На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ

Заявка

на включение программы повышения квалификации

педагогических и руководящих работников муниципальных

общеобразовательных учреждений Воронежской области в

региональный банк программ

ГОУ ВПО «Воронежский государственный педагогический университет»

____________________Экономика образования_________________

(название программы)

Программа для руководящих работников____________________

(категория слушателей)

По направлению: Экономика образовательного учреждения.

Титульный лист заявки

Наименование учреждения: ГОУ ВПО «Воронежский государственный педагогический университет»

Наименование учредителя учреждения: Министерство образования и науки РФ

№ и дата лицензии на право ведения образовательной деятельности по программам повышения квалификации: Серия А № 282047 от 17 марта 2008 г.

№ и дата свидетельства о государственной аккредитации программ повышения квалификации:Серия АА № 001267, регистрационный № 1237 от 28 апреля 2008г., срок действия до 28 апреля 2013 года

Наименование программы с указанием категории слушателей:

Экономика образования для руководящих работников

Объем (в часах) _______________144____________________________________

Стоимость курса обучения в расчете на одного слушателя: _____________________________________________________________________________

ФИО ректор учреждения: Потапов А.С.

ФИО, должность разработчика программы повышения квалификации:

Бакалова Татьяна Васильевна, зав. кафедрой экономики

Юридический адрес учреждения: 394043, г. Воронеж, ул. Ленина, д.86.

Контактные адреса и телефоны учреждения: 54-56-43, 55-54-46,

e-mail: rektorat@vspu.ac.ru

Перечень приложений к заявке: (если есть)_________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись ректора:

(печать)

Содержание заявки

  1. Общая характеристика учреждения.

  2. Соответствие разработанной программы требованиям к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ.

  3. Приложения к заявке.

  1. Соответствие разработанной программы требованиям к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ.

    1. Результаты освоения программы повышения квалификации По результатам повышения квалификации по программе «Экономика образования» будут сформированы следующие компетенции:

Ценностно-смысловые компетенции: способность переносить полученные знания об особенностях производственной деятельности и экономических отношений в сфере образования в социальную реальность.

Системные компетенции: умение адаптироваться к новым ситуациям, возникающим в сфере финансирования образования и СОШ; способность к генерации новых идей в сфере маркетинга и консалтинга образовательного учреждения; способность к разработке проектов и управления ими.

Инструментальные компетенции: умение принимать управленческие решения и решать проблемы, возникающие в деятельности СОШ.

    1. Содержание программы повышения квалификации: прилагается.

    2. Условия реализации программы повышения квалификации. Проведение лекций в форме презентаций.

    3. Использование новых форм и методов образовательного процесса. В рамках программы будут использоваться актуальные методы обучения: сценарный метод, кейс-метод, проектный метод, системный анализ, дискуссия.

3. Приложения: Возможно заключение договора о сотрудничестве с учреждениями, на чьей базе предусматривается проведение практических занятий: Гимназия им. Кольцова (ведение бухгалтерии); Лицей № 7 при ВГПУ (реклама, пиар); Лицей № 6 (материально-техническая база).

Содержание программы повышения квалификации

«Экономика образования»

Мировой опыт подготовки специалистов средней и высшей квалификации убедительно показывает, что они наряду с общетеоретическими и специальными знаниями и навыками должны иметь глубокие знания по экономике той отрасли, где им предстоит трудиться. В учебных планах всех вузов и техникумов, колледжей (кроме педагогических) предусмотрено изучение экономики соответствующей отрасли в качестве одной из основных учебных дисциплин. Лишь учебные планы педагогических вузов и педучилищ не предусматривают изучение экономики образования. В силу этого выпускники педвузов, будущие и нынешние учителя, административные работники образовательных учреждений, руководители районных, областных учреждений образования не знают реальных экономических отношений, в рамках которых им предстоит трудиться. Они не знакомы с организацией и оплатой труда, финансированием образовательных учреждений, формированием и развитием учебно-материальной базы и многими другими экономическими проблемами, с которыми им постоянно приходится сталкиваться, и вынуждены на практике с большими трудностями восполнять проблемы своего образования. Это всегда отрицательно сказывается на работе образовательных учреждений и развитии образования в целом. Ведь многие попытки реформировать образование оканчивались неудачей, в том числе из-за нерешенности экономических проблем образования, несовершенства экономических отношений, слабой экономической подготовки руководителей этой отрасли.

В содержании курса раскрываются вопросы отношений собственности, маркетинга, менеджмента, организации и оплаты труда в образовании и многие другие. Курс предполагает кроме лекционно-семинарских занятий практические занятия.

Структура курса «Экономика образования»

Название модуля

Кол-во

часов

1.

Производственная деятельность и экономические отношения в сфере образования

36

2.

Финансовые аспекты деятельности образовательного учреждения

36

3.

Маркетинг и консалтинг в образовании

36

4.

Менеджмент в образовании

36

Итого часов:

144

Модуль 1. Производственная деятельность и экономические отношения

в сфере образования

Цель изучения модуля: Развитие ценностно-смысловых компетенций посредством развития способности переносить полученные знания об особенностях производственной деятельности и экономических отношений в сфере образования в социальную реальность.

Учебно-тематический план модуля 1

Тема

Кол-во

часов

Форма занятия

1.

Образование как система и как отрасль экономики

9

Лекция

Семинар

2.

Производство образовательных услуг

9

Лекция

Семинар

3.

Отношения собственности в системе образования

9

Лекция

Круглый стол

Практическое занятие

4.

Ресурсы и материально-техническая база образования

9

Лекция

Семинар

Практическое занятие

Итого:

36

Содержание тем

Тема 1. Образование как система и как отрасль экономики

Образование как важная составляющая развития страны. Возникновение экономики образования и ее место в системе экономических наук.

Развитие образования как отрасли народного хозяйства, его специфика и взаимосвязь с народным хозяйством. Роль образования в развитии народного хозяйства на современном этапе.

Понятие системы образования и ее основные компоненты. Роль системы образования в развитии страны. Значение экономических исследований для развития и совершенствования образования.

Предмет экономики образования, его взаимосвязь с предметом экономической теории. Экономические законы и специфика их проявления в сфере образования.

Концепция человеческого капитала, ее достоинства и недостатки.

Тема 2. Производство образовательных услуг

Образовательная услуга. Черты образовательных услуг. Некоммерческий характер образования.

Образование как вид деятельности и его компоненты: труд, предмет труда, орудия труда. Специфика компонентов деятельности в сфере образования.

Эффективность образования как интегральный показатель взаимодействия педагогической, социальной и экономической плодотворности. Теория и практика определения экономической эффективности образования. Взаимосвязь экономической эффективности учебных заведений и платы за обучение. Пути повышения социально-экономической эффективности образования.

Тема 3. Отношения собственности в системе образования

Собственность как экономическая и юридическая категория. Субъект и объект собственности. Отношения присвоения, пользования и распоряжения.

Объекты собственности образовательного учреждения.

Образовательное учреждение как субъект собственности, его права и ответственность перед собственниками.

Типы образовательных учреждений в зависимости от форм собственности. Автономные образовательные учреждения.

Совершенствование отношений собственности в системе образования.

Тема 4.Ресурсы и материально-техническая база образования

Понятие материально-технической базы и ее роль в развитии образования. Состав МТБ: малоценные средства и основные фонды. Структура основных фондов. Формы учета МТБ.

Современное состояние МТБ. Показатели состояния и развития МТБ: абсолютные и относительные, количественные и качественные. Причины низкого уровня развития МТБ образования.

Источники формирования МТБ и основные направления ее развития на современном этапе. Роль трудового коллектива образовательных учреждений и его руководителей в сохранении и развитии МТБ. Состояние МТБ образовательных учреждений и здоровье обучающихся и воспитанников.

Основные направления развития материально-технической базы отрасли образования в РФ.

Формы контроля

1. Подготовка реферата по проблемам совершенствования нормативно-правовой базы в сфере экономики образования.

2. Оценка состояния материально-технической базы школы и выработка предложений по ее совершенствованию.

3.Тестирование.

Список литературы

  1. Борисов И.В. Проблемы развития человеческого капитала / И.В. Борисов // Вопросы экономики. – 2003. - № 4. –С. 14-16.

  2. Бочарникова И. Экономика школы в странх мира / И. Бочарникова // Народное образование. – 2004. – № 10. – С. 60-66.

  3. Бочкарев В. Образование служит подъему экономики и уровню жизни / В. Бочкарев // Народное образование. – 2004. – № 10. – С. 25-34.

  4. Вифлеемский А.Е. Проблемы экономики образования России / А. Е. Вифлеемский // Народное образование. – 2004. – № 6. – С. 26.

  5. Вифлеемский А.Е. Российское государство больше не гарантирует приоритетность образования / А.Е. Вифлеемский // Народное образование. – 2004. – № 8. – С. 21.

  6. Задачи педагогического образования на современном этапе модернизации российского образования // Вестник образования России 2006. - № 13.- С. 36-44.

  7. Иванова И. Интеллектуальная собственность на пути России к ВТО / И. Иванова // Интеллектуальная собственность. – 2004. - № 4. – С. 10-14.

  8. Ковалев М. Интеллектуальная собственность в экономике / М. Ковалев // Экономист. – 2003. - № 1. – С. 37-44.

  9. Королев А.А. Особенности человеческого капитала // А.А. Королев // Экономика и жизнь. – 2002. - № 2. –С. 7-8.

  10. Образовательный холдинг – это объединение не материальных ценностей, а интеллектуальных ресурсов (Интервью с директором тамбовского областного государственного учреждения «Мичуринский лицей-интернат» В. Н. Самусенко) // Вестник образования России. - 2006. - № 13. С. 31-33.

  11. Попкова Е.Г. Интеллектуальный потенциал как фактор экономического роста / Е.Г. Попкова // Финансы и кредит. – 2004. - № 18. –С. 48-52.

  12. Радугин В.В. Роль инвестиций в человеческий капитал / В.В. Радугин // Вопросы экономики. – 2002. – № 5. – С. 34-35.

  13. Руткевич А. Нужна ли философия российской системе образования / А. Руткевич // Народное образование. – 2004. – № 2 . – С. 38.

  14. Смолин О. Имущественный фетишизм / О. Смолин // Народное образование. – 2004. - № 10. – С. 9-18.

  15. Яковлев А.В. Классификация человеческого капитала / А.В. Яковлев // Педагогика. – 2003. - № 2. – С. 12-15.

Интернет ресурсы

  1. /library.php?rub=1&page=17 - Общие вопросы образования.

  1. http://minedu.unibel.by/index.php?module=subjects&func=viewpage&pageid=217 - Экономика образования Белоруссии.

  1. /question.php?idt=294 -Материально-техническое обеспечение учебного процесса - необходимое условие качества образования.

  1. /monitoring/june2005.html - Обзоры законодательства об образовании.

  1. /news/1166376048/ - Экономика образования и науки.

  1. /index.html - Журнал «Экономика образования сегодня».

  1. /Law/5.htm - Экономика системы образования.

  1. /articles/statshow.php?43=22 - Экономика образования или экономия на образовании.
  1. http://lib.ixbt.by/ruseconomics/ixbt_readme.php?subaction=showfull&id=1164100493&archive=&start_from=&ucat=16& - Андрей Фурсенко - О реформировании системы образования.

  1. На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ (5)

    Программа
    Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) Воронежский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования создан в 1929 году.
  2. На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ (7)

    Программа
    Своим появлением валеология обязана всё более чёткому осознанию того факта, что общество не справляется с проблемами здоровья, не использует для его сохранения и укрепления достижения научно–технического прогресса.
  3. На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ (11)

    Программа
    Разработчики программы повышения квалификации – Обухова Людмила Александровна, зав. кафедрой педагогики и методики дошкольного образования; Горькова Людмила Григорьевна, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования;
  4. На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ (15)

    Программа
    Разработчики программы повышения квалификации – Н.Н. Лихолет, к.п.н., доцент; В.В. Машненков, доцент; О.В. Сергеева, учитель ВКК; Л.С. Грошева, учитель ВКК СОШ №48; Т.
  5. На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ (19)

    Программа
    Разработчики программы повышения квалификации – Обухова Людмила Александровна, зав. кафедрой педагогики и методики дошкольного образования; Горькова Людмила Григорьевна, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования;
  6. На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ (1)

    Программа
    Лицензия на право ведения образовательной деятельности по программам повышения квалификации – серия А №209359, регистрационный № ГУО-2346 от 18 января 2007 г.
  7. На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ (2)

    Программа
    Разработчики программы повышения квалификации – Лемяскина Н.А., зав. кафедрой педагогики и методики начального общего образования, доктор филол. наук, профессор, Жиренко О.
  8. На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ (4)

    Программа
    Программа для педагогических работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области – учителей начальных классов общеобразовательных школ
  9. На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ (6)

    Программа
    Разработчики программы повышения квалификации – Корниенко Наталия Григорьевна, доцент, заведующая кафедрой; Загоровская Ольга Владимировна, профессор кафедры; Васильева Елена Валерьевна, доцент кафедры литературы, русского и иностранных языков.

Другие похожие документы..