«Разноуровневое обучение как один из видов личностно-ориентированной педагогической технологии»

Негосударственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Владимирский техникум экономики и права

Владкоопсоюза

.

Методический доклад на тему:

«Разноуровневое обучение как один из видов личностно-ориентированной педагогической технологии»

Составила преподаватель

Бурбело И.А.

Владимир 2009 г.

Разноуровневое обучение как один из видов личностно-ориентированной педагогической технологии.

Анализ тенденций развития систем образования в мировой педагогической практике показал, что его основным стратегическим направлением являются технологии личностно-ориентированного обучения. Характерными признаками таких технологий служат:

перенос приоритетов на личность обучаемого и его познавательную деятельность;

  • замена традиционной парадигмы образования преподаватель– учебник – студент на новую: студент – учебник – преподаватель;

  • ориентация на индивидуальные особенности обучаемых;

  • формирование целостной личности обучаемого, способности быстро адаптироваться в постоянно изменяющихся ситуациях профессиональной деятельности, самостоятельно приобретать знания и применять их на практике для решения разнообразных проблем; собирать, отбирать, анализировать и оценивать информацию, необходимую для выполнения профессиональной деятельности.

Личностно-ориентированные технологии:

  • ставят в центр всей образовательной системы личность обучаемого, обеспечение комфорта, бесконфликтных условий её развития, реализацию её природных потенциалов.

  • характеризуются гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью творческое развитие студента, формирование у него

положительной «Я» - концепции.

Личностно-ориентированные технологии имеют следующие особенности

  • Продумывание преподавателем возможностей для самостоятельного проявления студента. Предоставления им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы.

  • Организация обмена мыслями, мнениями, оценками. Стимулирование студентов к дополнению и анализу ответов товарищей.

  • Стремление к созданию ситуации успеха для каждого обучаемого.

  • Побуждение студентов к поиску альтернативной информации при подготовке к уроку.

  • Продуманное чередование видов работ, типов заданий, что уменьшает утомляемость студентов.

Личностно-ориентированная педагогика открывает новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов «чему» и «как» учить сегодня

  • содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель

  • обучение ведется, прежде всего, обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления; осуществляются объединение, интеграции различных дисциплин

  • достигается вариантность и дифференциация обучения на основе деятельного подхода

  • активно используется положительная стимуляция учения

На личностно-ориентированном уроке создается та учебная ситуация, когда не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуется личностные особенности студентов. На таком уроке господствует эмоционально положительный настрой студентов на работу.

Преподаватель не просто создает благожелательную творческую атмосферу, он признает самобытность и уникальность каждого обучаемого.

Среди множества новых педагогических технологий наиболее адекватными поставленным целям ориентации на личность обучаемого, гумманизации образования, являются:

обучение в сотрудничестве, метод проектов, разноуровневое обучение, «Портфель студента, индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.

Классификация личностно-ориентированных педагогических технологий показана на схеме № 1.


Разработка и внедрение в образовательный процесс новых педагогических технологий, реализующих принципы личностно-ориентированного обучения, осуществляется во многих передовых странах мира и в России.

Остановимся одном из видов педагогических технологий – это разноуровневое обучение.

Разноуровневое обучение – это вид личностно-ориентированной технологии, основанной на организации учебно-воспитательного процесса, при котором каждому обучаемому предоставляется возможность овладевать учебной информацией в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности, но уровень усвоения должен быть не ниже базового.

Цель технологии уровневой дифференциации:

  • обеспечение достижения всеми студентами базового уровня подготовки по предметам;

  • создание условий студентам, проявляющим интерес и способности к предмету для усвоения материала на более высоком уровне.

Теоретические позиции:

• дает возможность учитывать познавательные интересы студентов устранить перегрузку программ у студентов

  • развивать каждого студента в меру его сил и способностей

  • создавать психологический комфорт в учебе

Методическая основа:

• индивидуализация обучения;

• дифференцированный уровень требований;

• материал дается всем студентам на довольно высоком уровне, а проверка знаний, умений и навыков ведется на трех разных уровнях;

• от студента требуется то, что он в состоянии усвоить.

Учебная деятельность предполагает четкое планирование учебного процесса:

  • уроки объяснения

  • уроки тренировочные

  • уроки помощи и взаимопомощи

  • уроки проверки ОРО (обязательные результаты обучения)

  • уроки проверки усвоения темы (тематические зачеты)

Концептуальные положения:

базовый уровень должен быть задан по возможности однозначно, в форме, не допускающей разночтений, двусмысленностей; мотивация, а не констатация; предупредить, а не наказать незнание;

признание права студента на выбор уровня обучения; студент должен испытывать учебный успех.

Результаты:

Позволяет студентам реально оценивать свои возможности; повышается интерес к предмету.

Между преподавателем и студентами устанавливаются партнерские отношения,
снижается психологическое напряжение студентов на уроках.
Повышается качество знаний и активность слабоуспевающих студентов, исчезает страх перед проверкой знаний.

Образовательная система, предоставляющая всем обучающимся одинаковые временные, содержательные и образовательные условия, приводит к созданию неравенства между студентами. Наличие же различных по способностям, интересам, проектируемым профессиям детей ставит вопрос создания адаптивной среды для каждого студента - разноуровневого обучения.

Внедрение разноуровневости в педагогический процесс позволяет применить индивидуальный и дифференцированный подход к студентам, имеющий огромное значение, так как в любом учебно-воспитательном процессе преподавателю приходится работать с индивидуальностями, со студентами, различающимися своими потребностями, склонностями, возможностями, интересами, мотивами, особенностями темперамента, мышления и памяти. При этом создаются педагогические условия для включения каждого студента в деятельность, опирающуюся на уровень актуальности и соответствующую зоне его ближайшего развития, обеспечивающую ему достижение уровня усвоения учебного материала в соответствии с его познавательными возможностями, способностями, но не ниже минимального уровня.

Для реализации разноуровневого обучения студенты в группе подразделяются на подгруппы А, В, С. В подгруппе А студенты могут усвоить только базовый уровень знаний, в подгруппе В – несколько продвинутый, в подгруппе С – углубленный. Для каждой подгруппы преподаватель разрабатывает определенные варианты дифференцированных заданий, учитывающих уровень подготовки, характер способностей студентов, подгруппы формируются по желанию студентов. В течение семестра или учебного года студент может перейти из одной подгруппы в другую. Например, слабые студенты могут записываться в подгруппу С, а через несколько занятий понять, что не справляются с углубленными заданиями перейти в подгруппу А или В. Возможна другая ситуация, когда сильные, но неуверенные в себе студенты записываются в подгруппу В, а затем переходят в подгруппу С.

Организация такого обучения происходит на основе открытости требований в обучении, знании познавательных интересов и особенностей психических процессов у студентов.

Студентам предоставляется право и возможность выбора уровня усвоения: минимального (базового) и творческого (повышенного) осуществляется принцип: «Возьми столько сколько можешь и хочешь, но неменьше обязательного!» При этом отношении «преподаватель - студент» претерпевают глубокие изменения: студент больше становится субъектом учения, а преподаватель – консультантом, партнером, между ними устанавливаются договорные отношения.

Индивидуальный стиль обучения основан на учете индивидуальных особенностей каждого студента, его психического развития, темперамента, типа нервной деятельности, пр.

Можно обратиться к педагогическим воззрения гуманистов.

Г. Песталоцци, как и Руссо, как и М. Монтессори настаивал на том, что преподавателю следует уважать предшествующий данному этапу обучения опыт студента, особенности его развития. Начинать надо с того, что знакомо студенту, постепенно раскрывая перед ним все более сложные явления, опираясь на самостоятельную активность студентов.

Люди по природе своей разные. Дело в том, что одни студенты трудоспособнее по утрам, другие - во второй половине дня; одни нуждаются в четком, иногда буквально пошаговом руководстве со стороны преподавателя, другие предпочитают инициативное, самостоятельное обучение, не терпят опеки; одни лучше усваивают материал со зрительной опорой, другие лучше воспринимают материал на слух; одни могут сосредоточенно работать в течение 20-30 минут, другие отвлекаются уже через 5-10 минут, у одних предшествующий опыт познания достаточно богат и на него можно легко опираться в дальнейшем развитии ребенка, у других в силу разных причин он может оказаться незначительным и приходится прилагать немало усилий, чтобы его обогатить.

Традиционная школа, разумеется, не может учесть весь спектр различий личности обучаемого. В результате те студенты, которые могли бы гораздо лучше усвоить материал со зрительной опорой, вынуждены слушать объяснения преподавателя и тут же отвечать на его вопросы; те студенты, которые значительно более работоспособны во второй половине дня, вынуждены приходить в учебное учреждение с утра, те, которые были слабо подготовлены интеллектуально (а может быть и духовно), вынуждены следовать темпу и методам, рассчитанным на более продвинутых студентов (так называемых, средних), ребята, которым непонятны некоторые жизненные принципы, устои, принятые в цивилизованном обществе, часто начинают комплексовать и т.д. Именно поэтому, говорят сторонники этого подхода, необходимо опираться и развивать индивидуальные стили познавательной деятельности каждого студента.

Характерным признаком технологии раздельного обучения является дифференциация обучаемых по общим и частным способностям.

Дифференциация по общим способностям происходит с учетом общего уровня обучаемости, особенностей памяти, мышления, познавательной деятельности. Дифференциация по частным способностям предусматривает различия студентов по их склонностями определенным дисциплинам, кроме того, принято различать внутреннюю и внешнюю дифференциацию по частным способностям.

Внешняя дифференциация обучаемых по частным способностям обеспечивается при раздельном обучении, а внутренняя дифференциация – на основе других видов педагогических технологий.

Анализом структуры личности занимались многие теоретики и педагоги. Достаточно назвать имена Б.П. Гернидского, А.Г. Ковалева, К.К. Платонова, М.С. Кагана, А.А. Макаренко, В.С. Леднева.

Анализ проблемы показал, что принимая во внимание разносторонние аспекты структуры личности, наиболее целесообразно выделить три основные ее стороны:

  1. функциональные механизмы психики;

  2. опыт личности;

  3. обобщенные типологические свойства личности.

Функциональные механизмы психики и соответствующие им психические процессы являются, по мнению автора, основой опыта личности. К ним относятся такие механизмы, как: восприятие информации, мышление, память, психомоторика, высшего уровня регуляции, обеспечивающие управление психическими процессами, поведением человека, включающие механизмы эмоций, внимание, волю и т.д. Опыт личности предполагает характеристику знаний, умений, навыков, привычек, направленности личности, познавательных, эстетических, других качеств. Третья сторона личности включает такие ее свойства, как характер, темперамент, способности, онтогенетические особенности развития.

Таким образом, мы можем сказать вполне определенно, на какие стороны и свойства личности мы должны ориентироваться при разработке адекватной этой личности системы обучения. Чтобы обучение можно было считать личностно-ориентированным и по нашему убеждению, наиболее эффективным, оно должно ориентироваться на:

  1. Игра в системе средств личностно ориентированного обучения 4 Личностно ориентированная воспитательная система школы пространство развития личности

    Документ
    Надежды на то, что демократические преобразования приведут к быстрому “очеловечиванию” социума, в утверждению прав и достоинства индивидов, оказались, по-видимому, иллюзорными.
  2. «Личностно ориентированное обучение учащихся» (1)

    Документ
    Анисимова Т.А. работает в МОУ СОШ № 10 учителем русского языка и литературы с 1990г. Это учитель, хорошо знающий свой предмет, постоянно работающий над повышением своего педагогического мастерства.
  3. «Личностно ориентированное обучение учащихся» (2)

    Документ
    Учитель чётко определяет учебные задачи, выбирает наиболее рациональные методы и приёмы обучения. Каждый её урок позволяет детям сделать открытие в мире литературы и родного языка.
  4. «Информационные технологии в образовании» Центр новых педагогических технологий Московский областной общественный фонд новых технологий в образовании «Байтик»

    Документ
    Материалы XXI Международной конференции «Применение новых технологий в образовании», 28 – 29 июня 2010г. г.Троицк, Московской области - ГОУ ДПО "Центр новых педагогических технологий" Московской области, МОО Фонд новых технологий
  5. Формирование готовности учителя начальных классов к личностно-ориентированной контрольно-оценочной деятельности в системе повышения квалификации

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 26 июня 2008 г. в 10 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.226.01 при ГОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия» по адресу: 654027, г.
  6. Личностно-ориентированное образование: сущность и проблемы. (лекция)

    Лекция
    В современной педагогике понятие «парадигма» выступает одним из ключевых понятий и определяется как концептуальная модель образования, совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование,
  7. Ломакина Т. Ю., Сергеева М. Г. Педагогические технологии в профессиональных учебных заведениях / Т. Ю. Ломакина, М. Г. Сергеева (1)

    Монография
    В монографии представлено моделирование образовательного процесса в современных экономических условиях с учетом основных характеристик конкурентоспособного специалиста на основании разработанной обобщенной модели специалиста, востребованного
  8. Ломакина Т. Ю., Сергеева М. Г. Педагогические технологии в профессиональных учебных заведениях / Т. Ю. Ломакина, М. Г. Сергеева (2)

    Монография
    В монографии представлено моделирование образовательного процесса в современных экономических условиях с учетом основных характеристик конкурентоспособного специалиста на основании разработанной обобщенной модели специалиста, востребованного
  9. Кусаинова М. А. Личностно-ориентированное обучение в школе: методология, концепция, система: Монография

    Монография
    В монографии рассматриваются методологические и теоретические проблемы личностно-ориентированного обучения, предлагается психолого-педагогическая концепция его конструирования, система экспериментального обучения в школе и др.

Другие похожие документы..