Методические разработки к практическим занятиям по пропедевтике ортопедической стоматологии для студентов

Тесты и ситуационные задачи.

1. Признаком кривизны коронки является:

а) скат вестибулярной поверхности коронки в медиально-дистальном направлении

б) скат вестибулярной поверхности коронки в дистально-медиальном направлении

в) закруглённость дистального края коронки

2. Какова форма зубных рядов в постоянном прикусе:

а) полукруг

б) трапеция

в) треугольник

г) верхнего – полуэллипс, нижнего – парабола

3. Какие Вы знаете виды физиологического прикуса:

а) ортогнатический, прямой, открытый

б) ортогнатический, прогенический, прогнатический, прямой

в) ортогнатический, физиологическая прогения, физиологическая прогнатия, прямой.

4. Что такое «прикус»:

а) характер смыкания зубов в положении центральной окклюзии

б) аномалия зубных рядов, требующая аппаратурного лечения

в) шаблон из воска, служащий для определения центральной окклюзии.

5. Размер сагиттального суставного пути по Гизи равен:

а) 15 – 17

б) 30 – 33

в) 40 – 50

г) 70 – 80

д) 100 – 110

е) 37 – 40

ж) 60 – 73

6. У клыка верхней челюсти более длинным является:

а) медиальный скат «рвущего бугра»

б) дистальный скат «рвущего бугра»

7. Зубной бугорок более выражен:

а) у клыка верхней челюсти

б) у клыка нижней челюсти

8. Диаметр шейки у клыков преобладает:

а) в медиально-дистальном направлении

б) в вестибуло-оральном направлении

9. Размер бокового суставного пути равен:

а) 15 – 17

б) 30 – 33

в) 40 – 50

г) 70 – 80

д) 100 – 110

е) 37 – 40

ж) 60 - 73

Самостоятельная работа, УИРС.

1.Подготовить реферат: «Анатомо-функциональное строение зубов, зубных рядов и прикуса в возрастном аспекте».

2.Изготовить стенд «Макроскопическое строение постоянных клыков верхней

и нижней челюсти».

3. Нарисовать плакат «Макроскопическое строение клыка».

Литература.

1. В.Ю. Курляндский. Руководство к практическим занятиям по ортопедической

стоматологии. М., 1973.

2. В.Н. Копейкин, Л.М. Демнер. Зубопротезная техника. - М.: «Триада - Х», 2003.

3. В.С.Погодин, В.А.Пономарёва. Руководство для зубных техников. М., Меди

цина. 1983.

4. С.В.Дмитриенко, Л.П.Иванов, А.И. Краюшкин, А.А. Краюшкин. Руководство

по моделированию зубов, Волгоград, ВМА, 1998.

5. С.В.Дмитриенко, А.И. Краюшкин. Частная анатомия постоянных зубов. Волго

град, ВМА, 1998.

6. М.М.Пожарицкая, Т.Г. Симакова. Пропедевтическая стоматология.- М.: Меди

цина, 2004.

7. Пропедевтика ортопедической стоматологии: практическое руководство под

ред. проф. Н.Н.Гаражи.- Ставрополь: Изд-во «Кавказский край», 2006.

Тема №4: Анатомо-функциональное строение коронок зубов, зубных рядов и прикуса в возрастном аспекте. Изображение рисунками

(3 проекции) и вырезание из гипса премоляров верхней и нижней челюсти.

Разделы, раскрывающие тему:

1. Анатомо-функциональное строение зубов, зубных рядов и прикуса человека.

2. Макроскопическое строение премоляров верхней и нижней челюсти

постоянного прикуса человека.

Общая цель занятия:

1. Изучить на моделях, фантомах, стендах и таблицах макроскопическое строение коронок премоляров обеих челюстей, форму поперечного сечения в области анатомической шейки, отличительные признаки принадлежности к челюстям.

2. Овладеть методикой моделирования премоляров из гипсоблока объёмно, уметь изобразить рисунками премоляры в различных проекциях.

Конкретная цель занятия:

1. Смоделировать из гипсового блока в трёхкратном увеличении первый премоляр верхней челюсти.

Схема ориентировочной основы действий при моделировании из гипса

первого премоляра верхней челюсти.

Последовательность

действий

Средства действий, методика работы

Критерии самоконтроля

1. Произвести одонтометрию естественного удалённого зуба человека

С помощью циркуля и линейки измерить вестибуло-оральные и медио-дистальные размеры зубов в области анатомической шейки, режущего края и экватора.

Размеры естественных зубов человека соответствуют данным таблицы.

2. Произвести разметку гипсового блока (высота коронки и пришеечной трети корня).

Циркуль, линейка, химический карандаш.

Естественные размеры зуба увеличены в 2,5 раза.

3. Нанести на гипсоблок контуры апроксимальных поверхностей коронки.

Циркуль, линейка, химический карандаш.

Имеет форму многоугольника, окклюзионный контур разделён поперечной бороздой, вестибулярный бугор выше язычного.

4. Срезать гипс за пределами рисунка.

Нож по гипсу.

Окклюзионный контур разделён поперечной бороздой, вестибулярный бугор выше язычного.

5. Нанести на гипсоблок контуры вестибулярной и лингвальной поверхностей зуба.

Циркуль, линейка, химический карандаш.

Естественные размеры зуба увеличены в 2,5 раза. Учтены признаки угла коронки.

6. Срезать гипс за пределами рисунка.

Нож по гипсу.

Апроксимальные контуры конвергируют к шейке зуба.

7. Сгладить и закруглить переходы между поверхностями.

Нож по гипсу.

Воспроизведены особенности анатомического строения коронки первого премоляра верхней челюсти.

8. На вестибулярной поверхности смоделировать «волнистость» и экватор.

Нож по гипсу.

Сделаны 2 продольных углубления, наиболее выраженных от средней трети к окклюзионной поверхности. Экватор наиболее выражен в пришеечной трети.

9. На лингвальной поверхности смоделировать экватор.

Нож по гипсу.

Экватор наиболее выражен в средней трети.

10.Смоделировать окклюзионную поверхность зуба.

Нож по гипсу, зуботехнический шпатель.

Намечены и вырезаны вестибулярный и оральный бугры, фиссуры, признак кривизны коронки обратный.

11.Смоделировать шейку зуба.

Нож по гипсу, циркуль, линейка.

Соблюдены размеры и рельеф на всех поверхностях.

12. Окончательная отделка поверхности гипса.

Наждачная бумага, тальк.

Модель зуба имеет аккуратный вид и плавные переходы с одной поверхности на другую - соответственно анатомическому строению естественного зуба.

Контрольные вопросы:

1. Макроскопическое строение премоляров. Отличительные особенности строения коронковой части премоляров верхней и нижней челюстей.

2. Форма контура поперечного сечения в области анатомической шейки и экватора премоляров.

3. Методика моделирования коронковой части любого премоляра из гипсового блока (последовательность приёмов).

4. Гипс. Природный и приготовленный к применению. Свойства, получение гипса, условия хранения и работы с ним.

Тесты и ситуационные задачи.

1. Признаком кривизны коронки является:

а) скат вестибулярной поверхности коронки в медиально-дистальном направлении

б) скат вестибулярной поверхности коронки в дистально-медиальном направлении

в) закруглённость дистального края коронки

2. Какова форма зубных рядов в постоянном прикусе:

а) полукруг

б) трапеция

в) треугольник

г) верхнего – полуэллипс, нижнего – парабола

3. Какие Вы знаете виды физиологического прикуса:

а) ортогнатический, прямой, открытый

б) ортогнатический, прогенический, прогнатический, прямой

в) ортогнатический, физиологическая прогения, физиологическая прогнатия, прямой

4. Что такое «прикус»:

а) характер смыкания зубов в положении центральной окклюзии

б) аномалия зубных рядов, требующая аппаратурного лечения

в) шаблон из воска, служащий для определения центральной окклюзии

5. Размер сагиттального резцового пути равен:

а) 15 – 17

б) 30 – 33

в) 40 – 50

г) 70 – 80

д) 100 – 110

е) 37 – 40

ж) 60 – 73

6. Размер трансверзального резцового пути (готического угла) равен:

а) 15 – 17

б) 30 – 33

в) 40 – 50

г) 70 – 80

д) 100 – 110

е) 37 – 40

ж) 60 – 73

7. Признак кривизны коронки «обратный»:

а) у первого премоляра верхней челюсти

б) у второго премоляра верхней челюсти

8. У первого премоляра верхней челюсти более крупным бугорком жевательной поверхности является:

а) вестибулярный

б) язычный

9. Вестибуло-оральные размеры коронки преобладают:

а) у премоляров верхней челюсти

б) у премоляров нижней челюсти

10.Трёхбугорковая форма жевательной поверхности характерна:

а) для первого премоляра верхней челюсти

б) для первого премоляра нижней челюсти

в) для второго премоляра нижней челюсти

Самостоятельная работа, УИРС.

  1. Подготовить таблицы: «Анатомо-функциональное строение зубов, зубных рядов и прикуса в возрастном аспекте».

2. Изготовить стенд: «Макроскопическое строение премоляров верхней

и нижней челюсти».

  1. Нарисовать плакат: «Макроскопическое строение премоляра» (любого).

4. Подготовить реферат или нарисовать таблицу: «Анатомические варианты премоляров».

Литература.

1. В.Ю. Курляндский. Руководство к практическим занятиям по ортопедической

стоматологии. - М., Медицина, 1973.

2. В.Н. Копейкин, Л.М. Демнер. Зубопротезная техника. - М.: «Триада - Х», 2003.

3. В.С.Погодин, В.А.Пономарёва. Руководство для зубных техников. М., Меди -

цина. 1983.

4. С.В.Дмитриенко, Л.П.Иванов, А.И. Краюшкин, А.А. Краюшкин. Руководство

по моделированию зубов, Волгоград, ВМА, 1998.

5. С.В.Дмитриенко, А.И. Краюшкин. Частная анатомия постоянных зубов. Волго-

град, ВМА, 1998.

6. М.М.Пожарицкая, Т.Г. Симакова. Пропедевтическая стоматология.- М.: Меди

цина, 2004.

7. Пропедевтика ортопедической стоматологии: практическое руководство под

ред. проф. Н.Н.Гаражи.- Ставрополь: Изд-во «Кавказский край», 2006.

Тема №5: Анатомо-функциональное строение коронок зубов, зубных рядов и прикуса в возрастном аспекте. Изображение рисунками(3 проекции) и вырезание из гипса моляров верхней и нижней челюстей.

Разделы, раскрывающие тему:

  1. Анатомо-функциональное строение зубов, зубных рядов и прикуса человека.

  1. Макроскопическое строение моляров верхней и нижней челюстей постоянного прикуса человека.

Общая цель занятия:

  1. Изучить на моделях, фантомах, стендах и таблицах макроскопическое строение коронок моляров верхней и нижней челюстей, форму поперечного сечения в области анатомической шейки и экватора, отличительные признаки сторон.

  1. Овладеть методикой моделирования моляров верхней и нижней челюстей из гипсоблока объёмно, уметь изобразить рисунками моляры верхней и нижней челюстей в различных проекциях.

Конкретная цель занятия:

  1. Смоделировать из гипсового блока в двукратном увеличении первый моляр верхней челюсти.

Схема ориентировочной основы действий при моделировании из гипса

первого моляра верхней челюсти.

Последовательность

действий

Средства действий, методика работы

Критерии самоконтроля

1. Произвести одонтометрию естественного удалённого зуба человека

С помощью циркуля и линейки измерить вестибуло-оральные и медиодистальные размеры зубов в области анатомической шейки, режущего края и экватора.

Размеры естественных зубов человека соответствуют данным таблицы.

2. Произвести разметку гипсового блока (высота коронки и пришеечной трети корня).

Циркуль, линейка, химический карандаш.

Естественные размеры зуба увеличены в 2 раза.

3. Нанести на гипсоблок контуры апроксимальных поверхностей коронки.

Циркуль, линейка, химический карандаш.

Имеет форму многоугольника, окклюзионный контур разделён поперечной бороздой, вестибулярный бугор выше язычного.

4. Срезать гипс за пределами рисунка.

Нож по гипсу.

Окклюзионный контур разделён поперечной бороздой, вестибулярный бугор выше язычного.

5. Нанести на гипсоблок контуры вестибулярной и лин- гвальной поверхностей зуба

Циркуль, линейка, химический карандаш.

Естественные размеры зуба увеличены в 2 раза. Медиальные фасетки больше дистальных.

6. Срезать гипс за пределами рисунка.

Нож по гипсу.

Апроксимальные контуры конвергируют к шейке зуба, выражен признак угла коронки.

7. Сгладить и закруглить переходы между поверхностями.

Нож по гипсу.

Придана ромбовидность окклюзионной поверхности: наибольшая диагональ от передне-щёчного бугра к задне-нёбному.

8. На вестибулярной поверхности смоделировать экватор.

Нож по гипсу.

Экватор наиболее выражен в пришеечной трети.

9. На лингвальной поверхности смоделировать экватор.

Нож по гипсу.

Экватор наиболее выражен в средней трети.

10.Смоделировать окклюзионную поверхность зуба.

Нож по гипсу, зуботехнический шпатель.

Намечены и вырезаны вестибулярные и оральные бугры, фиссуры в форме буквы «Н».

11.Смоделировать шейку зуба.

Нож по гипсу, циркуль, линейка.

Соблюдены размеры и рельеф на всех поверхностях.

12. Окончательная отделка поверхности гипса.

Наждачная бумага, тальк.

Модель зуба имеет аккуратный вид и плавные переходы с одной поверхности на другую - соответственно анатомическому строению естественного зуба.

  1. Рабочая программа учебной дисциплины пропедевтическая стоматология Для специальности

    Рабочая программа
    Пропедевтическая стоматология - раздел стоматологии, где закладывается начальный фундамент профессиональных навыков, знаний и мышления общей и частной стоматологии.
  2. Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по пропедевтике стоматологических заболеваний Волгоград 2009

    Учебно-методическое пособие
    Зав. кафедрой пропедевтики стоматологических заболеваний ВолГМУ, проф. Т.Ф. Данилина; доц., к.м.н. Т.В.Колесова., ассистенты к.м.н. А.Ф. Касибина, к.м.
  3. Рабочая программа по пропедевтике терапевтической стоматологии

    Рабочая программа
    Рабочая программа по пропедевтике терапевтической стоматологии составлена на основании учебного плана специальности, квалификационной характеристики и требований, которые предъявляются к врачу общей практики с учетом Государственного
  4. Литература по категориям

    Список литературы
    Ботт Э., Леонард В. Использование Microsoft Office 2 . Специальное издание: Пер. с англ. : Учеб. пособие. - М. : Изд. Дом "Вильямс", 2 . - 1024 с.
  5. Библиографический указатель литературы, поступившей в библиотеку белмапо с 1999 по 2008 гг

    Библиографический указатель
    Белорусско-польский научно-практический семинар = Bialorusko-polski naukovo-praktyczny seminarium : тез. докл., 9-11 окт. 2002 г., Брест, Респ. Беларусь.
  6. Модуль пропедевтики терапевтической стоматологии информация о модуле

    Документ
    Модуль пропедевтики терапевтической стоматологии был создан по приказу ректора КазНМУ №1323Л от12.07.2011г. На модуле преподаются следующие дисциплины: «пропедевтика терапевтической стоматологии» для студентов 4 курса, а также элективные
  7. Сводный план изданий санкт-петербургского государственного медицинского университета на 2011 год

    Документ
    Взаимодействия хирургической бригады во время неотложных операций. Для студентов старших курсов, интернов, клинических ординаторов и аспирантов хирургических кафедр.
  8. Указатель книг, поступивших в рнмб (2)

    Указатель
    Указатель «Новые медицинские книги» с марта 2003 г. выходит под названием «Новые медицинские издания». В структуру указателя включены библиографические описания отечественных и зарубежных книг, электронных документов, приложений к
  9. Методические указания Пенза Издательство Пензенского государственного университета (1)

    Методические указания
    В издании на основе требований образовательного стандарта представлены тематические планы и методические рекомендации к практическим занятиям по курсу «История медицины», содержится необходимый учебно-методический комплекс, включающий

Другие похожие документы..