Методические разработки к практическим занятиям по пропедевтике ортопедической стоматологии для студентов

Схема ориентировочной основы действия при моделировании цельнолитой коронки воском на фантоме

Последовательность

действия

Средства действия

Критерий самоконтроля.

1. Нанести на культю изолирующий материал.

2-3 слоя компенсационного лака.

Лак покрывает культю, не доходя до шейки.

2.Изготовить адапту.

Погружной воск, полимерная пластинка толщиной 0,1-0,6 мм.

Восковой колпачок плотно охватывает культю.

3.Разогреть моделировочный воск.

Электрошпатель, «Модевакс».

Воск не должен кипеть.

4.Восстановить анатомическую форму зуба.

Электрошпатель, рабочая и вспомогательная модели и воск.

Восстановлены окклюзионные контакты, контактные пункты, экватор.

Контрольные вопросы.

1. Разновидности восков. Назначение.

2. Анатомические особенности строения зубов верхней челюсти.

3. Анатомические особенности строения зубов нижней челюсти.

Тестовый контроль.

1. Выпуклость эмалево-цементной границы в сторону режущего края наиболее выражена:

а) на медиальной поверхности резцов.

б) на дистальной поверхности резцов.

2. Признаки латерализации зуба слабо выражены:

а) у медиального резца верхней челюсти.

б) у латерального резца верхней челюсти.

в) у медиального резца нижней челюсти.

г) у латерального резца нижней челюсти.

3. Язычный бугор более развит:

а) у медиального резца верхней челюсти.

б) у латерального резца верхней челюсти.

4. Признаком кривизны коронки является:

а) скат вестибулярной поверхности коронки в медиально-дистальном направлении.

б) скат вестибулярной поверхности коронки в дистально - медиальном направлении.

в) закругленность дистального угла коронки.

5. У клыка верхней челюсти более длинным является:

а) медиальный скат «рвущего бугра»

б) дистальный скат «рвущего бугра»

6. Контактные контуры коронки конвертируют к шейке в большей степени:

а) у клыка верхней челюсти.

б) у клыка нижней челюсти.

Самостоятельная работа, УИРС.

1. Подготовить реферат: «Современные восковые композиции».

Литература.

1. Копейкин В.Н., Демнер Л.М. Зубопротезная техника.- М., «Триада - Х» 2003.

2. С.В.Дмитриенко, А.И. Краюшкин. Частная анатомия постоянных зубов.

Волгоград, ВМА, 1998.

3. М.М.Пожарицкая, Т.Г. Симакова. Пропедевтическая стоматология.- М.:

Медицина, 2004.

4. Пропедевтика ортопедической стоматологии: практическое руководство

под ред. проф. Н.Н.Гаражи.- Ставрополь: Изд-во «Кавказский край»,

2006.

Тема № 16. Вкладки. Особенности препарирования кариозных полостей под вкладки(I - V кл.). Препарирование кариозных полостей (I - V) на фантоме.

Разделы, раскрывающие тему.

1. Анатомия зубов.

2. Классификация кариозных полостей.

3. Правила препарирования кариозных полостей.

4. Абразивный инструментарий

Общая цель занятий.

1. Изучить классификацию кариозных полостей.

2. Изучить правила препарирования полости (I - V кл.) под вкладки.

Конкретные цели занятия.

  1. Научиться определять степень разрушения твердых тканей по В.Ю. Миликевичу.

2. Научиться препарировать полости (I - V кл.) под вкладки

Схема ориентировочной основы действия при препарировании кариозных полостей под вкладки.

Компоненты действия

Средства действия

Критерии самоконтроля

1. Определить направление выведения восковой модели

Диагностическая модель

Восковая модель будет выводиться только в этом направлении

2. Сформировать полость вкладки

Фиссурные, шаровидные твердосплавные и алмазные боры.

Полость имеет ящикообразную ассиметричную форму, с прямыми углами, плоским дном. Внутренние стенки параллельны друг другу.

3. Создание фальца

Фиссурные, шаровидные твердосплавные и алмазные боры.

По краю полости на уровне эмали фальц (скос) под углом 45 гр., на 1/3 толщины эмали

Контрольные вопросы.

1. Классификация кариозных полостей.

2. Принципы формирования полостей для вкладок.

3. Показания и противопоказания к ортопедическому лечению вкладками.

4. ИРОПЗ, его определение.

Тестовый контроль.

1. Создают фальц по краю полости при изготовлении вкладки:

а) фарфоровой

б) пластмассовой

в) металлической

2. Путь выведения из полости восковой вкладки и введение готовой вкладки определяют:

а) до формирования полости.

б) в процессе препарирования.

в) после препарирования.

3. Общие принципы формирования полостей под вкладку:

а) симметричная форма

б) асимметричная конфигурация

в) отвесные параллельные стенки

г) конвергирующие стенки

д) дно плоское

4. Установите правильную последовательность клинических этапов изготовления вкладки прямым методом.

а) формирование полости.

б) раскрытие полости.

в) припасовка вкладки.

г) моделирование

д) определение пути выведения восковой репродукции и введение

готовой вкладки.

е) фиксация вкладки.

Самостоятельная работа, УИРС.

1. Нарисовать правильно сформированную полость под вкладку.

Литература.

1. Жулев Е.Н. «Несъемные протезы» - издательство НГМА, Н.Новгород, 1995г.

2. Коновалов А.П., Курякина Н.В., Митин Н.Е. «Фантомный курс ортопедической стоматологии» под ред. Трезубова В.Н., - М.: Медицинская книга; Н. Новгород, издательство НГМА, 1999г.

3. Щербаков А. С., Гаврилов Е.И., Трезубов В.Н., Жулёв Е.Н. «Ортопедическая стоматология» - ИКФ «Фолиант», СПб , 1997г.

4. М.М.Пожарицкая, Т.Г. Симакова. Пропедевтическая стоматология.- М.:

Медицина, 2004.

5. Пропедевтика ортопедической стоматологии: практическое руководство

под ред. проф. Н.Н.Гаражи.- Ставрополь: Изд-во «Кавказский край»,

2006.

Тема № 17. Особенности моделирования вкладок (I - V кл.) на фантоме.

Разделы, раскрывающие тему.

1. Анатомия зубов.

2. Принципы препарирования полостей под вкладки.

3. Воски, состав, назначения.

Общая цель занятия.

1. Изучить методы изготовления вкладок.

Конкретные цели занятия.

1. Научиться моделировать вкладку прямым способом.

Схема ориентировочной основы действия

при моделировании вкладки прямым способом

Компоненты действия

Средства действия

Критерий

самоконтроля

1. Разогреть моделировочный воск

При t 60 гр. - 70 гр. в горячей воде или над пламенем горелки до пластичной консистенции

При более высокой t возрастает степень усадки воска и прилипаемость

2. Смоделировать восковую репродукцию вкладки

Размягченный воск с усилием ввести в полость. Удалить излишки воска моделировочным шпателем. Сомкнуть зубы в положении центральной окклюзии.

Вкладка восстанавливает анатомическую форму зуба, имеет плотный контакт с антагонистами.

3. Вывести восковую модель вкладки.

Конец штифта из кламмерной проволоки разогреть над пламенем горелки и ввести в участок наибольшей толщины вкладки. Дать остыть и вывести вкладку.

Вкладка свободно выводится в одном направлении

Контрольные вопросы.

1. Материалы для изготовления вкладок.

2. Прямой метод моделирования восковых репродукций вкладок.

3. Непрямой метод моделирования восковых репродукций вкладок.

Тестовый контроль.

1. Виды моделировочных материалов для вкладок:

а) лавакс

б) бесцветный воск

в) базисный воск

г) быстро твердеющая пластмасса

д) липкий воск.

2. Методы моделирования вкладки:

а) прямой

б) непрямой

в) комбинированный

3. Моделировочный материал для вкладок должен соответствовать

следующим требованиям:

а) пластичность

б) тугоплавкость

в) твердость

г) не давать усадку

д) сгорать без зольного остатка

4. Восковая модель вкладки не извлекается из сформированной полости по следующим причинам:

а) оставлены ниши при формировании стенок

б) стенки полости сформированы без учета пути введения и выведения вкладки.

в) полость зуба увлажнена

г) полость зуба сухая.

д) глубокая колодцеобразная полость.

Самостоятельная работа, УИРС.

1. Изготовить стенд «Классификация вкладок».

Литература.

1. Жулев Е.Н. «Несъемные протезы» - издательство НГМА, Н.Новгород, 1995г.

2. Коновалов А.П., Курякина Н.В., Митин Н.Е. «Фантомный курс ортопедической стоматологии» под ред. Трезубова В.Н., - М.: Медицинская книга; Н. Новгород, издательство НГМА, 1999г.

3. Щербаков А. С., Гаврилов Е.И., Трезубов В.Н., Жулёв Е.Н. «Ортопедическая стоматология» - ИКФ «Фолиант», СПб , 1997г.

4. М.М.Пожарицкая, Т.Г. Симакова. Пропедевтическая стоматология.- М.:

Медицина, 2004.

5. Пропедевтика ортопедической стоматологии: практическое руководство

под ред. проф. Н.Н.Гаражи.- Ставрополь: Изд-во «Кавказский край»,

2006.

Тема № 18. Виды штифтовых конструкций.

Разделы, раскрывающие тему.

1. Анатомия зубов.

2. Принципы препарирования корня под штифтово-культевую конструкцию.

3. Воски, состав, назначения.

Общая цель занятия.

1. Изучить методы изготовления штифтово-культевой конструкции.

Конкретная цель занятия:

  1. Научиться подготовке корня и моделированию искусственной культи со штифтом.

Схема ориентировочной основы действия при подготовке

корня и моделировании искусственной культи со штифтом.

Последователь-

ность действий

Средства действия,

методика работы

Критерий

самоконтороля

1. Препарирование наддесневой части зуба. Иссечение размягчённых и истончённых стенок коронки.

2. Расширение устья канала.

3. Распломбирование канала под штифт.

4. Получение воскового отпечатка культи корня.

5. Изготовление штифта.

6. Моделирование искусственной культи.

Алмазные головки и боры.

Фиссурные, алмазные, цилиндрические боры.

Шаровидный, фиссурный боры.

Резиновая колба, горячая вода, воск «Лавакс», скальпель.

Древесина, беззольная пластмасса, кламмерная проволока, расплавленный воск, шпатель.

Размягчённый воск, набор шпателей для моделирования.

Надкорневая часть зуба имеет ровную, гладкую поверхность, соответствует форме препарированного зуба.

Устье канала сформировано овальной формы. Толщина стенок корня 2 мм.

Длина распломбированного канала равна или больше длины коронковой части будущей конструкции. Ширина канала 1-1,5 мм, форма - цилиндрическая.

Отпечаток точно повторяет культю корня и его устье. Излишки воска обрезаны.

Припасованный штифт по длине канала введён через восковой отпечаток в корневой канал.

Восковая репродукция должна соответствует форме отпрепарированного зуба.

Контрольные вопросы:

  1. Подготовка корня зуба под штифтово-культевую конструкцию.

  2. Моделирование штифтовой конструкции из специальных материалов.

3. Методы изготовления штифтово-культевых конструкций.

4. Виды штифтовых конструкций.

Тесты и ситуационные задачи.

  1. Главное преимущество культевой коронки по сравнению со штифтовым зубом состоит в том, что:

а) показания к её изготовлению шире;

б) проще в изготовлении;

в) эстетичнее.

  1. Длина корня, служащего опорой штифтового зуба, должна быть:

а) не менее 1/3 длины коронки;

б) не менее полной длины коронки;

в) не менее 5 мм.

  1. Желательный предел толщины штифта:

а) 1,0 мм;

б) 1,2 мм;

в) 1,5 мм.

  1. Штифт на поперечнике должен иметь:

а) круглую форму;

б) овальную форму;

в) прямоугольную форму.

  1. Культевая коронка может восстановить:

а) резцы, клыки;

б) резцы, клыки, премоляры;

в) резцы, клыки, премоляры, моляры.

Самостоятельная работа, УИРС.

  1. Подготовить реферат: «Виды штифтовых конструкций»

  2. Подготовить реферат «Литые культевые вкладки».

Литература:

1. Жулев Е.Н. Несъемные протезы (теория, клиника и лабораторная техника).

Издательство НГМА. Н.Новгород. 1995.

2. Коновалов А.П., Курякина Н.В., Митин Н.Е. (под редакцией проф

В.Н.Трезубова) Фантомный курс ортопедической стоматологии. Издатель

ство НГМА. Н.Новгород. 1999.

3. М.М.Пожарицкая, Т.Г. Симакова. Пропедевтическая стоматология.- М.:

Медицина, 2004.

4. Пропедевтика ортопедической стоматологии: практическое руководство

под ред. проф. Н.Н.Гаражи.- Ставрополь: Изд-во «Кавказский край», 2006.

ТЕМА 19 ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

  1. Рабочая программа учебной дисциплины пропедевтическая стоматология Для специальности

    Рабочая программа
    Пропедевтическая стоматология - раздел стоматологии, где закладывается начальный фундамент профессиональных навыков, знаний и мышления общей и частной стоматологии.
  2. Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по пропедевтике стоматологических заболеваний Волгоград 2009

    Учебно-методическое пособие
    Зав. кафедрой пропедевтики стоматологических заболеваний ВолГМУ, проф. Т.Ф. Данилина; доц., к.м.н. Т.В.Колесова., ассистенты к.м.н. А.Ф. Касибина, к.м.
  3. Рабочая программа по пропедевтике терапевтической стоматологии

    Рабочая программа
    Рабочая программа по пропедевтике терапевтической стоматологии составлена на основании учебного плана специальности, квалификационной характеристики и требований, которые предъявляются к врачу общей практики с учетом Государственного
  4. Литература по категориям

    Список литературы
    Ботт Э., Леонард В. Использование Microsoft Office 2 . Специальное издание: Пер. с англ. : Учеб. пособие. - М. : Изд. Дом "Вильямс", 2 . - 1024 с.
  5. Библиографический указатель литературы, поступившей в библиотеку белмапо с 1999 по 2008 гг

    Библиографический указатель
    Белорусско-польский научно-практический семинар = Bialorusko-polski naukovo-praktyczny seminarium : тез. докл., 9-11 окт. 2002 г., Брест, Респ. Беларусь.
  6. Модуль пропедевтики терапевтической стоматологии информация о модуле

    Документ
    Модуль пропедевтики терапевтической стоматологии был создан по приказу ректора КазНМУ №1323Л от12.07.2011г. На модуле преподаются следующие дисциплины: «пропедевтика терапевтической стоматологии» для студентов 4 курса, а также элективные
  7. Сводный план изданий санкт-петербургского государственного медицинского университета на 2011 год

    Документ
    Взаимодействия хирургической бригады во время неотложных операций. Для студентов старших курсов, интернов, клинических ординаторов и аспирантов хирургических кафедр.
  8. Указатель книг, поступивших в рнмб (2)

    Указатель
    Указатель «Новые медицинские книги» с марта 2003 г. выходит под названием «Новые медицинские издания». В структуру указателя включены библиографические описания отечественных и зарубежных книг, электронных документов, приложений к
  9. Методические указания Пенза Издательство Пензенского государственного университета (1)

    Методические указания
    В издании на основе требований образовательного стандарта представлены тематические планы и методические рекомендации к практическим занятиям по курсу «История медицины», содержится необходимый учебно-методический комплекс, включающий

Другие похожие документы..