, методики организации и осуществления научно-исследовательской работы;

уметь планировать свою научно-исследовательскую работу и работу научного коллектива; определять стратегию, тактику и логику научно-исследовательской работы в специальном (коррекционном) образовании; осуществлять отбор адекватных объекту и предмету исследования методы и методики научного исследования; проводить сбор, обработку и апробацию результатов научно-исследовательской работы;

владеть навыками анализа и систематизации результатов научно-исследовательской работы, подготовки презентаций, научных отчетов, публикаций; использования результатов научно-исследовательской работы в профессиональной деятельности; проектирования научно-исследовательской работы с целью профессионального и личностного роста.

6. Общая трудоемкость дисциплины

1 зачетная единица (36 часов общей трудоемкости).

  1. Учебно-методический комплекс для студентов 2 курса заочной формы обучения специальности «Педагогика и психология» сокращенной образовательной программы

    Учебно-методический комплекс
    Экономика 4 3 Концепции современного естествознания 1 0 8 4 Зачет 4 Методология и методы психолого-педагогических исследований 1 0 К/р Экз.
  2. Учебно-методический комплекс для студентов 2 курса заочной формы обучения специальности «Педагогика и психология» полной образовательной программы.

    Учебно-методический комплекс
    Философия 10 К/р Экз. 3 Основы общей психологии 0 К/р Экз.
  3. Учебно-методический комплекс для студентов 3 курса заочной формы обучения специальности «Педагогика и психология» сокращенной образовательной программы

    Учебно-методический комплекс
    Комплексные мультимедийные средства в образовании 44 4 Зачет 3 Управление образовательными системами 7 4 Зачет 4 Современные средства оценивания результатов обучения 8 Зачет 5 Социальная психология 00 К/р Экз.
  4. Учебно-методический комплекс для студентов 4 курса заочной формы обучения специальности «Педагогика и психология» полной образовательной программы Тобольск

    Учебно-методический комплекс
    Социология и политология 1 3 Клиническая психология 1 0 К/р Экз.
  5. Учебно-методический комплекс для студентов 1 курса заочной формы обучения специальности «Педагогика и психология» сокращенной образовательной программы

    Учебно-методический комплекс
    физиология и гигиена 11 Основы медицинских знаний и ЗОЖ 7 Зачет 1 Практика в школе (3 нед.) семестр ( 0 дней) 1 Иностранный язык 340 К/р Экз. Отечественная история 100 К/р Экз. 3 Философия 4 4 Основы общей психологии 0 К/р Экз. 5
  6. Самостоятельная работа по курсу «История педагогики и образования» Для специальности «Педагогика и психология»

    Самостоятельная работа
    6. Составьте таблицу: Составные части истории педагогики и их содержание. Используйте опорные понятия: практическая; теоретическая; история педагогической мысли; история образования (обучения и воспитания).
  7. Рабочий план 2010-2011 уч г (На основании учебного плана от 02. 03. 2010г.) Специальность «Педагогика и психология»

    Контрольная работа
    зан- ч Зачет - 7 Основы общей психологии 4 Лекция- ч Лаб.раб-4ч Лекция- ч Лаб.раб-4ч Прак.зан- ч Контрольная работа Экзамен 8 Основы общей педагогики 74 Лекция-4ч Лекция- ч Лаб.
  8. Рабочая программа дисциплина: Философия и история образования для специальности: педагогика институт

    Рабочая программа
    Актуальность изучения курса «Философия и история образования» определяется активизацией процесса реформирования отечественного образования в условиях преодоления кризиса, охватившего все сферы Российского общества.
  9. Программа по дисциплине «Основы саморегуляции» для специальности «Педагогика и психология»

    Программа
    Курс «Основы саморегуляции» предполагает изучение теорети­ческой части в рамках лекционных и практических занятий, позво­ляющих проверить уровень усвоения приобретенных знаний, умения сохранить и укрепить собственное психологическое здоровье.

Другие похожие документы..