Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики Фонд «Институт экономики города» гоу центр образования №1811«Измайлово»

СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
КАК ДРАМА ИДЕЙ

Материалы Первых Сабуровских чтений
(25 февраля 2010 г., Москва)

Москва

2010

О как прекрасно и остро

Внезапно сказанное слово,

Чтоб в мире стало в меру ново

И в меру жестко и старо…

Е. Сабуров. Из сборника

Пороховой заговор”, 1995 г.

Министерство образования

и науки РФ


Федеральное государственное учреждение «Федеральный институт развития образования»

Национальный

исследовательский университет – Высшая школа экономики


Фонд «Институт экономики города»


ГОУ Центр образования №1811«Измайлово»

УДК 37(063)

ББК 74я43

С 568

С 568

Современное образование как драма идей: материалы Первых Сабуровских чтений (25 февраля 2010 г., Москва). – М.: Федеральный институт развития образования, 2010. – 176 с.

ISBN 978-5-85630-046-7

Современное образование как драма идей – сборник материалов Первых Сабуровских чтений, охватывающих широкий круг проблем – от экономики и методологии образования, развития институтов гражданского общества и местного самоуправления до факторов, влияющих на качество человеческого капитала. Обсуждение научным сообществом ключевых вопросов образования позволяет отрефлексировать сложившиеся модели и способы профессиональной деятельности, а значит если и не устранить «тяжелейшие проблемы человеческого бытия и поведения», то в значительной степени приблизить их разрешение.

Широта диапазона обсуждаемых на чтениях вопросов неслучайна: она задана масштабом личности Евгения Федоровича Сабурова – ученого, поэта, политика.

Книга адресована всем, кто небезразличен к судьбе отечественного образования.

УДК 37(063)

ББК 74я43

ISBN 978-5-85630-046-7

© Федеральный институт развития образования, 2010

© Авторы, 2010

Приветствие министра образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко к участникам конференции «Сабуровские чтения».

ЭНЦИКЛОПЕДИСТ НАШЕГО ВРЕМЕНИ

А.Г. Асмолов

Дорогие коллеги! Сегодняшние Сабуровские чтения, как вы видите, открыл с экрана Евгений Федорович Сабуров. Те эпизоды, которые были в этом фильме, раскрывают разные стороны его личности. В своем кратком выступлении я хотел бы сказать о Евгении Федоровиче как о человеке парадоксов. Он изначально знал, что можно решить задачу, афористично поставленную в свое время К. Прутковым: «Никто не обнимет необъятного». Когда я это говорю, я говорю это не ради пафоса и не ради красного словца. Я хочу всем напомнить, что Евгений Федорович был научным руководителем Федерального института развития образования и выступал в жизни во многих лицах. Он закончил механико-математический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и всей своей жизнью показывал, как надо обнимать необъятное. Он завершил университет как математик. Он начал жить и действовать как мастер по прогнозированию. Он стал разрабатывать разные подходы к экономическому видению жизни. И он, наконец, выступал как методолог образования. Когда я говорю слово методолог, я подчеркиваю, что Евгений Сабуров во всех своих ипостасях пытался создавать и создавал иные культуры мышления.

Я хочу, чтобы мы обратили внимание на многие современные управленческие документы. В них появились слова, которые раньше никогда не звучали – стратегия, концепция, сценарий, развитие и т. д. и т. п. Они вошли в управленческий лексикон в 1990-е гг., когда говорили, что на страну влияют научные работники, завлабы, Сабуровы и Гайдары. Весь этот лексикон был весьма непривычен для бюрократического жанра. Сегодня же этот новояз стал нормой мира управления.

Именно в то время рождалась еретическая мысль: если образование реально, то оно избыточно по отношению к законам рынка. Оно прежде всего открывает возможности развития. Евгений Сабуров жестко связывал слова: образование, развитие, свобода. Я хочу вам напомнить, что в своей книге «Школа и свобода» он говорил о том, что стоит за образованием, и выделял при этом несколько моментов. Первый момент: образование роднится со свободой тем, что образование – это всегда расширение возможностей развития системы. И второй момент касается понимания того, что роднит образование и развитие. Какой мотив выступает за ними? Ради чего они? И здесь Сабуров заключал с удивительной и емкой точностью: есть две любви (а Евгений Сабуров – это всегда человек любви). Любовь к развитию и любовь к свободе. Они связаны меж собой через любовь к образованию. И эти моменты отчетливо выступали во всех исследованиях Евгения Сабурова.

Евгений Сабуров был одним из тех, кто четко показал, что исторически гением Яном Амосом Коменским была предложена фабрика образования и технология образования. Проект Коменского, которого Сабуров называл протестантским диссидентом (епископ Ян Амос Коменский принадлежал к обществу моравских братьев), был социальным проектом развития образования.

Пришло время новых социальных проектов. В таких своих работах, как «Власть отвратительна», «Школа и свобода», сборнике «Образование как драма идей» Евгений Федорович выступает как человек энциклопедического мышления. Когда мы говорим об энциклопедистах, у нас у всех возникает ассоциация, что энциклопедисты были когда-то в прошлом – это Леонардо да Винчи, Микеланджело, многие другие мастера Возрождения. Но энциклопедизм – это не только явление прошлого. Энциклопедизм – это культура мышления, обнимающая необъятное.

Вы видели сегодня фильмы о Евгении Федоровиче как о человеке, создающем спектакли, читающем стихи. Мне очень близко его понимание культуры: не бывает образования, вырванного из культуры. Образование, вырванное из культуры – это просто нонсенс. А культура – это достраивание человеческой личности.

Можно было бесконечно много говорить о том, что сделал Евгений Федорович. У Л.С. Выготского есть понятие – зона ближайшего развития. В этом зале сидят люди, для которых Евгений Федорович выступал как тот, кто определяет их зону ближайшего развития, кто вместе с ними решал те задачи, которые и сегодня являются уникальными. Некоторые слова не модны нынче, в том числе слово либерал. Но вместе с тем я хочу сказать, что именно свободное либеральное мышление в поэзии, в драматургии, в педагогике во всех ракурсах – это черта личности Евгения Федоровича. Поэты, которые приходили к нему, считают, что он один из самых знаковых поэтов нашего времени.

Было бы странно, если бы сегодня «Сабуровские чтения» мы рассматривали как что-то, связанное с ретроспективой. Я хочу всех от этого предостеречь. Речь идет не о ретроспективе, а о перспективе развития современного мышления, в том числе проявляющейся в экономике, в поэзии, в драматургии и, конечно, в мире образования. И в этом смысле слова мы должны сегодня подумать о тех возможностях, о тех путях развития, которые открывает нам общение с идеологией, предложенной Евгением Сабуровым.

Евгений Сабуров – мастер стихов. И я решаюсь сказать о нем на этом языке, прочтя стихи, посвященные Евгению Сабурову.

Вот и Женька ушел…

Все вокруг провертелось.

Он любил хорошо,

Ему вечно хотелось.

Он «имел» глубоко

И страну, и науку

Зря так рано ушел –

Вечный сон ему в руку.

Как он ухарски жил

Крымским ханом и бардом,

Как запойно любил

Он строку авангарда.

Экономику плел

Без расчетов и козней,

И стихи он ковал

Даже в взбалмошной прозе.

Всех поэтов судья,

Рвано любленный властью,

Всех «познал» хорошо…

Но ушел в одночасье.

Мы помянем его,

Вспомним колкие фразы.

Мы его не пропьем…

Он не предал ни разу.

НАСЛЕДИЕ, ВОСТРЕБОВАННОЕ ВРЕМЕНЕМ

И.М. Реморенко

(Из выступления И.М. Реморенко, директора Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России на конференции «Сабуровские чтения».)

…Департамент государственной политики в образовании Минобрнауки России тесно контактировал в последние годы с Евгением Федоровичем Сабуровым  руководителем по науке Федерального института развития образования. Эти контакты носили действенный практический характер, в результате чего появились регуляторы образования, проекты, нашедшие отражение в деятельности подразделений Минобрнауки России.

При анализе в полном объеме научных работ Евгения Федоровича с 2001 по 2004 гг. нельзя не заметить, что они рассматривают образовательную политику в контексте развития гражданского общества, вопросов экономики. В его работах, в частности, хорошо отражена связь представлений о человеческом капитале. В 1990-х гг., как отмечал Е.Ф. Сабуров, образование и благосостояние в действительности были не очень связаны. Успехом пользовались люди, которые, зачастую, не имели достаточно высокого уровня образования. Евгений Федорович оценивал это с внешней аналитической позиции, объясняющей такое положение дел. В целой серии статей Е.Ф. Сабуров новую экономику определял как экономику, базирующуюся на использовании интеллектуального ресурса, т. е. хозяйствование в ноосфере. Он высказывал суждение о том, что кризис образовательной практики есть, но он не является кризисом образования…

Для современной образовательной действительности очень важно метафорическое разделение на «горячее» и «холодное» знание. Так Евгений Федорович описывал феномен педагогов-новаторов, феномен развития образовательных технологий и все, что связано с инноватикой в конкретном образовательном процессе. Вводя эту дефиницию, диссонанс между «холодным» и «горячим» знанием, он задал базовые понятия, на основе которых можно обсуждать ключевые феномены изменений в системе образования. «Холодное» знание  чужое знание, «горячее»  свое.

Вместе с тем нельзя сказать, что Е.Ф. Сабуров придерживался какой-то одной позиции, выбирая между «холодным» и «горячим» знанием. Образование, по мнению Евгения Федоровича, если это прием и передача информации, не может работать ни с чем, кроме структур. Этим объяснялась та резкость, которая отличала полемику педагогов-новаторов 1980-х гг. с «молчащими» консерваторами. Именно этот факт пробуждал в новаторах энтузиазм в борьбе с невидимым противником. Боролись не с оппонентами, боролись с собственным самомнением. Отсюда следует вывод, что нужно стремиться к изучению структур. Нужно делать понятным и доступным любой структурный анализ. В этом состоит обучение, да и вообще любая коммуникация. Но вместе с тем анализ структур не заканчивается пониманием произведения.

Любой одухотворенный учитель, и вообще учитель, убежденный в правоте своей мысли, использует чисто инструментальные приемы: он апеллирует к глубинам душ своих учеников. Он строит речь не для наиболее логичной передачи информации, а для заряжения учеников восторгом перед открывающейся истиной.

«Учитель  приверженец «горячего» знания, – говорил Евгений Федорович, – пользуется приемом обольщения, который не всегда дает нужный образовательный эффект. Через много лет человек вспоминает, что был в школе замечательный учитель: “Так говорил, так говорил! Мы все, затаив дыхание, слушали”.
А вот о чем говорил, вспомнить будет труднее. Цель не достигнута. Это не педагогика».

В этой позиции Е.Ф. Сабуров пытался найти рамку для всех технологических изменений, происходящих в образовании. Эта рамка – игровая педагогика. В одной из своих статей Евгений Федорович обозначил аксиомы игровой педагогики. Он писал о том, что выдающиеся педагоги  выдумщики и организаторы. Сама игра может жить до тех пор, пока она развивается.

В работах Е.Ф. Сабурова есть несколько ключевых компетенций. Компетенция  элемент технологии, в том числе образования и игровой педагогики. Компетенции он конструировал из анализа реалий экономики, тенденций экономики. Рассматривая компетенции «уметь учиться» и «учить учиться», он обсуждал ситуацию приема на работу. Ситуацию, когда приходит специалист, неготовый к технологическим процедурам, которые есть на производстве. Таких ситуаций становится все больше и больше. И тогда для работодателя важно, может ли этот работник быстро обучиться или усвоить новые технологии, а также быть готовым к постоянному обучению.

Думается, что исследователям научного наследия Евгения Федоровича следует обратиться и к основным характеристикам его игровой педагогики. Здесь он выделил три ключевых позиции: успех, компетенции и текст. Если в игровой педагогике обеспечивается успех, то в этой искусственно созданной ситуации проектируются критерии успеха. Если в ходе игры формируются вкус, жажда к компетенции, то дети учатся добывать нужную информацию в общем информационном поле и оценивать ее значимость для достижения успеха. Если учат работать с текстами, а современный бизнес – это бизнес текстов, то воспроизводится педагогика и оказывается влияние на будущий успех. При этом ответом Евгения Федоровича на вопрос о том, где игровая педагогика институциирована, является дополнительное образование, общественные организации, любая несистемная активность.

Несомненно, работы Е.Ф. Сабурова будут востребованы. На чтениях в феврале 2011 г. мы сможем анализировать наши технологические решения, в том числе с помощью тех инструментов, которые предлагал Евгений Федорович.

  1. Республика Саха (Якутия) Республиканский центр дополнительного образования и гражданско-патриотического воспитания детей Октемский лицей Хангаласского района

    Документ
    B2-4 Создание инновационного предприятия по внедрению в производство новых материалов электродов электрохимических конденсаторов на основе лазерного синтеза поверхностных наноструктурных покрытий систем Al-C
  2. Предисловие составителя (3)

    Документ
    Страна Методология – становящаяся страна. Из гессевской страны Касталии мог уйти магистр, и Касталия оставалась. Потому что оставался институт. У методологии института нет – и замысел состоял в том, чтобы его и не было.
  3. «Социально-экономические, институционально-правовые и культурно-исторические компоненты развития муниципальных образований» (2)

    Документ
    Социально-экономические, институционально-правовые и культурно-исторические компоненты развития муниципальных образований. Сборник трудов VIII научно-практической конференции.
  4. «система» принесла высокие технологии в русский музей 35

    Документ
    С членом совета директоров АФК «Система», президентом благотворительного фонда «Система», заместителем председателя Попечительского совета журнала «Родина» Вячеславом Всеволодовичем Копьёвым мы беседуем о значении благотворительных
  5. Соколова М. В. С594 История туризма: Учеб пособие (1)

    Документ
    Рассмотрены основные этапы зарождения и развития туризма. Приведен анализ причин и предпосылок миграционных процессов эпохи первобытнообщинного строя, появления индустрии туризма на Древнем Востоке.
  6. Соколова М. В. С594 История туризма: Учеб пособие (2)

    Документ
    Подписано в печать 11.03.2002. Формат 60x90/16. Гарнитура «Тайме». Бумага тип. № 2. Печать офсетная. Усл. печ. л. 22,0. Тираж 20 экз. (1-й завод 1 - 5 100 экз.
  7. Центральный админастративный округ сведения об избирательных участках района Арбат 2012 г

    Документ
    ,4, 8/ , 11, 14/1 (с. 1), 1 /1; Прямой пер., 5/7; Смоленская наб., 5/13. Шубинский пер., , Типография «Наука», 499- 41-5 -50 Новинский бульв, 3, Гимназия № 1513, 499- 41-03- 0 3 Девятинский Б.
  8. Книга посвящена наиболее яркому и плодотворному периоду культурной жизни России XIX веку, освещает развитие образования, литературы, изобразительного искусства, театра. (1)

    Книга
    Обращение к национальным культурным корням является не только данью памяти по отношению к великому прошлому, но и дает основание для размышления о настоящем.
  9. Книга посвящена наиболее яркому и плодотворному периоду культурной жизни России XIX веку, освещает развитие образования, литературы, изобразительного искусства, театра. (2)

    Книга
    XIX век занимает особое место в истории русской культуры. Это время подъема отечественного просвещения, величайших научных достижений, блестящего расцвета всех видов искусства.

Другие похожие документы..