Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации

Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации

Вступительная статья

Трудовое законодательство России в XIX-XXI вв.

В России трудовое законодательство, существенно влияя на социально-экономическое положение в стране, в своем развитии прошло несколько этапов.

Первый этап: XIX - начало XX в. Труд в дореформенный (до 1861 г.) период регулировался 2 актами:

1) Положением от 24 мая 1835 г. об отношениях между хозяевами фабричных заведений и рабочими людьми, поступившими на работу по найму;

2) Положением от 7 августа 1845 г. о воспрещении фабрикантам назначать в ночные работы малолетних менее 12-летнего возраста.

В конце XIX - начале XX в. были приняты 9 главных правовых актов, регулирующих трудовые отношения:

1) Закон от 1 июня 1882 г. "О малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах";

2) Закон от 12 июня 1884 г. "О школьном обучении малолетних, работающих на фабриках, заводах и мануфактурах";

3) Закон от 3 июня 1885 г. "О воспрещении ночной работы несовершеннолетним и женщинам на фабриках, заводах и мануфактурах";

4) Закон от 3 июня 1886 г. "Об утверждении проекта правил о надзоре за фабричной промышленностью, о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих и об увеличении числа чинов фабричной инспекции";

5) Положение от 12 июня 1886 г. о найме на сельские работы;

6) Закон от 24 апреля 1890 г. "Об изменении постановления о работе малолетних, подростков и лиц женского пола на фабриках, заводах и мануфактурах и о распространении правил о работе и обучении малолетних на ремесленные заведения";

7) Закон от 2 июня 1897 г. "О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской и горной промышленности";

8) Закон от 2 июня 1903 г. "О вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности";

9) Закон от 10 июня 1903 г. "Об утверждении старост в промышленных предприятиях".

В XIX в. в России было издано Полное собрание законов Российской империи в 45 томах, которое включало нормативные акты с 1649 по 1825 г. Правовые акты, регулировавшие трудовые отношения, входили в Устав о промышленном труде (597 статей), который был включен во вторую часть 11-го тома Свода законов Российской империи (более подробно см.: Канель В. Рабочий договор. К вопросу о положении рабочего класса в России. М., 1907; Быков А.Н. Фабричное законодательство и развитие его в России. СПб., 1909; Таль СА. Трудовой договор. Ярославль, 1913; Киселев И.Я. Трудовое право России. М., 2001).

Второй этап: 1917-1985 гг. В этот период были приняты следующие акты:

1) декрет Совета народных комиссаров о 8-часовом рабочем дне от 29 октября 1917 г. и другие первые акты Советской власти в области труда;

2) Кодекс законов о труде - в декабре 1918 г. (137 статей);

3) второй Кодекс законов о труде - в октябре 1922 г. (192 статьи);

4) Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде - в июле 1970 г. и на их основе третий Кодекс законов о труде РСФСР - в декабре 1971 г. (256 статей).

Третий этап: 1986-2001 гг. В это время было внесено 28 изменений в КЗоТ РСФСР, а также приняты другие законы, регулирующие трудовые отношения. Опыт, накопленный за этот период, нуждается в переосмыслении и использовании в настоящее время.

Четвертый этап: с 2001 г. по настоящее время. В этот период принят Трудовой кодекс РФ (ТК) в декабре 2001 г. и введен в действие с 1 февраля 2002 г., проводится работа по его совершенствованию. Принятие ТК фактически положило начало поэтапному приведению трудового законодательства в соответствие с требованиями изменяющейся рыночной экономики.

Важнейшей задачей науки трудового права и практики применения трудового законодательства в период реформ, переходный период является изучение трудовых отношений, и в частности вновь сложившихся правил, тенденций, интересов наемных работников, работодателей, общественности, государства, различных социальных классов и слоев общества в сфере труда. Достоверная информация о состоянии трудовых отношений дает возможность государству сделать более эффективной политику в области трудовых отношений как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта РФ, а также на уровне местных органов самоуправления.

В правовом демократическом обществе государство существует в основном для определения и защиты прав граждан. Известно также, что власть оправданна и легитимна (правомерна) только тогда, когда она служит народу, существует во имя защиты основных прав и свобод граждан. Если власть перестает служить этой цели, то она перестает быть легитимной. Основные идеи, лежащие в основе современного правового государства, были заложены в Декларации независимости Североамериканских Соединенных Штатов от 4 июля 1776 г. и французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г., которые установили, что цель государства - ограждение "естественных и неотъемлемых прав человека". Естественным и неотъемлемым правом человека является право на труд. По Монтескье (1689-1755), один из законов природы состоит в необходимости человека добывать пропитание. Из этого закона вытекает право на труд, являющееся средством реализации потребности человека в пропитании. Концепция трудового законодательства, прежде всего, устанавливает правовые отношения человека (наемного работника и работодателя) и государства в сфере труда. Обязанность государства - закрепление прав человека в сфере труда, а также механизма их реализации, охраны и защиты этих прав.

Каждый закон, в том числе и ТК, имеет несколько уровней. Первый уровень - это идеи, которые составляют основу закона. Можно назвать следующие основополагающие идеи, на которых основываются государства, регулируя трудовые отношения: свобода труда, справедливость трудовых отношений и их гуманизация, правовой порядок в трудовых отношениях (порядок означает господство права для того, чтобы сохранять жизнь и здоровье работников, собственность работников и работодателей). Единого представления об идеях в обществе быть не может, так как оно состоит из разных социальных групп, придерживающихся следующих основных политических идеологий: тоталитаризма, социализма, демократического социализма, капитализма, либертаризма, анархизма, либерализма и консерватизма. В частности, идеи либерализма заключаются в использовании государства для обеспечения равенства, но не порядка. Идеи консерватизма состоят в использовании государства в обеспечении порядка, но не равенства. Обеспечение порядка рассматривается как самая давняя функция государства по охране жизни и здоровья граждан, а также защите их собственности. Идеи вырабатываются наукой (например, философией, социологией, в том числе социологией труда, социальной психологией, экономикой труда, микроэкономикой, менеджментом, трудовым правом и др.) и практикой.

Фундаментальными идеями в современном обществе являются: частная инициатива; стремление людей к справедливой личной прибыли, считал Франклин Рузвельт, осуществляя "новый курс" для Америки (см.: Рузвельт Ф. Беседы у камина. М., 2003. С. 54, 56).

Второй уровень - это нормы права. Относительно содержания норм у юристов возникают многочисленные дискуссии, т.е. их содержание неоднозначно, особенно если нормы недостаточно конкретны.

Для того чтобы нормы все понимали одинаково, целесообразно в каждой главе ТК первую статью посвятить определению понятий. В действующем ТК в большинстве глав законодатель определений используемых понятий не дает.

Третий уровень - статьи закона, которые являются его объективной формой. В правовом демократическом государстве трудовые отношения строятся на основе демократических принципов. Идеи закона могут быть выражены в доктрине законодательства. Основные нормы могут быть закреплены в концепции законодательства. Таким образом, недостаток сегодняшней системы трудового законодательства заключается в отсутствии публичной доктрины и концепции трудового законодательства.

Трудовое право существует в форме общей идеи и нескольких идей, системно ее раскрывающих. Эти идеи реализуются в объектах-копиях. Первый объект - трудовое законодательство, которое имеет максимально объективную форму. Второй объект - трудовые правоотношения и, более того, все трудовые отношения. Третий объект - правосознание, в том числе научное (наука трудового права). Объекты могут перестать соответствовать своей идее, и в этом случае эффективность трудового законодательства снижается.

В условиях рыночной экономики, основанной на разделении труда и конкуренции, мобильность работников и предложение рабочих мест ограничены.

Для более эффективного изменения трудовых отношений целесообразно разработать доктрину государственной политики в сфере труда на первую половину XXI в. У государства должна быть долгосрочная стратегия в области развития трудовых отношений в стране. Необходимо уточнить концепцию законодательства и на этой основе осуществлять дальнейшее совершенствование трудового законодательства.

Какие же изменения необходимы в сфере труда? Это - демократизация, гуманизация трудовых отношений как выражение определенных свобод в области труда и экономики, создание ориентированной на человека трудовой среды (более подробно см.: Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики/Под науч. ред. Р. Марра, Г. Шмидта. М., 1997).

Демократизация находит выражение в следующих принципах.

По отношению к предприятию - в форме предпринимательской автономии, торговли, конкуренции, свободы предпринимательства и свободы заключения договоров.

По отношению к потребителю - в свободе формирования потребительских привычек, способов покупать и экономить и соответственно распоряжаться денежными средствами.

По отношению к владельцу капитала - в обеспечении гарантий инвестиционных прав акционеров и их права на выбор своих действий.

По отношению к обществу - в контроле за экономической мощью отдельных компаний в целях избежания монопольных ситуаций и предотвращения чрезмерных социальных издержек, ложащихся бременем на все население или его часть.

По отношению к наемным работникам - в тарифной автономии профсоюзов и союзов предпринимателей (претворение в жизнь права на коалицию), а также в гарантировании соблюдения определенных руководящих принципов в отношениях с наемными работниками или с избранными демократическим путем представителями работников посредством предоставления им права быть выслушанными, права на информацию, внесение предложений, участие в управлении предприятием.

По отношению к работодателю - в свободе расстановки персонала в организации, замены персонала при условии соблюдения прав наемных работников.

В современной Европе соответствующие нормы, лежащие в основе демократизации отношений, сформулированы в Европейской социальной хартии ETS N 163. Она была принята в Турине 18 октября 1961 г. В апреле 1996 г. Комитет министров Совета Европы одобрил ее новую редакцию, которая была подписана 3 мая 1996 г. Настоящая Хартия вступила в силу 1 июля 1999 г. Предложение о подписании Хартии, пересмотренной 3 мая 1996 г., одобрено постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2000 г. N 333. Российская Федерация подписала Хартию 14 сентября 2000 г.

В Хартии установлены следующие права и принципы.

1. Каждый должен иметь возможность зарабатывать себе на жизнь путем свободного выбора профессии и занятий.

2. Все работники имеют право на справедливые условия труда.

3. Все работники имеют право на здоровые и безопасные условия труда.

4. Все работники имеют право на справедливое вознаграждение, достаточное для поддержания достойного уровня жизни самих работников и их семей.

5. Все работники и предприниматели имеют право на свободу объединения в национальные и международные организации для защиты экономических и социальных интересов.

6. Все работники и предприниматели имеют право на ведение коллективных переговоров.

7. Дети и молодежь имеют право на специальную защиту от физических и моральных рисков, которым они подвергаются.

8. Работающие женщины-матери имеют право на особую защиту.

9. Каждый имеет право на пользование соответствующими возможностями в области профессиональной ориентации с целью выбора занятий, соответствующих личным способностям и интересам работников.

10. Каждый имеет право на соответствующие возможности в области профессионального обучения.

11. Каждый имеет право на пользование благами, позволяющими обеспечивать хорошее состояние здоровья.

12. Все работники и члены их семей имеют право на социальное обеспечение.

13. Каждый, не имеющий необходимых материальных средств, имеет право на социальную и медицинскую помощь.

14. Каждый имеет право пользоваться услугами социальных служб.

15. Нетрудоспособные лица имеют право на независимость, социальную интеграцию и участие в жизни общества.

16. Семья как основополагающая ячейка общества имеет право на соответствующую социальную, юридическую и экономическую защиту, призванную обеспечить ее полное развитие.

17. Дети и молодежь имеют право на соответствующую социальную, юридическую и экономическую защиту.

18. Граждане любого государства - участника Хартии имеют право на любую приносящую доход работу на территории другого государства - участника Хартии на началах равенства с гражданами последнего, если только ограничения не вызваны существенными экономическими и социальными причинами.

19. Работники-мигранты - граждане государства - участника Хартии и члены его семьи имеют право на защиту и помощь на территории любого другого Государства - участника Хартии.

20. Все работники имеют право на равные возможности и на равное обращение в сфере занятости без дискриминации по признаку пола.

21. Работники имеют право на информацию и на консультации в рамках предприятий.

22. Работники имеют право участвовать в определении и в улучшении условий труда и производственной среды на предприятии.

23. Каждый пожилой человек имеет право на социальную защиту.

24. Все работники имеют право на защиту в случае прекращения занятости.

25. Все работники имеют право на защиту их претензий в случае банкротства предпринимателя.

26. Все работники имеют право на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности.

27. Все лица с семейными обязанностями, поступающие или желающие поступить на работу, имеют право сделать это, не подвергаясь дискриминации и по возможности не вступая в конфликт со своими семейными обязанностями.

28. Представители работников на предприятиях имеют право на защиту от действий, наносящих им вред, и им должны быть предоставлены соответствующие возможности для осуществления их функций.

29. Все работники имеют право на информацию и консультации в ходе осуществления коллективных увольнений.

30. Каждый имеет право на защиту от бедности и социального остракизма.

31. Каждый имеет право на жилье.

Рассматриваемая Хартия содержит импульс для улучшения положения наемных работников во всех странах Европы благодаря расширению контактов работодателей и наемных работников, объединенных соблюдением принципов этой Хартии.

Нормы рассматриваемой Хартии можно положить в основу создания локального законодательства организаций, а также в основу трудового социального законодательства. Нормы Хартии в разной мере вошли в трудовое законодательство многих стран, например в Закон ФРГ "О конституции предприятия". В нашей стране следует в большей степени учитывать зарубежный опыт, например Германии, в которой 1 из основных прав наемного работника - право на избрание демократическим путем представительства коллектива рабочих и служащих - совета работников предприятия, выражающего интересы работников перед руководством фирмы.

Организационными формами, гарантирующими основные права наемных работников, являются:

1) возможность работника оказывать влияние на экономическую деятельность путем участия в работе наблюдательного совета (контролирующего органа) организации;

2) назначение в организации заместителя директора по труду или создание в правлении организации особого представительного органа, ориентированного на учет интересов наемных работников;

3) создание советов работников организации, обязанных представлять интересы наемных работников в противовес руководству предприятия;

4) улучшение положения наемных работников посредством урегулирования вопросов в рамках трудового права;

  1. Трудовой кодекс российской федерации *О

    Кодекс
    Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (Российская газета, N 188, 31.08.2004) (о порядке вступления в силу см. статью 155 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ);
  2. К трудовому кодексу российской федерации (1)

    Кодекс
    Глазырин В.В., кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ - гл.
  3.  Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-фз (тк рф) (с изменениями и дополнениями)

    Кодекс
     Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 27 февраля 2010 г. N 146 "Об утверждении перечня автомобилей, производимых на территории Российской Федерации,
  4. Кодексу Российской Федерации / М. О. Буянова, К. Н. Гусов [и др.]

    Кодекс
    К. Н. Гусов, заслуженный деятель науки РФ, д-р юрид. наук, проф., академик РАСН - предисловие, гл. 1, 2 (ст. 15-20, § 1-8 ст. 21; § 1-7 ст. 22), 10, 11, 29, 30, 62, разд.
  5. К трудовому кодексу российской федерации (3)

    Кодекс
    Гейхман В.Л. - заслуженный юрист Российской Федерации, академик МАН ВШ и РАЕН, президент Российской правовой академии Минюста России, заведующий кафедрой трудового права и права социального обеспечения Российской правовой академии
  6. Законодательства и сравнительного правоведения при правительстве российской федерации комментарий к лесному кодексу российской федерации (Постатейный)

    Закон
    С.А. Боголюбов, доктор юрид. наук, проф., засл. деятель науки РФ, зав. отделом аграрного, экологического и природоресурсного законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ - предисловие, коммент.
  7. Дипломная работа тема: Анализ основных изменений, внесенных в Трудовой кодекс Российской Федерации с момента его принятия по август 2006 года

    Дипломная работа
    История трудового законодательства имеет давние традиции. Уже в Законах Хаммурапи (XYIII в. до н.э.) имелись отдельные статьи, регламентирующие трудовые отношения.
  8. Постатейный комментарий к уголовному кодексу российской федерации.

    Документ
    Статьи 71 и 72 Конституции РФ проводят распределение предметов ведения и полномочий на находящиеся в ведении собственно Российской Федерации и в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
  9. Учебно-методический комплекс Трудовое право Российской Федерации (для студентов, получающих высшее юридическое образование и обучающихся по сокращенной форме обучения)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «Трудовое право Российской Федерации» для студентов, обучающихся по сокращенной форме обучения – Н. Новгород; 2005 г. – 102 стр.

Другие похожие документы..