Методические разработки к практическим занятиям по пропедевтике ортопедической стоматологии для студентов

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ

И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ РФ

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра пропедевтики стоматологических заболеваний

Методические разработки

к практическим занятиям

по пропедевтике ортопедической

стоматологии для студентов

(2 курс / 3 семестр)

Волгоград, 2007

Примерный план проведения практического занятия по пропедевтике

ортопедической стоматологии

N

Этапы занятия

Оборудование, инструментарий

Учебные пособия, средства контроля

Место проведения

Время

1

Проверка посещаемости

студентов

Учебный класс

3

мин.

2

Проверка исходного уровня знаний (тестовый контроль)

Учебные таблицы, муляжи, фантомы зубов. Контрольные вопросы, задачи.

7

мин.

3

Инструктаж преподавателя. Подготовка к самостоятельной работе.

Бормашины, модели челюстей, инструменты и пр.

План содержания занятия.

35

мин.

4

Самостоятельная работа студентов (на фантомах).

Бормашины, зуботехнические инструменты, воск, стоматологический инструментарий

Методические разработки

120

мин.

5

Контроль результатов усвоения: проверка качества работы на фантомах; проверка решения ситуационных задач.

Стоматологический инструментарий, фантомы

Контрольные задачи

10

мин.

6

Задание на следующее занятие

Программа курса, литература по теме

5

мин.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К СТУДЕНТАМ НА КАФЕДРЕ ПРОПЕДЕВТИКИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ.

Студенты должны являться на занятия по курсу пропедевтики стоматологии одетыми по медицинской форме (в чистом халате и медицинской шапочке, сменной обуви). Рукава одежды не должны быть видны из-под рукавов халата, волосы должны быть аккуратно заправлены под медицинскую шапочку, ногти коротко острижены, без покрытия цветным лаком.

На лекции и практические занятия студент должен являться без опоздания. Впервые опоздавший к началу практических занятий студент не допускается на теоретическую часть занятия с обязательной отработкой пропущенной темы у своего преподавателя. При повторном опоздании студент на занятие не допускается, а теоретическая и практическая часть этого занятия отрабатываются полностью. Опоздавшие на лекцию в аудиторию не допускаются. Студенты, пропустившие два практических занятия, на последующие занятия допускаются только по разрешению деканата.

Присутствие только на первом или втором часе лекции не засчитывается. Пропущенная лекция подлежит отработке своему преподавателю с предоставлением реферата лекции. Пропущенные несколько лекций подлежат отработке у лектора (профессора или доцента).

На лекции и практические занятия студент должен приходить с авторучкой (карандашом) и тетрадью для записи.

Перед началом самостоятельной работы необходимо удостовериться в исправности стоматологического оборудования. Приготовить набор стерильных инструментов, необходимый для работы мелкий инструментарий и медикаменты, а также пломбировочные материалы.

После окончания работы студент приводит в порядок рабочее место.

Тема №1: Организация, оснащение и оборудование врачебного ортопедического кабинета и зуботехнической лаборатории. Нормативы. Санитарно-гигиенические требования. Техника безопасности.

Разделы, раскрывающие тему:

  1. Гигиена труда. Санитарные правила устройства, оборудования, эксплуатации амбулаторно-поликлинических учреждений стоматологического профиля. Охрана труда и личной гигиены персонала.

  1. Эргономика в стоматологии.

Общая цель занятия:

1. Ознакомиться с организацией и оснащением врачебного ортопедического кабинета и зуботехнической лаборатории.

2. Изучить оборудование рабочего места стоматолога-ортопеда и зубного техника.

3. Изучить основной инструментарий стоматолога-ортопеда и зубного техника. Ознакомиться с правилами стерилизации инструментария и слепков.

4. Изучить требования техники безопасности.

Конкретная цель занятия:

1. Научиться организации зуботехнической лаборатории.

Схема ориентировочной основы действий при организации

зуботехнической лаборатории.

Функциональные помещения

Оборудование, оснащение

Назначение

1. Основная или заготовочная комната

Стол зубного техника с осветительным прибором, встроенной бормашиной, газовой горелкой или электрошпателем, и вытяжной вентиляцией

Для выполнения основных процессов по изготовлению зубных протезов (моделирование, постановка зубов, отделка протезов)

2.Гипсовочная комната.

Металлический гипсовочный стол с отверстием и ящиком для отходов гипса. Бункер для хранения гипса. Раковина с водоотстойником. Пресс для выдавливания гипса. Кюветы, окклюдаторы, колбы, шпатели.

Для отливки моделей из гипса, загипсовки в окклюдатор, гипсовки протезов в кювету.

3.Паяльная комната.

Вытяжной шкаф.

Паяльный аппарат с компрессором для автоматической подачи бензина.

Отбелы.

Для спайки деталей протезов, отбеливания протезов.

4.Полировочная комната.

Шлифмотор.

Пылеуловитель.

Хорошее освещение.

Полировочные пасты, щетки, фильцы, резиновые и карборундовые круги.

Для полирования зубных протезов.

5.Формовочная и полимеризационная комната.

Стол металлический.

Зуботехнический пресс.

Газовые плиты.

Стерилизатор открытого типа.

Полимеризатор.

Вытяжная вентиляция.

Для приготовления пластмассы, формования, полимеризации.

6. Литейная комната.

Высокочастотные центробежные литейные установки.

Муфельная печь.

Для литья зубных протезов по выплавляемым моделям.

Контрольные вопросы:

1. Оборудование и оснащение ортопедического кабинета, санитарно-гигиенические нормативы помещений.

2. Устройство и оборудование зуботехнической лаборатории.

3. Врачебный и зуботехнический инструментарий. Назначение.

4. Асептика и антисептика. Методы стерилизации инструментария.

5. Техника безопасности при работе в ортопедическом кабинете и зуботехнической лаборатории.

Тестовый контроль, ситуационные задачи.

    1. К каким оттискным материалам относится гипс:

а) к кристаллизующимся

б) к эластическим

в) к термопластическим

г) к силиконовым

    1. Какова должна быть площадь врачебного ортопедического кабинета:

а) 12 м - достаточно

б) не менее 13,7 м

в) произвольная

    1. Какое покрытие можно применить для стен врачебного ортопедического кабинета:

а) бумажные обои

б) масляная краска

в) побелка

    1. Какова должна быть высота врачебного стоматологического кабинета:

а) не менее 3,0 м

б) не менее 2,8 м

в) 3 – 3,5 м

    1. Сколько комнат должно быть в современной зуботехнической лаборатории:

а) 4

б) 5

в) 6

    1. Каков оптимальный коэффициент естественного освещения з/т лаборатории:

а) 1:5

б) 1:6

в) 1:7

    1. Какой должна быть современная вентиляция в основной заготовочной комнате:

а) вытяжной

б) приточной

в) приточно-вытяжной

    1. Эргономика – это:

а) наука, изучающая материальное обеспечение работника и влияние этого фактора на производительность труда

б) наука, изучающая функциональные возможности человека в трудовых процессах с целью создания для него оптимальных условий труда

в) наука, изучающая экономические проблемы, стоящие перед человеком, и пути их решения.

Самостоятельная работа, учебно-исследовательская работа студентов.

    1. Оформить «Инструкцию по технике безопасности при работе в зуботехнической лаборатории»

    2. Подготовить реферат «Гипс. Физико-химические свойства. Применение».

Литература:

    1. В.Н.Копейкин, Л.М.Демнер. Зубопротезная техника.- М.: «Триада - Х», 2003.

    2. В.С.Погодин, В.А.Пономарёва. Руководство для зубных техников. М.:

Медицина, 1983.

    1. Санитарные правила устройства, оборудования, эксплуатации амбулаторно - поликлинических учреждений стоматологического профиля, охрана труда и личной гигиены персонала. М., 1984.

    2. М.М.Пожарицкая, Т.Г. Симакова. Пропедевтическая стоматология.- М.: Медицина, 2004.

    3. Пропедевтика ортопедической стоматологии: практическое руководство под ред. проф. Н.Н.Гаражи.- Ставрополь: Изд-во «Кавказский край», 2006.

Тема №2: Анатомо-функциональное строение коронок зубов, зубных рядов и прикуса в возрастном аспекте. Изображение рисунками (3 проекции) и вырезание из гипса резцов верхней и нижней челюсти.

Разделы, раскрывающие тему:

1. Анатомо-функциональное строение зубов, зубных рядов и прикуса человека.

2. Макроскопическое строение резцов верхней и нижней челюсти человека.

Общая цель занятия:

1. Изучить на моделях, фантомах, стендах и таблицах макроскопическое строение коронок постоянных резцов обеих челюстей, форму поперечного сечения в области анатомической шейки, отличительные признаки сторон и принадлежности к челюсти.

2. Овладеть методикой моделирования резцов из гипсового блока объёмно, уметь изобразить рисунком зуб в различных проекциях.

Конкретная цель занятия:

1. Смоделировать из гипсового блока в трёхкратном увеличении центральный резец верхней челюсти постоянного прикуса.

  1. Рабочая программа учебной дисциплины пропедевтическая стоматология Для специальности

    Рабочая программа
    Пропедевтическая стоматология - раздел стоматологии, где закладывается начальный фундамент профессиональных навыков, знаний и мышления общей и частной стоматологии.
  2. Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по пропедевтике стоматологических заболеваний Волгоград 2009

    Учебно-методическое пособие
    Зав. кафедрой пропедевтики стоматологических заболеваний ВолГМУ, проф. Т.Ф. Данилина; доц., к.м.н. Т.В.Колесова., ассистенты к.м.н. А.Ф. Касибина, к.м.
  3. Рабочая программа по пропедевтике терапевтической стоматологии

    Рабочая программа
    Рабочая программа по пропедевтике терапевтической стоматологии составлена на основании учебного плана специальности, квалификационной характеристики и требований, которые предъявляются к врачу общей практики с учетом Государственного
  4. Литература по категориям

    Список литературы
    Ботт Э., Леонард В. Использование Microsoft Office 2 . Специальное издание: Пер. с англ. : Учеб. пособие. - М. : Изд. Дом "Вильямс", 2 . - 1024 с.
  5. Библиографический указатель литературы, поступившей в библиотеку белмапо с 1999 по 2008 гг

    Библиографический указатель
    Белорусско-польский научно-практический семинар = Bialorusko-polski naukovo-praktyczny seminarium : тез. докл., 9-11 окт. 2002 г., Брест, Респ. Беларусь.
  6. Модуль пропедевтики терапевтической стоматологии информация о модуле

    Документ
    Модуль пропедевтики терапевтической стоматологии был создан по приказу ректора КазНМУ №1323Л от12.07.2011г. На модуле преподаются следующие дисциплины: «пропедевтика терапевтической стоматологии» для студентов 4 курса, а также элективные
  7. Сводный план изданий санкт-петербургского государственного медицинского университета на 2011 год

    Документ
    Взаимодействия хирургической бригады во время неотложных операций. Для студентов старших курсов, интернов, клинических ординаторов и аспирантов хирургических кафедр.
  8. Указатель книг, поступивших в рнмб (2)

    Указатель
    Указатель «Новые медицинские книги» с марта 2003 г. выходит под названием «Новые медицинские издания». В структуру указателя включены библиографические описания отечественных и зарубежных книг, электронных документов, приложений к
  9. Методические указания Пенза Издательство Пензенского государственного университета (1)

    Методические указания
    В издании на основе требований образовательного стандарта представлены тематические планы и методические рекомендации к практическим занятиям по курсу «История медицины», содержится необходимый учебно-методический комплекс, включающий

Другие похожие документы..