Методические разработки к практическим занятиям по пропедевтике ортопедической стоматологии для студентов

Схема ориентировочной основы действий при моделировании из гипса

первого моляра нижней челюсти.

Последовательность

действий

Средства действий, методика работы

Критерии самоконтроля

1. Произвести одонтометрию естественного удалённого зуба человека

С помощью циркуля и линейки измерить вестибуло-оральные и медио-дистальные размеры зубов в области анатомической шейки, режущего края и экватора.

Размеры естественных зубов человека соответствуют данным таблицы.

2. Произвести разметку гипсового блока (высота коронки и пришеечной трети корня).

Циркуль, линейка, химический карандаш.

Естественные размеры зуба увеличены в 2 раза.

3. Нанести на гипсоблок контуры апроксимальных поверхностей коронки. Разметить глубину раздела между вестибулярными и оральными буграми

Циркуль, линейка, химический карандаш.

Имеет форму многоугольника, окклюзионный контур разделён поперечной бороздой, вестибулярный бугор ниже язычного.

4. Срезать гипс за пределами рисунка.

Нож по гипсу.

Окклюзионный контур разделён поперечной бороздой, вестибулярный бугор ниже язычного. Коронка зуба имеет язычный наклон.

5. Нанести на гипсоблок контуры вестибулярной и лингвальной поверхностей зуба.

Циркуль, линейка, химический карандаш.

На вестибулярной поверхности наметить 3 бугра, на оральной 2..

6. Срезать гипс за пределами рисунка.

Нож по гипсу.

Апроксимальные контуры конвергируют к шейке зуба.

7. Сгладить и закруглить переходы между поверхностями.

Нож по гипсу.

Медиальная поверхность шире дистальной

8. На вестибулярной поверхности смоделировать экватор.

Нож по гипсу.

Экватор наиболее выражен в пришеечной трети.

9. На лингвальной поверхности смоделировать экватор.

Нож по гипсу.

Экватор наиболее выражен в средней трети.

10.Смоделировать окклюзионную поверхность зуба.

Нож по гипсу, зуботехнический шпатель.

Намечены и вырезаны вестибулярные и оральные бугры, фиссуры в форме буквы «Ж».

11.Смоделировать шейку зуба.

Нож по гипсу, циркуль, линейка.

Соблюдены размеры и рельеф на всех поверхностях.

12. Окончательная отделка поверхности гипса.

Наждачная бумага, тальк.

Модель зуба имеет аккуратный вид и плавные переходы с одной поверхности на другую - соответственно анатомическому строению естественного зуба.

Контрольные вопросы:

  1. Макроскопическое строение моляров верхней и нижней челюстей постоянного прикуса. Отличительные особенности строения коронковой части моляров верхней и нижней челюстей.

  1. Форма контура поперечного сечения моляров верхней и нижней челюстей в области анатомической шейки и экватора.

  1. Методика моделирования любого моляра верхней и нижней челюстей из гипсового блока (последовательность приёмов).

Тесты и ситуационные задачи.

1.Трифуркация корня характерна для моляров:

а) верхней челюсти

б) нижней челюсти

2. Пятибугорковая форма жевательной поверхности характерна:

а) для премоляров верхней челюсти

б) для моляров верхней челюсти

в) для первых моляров нижней челюсти

г) для всех выше перечисленных зубов

3. Какова форма зубных рядов в постоянном прикусе:

а) полукруг

б) трапеция

в) треугольник

г) верхнего – полуэллипс, нижнего – парабола

4. Какие Вы знаете виды физиологического прикуса:

а) ортогнатический, прямой, открытый

б) ортогнатический, прогенический, прогнатический, прямой

в) ортогнатический, физиологическая прогения, физиологическая прогнатия,

прямой

5. Что такое «прикус»:

а) характер смыкания зубов в положении центральной окклюзии

б) аномалия зубных рядов, требующая аппаратурного лечения

в) шаблон из воска, служащий для определения центральной окклюзии

6. Размер сагиттального резцового пути равен:

а) 15 – 17

б) 30 – 33

в) 40 – 50

г) 70 – 80

д) 100 – 110

е) 37 – 40

ж) 60 – 73

7. Размер бокового суставного пути равен:

а) 15 – 17

б) 30 – 33

в) 40 – 50

г) 70 – 80

д) 100 – 110

е) 37 – 40

ж) 60 – 73

8. Размеры альвеолярных и зубных дуг на верхней челюсти:

а) зубная дуга уже альвеолярной, альвеолярная дуга шире базальной

б) зубная дуга шире альвеолярной, альвеолярная дуга шире базальной

в) зубная дуга уже альвеолярной, а последняя – уже базальной

9. Признаки принадлежности зубов верхней челюсти:

а) первый зуб шире антагониста. Жевательный зуб в окклюзионном контакте с

одноимённым и впереди стоящим антагонистом;

б) жевательный зуб в окклюзионном контакте с одноимённым и впереди стоя

щим антагонистом, первый зуб уже антагониста;

в) жевательный зуб в окклюзионном контакте с одноимённым и позадистоящим

антагонистом, первый зуб шире своего антагониста.

10. Вестибуло-оральные размеры коронки преобладают:

а) у моляров верхней челюсти

б) у моляров нижней челюсти

Самостоятельная работа, УИРС.

1. Подготовить реферат: «Анатомо-функциональное строение зубов, зубных ря-

дов и прикуса в возрастном аспекте».

2. Изготовить стенд «Макроскопическое строение моляров верхней челюсти

постоянного прикуса».

3. Нарисовать плакат «Макроскопическое строение моляра нижней челюсти»

(любого).

4. Подготовить реферат или нарисовать таблицу «Варианты анатомического

строения моляров верхней и нижней челюстей постоянного прикуса».

Литература

1. В.Н. Копейкин, Л.М. Демнер. Зубопротезная техника. - М.: «Триада - Х», 2003.

2. В.С.Погодин, В.А.Пономарёва. Руководство для зубных техников. М., Меди-

цина. 1983.

3. С.В.Дмитриенко, Л.П.Иванов, А.И. Краюшкин, А.А. Краюшкин. Руководство

по моделированию зубов, Волгоград, ВМА, 1998.

4. С.В.Дмитриенко, А.И. Краюшкин. Частная анатомия постоянных зубов. Волго

град, ВМА, 1998.

5. М.М.Пожарицкая, Т.Г. Симакова. Пропедевтическая стоматология.- М.: Меди-

цина, 2004.

6. Пропедевтика ортопедической стоматологии: практическое руководство под

ред. проф. Н.Н.Гаражи.- Ставрополь: Изд-во «Кавказский край», 2006.

Тема № 6.Методы обследования больных в клинике ортопедической стоматологии. Инструментарий, клинико-лабораторные методы.

Разделы, раскрывающие тему.

1. Стоматологические инструменты.

2. Клинические методы обследования.

3. Лабораторные методы обследования.

4. Классификация дефектов зубных рядов.

5. Виды прикуса.

Общая цель занятий

1. Изучить методы обследования стоматологических больных.

Конкретные цели занятий

1. Научиться проводить обследование пациента в клинике ортопедической стоматологии.

Схема

ориентировочной основы действий при обследовании стоматологического больного.

Последовательность действий

Средства действия

Критерий

самоконтроля

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ

I. ОПРОС БОЛЬНОГО

Амбулаторная история болезни.

Опрятная внешность, доброжелательное обращение врача располагает больного к доверию.

Правильная постановка вопросов, внимательное выслушивание ответов и анализ врачом сведений, получаемых со слов больного, помогают врачу составить оптимальный план обследования больного и его лечения.

1)Жалобы.

а) жалобы на косметический дефект.

Амбулаторная история болезни.

Изменение положения, формы, цвета зубов, отсутствие передней группы зубов.

б) жалобы на затруднённое пережёвывание пищи.

Амбулаторная история болезни.

Подвижность зубов, кровоточивость десен, отсутствие жевательной группы зубов - эти симптомы часто сопут-

ствуют заболеваниям пародонта.

в) жалобы на изменение конфигурации лица, наличие припухлости, рубцов в челюстно-лицевой области.

Амбулаторная история болезни.

Характерны для воспалительных заболеваний ВНЧС, челюстей, мягких тканей лица, лимфатических узлов, слюнных желез.

г) жалобы на боль

Амбулаторная история болезни.

- под протезом,

- в области ВНЧС,

- в слизистой оболочке полости рта, в области челюстных костей.

2) Анамнез настоящего заболевания.

Амбулаторная история болезни.

Для постановки диагноза важно знать, с чем связано начало заболевания, его продолжительность и проводившееся ранее лечение.

3) Анамнез жизни больного

Амбулаторная история болезни.

Системные заболевания организма, профессиональные вредности, неправильный образ жизни, вредные привычки, плохой уход за зубами может быть причиной данного заболевания или отягощать его течение.

II. ОСМОТР

  1. внешнего вида больного;

2) осмотр лица;

3) преддверия рта;

Стоматологическое кресло, естественное и искусственное освещение, история болезни.

Стоматологическое кресло, естественное и искусственное освещение, история болезни.

Зеркало стоматологическое

Визуальное изучение пациента внимательному врачу позволяет определить конституционные особенности больного, его психоэмоци-ональное состояние.

Обращают внимание на симметрию лица, соотношение верхней, средней и нижней третей лица, носогубные и подбородочные складки, цвет кожи.

Цвет слизистой оболочки преддверия полости рта. увлажнённость, цвет и форма зубов, вид прикуса, глубина преддверия.

Инструментальное обследование зубов и зубных рядов.

Зеркало стоматологическое

Осмотр зубов следует проводить в определенном порядке: начиная с моляров нижней челюсти справа налево, а зубы верхней челюсти в том же порядке слева направо. Определяют форму зубной дуги, наличие дефектов в зубном ряду.

Зондирование

Зонд угловой

Зондированием можно определить:

а) наличие зубных отложений;

б) очаги размягчения эмали и дентина;

в) глубину кариозной полости

  1. Рабочая программа учебной дисциплины пропедевтическая стоматология Для специальности

    Рабочая программа
    Пропедевтическая стоматология - раздел стоматологии, где закладывается начальный фундамент профессиональных навыков, знаний и мышления общей и частной стоматологии.
  2. Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по пропедевтике стоматологических заболеваний Волгоград 2009

    Учебно-методическое пособие
    Зав. кафедрой пропедевтики стоматологических заболеваний ВолГМУ, проф. Т.Ф. Данилина; доц., к.м.н. Т.В.Колесова., ассистенты к.м.н. А.Ф. Касибина, к.м.
  3. Рабочая программа по пропедевтике терапевтической стоматологии

    Рабочая программа
    Рабочая программа по пропедевтике терапевтической стоматологии составлена на основании учебного плана специальности, квалификационной характеристики и требований, которые предъявляются к врачу общей практики с учетом Государственного
  4. Литература по категориям

    Список литературы
    Ботт Э., Леонард В. Использование Microsoft Office 2 . Специальное издание: Пер. с англ. : Учеб. пособие. - М. : Изд. Дом "Вильямс", 2 . - 1024 с.
  5. Библиографический указатель литературы, поступившей в библиотеку белмапо с 1999 по 2008 гг

    Библиографический указатель
    Белорусско-польский научно-практический семинар = Bialorusko-polski naukovo-praktyczny seminarium : тез. докл., 9-11 окт. 2002 г., Брест, Респ. Беларусь.
  6. Модуль пропедевтики терапевтической стоматологии информация о модуле

    Документ
    Модуль пропедевтики терапевтической стоматологии был создан по приказу ректора КазНМУ №1323Л от12.07.2011г. На модуле преподаются следующие дисциплины: «пропедевтика терапевтической стоматологии» для студентов 4 курса, а также элективные
  7. Сводный план изданий санкт-петербургского государственного медицинского университета на 2011 год

    Документ
    Взаимодействия хирургической бригады во время неотложных операций. Для студентов старших курсов, интернов, клинических ординаторов и аспирантов хирургических кафедр.
  8. Указатель книг, поступивших в рнмб (2)

    Указатель
    Указатель «Новые медицинские книги» с марта 2003 г. выходит под названием «Новые медицинские издания». В структуру указателя включены библиографические описания отечественных и зарубежных книг, электронных документов, приложений к
  9. Методические указания Пенза Издательство Пензенского государственного университета (1)

    Методические указания
    В издании на основе требований образовательного стандарта представлены тематические планы и методические рекомендации к практическим занятиям по курсу «История медицины», содержится необходимый учебно-методический комплекс, включающий

Другие похожие документы..