«Повышение качества знаний, умений и навыков через активизацию познавательной деятельности учащихся и систему контроля географии и обж»

Тема: «Повышение качества знаний, умений и навыков через активизацию познавательной деятельности учащихся и систему контроля географии и ОБЖ».

В настоящее время все понимают важность проблемы усвоения знаний и развития школьников в процессе обучения. Все способности человека развиваются в процессе деятельности. Это утверждение – ведущий принцип психологии. Нет другого пути развития познавательных способностей учащихся, кроме организации их активной деятельности. Умелое применение приемов и методов, обеспечивающих высокую активность учащегося в обучении, их способность в учебном познавании, является средством развития познавательных способностей обучаемых.

Связь изученного Применение

материала с наглядности

практическим и ТСО.

применением.

Способы активизации познавательной деятельности.


Умственная Работа с Разработка и Контроль знаний,

активность учебником. применение умений и навыков школьников. опорных схем и учащихся. Проблемный опорных сигналов. подход в обучении.

Развивающее обучение включает в себя и уроки проблемного обучения, позволяющие выделить ряд положительных моментов, повышающих заинтересованность учащегося в учебной деятельности:

-связь с современностью;

-проблемно-поисковая постановка учебных задач, требующая не простого восприятия учебного материала, а активной мыслительной деятельности;

- роль учителя на уроке сводится к направляющей и организующей функциям;

- систематический контроль за развитием навыков самостоятельной работы путем устных и письменных разноуровневых заданий.

Как известно, развивающее обучение конструируется как система учебных задач, решаемых самими учащимися в процессе учебной деятельности. Важно не просто выделить главное и придать ему форму проблемы, но и «загрузить» каждого ученика посильной работой. Проблемный подход в обучении рассматривается как средство управления мышлением учащихся, а его цель - активизация познавательной деятельности школьников, развитие интереса к знаниям. О роли проблемного подхода хорошо сказал М.Н. Скаткин: « Если ученик находит выход из такой ситуации без прямой подсказки, без натаскивания - он делает шаг по пути умственного развития. И такой шаг дороже механического заучивания тысячи готовых истин». А. Дистерверг: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить». Без пытливости нельзя научиться самостоятельно решать самые простые вопросы. История учит, что все открытия от малого до большого - результат постоянного вопроса: «Почему?» И чем больше таких «что?», « как?», « почему?», «зачем?», «с какой целью?», «а что если…?» тем меньше равнодушия, инертности в работе учащихся, больше живого поиска и приятнее открытие нового.

Проблемный подход в обучении позволяет избежать механического запоминания изучаемого материала, избавиться от догматизма. В процессе решения учебной проблемы учащийся преодолевает трудности, что способствует развитию у него мышления, пробуждению познавательного интереса, выработке воли.

Познавательная активность в наибольшей степени проявляется при выполнении учащимися самостоятельной работы, которая представляет собой вид учебной деятельности школьников с разными источниками знаний, протекает по заданию учителя с разной степенью самостоятельности и направлена на решение конкретных учебно-воспитательных задач.

Степень самостоятельности школьников определяется характером задания, уровнем затруднения, которое испытывают ученики при его выполнении. Задание может быть сформулировано к материалу лекции, рассказа, беседы, проведению наблюдения, опыта, практической работы или работы с учебником. Для развития познавательной активности необходимо постепенно усложнять задания.

Метод проблемного обучения – творческий, оригинальный подход к обучению, требующий активной, поисковой, исследовательской работы школьников. Учащиеся в ходе урока получают не готовые объяснения нового материала, а работают с ним самостоятельно. Практическое использование методики проблемного обучения в курсе географии и ОБЖ включает в себя несколько этапов.

  1. Разработка проблемных вопросов. Из опыта работы следует, что проблемный вопрос должен быть:

- сложным, сопряженным с противоречиями;

- увлекательным, но соответствующим логике науки;

- ёмким, способным охватить широкий круг вопросов;

- создающий затруднения, необходимые для проблемной ситуации.

2. Перевод проблемного вопроса в проблемную ситуацию осуществляется:

- через углубление проблемного вопроса;

- через поиск разных граней его решения;

- через сопоставление разных вариантов ответов.

3. Формы решения проблемных ситуаций:

- дискуссия;

- научный спор;

- проблемная лекция;

- проблемные задачи и задания;

- задачи исследовательского характера;

- исторические документы, тексты, материалы с проблемной направленностью.

4. Определение факторов создания проблемных ситуаций:

- уровень развития учащихся;

- характер исторического материала;

- педагогические цели;

- творческие и познавательные способности учащихся, их интересы и потребности;

- организация поисковой работы;

- стимуляция личной заинтересованности в разрешении проблемной ситуации;

- выявление причинно-следственных связей.

5. Создание блоков проблемных уроков.

6. Подготовка проблемных домашних заданий.

7. Разработка проблемного дидактического и контрольного материала.

Основными отличиями их от уроков тради­ционных являются:

  • обязательное наличие проблемной ситуации;

  • максимальная для данного типа урока степень самостоятельности учащихся;

  • заинтересованность учащихся в по­ставленной проблеме.

Например на уроках ОБЖ в десятом классе при изучении темы «Основы здорового образа жизни» создаю проблемные ситуации, которые вызывают у учащихся противоречие с имеющимися у них знаниями, затруднение и удивление. Может ли живое тело быть бессмертным? Почему продолжительность жизни людей меньше, чем отпущено им природой? На уроках географии при изучении темы «Атмосфера» ,«Климат материков», «Климат России» задаю проблемные вопросы: почему температура воздуха с высотой понижается? Почему и в каком направлении движется воздух? Какая погода будет летом, а какая – зимой в районах действия муссонов? От чего зависит сила ветра? Почему в пустыне Намиб, находящейся на побережье океана, выпадает меньше осадков, чем в самых сухих районах Сахары? Изменится ли климат Южной Америки, если горы Анды будут находиться на востоке материка? Почему самая низкая температура воздуха зимой находиться а в Восточной Сибири, а не на Северном полюсе?

Познавательный вопрос можно считать проблемным, если на его основе учителем на уроке будет создана проблемная ситуация, разрешение которой приведет учащихся к получению новых знаний. В решении проблемы учащимися можно выделить следующие этапы: осознание проблемы, вскрытие противоречия;

формулирование гипотезы исходя из данных условий;

доказательство гипотезы;

общий вывод.

Для решения проблемы учащиеся пользуются такими приемами учебной деятельности, как нахождения разрыва в связях, выдвижение гипотезы, переформулировка требований вопроса, применение общего положения гипотезы к отдельным примерам, установление комплекса причинно – следственных связей.

Проследим эти этапы на примере решения следующей проблемы: учащимся 7 класса при изучении нового материала по теме «Внутренние воды Африки» предлагается по географическим картам атласа установить почему река Нил, протекая через пустыню Сахара летом не пересыхает, а становится полноводной?

На первом этапе осознания проблемы учащиеся вскрывают противоречие, заложенное в вопросе, для чего находят разрыв в цепочке причинно – следственных связей. Они знают, что реки летом мелеют, а в пустыне пересыхают. Так учащиеся выявляют противоречие между сложившимися представлениями и новыми фактами.

На втором этапе учащиеся решают это противоречие с помощью выдвижения гипотезы. В нашем примере она формулируется следующим образом: река Нил, протекая через пустыню летом, когда теряется много воды на испарение и при отсутствии осадков становится полноводной.

Третий этап решения проблемы – доказательство гипотезы. Поиски путей доказательства гипотезы требуют от учащихся переформулировки задания или вопроса. Где и когда реки бывают полноводными? Какое питание у реки Нил? Через какие климатические пояса она протекает? Чтобы ответить на эти вопросы, учащиеся должны использовать знания, полученные ранее и установить откуда река берет своё начало? Через какие климатические пояса протекает? Таким образом, ответив на поставленные вопросы, учащиеся приходят к доказательству гипотезы, обосновывая её, имеющимися знаниями о режиме выпадения осадков в климатических поясах Африки.

Четвертый этап заканчивается решением проблемы и общим выводом, в котором изучаемые причинно – следственные связи углубляются и раскрываются новые стороны явлений. Река Нил протекает через экваториальный пояс, в котором осадки выпадают круглый год, затем через субэкваториальный – осадки выпадают только летом и через тропический пояс – осадки почти не выпадают в течение года. Таким образом режим Нила зависит от количества выпадения осадков в климатических поясах через которые он протекает.

Для более эффективной работы, возникновения у учащихся устойчивого интереса к предмету, улучшения качества уроков и знаний вместе с проблемным подходом использую другие методы обучения. К примеру, в ходе решения проблемной ситуации предлагаю учащимся систематизировать материал и составить опорную схему, рисунок-конспект и т.д. Построение схем, рисунков позволяет отобрать наиболее важные знания, ключевые понятия, которые будут необходимы учащимся для самостоятельной работы. Опорная схема, рисунок – конспект показывает оптимальную логическую структуру изложения учебного материала, последовательность его осмысления. По мнению самих учащихся, схемы, опорные конспекты помогают им лучше и быстрее усваивать основной учебный материал и дать правильный развернутый ответ по изучаемой теме.

Таким образом, применение технологии проблемного обучения на своих уроках дает мне возможность развивать у школьников словесно – логическое и образное мышление, приучает думать, самостоятельно искать, находить решения, рассуждать, доказывать, применять старые знания в новых условиях, свободно общаться друг с другом, учителем. Активизация познавательной деятельности учащихся, свободная форма общения, сотрудничество на уроке способствует повышению интереса, повышает работоспособность и уменьшает их утомляемость.

Тема: « Топливно – энергетический комплекс».

ТЭК - ? для страны ?

ЗНАЧЕНИЕ ТЭК

для себя ?

СТРУКТУРА ТЭК

Топливная э-энергетика тран – вка и распр.

топлива, э-энергии

и тепла к потреб-лю.

1.Нефтяная 1. Г ЭС ЛЭП,трубопроводы,

2 2 теплотрассы.

3 3

4 4

5 5

ВЗАИМОСВЯЗЬ ТЭК

Транспорт Машиностроение

ТЭК

Металлургия Строительная

индустрия

Тема: « Здоровье человека »

Здоровье – … состояние … благополучия, …?

Здоровье

Физическое Духовное Социальное

Зависит от …

Состояние и изменяется ? Здоровье – изменяется

благополучие

причины

Здоровье – болезнь

биологическое влияние факторов условия

старение внешней среды жизни.

Как определить, здоров человек или болен ?

4 основных критерия.

  1. Наличие или отсутствие хр. заболеваний.

  2. Уровень физического и нервно-психологического развития.

  3. Состояние основных систем органов дыхания, сердечно-сосудистой, нервной.

  4. Степень сопротивляемости организма внешним воздействиям.

  1. Публичный отчет деятельности моу сош №2 гор. Гвардейска мо «Гвардейский район» Калининградской области. 1

    Публичный отчет
    1.1. Полное наименование в соответствие с Уставом: Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 гор. Гвардейска муниципального образования «Гвардейский район» Калининградской области.
  2. Задачи школы: обеспечить овладение учащимися содержанием образования на повышенном уровне знаний, требуемом для профессиональной ориентации и поступления в Сузы и вузы создать условия для творческой деятельности в области профильных дисциплин

    Документ
    Школа – этнокультурный центр. Профильное обучение организации дифференцированной работы с учащимися во второй половине дня в условиях сельской школы Арктики.
  3. Публичный доклад увр и финансово-хозяйственная деятельность муниципального образовательного учреждения Никоновской средней общеобразовательной школы за 2008-2009 учебный год. Историческая справка

    Доклад
    История народного образования в селе Никоново берёт своё начало в 1880 году. Именно тогда здесь была открыта начальная школа, в 1929 году реорганизованная в семилетнюю.
  4. «Согласовано» «Утверждаю» Председатель Общественного Директор школы совета Кузнецова Л. Н. Леонова Т. В. Публичный доклад о деятельности и развитии моу белоомутская средняя общеобразовательная школа №1

    Доклад
    Муниципальное общеобразовательное учреждение Белоомутская средняя общеобразовательная школа № 1 расположено в северо-восточном микрорайоне поселка Белоомут, в 50 метрах от лесного массива.
  5. Государственный образовательный стандарт определяет содержательный объем знаний, умений и навыков на каждой ступени обучения. Он осуществляется за счет невариативного компонента базисного учебного плана (буп). Задачи

    Образовательный стандарт
    Государственный образовательный стандарт определяет содержательный объем знаний, умений и навыков на каждой ступени обучения. Он осуществляется за счет невариативного компонента базисного учебного плана (БУП).
  6. Повышение квалификации педагогических и руководящих

    Реферат
    Настоящий этап развития образования характеризуется существенным обновлением содержания и методик обучения, стандартизацией образования и формированием рынка его услуг, попытками задействовать научный потенциал и передовой педагогический опыт.
  7. «повышение качества и инновационного характера образования»

    Документ
    Программа развития «Повышение качества и инновационного характера образования» МОУ «Средняя общеобразовательная школа №14 с углубленным изучением английского языка» на период 2011-2015 г.
  8. Н. А. Криволапова и о. ректора Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области, доктор педагогических наук

    Документ
    проректор по методической работе и информатизации Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области, кандидат педагогических наук,
  9. Материалы районной педагогической конференции (1)

    Документ
    В изменившейся социально-экономической ситуации в стране и мире, новой нормативно-правовой базе деятельности образовательных учреждений провозглашены новые цели — подготовка не исполнителя, а творца, не «винтика» производственной государственной

Другие похожие документы..