Методические разработки к практическим занятиям по пропедевтике ортопедической стоматологии для студентов

Схема ориентировочной основы действий при моделировании из гипса

центрального резца верхней челюсти.

Последовательность

действий

Средства действий, методика работы

Критерии самоконтроля

1. Произвести одонтометрию естественного удалённого зуба человека

С помощью циркуля и линейки измерить вестибуло-оральные и медио-дистальные размеры зубов в области анатомической шейки, режущего края и экватора.

Размеры естественных зубов человека соответствуют данным таблицы.

2. Произвести разметку гипсового блока (высота коронки и пришеечной трети корня).

Циркуль, линейка, химический карандаш.

Естественные размеры зуба увеличены в 3 раза.

3. Нанести на гипсоблок контуры апроксимальных поверхностей коронки.

Циркуль, линейка, химический карандаш

Апроксимальная поверхность имеет форму треугольника, основанием обращённого к корню.

4. Срезать гипс за пределами рисунка.

Нож по гипсу.

Вестибулярный контур выпуклый, язычный - вогнутый.

5. Нанести на гипсоблок контуры вестибулярной и лингвальной поверхностей зуба

Циркуль, линейка, химический карандаш.

Естественные размеры зуба увеличены в 3 раза. Учитывать признак угла коронки.

6. Срезать гипс за пределами рисунка.

Нож по гипсу.

Апроксимальные контуры конвергируют к шейке зуба.

7. Сгладить и закруглить переходы между поверхностями.

Нож по гипсу.

Точно воспроизведены особенности анатомического строения коронки резца.

8. На вестибулярной поверхности смоделировать «волнистость».

Нож по гипсу.

Сделано 2 продольных углубления, наиболее выраженных от средней трети к режущему краю.

9. На лингвальной поверхности смоделировать вогнутость, зубной бугорок, боковые валики.

Нож по гипсу.

Зубной бугорок может быть раздвоенным.

10.Смоделировать шейку зуба.

Нож по гипсу, циркуль, линейка

Соблюдены размеры и рельеф на всех поверхностях.

11. Окончательная отделка поверхности гипса.

Наждачная бумага, тальк.

Модель зуба имеет аккуратный вид и плавные переходы с одной поверхности на другую - соответственно анатомическому строению естественного зуба.

Контрольные вопросы:

1. Макроскопическое строение резцов. Характерные признаки коронковой части

резцов для определения стороны челюсти.

2. Форма контура поперечного сечения шейки центрального и бокового резца верхней челюсти и резцов нижней челюсти.

3. Методика моделирования коронковой части резца из гипсового блока (последовательность приёмов).

4. Гипс. Природный и приготовленный к применению. Свойства, получение гипса, условия хранения и работы с ним.

ТЕСТЫ И СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ.

1. Выпуклость эмалево-цементной границы в сторону режущего края наиболее выражена:

а) на медиальной поверхности резцов

б) на дистальной поверхности резцов

2. Зубной бугорок более развит:

а) у медиального резца верхней челюсти

б) у латерального резца верхней челюсти

3. Признаком кривизны коронки является:

а) скат вестибулярной поверхности коронки в медиально-дистальном направлении

б) скат вестибулярной поверхности коронки в дистально-медиальном направлении

в) закруглённость дистального края коронки

4. Какова форма зубных рядов в постоянном прикусе:

а) полукруг

б) трапеция

в) треугольник

г) верхнего – полуэллипс, нижнего – парабола

5. Какие Вы знаете виды физиологического прикуса:

а) ортогнатический, прямой, открытый

б) ортогнатический, прогенический, прогнатический, прямой

в) ортогнатический, физиологическая прогения, физиологическая прогнатия, прямой

6. Что такое «прикус»:

а) характер смыкания зубов в положении центральной окклюзии

б) аномалия зубных рядов, требующая аппаратурного лечения

в) шаблон из воска, служащий для определения центральной окклюзии

7. Размер сагиттального суставного пути по Гизи равен:

а) 15 – 17

б) 30 – 33

в) 40 – 50

г) 70 – 80

д) 100 – 110

е) 37 – 40

ж) 60 – 73

Самостоятельная работа, учебно-исследовательская работа студентов.

1. Подготовить реферат: «Анатомо-функциональное строение зубов, зубных рядов

и прикуса в возрастном аспекте».

2. Изготовить стенд «Макроскопическое строение постоянных резцов верхней и нижней челюсти».

3. Нарисовать плакат «Макроскопическое строение резца» (любого).

Литература.

1. В.Ю. Курляндский. Руководство к практическим занятиям по ортопедической

стоматологии. - М.: Медицина, 1973г.

2. В.Н. Копейкин, Л.М. Демнер. Зубопротезная техника. - М.: «Триада - Х», 2003.

3. В.С.Погодин, В.А.Пономарёва. Руководство для зубных техников. М., Меди-

цина. 1983.

4. С.В.Дмитриенко, Л.П.Иванов, А.И. Краюшкин, А.А. Краюшкин. Руководство

по моделированию зубов, Волгоград, ВМА, 1998.

5. С.В.Дмитриенко, А.И. Краюшкин. Частная анатомия постоянных зубов. Волго-

град, ВМА, 1998.

6. М.М.Пожарицкая, Т.Г. Симакова. Пропедевтическая стоматология.- М.: Меди

цина, 2004.

7. Пропедевтика ортопедической стоматологии: практическое руководство под

ред. проф. Н.Н.Гаражи.- Ставрополь: Изд-во «Кавказский край», 2006.

Тема №3: Анатомо-функциональное строение коронок зубов, зубных рядов и прикуса в возрастном аспекте. Изображение рисунками (3 проекции) и вырезание из гипса клыков верхней и нижней челюсти.

Разделы, раскрывающие тему:

1. Анатомо-функциональное строение зубов, зубных рядов и прикуса человека.

2. Макроскопическое строение резцов верхней и нижней челюсти человека.

Общая цель занятия:

1. Изучить на моделях, фантомах, стендах и таблицах макроскопическое строение коронок клыков постоянного прикуса обеих челюстей, форму поперечного сечения в области анатомической шейки, отличительные признаки сторон и принадлежности к челюстям.

2. Овладеть методикой моделирования клыков из гипсового блока объёмно, уметь изобразить рисунком зуб в различных проекциях.

Конкретная цель занятия:

1. Смоделировать из гипсового блока в трёхкратном увеличении любой клык

постоянного прикуса.

Схема ориентировочной основы действий при моделировании из гипса

клыка верхней челюсти.

Последовательность

действий

Средства действий, методика работы

Критерии самоконтроля

1. Произвести одонтометрию естественного удалённого зуба человека.

С помощью циркуля и линейки измерить вестибуло-оральные и медио-дистальные размеры зубов в области анатомической шейки, режущего края и экватора.

Размеры естественных зубов человека соответствуют данным таблицы.

2. Произвести разметку гипсового блока (высота коронки и пришеечной трети корня).

Циркуль, линейка, химический карандаш.

Естественные размеры зуба увеличены в 3 раза.

3. Нанести на гипсоблок контуры апроксимальных поверхностей коронки.

Циркуль, линейка, химический карандаш.

Апроксимальная поверхность имеет форму треугольника, основанием обращённого к корню.

4. Срезать гипс за пределами рисунка.

Нож по гипсу.

Вестибулярный контур выпуклый, язычный - вогнутый.

5. Нанести на гипсоблок контуры вестибулярной и лингвальной поверхностей зуба

Циркуль, линейка, химический карандаш.

Естественные размеры зуба увеличены в 3 раза. Выражен признак угла коронки.

6. Срезать гипс за пределами рисунка.

Нож по гипсу.

Апроксимальные контуры конвергируют к шейке зуба.

7. Сгладить и закруглить переходы между поверхностями.

Нож по гипсу.

Выражен признак кривизны коронки. Подчеркнута «ромбовидность» поперечного сечения коронки клыка

8. На вестибулярной поверхности смоделировать продольный валик.

Нож по гипсу.

Сделано 2 продольных углубления, наиболее выраженных от средней трети к режущему краю.

9. На лингвальной поверхности смоделировать вогнутость, зубной бугорок, боковые валики.

Нож по гипсу.

Зубной бугорок может быть раздвоенным.

10.Смоделировать шейку зуба.

Нож по гипсу, циркуль, линейка

Соблюдены размеры и рельеф на всех поверхностях.

11.Окончательная отделка поверхности гипса.

Наждачная бумага, тальк.

Модель зуба имеет аккуратный вид и плавные переходы с одной поверхности на другую - соответственно анатомическому строению естественного зуба.

Контрольные вопросы:

1. Макроскопическое строение клыков. Характерные признаки коронковой части клыков для определения сторон, челюсти.

2. Форма контура поперечного сечения верхних и нижних клыков.

3. Методика моделирования коронковой части клыка (любого) из гипсового блока (последовательность приёмов).

4. Гипс. Природный и приготовленный к применению. Свойства, получение гипса, условия хранения и работы с ним.

5. Признак угла коронки. Признак кривизны коронки.

  1. Рабочая программа учебной дисциплины пропедевтическая стоматология Для специальности

    Рабочая программа
    Пропедевтическая стоматология - раздел стоматологии, где закладывается начальный фундамент профессиональных навыков, знаний и мышления общей и частной стоматологии.
  2. Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по пропедевтике стоматологических заболеваний Волгоград 2009

    Учебно-методическое пособие
    Зав. кафедрой пропедевтики стоматологических заболеваний ВолГМУ, проф. Т.Ф. Данилина; доц., к.м.н. Т.В.Колесова., ассистенты к.м.н. А.Ф. Касибина, к.м.
  3. Рабочая программа по пропедевтике терапевтической стоматологии

    Рабочая программа
    Рабочая программа по пропедевтике терапевтической стоматологии составлена на основании учебного плана специальности, квалификационной характеристики и требований, которые предъявляются к врачу общей практики с учетом Государственного
  4. Литература по категориям

    Список литературы
    Ботт Э., Леонард В. Использование Microsoft Office 2 . Специальное издание: Пер. с англ. : Учеб. пособие. - М. : Изд. Дом "Вильямс", 2 . - 1024 с.
  5. Библиографический указатель литературы, поступившей в библиотеку белмапо с 1999 по 2008 гг

    Библиографический указатель
    Белорусско-польский научно-практический семинар = Bialorusko-polski naukovo-praktyczny seminarium : тез. докл., 9-11 окт. 2002 г., Брест, Респ. Беларусь.
  6. Модуль пропедевтики терапевтической стоматологии информация о модуле

    Документ
    Модуль пропедевтики терапевтической стоматологии был создан по приказу ректора КазНМУ №1323Л от12.07.2011г. На модуле преподаются следующие дисциплины: «пропедевтика терапевтической стоматологии» для студентов 4 курса, а также элективные
  7. Сводный план изданий санкт-петербургского государственного медицинского университета на 2011 год

    Документ
    Взаимодействия хирургической бригады во время неотложных операций. Для студентов старших курсов, интернов, клинических ординаторов и аспирантов хирургических кафедр.
  8. Указатель книг, поступивших в рнмб (2)

    Указатель
    Указатель «Новые медицинские книги» с марта 2003 г. выходит под названием «Новые медицинские издания». В структуру указателя включены библиографические описания отечественных и зарубежных книг, электронных документов, приложений к
  9. Методические указания Пенза Издательство Пензенского государственного университета (1)

    Методические указания
    В издании на основе требований образовательного стандарта представлены тематические планы и методические рекомендации к практическим занятиям по курсу «История медицины», содержится необходимый учебно-методический комплекс, включающий

Другие похожие документы..