Система уроков по изучению жизни и творчества Льва Николаевича Толстого, его романа-эпопеи «Война и мир»

Система уроков по изучению жизни и творчества Льва Николаевича Толстого, его романа-эпопеи «Война и мир»

1. «Какой художник и какой психолог!» Личность и судьба Толстого

      «Это для нас, молодых, откровение, целый новый мир», — сказал о Толстом Ги де Мопассан. Жизнь Л. Н. Толстого — это целая эпоха, почти весь XIX век, вместившийся и в его жизнь, и в его произведения.

      Урок, посвященный жизненному и творческому пути писателя, проводится с помощью составления подробного плана. (либо рассказ учителя, либо сообщения учеников)

  1. Тайна человеческого счастья, тайна зеленой палочки — главная цель жизни Л. Н. Толстого.

  2. Период потерь. Ранняя смерть родителей. Роль Ясной Поляны в жизни мальчика. Мысли о жизни, страстная мечта о подвиге. Первая любовь. На пути к творчеству.

  3. Поступление в Казанский университет. Поиски себя: арабско-турецкое отделение и мечта о дипломатии, юридический факультет, уход из университета. Стремление постичь и понять мир — увлечение философией, изучение взглядов Руссо. Собственные философские опыты.

  4. Ясная Поляна. Из крайности в крайность. Мучительные поиски смысла жизни. Прогрессивные преобразования. Проба пера — первые литературные наброски.

  5. Туда, где опасно и трудно. Испытание самого себя. 1851 год — поездка на Кавказ на войну с горцами. Война — осмысление пути формирования человека.

  6. Автобиографическая трилогия: «Детство», 1852 год; «Отрочество», 1854 год; «Юность», 1857 год. Главный вопрос — каким надо быть? К чему стремиться? Процесс умственного и нравственного развития человека.

  7. Севастопольская эпопея. Перевод в Дунайскую армию, в сражающийся Севастополь (1854) после неудачного прошения об отставке. Гнев и боль о погибших, проклятие войне, жестокий реализм в «Севастопольских рассказах».

  8. Идейные искания 50—60-х годов:

Главное зло — жалкое, бедственное положение мужиков.

«Утро помещика» (1856).

Ощущение надвигающейся крестьянской революции.

Обличение правящих кругов и проповедь всеобщей любви.

Мировоззренческий кризис писателя.

Попытка в поездке за границу найти ответы на тревожащие вопросы. «Люцерн» (1857).

Мысль о воспитании нового человека. Педагогическая и просветительская деятельность. Открытие школ, создание «Азбуки» (1872) и книг для детей.

Отношение к реформе. Активное участие в общественной жизни, деятельность мирового посредника. Разочарование. Изменения в личной жизни. Женитьба на Софье Андреевне Берс.

  1. Замысел и создание романа «Война и мир» (1863—1869). Новый жанр — роман-эпопея. «Мысль народная» в романе.

  2. «Мысль семейная» в романе «Анна Каренина» (1877). Счастье личное и счастье народное. Жизнь семьи и жизнь России.

  3. Духовный кризис 70—80-х годов. Ожидание революции и неверие в нее. Отречение от жизни дворянского круга. «Исповедь» (1879—1882). Главное — защита интересов крестьянства.

  4. Напряженные раздумья об обновлении возрожденной души, о движении от нравственного падения к духовному возрождению. Протест против беззакония и лжи общества — роман «Воскресение» (1889—1899).

  5. Крик души — статья «Не могу молчать» (1908). Защита народа словом.

  6. Преследование правительством и церковью. Широкая популярность.

  7. Итог трагедии — уход из Ясной Поляны. Смерть на станции Астапово.

      Закончить разговор о жизни и творчестве Толстого можно мыслью о том, что граф Л. Н. Толстой был близок к народу и народ помнит об этом:

— К Толстому, в Ясную Поляну! —
Велеть бы кучеру:
Вези.
Я только гляну, только гляну,
Как гений выглядит вблизи.
Вот он сидит, нахмурив брови,
За знаменитым тем столом,
Где в слове ожили герои,
Россию спасшие в былом.
Как с мужиками косит ловко
В рубахе белой впереди,
А знаменитая толстовка
Висит на гвоздике, поди.
О том, что граф он, забывая,
Идет со всеми к роднику.
И что там слава мировая,
Когда он близок мужику.
И в счастье веруя мирское,
К неудовольствию властей,
В своей яснополянской школе
Крестьянских учит он детей.
…Велеть бы кучеру,
Да поздно:
Давным-давно Толстого нет.
Но, будто встречными опознан,
Вот-вот вернется в кабинет.
И, словно реки к океану,
Сюда дороги пролегли.
К Толстому, в Ясную Поляну
Стремятся люди всей земли.
                                А. Бодренко

Д.з. читать «Севостопольские рассказы», анализ одного из них

2. «Эпопея Севастополя, героем которой был народ русский». Изучение «Севастопольских рассказов»

      «Велики судьбы славянского народа! Недаром дана ему эта спокойная сила души, эта великая простота и бессознательность силы!..» — так писатель Лев Николаевич Толстой напишет в очерке «Как умирают русские солдаты».

      Урок можно организовать, распределив задания по группам.

  1. Работа биографов.

В 1851 году, устав от жизненных противоречий, Л. Н. Толстой вместе с братом Николаем отправляется на Кавказ. Но военная служба не приносит ему спокойствия, он подает прошение об отставке и получает отказ. Тогда он добивается перевода в Дунайскую армию, а позднее в Крым, в Севастополь. «Храбрый артиллерийский офицер, без малейшей аффектации, способный сохранять спокойствие при любых обстоятельствах, даже грозящих мучительной смертью, не суетливый, но упорный» — таким был Л. Толстой, по свидетельству очевидцев, на 4-м бастионе, который считался самым опасным местом, обстреливаемым иногда до 10 дней подряд.

  1. Работа художников.


Что же представлял собой Севастополь в тот момент, когда прибыл туда Толстой?
Работа по репродукциям с рисунков Айвазовского и Тимма, изображающих Севастополь и 4-й бастион.
Рассказы учащихся о Севастополе, увиденном глазами художников.

  1. Работа историков.

Справка историков:

Пользуясь численным преимуществом, враг оттеснил армию бездарного Меншикова. Отступая, они покинули и Севастополь. На вопрос начальника штаба Черноморского флота Корнилова, что же делать с флотом, Меншиков нагло ответил: «Положите его себе в карман». И тогда Нахимов, Корнилов, Истомин с 22 тыс. моряков и 2 тыс. орудий, снятых с судов, при поддержке населения организовали оборону. Под ураганным огнем выдерживали осаду 120-тысячной армии неприятеля.

  1. Работа биографов.


Таким образом, Л. Н. Толстой был непосредственным участником обороны, видел, как сражаются русские солдаты, как они умирают.
Эти люди стали героями рассказов: «Севастополь в декабре месяце», 1854 год; «Севастополь в мае», 1855 год; «Севастополь в августе», 1855 год. О них Л. Н. Толстой пишет в очерке «Как умирают русские солдаты». В одном из рассказов мы читаем: «Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский». И еще: «Герой, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, — правда».
Из этих цитат можно определить тему урока: «Герой моей повести — правда» — и его цель: доказать, что истинным героем Севастопольской эпопеи был русский народ.

  1. Работа первой группы литературоведов по рассказу «Севастополь в декабре месяце».

Справка историков:

В рассказе взят момент некоторого ослабления и замедления военных действий между кровавой битвой под Инкерманом 5 ноября 1854 года и битвой под Евпаторией 17 февраля 1855 года.

Следует остановиться на таких моментах рассказа:

описание фурштатского солдата;

посещение госпиталя и операционной;

описание 4-го бастиона;

авторский вывод: «…убежденность в невозможности… поколебать где бы то ни было силу русского народа».

Выводы. Толстой показывает войну в крови и страданиях, вызывая наше неприятие любой войны. Автор восхищается мужеством русских людей, защищающих свою Родину.

Справка художников:

На 4-м бастионе вместе с Львом Толстым сражались простые русские солдаты. В 1911 году первые русские кинооператоры засняли оставшихся в живых защитников Севастополя, сохранив их лица для истории. А на групповом портрете участников обороны художника Тимма мы видим рядовых: Афанасия Елисеева, Петра Кошку, Федора Заику, Аксентия Рыбакова, Ивана Демченко. Сколько в их лицах решимости, отваги, мудрости и грусти!

  1. Работа второй группы литературоведов по рассказу «Севастополь в мае».

Справка историков:

В мае 1855 года произошла кровавая битва гарнизона против всей армии неприятеля.

Следует остановиться на таких моментах рассказа:

рассуждения о пехотных офицерах;

сцена, когда офицер укоряет солдата;

описание раненых;

сцена перемирия;

описание мальчика, собирающего цветы на поле боя среди убитых;

авторский вывод: «И эти люди… не упадут вдруг на колени и со слезами радости и счастья и не обнимутся как братья?»

Выводы. Мысль об ужасе войны, о ее противоестественности сути человека. Главное — правдивое изображение войны в крови и страданиях.

  1. Работа третьей группы литературоведов по рассказу «Севастополь в августе».

Справка историков:

Это самый страшный месяц долгой осады, окончившейся падением Севастополя 27 августа 1855 года. 349 дней героически сражался Севастополь. Эпизоды рассказа, на которых следует остановиться:

описание солдат;

описание места битвы;

рассуждения о природе подвига;

описание батареи;

рассказ о Мельникове, братьях Козельцевых;

поведение людей;

страницы описания штурма;

авторские рассуждения: «Почти каждый солдат, взглянув с северной стороны на оставленный Севастополь, с невыразимой горечью в сердце вздыхал и грозился врагам». «На дне души каждого лежит та благородная искра, которая сделает из него героя; но искра эта устает гореть ярко, придет роковая минута, она вспыхнет пламенем и осветит великие дела».

Выводы. Размышления о природе подвига. Убежденность в героизме русского народа. Мысль о жестокости любой войны.

Итоговые вопросы. Кто же истинный герой Севастопольской эпопеи? (Народ; жители города; солдаты; офицеры, близкие к солдатам; гордый Севастополь.)

Кто из русских писателей близок Толстому в таком изображении войны?

  1. Работа четвертой группы литературоведов по сопоставлению «Севастопольских рассказов» со стихами М. Ю. Лермонтова «Бородино», «Валерик».

  1. Сборник статей «Кэмбриджское руководство к Л. Толстому» Д. Т. Орвин «Л. Толстой как художник и общественный деятель» (1)

    Сборник статей
    Интерес к личности Л.Н. Толстого, к его художественному, философскому и публицистическому наследию остается в США и Великобритании на протяжении последних десятилетий XX века, а также в начале века XXI устойчивым и глубоким.
  2. Сборник статей «Кэмбриджское руководство к Л. Толстому» Д. Т. Орвин «Л. Толстой как художник и общественный деятель» (2)

    Сборник статей
    Рассматривая публикации о Л. Толстом 70 – 900-ых годов, нам показалось важным отметить труды английских и американских исследователей У.У. Роу, Г.С. Морсона, Р.
  3. Темы подобраны с учетом изменений в школьной программе. Дополнение дано по лучшим сочинениям 90-х годов (1)

    Документ
    170. "МЫСЛЬ НАРОДНАЯ" И "МЫСЛЬ СЕМЕЙНАЯ" В РОМАНЕ Л.Н.ТОЛСТОГО "ВОЙНА И МИР". ПРОБЛЕМА РОЛИ НАРОДА И ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ.
  4. Темы подобраны с учетом изменений в школьной программе. Дополнение дано по лучшим сочинениям 90-х годов (2)

    Документ
    Дополнение дано по лучшим сочинениям 90-х годов. Оглавление 1. Изображение Руси в "Слове о полку Игореве". А.С. Грибоедов . Идеи декабризма в комедии Грибоедова "Горе от ума".
  5. Рабочая программа по дисциплине «Русский язык и литература» По профессии

    Рабочая программа
    СОСТАВЛЕНА в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и подготовки выпускников по профессии 190623.04 «Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования подвижного состава» и рабочего учебного плана Железнодорожного колледжа
  6. Рабочая программа по дисциплине «Русский язык и литература» По специальности 100120 «Сервис на железнодорожном транспорте» (1)

    Рабочая программа
    СОСТАВЛЕНА в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и подготовки выпускников по специальности 100120 «Сервис на железнодорожном транспорте» и рабочего учебного плана Железнодорожного колледжа
  7. Рабочая программа по дисциплине «Русский язык и литература» По специальности 100120 «Сервис на железнодорожном транспорте» (2)

    Рабочая программа
    Программа по литературе и русскому языку по специальности 100120 «Сервис на железнодорожном транспорте» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
  8. Рабочая программа по дисциплине «Русский язык и литература» По профессии 190623. 04 «Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования подвижного состава»

    Рабочая программа
    Программа по литературе и русскому языку по профессии «Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования подвижного состава» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
  9. Программа вступительного экзамена по специальности 10. 01. 01 Русская литература (1)

    Программа
    Авторы-сост.: Буянова Галина Борисовна, кандидат филологических наук доцент – «История русской литературы XIX века (I половина)»; Иванов Анатолий Иванович, доктор филологических наук профессор – «История русской литературы XIX века

Другие похожие документы..