«Об образовании»

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4 г. Бердска

Праздник семьи в образовательном учреждении

Тема: Сказки бабушки Матрены

Авторы-составители:

Стрюкова Ирина Николаевна, учитель начальных классов, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории;

Куликова Лариса Анатольевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории, Почетный работник общего образования РФ

Протокол педагогического совета

МОУ СОШ № 4 г. Бердска от 28.03.2008 № 6

Рецензент: Комарова Алла Владимировна,

доцент ГОУ ВПО Новосибирский

государственный университет, к.э.н.

Бердск – 2008 г.

Пояснительная записка

Происходящие в государстве, обществе, образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений школы и семьи. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» родители признаны первыми педагогами своего ребенка. Это один из важнейших шагов на пути осмысления и повышения роли семьи как социально-образовательного института. Не секрет, что ребенок, особенно младший школьник, с присущим ему любопытством поглощает все, что предлагают ему средства массовой информации, порой негативное и опасное, поскольку сам он еще недостаточно хорошо разбирается во всех тонкостях, сложностях и проблемах жизни.

Проведенное нами социологическое исследование показало, что большинство родителей не знает, как правильно организовать досуг детей: в театрах бывают 18% семей, посещают музеи и выставки лишь 2% семей, интересно и увлекательно проводят домашние праздники 12% опрошенных семей. В остальных семьях взрослые озабочены экономическим выживанием, в результате чего усилилась тенденция самоустранения родителей от решения вопросов воспитания и развития своего ребенка. Большинство из них перепоручили это школе.

Поэтому мы решили, что необходимо объединить свои профессиональные знания с усилиями родителей, максимально использовать воспитательный потенциал семьи.

Поскольку одной из важнейших проблем современного образования является его гуманизация, то особое значение приобретает создание условий для свободного развития ребенка. Сфера искусства в педагогике рассматривается как пространство, помогающее формированию социально-эстетической активности личности. По утверждению ученых и психологов, исследующих проблемы образования, раскрытию внутренних качеств личности ребенка, самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств, что и нашло свое отражение в построении сценариев семейных праздников.

Тема семейных праздников остается очень актуальной в наше время. К сожалению, немногие родители могут сделать такой праздник ярким, запоминающимся, который не только украшает жизнь, но и делает людей добрее, общительнее и приветливее.

Цель праздника: организация культурного семейного отдыха детей и взрослых и распространение опыта их совместной деятельности.

Задачи:

  • Формирование позитивных межличностных отношений, толерантности;

  • Воспитание зрительской культуры;

  • Приобщение детей к семейным традициям, культурному наследию своего народа;

  • Пропаганда здорового образа жизни;

  • Развитие инициативы и навыков самоуправления;

  • Распространение положительного опыта совместной деятельности детей и взрослых.

Сценарий семейного праздника основан на следующих педагогических принципах:

  • принцип гуманистической направленности;

  • принцип природосообразности;

  • принцип культуросообразности;

  • принцип креативности;

  • принцип непрерывности и вариативности.

Сценарий рассчитан на детей в возрасте 7-8 лет, но может быть адаптирован для дошкольников или учащихся среднего и старшего звена.

Формы работы: коллективная, групповая и индивидуальная.

Продолжительность праздника – 50-60 минут.

Ожидаемые результаты деятельности:

создание информационного продукта (любительские мини-спектакли, театрализованные игры) с демонстрацией промежуточного результата (работа группами, анализ их деятельности, оценка, прогнозирование и проектирование дальнейшей совместной работы по совершенствованию мастерства), а также предоставление возможности для каждого участника (педагога, родителя, ребенка) в изменении своей роли и позиции в предполагаемой деятельности, повышение читательской культуры детей и взрослых, самостоятельная организация домашних праздников родителями. Праздник проводится в выходной день, что позволяет взрослым больше времени уделять общению с детьми.

Материально-техническое обеспечение:

  • аудио- и видеотехника;

  • театральные костюмы, парики, грим;

  • куклы: напольные, пальчиковые и перчаточные;

  • детские музыкальные шумовые инструменты;

  • ширма;

  • маски, атрибуты к театрализованным играм.

Сценарий праздника для учащихся и родителей 1 и 2 классов

«Сказки бабушки Матрены»

Подготовительная работа:

  • Предварительное знакомство детей с произведениями устного народного творчества дома и на уроках чтения;

  • Выставка книг «Сказочной тропинкой»;

  • Конкурс самодельных книжек-малышек «Разноцветные сказки»;

  • Конкурс семейных сказочных кроссвордов и ребусов;

  • Конкурс рисунков детей «Листая книгу сказок»;

  • Конкурс родительских сочинений «Сказка не простая, мудрость в ней вековая»;

  • Конкурс «Сказка на столе» (семейный настольный и пальчиковый театр).

Оборудование:

Диски с записями детских песен, корзина, ширма с оформлением в виде печки, жетоны-«приветики», маски для театрализованной игры «Теремок» и потешки «Патока с имбирем», карточки для творческих заданий, бутафорский колобок, сказочные предметы (по усмотрению организатора игры), сязка бутафорских сушек, чугунок, расписанный цветами.

Действующие лица:бабушка Матрена, домовенок Илюша,

Сказка «Репка»: автор, дедушка, бабушка, внучка, кошка, Жучка, Мышка в спортивных штанишках,

Сказка «Семеро козлят на новый лад»: кукушка, гном, коза, козлята, лиса-певица, волк-почтальон,

Потешка «Патока с имбирем»: дядюшка Семен, тетушка Арина, дедушка Елизар, Аленушка молода, грачи.

Праздник проходит в музыкальном зале, украшенном рисунками, семейными кроссвордами, изготовленными детьми совместно с родителями. Оформлена выставка книг, сочинений, театров. На сцене – сменные декорации. В классной комнате накрыты столы для чаепития.

Звучит фонограмма песни «В мире много сказок». Гости входят в зал, их встречает бабушка Матрена.

Бабушка Матрена. Здравствуйте, гости мои дорогие!

Здравствуйте, солнышки мои золотые!

Уж я рада видеть вас, моих любимых,

Уж я рада видеть вас, моих красивых.

Давно я вас поджидаю,

Без вас речей не начинаю.

И для каждого припасла подарки на всякий вкус:

Кому – сказочку, кому – быль,

Кому – и песенку вприкус.

Все исполняют игровую хороводную песню «Как у нашего соседа» - движения по тексту:

Как у нашего соседа - да вот так -

Весела была беседа - вот ведь как!

Жеребья были игривы - ой-ой-ой!

Во квашонку заскочили – ай-ай-ай!

Не видала, притворила – да вот так,

Не слыхала, замесила – вот ведь как!

Жеребья в печи заржали – и-го-го!

Все соседи прибежали – о-хо-хо-

Кто бежал бегом, кто летел кувырком,

Кто с печи упал, кто ногу сломал.

Андрей да Тимошка упали с окошка,

Андрюшка с Анюшкой упали в кадушку,

Ульяшка с Парашкой залезли в чулан,

А в ясли к корове забрался Иван.

Стала тишь-благодать – никого не видать!

Затем семейные команды рассаживаются за столами, а болельщики и гости в зрительном зале.

Бабушка Матрена. Отвечайте без подсказки:

Любите ли вы сказки?

Дети. Любим!

Бабушка Матрена. Дорогие гости! Сказку нередко наполняют всякие чудеса: то злой колдун превращает прекрасную царевну в лягушку, то гуси-лебеди крадут братика у сестры, то яблонька награждает добрую девочку золотыми и серебряными яблочками. В сказках живут и дедушка Водяной, и хозяйка леса Баба Яга. В них мы встречаем чудесные предметы: скатерть-самобранку, гусли. Слушая или читая сказку, вы постигаете ее неповторимый мир. Сказки зародились так давно, что … ни в сказке сказать, ни пером описать. Сказки проходят через все наше детство, мы даже сами не представляем, как много мы знаем сказок. Вот и сегодня наши команды будут состязаться в умении найти выход из необычной ситуации, как это делают герои сказок, проявят неиссякаемое чувство юмора, отвечая на каверзные вопросы жюри. А оно у нас тоже сказочное.

Представление жюри (Муха-цокотуха, Снегурочка, доктор Айболит).

Муха-Цокотуха. Я вчера на именины много позвала гостей.

Среди шуток и веселья появился вдруг злодей.

Он хотел убить хозяйку, чуть меня не погубил,

Но коварному злодею комар голову срубил.

Снегурочка. Красна девица грустна:

Мне не нравится весна,

И на солнце тяжко.

Слезы лью, бедняжка.

Доктор Айболит. Всех на свете я добрей,

Я лечу больных зверей.

И однажды бегемота

Выручил я из болота.

1 ученик. В сказке может все случиться.

Что же ждет нас впереди?

Слышишь: сказка в дверь стучится?

Скажем сказке: заходи!

Из-за ширмы, оформленной в виде печки, вылезает Домовенок. Чихает, удивленно оглядывается.

Домовенок. Ой, куда же это я упал? Нет, попал?

Бабушка Матрена. Да ты сам то кто, милый?

Домовенок. Живу я здесь, за печкой. Из домовых мы. Меня Ильей кличут. Со мной хорошо веселиться, без меня праздник-то не годится.

Бабушка Матрена. Илюша, значит? Ты, говорят, мастер сказки рассказывать да сказочные загадки загадывать?

Домовенок. Наши загадки – ваши отгадки. За правильный ответ получаете сказочный привет. Не забыли вы, как сказки сказываются? Ведь только с присказки они и начинаются.

Бабушка Матрена. Ну что ж, тебе и слово держать да наших гостей потешать.

2 ученик. А и было это, голубчики, в старину,

Когда задумал дед Архип залезть на Луну.

Тогда сказки по воздуху летали,

Друг друга за крылышки хватали.

3 ученик. Вот так – мы вам сказку,

А нам – бубликов связку.

Это присказка.

2 ученик. А сказка?

3 ученик. Сказка дальше пойдет, за душу берет.

Бабушка Матрена. Команды готовы? Тогда начинаем нашу сказочную разминку. Вопросы с юмором, здесь смекалка нужна.

  1. Назовите сказочный персонаж, вылезающий из кожи вон. (Царевна-Лягушка)

  2. Какой предмет помогал героям русских сказок находить дорогу? (Клубок)

  3. Назовите швейную принадлежность, в которой таится смерть Кощея. (Игла)

  4. Какую награду за подвиги обещали героям сказочные цари? (Полцарства)

  5. Какой несъедобный предмет нужен для варки сказочной каши? (Топор)

  6. Назовите летательный аппарат, на котором сказочная злодейка поднималась в воздух. (Ступа и метла Бабы Яги)

Домовенок. На веселую затею

Приглашаю грамотеев.

Ну-ка, милый грамотей,

Потрудись и не робей.

Конкурс «Сказочный счастливый случай». Ответ – шаг вперед. Кто скорее доберется до награды?

Продолжи название сказки:

  • Баба (Яга)

  • Курочка (Ряба)

  • Лисичка (сестричка)

  • Сивка (бурка)

  • Царь (Горох, Додон, Салтан)

  • Финист (Ясный Сокол)

  • Сестрица (Аленушка и братец Иванушка)

  • Летучий (корабль)

  • Иван-Царевич (и Серый Волк)

4 ученик. Сказка ходит где-то близко,

Не спугнуть ее сумей.

Не высоко и не низко,

Может, рядом у дверей.

5 ученик. Не простая сказка эта:

В ней и шутка, и намек,

В нашей сказке спрятан где-то

Добрым молодцам урок.

Домовенок. Посидите тихо, детки,

Да послушайте про репку.

Сказка, может, и мала,

Да про важные дела.

Семейная команда показывает инсценировку «Репка», подготовленную дома.

Домовенок. В сказке трудная загадка,

Но проста ее отгадка:

Вытянуть большую репку

Помогла им всем…

Дети. Зарядка!

Бабушка Матрена. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Судят не по словам, а по добрым делам.

Следующий конкурс «Знатоки сказок»:

Команды должны назвать сказки, в которых участвуют бабушки. (Курочка Ряба, Снегурочка, Колобок и т.д.)

Бабушка Матрена. Пока команды размышляют,

Наши гости отвечают:

В каких сказках встречаются числа три (Три медведя и т.д.),

семь (Волк и семеро козлят и т.д.)

Домовенок. У меня для вас задание –

Веселое испытание.

В круг широкий становитесь,

Крепко за руки держитесь.

Хороводная игра «Теремок»

Домовенок. Расскажу вам новеньку

Сказочку-диковинку.

Бабушка Матрена. Расскажи, расскажи, да не напутай.

А то ты книжки быстро читаешь,

Будто глотаешь.

А вы, ребятки, если ошибку заметите, то в ладошки хлопните – Илюшка у нас путаник известный.

Домовенок. Жила-была коза. И было у нее пять маленьких котяток. Однажды собралась коза в магазин и говорит своим пушистым желтеньким деткам: «Цыплятушки-ребятушки! Пойду-ка я на речку, наловлю для вас рыбки. А вы дверь всем-всем открывайте, кто бы в нее ни постучал». «Хорошо, бабушка», - ответили козлята и всей гурьбой бросились смотреть телевизор.

Бабушка Матрена. Посмеялись, повеселились, а сказку посмотреть не хотите?

Инсценирование сказки «Семеро козлят да на новый лад»

Бабушка Матрена. Вдоль по реченьке лебедушка плывет,

Выше реченьки головушку несет,

Белым крылышком помахивает,

На цветы водичку стряхивает.

Но и это не сказка, а присказка. Сказка дальше начинается. А сами-то сказки сочинять не пробовали? Пора и поучиться.

Конкурс «Знакомые незнакомцы»:

сочинение командами сказок по опорным словам:

  • Дед, внучка, репка, рыбка, крокодил

  • Кот, мешок, петух, щука, ежик и т.д.

Бабушка Матрена. Пока команды заняты делом, гости не скучают, не зевают, а с Колобком играют.

Игра «Колобок» - все играющие произносят слова: «Не лежалось на окошке, покатился по дорожке», в это время игроки передают друг другу бутафорский Колобок. Тот, у кого остался Колобок, отвечает на вопрос (любые вопросы по прочитанным на уроках сказкам).

После игры команды по очереди читают сказки, которые они сочинили.

6 ученик. Эх, ноги мои, что мне делать с вами?

Для хороших друзей пляшете вы сами.

7 ученик. Приглашаю поплясать, весело потопать.

А гостей я попрошу дружно нам похлопать.

Домовенок. Следующий конкурс – «Сказочные танцы».

Все участники образуют пары сказочных героев. Они танцуют под музыку, когда она прерывается, мальчик опускается на колено, девочка обегает его и садится на колено мальчика. Пара, выполнившая это движение последней, выбывает из игры.

Бабушка Матрена. Жили-были журавль да овца.

Накосили они стожок сенца.

Но и это не сказка,

Сказка будет завтра после обеда,

Поевши мягкого хлеба,

А потом поедим пирога –

Да потянем быка за рога.

Следующий конкурс – «Сказочные вещи».

Команды получат от меня корзины со сказочными предметами. Нужно определить, из какой сказки и кому принадлежат эти вещи.

Бабушка Матрена. Близок сказочке конец.

Вам призы, а мне березовый ларец,

А в нем дудки, ложки

Да губные гармошки,

Чтобы петь, плясать, похаживать,

Бабушку Матрену похваливать.

Хороводная игра «Как у бабушки Матрены» - выполнение движений по тексту:

У Матрены, у старушки жили в маленькой избушке

Семь сыновей, семь дочерей – все без бровей.

Вот с такими глазами, вот с такими ушами,

Вот с такими носами да с такими усами!

Целый день они сидели, на Матрену все глядели

И все делали вот так! (повторяютза ведущим любое его движение)

Жюри подводит итоги, награждает победителей.

Бабушка Матрена. Вот и подошла к концу наша сказка. Но помните, друзья, что вы всегда можете вновь оказаться в этом чудесном волшебном мире, стоит только открыть книгу сказок.

В это время звучит народная мелодия, в зал входят дети в русских народных костюмах.

8 ученик. К нам гости пришли,

Дорогие пришли,

И кисель для нас сварили,

И пирог нам испекли.

Бабушка Матрена. Здравствуйте, гости дорогие, и как вас звать-величать?

Гости:

  • Я – дядюшка Семен,

  • Я – тетушка Арина,

  • А я дедушка Елизар.

  • Я Аленушка молода.

Гости разыгрываютпотешку «Патока с имбирем»:

Патоку с имбирем варил дядюшка Семен.

Тетушка Арина кушала, хвалила.

А дедушка Елизар все пальчики облизал.

Аленушка молода калачей напекла.

Калачи горячи – на окошко мечи.

Прилетели грачи, подхватили калачи.

«Грачи» уносят калачи.

Все герои (хором). «Апчхи! Вот тебе и калачи!» (плачут)

Бабушка Матрена. Это что за народ? Почему он слезы льет?

Все герои (хором). Да противные грачи утащили калачи.

Домовенок. Можно жить без калачей,

Был бы чай погорячей.

Все герои (хором). И чая-то у нас нет!

Родители. Как нет? Как нет?

Гостей мы наших привечаем

Ароматным русским чаем.

Он болезни исцеляет

И усталость прогоняет.

Родители приглашают всех участников и гостей сказочной семейной встречи в классную комнату, где их ожидают накрытые к чаю столы. Проводятся игры «Театр сказок» и «Сказочное заклинание», просмотр домашнего фильма семьи … «Наша домашняя библиотека». Родители читают свои сочинения «Сказка не простая, мудрость в ней вековая»,

Семьи показывают представления «Сказка на столе» - настольный и пальчиковый театр.

Проведение таких семейных праздников существенно изменило отношение родителей к организации культурного досуга своей семьи: в театрах к концу учебного года побывало 42% семей, посетили музеи и выставки 10% семей, увлеклись проведением семейных праздников 36% опрошенных семей, записались в городскую библиотеку 28% семей, самостоятельно объединились в творческую группу и составили сценарий театрализованного представления для проведения утренника «Здравствуй, лето красное!» 25% семей.

Предложенный сценарий может быть использован учителями начальных классов, классными руководителями, воспитателями, социальными педагогами, организаторами внеклассной работы. В зависимости от детско-родительской аудитории можно использовать данный сценарий полностью или моделировать новый, применяя рекомендуемый материал.

Список литературы:

    1. Белобрыкина О.А. Речь и общение. – Яр.: Академия развития, 1998.

    2. Бесова М.А. Шутки, игры, песни соберут нас вместе. Сценарии праздников в начальной школе. – Яр.: Академия развития, 2006.

    3. Варюхичев Е.Г. Сказ о скоморохах. – М., 1982.

    4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб, 1997.

    5. Ветлугина Н.А. Музыкально-эстетическое воспитание детей. – М., 1986.

    6. Иванцова Л., Коржова О. Мир кукольного театра. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

    7. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. – М., 1986.

    8. Мельников Н.Ф. Русский детский фольклор. – М., 1982.

    9. Нещерет Л.Г. Детский праздник в школе, оздоровительном лагере, дома: Подсказки организаторам досуговой деятельности. – М.: Московское городское педагогическое общество, 2000.

    10. Синицына Е. Игры для праздников. – М.: Лист, 1999.

    11. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр – творчество – дети». – М.: Аркти, 2004.

    12. Сухин И.Г. Литературные викторины, тесты и сказки-загадки для дошкольников и младших школьников. – М.: Новая школа, 1998.

    13. Сухин И.Г. Хоббиты, добывайки, гномы и прочее: Литературные викторины, кроссворды, лингвистические задания. – М.: Новая школа, 1994.

    14. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. – М.: Владос, 2004.

Приложение №1

Организация семейного досуга

До проведения праздника

После проведения праздника

Приложение №2

Результаты реализации проекта

«Праздник семьи в образовательном учреждении»

1 – до праздника

2 – после праздника

  1. Об образовании участковых избирательных

    Документ
    Рассмотрев протоколы заседаний общественных организаций, собраний трудовых коллективов, их структурных подразделений, заявления граждан о выдвижении представителей в состав участковых избирательных комиссий по выборам Президента Республики Беларусь,
  2. Об образовании избирательных участков для проведения голосования и подсчета голосов избирателей на выборах Президента Российской Федерации 04 марта 2012 года на

    Документ
    В соответствии со статьей 19 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», статьями 12,15 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации»,
  3. Об утверждении Правил признания и нострификации документов об образовании (1)

    Документ
    Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 10 января 2008 года N 8. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 14 февраля 2008 года N 5135
  4. Об утверждении Правил признания и нострификации документов об образовании (2)

    Документ
    "Юридическая газета" от 21 марта 2008 года, N 43 (1443). Собрание актов центральных исполнительных и иных государственных органов Республики Казахстан N 6 от 10 июня 2008 года
  5. Об утверждении видов и форм документов об образовании государственного образца и Правил их выдачи

    Документ
    1. Утвердить прилагаемые: 1) виды и формы документов об образовании государственного образца; 2) Правила выдачи документов об образовании государственного образца.
  6. «Об образовании» (6)

    Закон
    1. Настоящее Положение регламентирует порядок аттестации руководящих и педагогических работников, образовательных учреждений, реализующих образовательные программы дошкольного, начального и среднего профессионального образования независимо
  7. «Об образовании» (46)

    Документ
    Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки рекомендует в 2006/07 учебном году провести государственную (итоговую) аттестацию выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VII видов и выпускников
  8. «Об образовании» (49)

    Закон
    Компетентностный подход в обучении закреплен в нормативных документах, регламентирующих тенденции развития образования на современном этапе (Закон РФ «Об образовании», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010
  9. «Об образовании» (23)

    Закон
    Сборник нормативных документов и инструктивно-методических материалов в области профессионального начального и дополнительного образования. М, ГОУ УЦ «Профессионал», 2008 г.

Другие похожие документы..