Социальной зашиты инвалидов не первый раз становится предметом отдельного исследования Уполномоченного по правам человека в Волгоградской области. В 2005 году уже публиковался специальный доклад «О нарушениях прав граждан с ограниченными возможностями, проживающих на территории Волгоградской области

Уполномоченный по правам человека в Волгоградской области считает, что сложившаяся ситуация с превышением всех возможных разумных сроков обеспечения инвалидов санаторно-курортным лечением может привести к нарушению конституционного права инвалидов на охрану здоровья.

При этом хотелось бы отметить, что в законодательстве отсутствует норма, прямо предусматривающая право инвалида требовать компенсации ему расходов на санаторно-курортное лечение (даже в части), если он, не дождавшись соответствующей путевки от Фонда социального страхования Российской Федерации, приобретет ее за собственный счет.

Уполномоченный для решения изложенной проблемы считает необходимым:

- увеличить финансирование расходов на санаторно-курортное лечение, предоставляемое в рамках соответствующей социальной услуги;

- четко установить в законе сроки предоставления путевки на санаторно-курортное лечение или порядок их определения;

- предусмотреть возможность компенсации инвалидам, самостоятельно приобретшим путевки в соответствии с имеющимися медицинскими рекомендациями, их стоимости, если Фондом социального страхования Российской Федерации данный вопрос не был решен в течение трех – четырех месяцев после подачи инвалидом соответствующего заявления.

Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации также предлагает:

- для обеспечения в полной мере реализации права на санаторно-курортное лечение больных с последствиями травм спинного мозга, потребность в путевках для которых высока, а возможности крайне ограничены (спинальных больных принимают только три санатория), запланировать финансирование и открытие на базе санатория «Ергенинский» Волгоградской области отделения для инвалидов с ограниченными возможностями к передвижению на 25 мест;

- для детей, не достигших возраста 18 лет, относящихся к категории «пострадавшие от радиационного воздействия вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», предусмотреть предоставление второй путевки для сопровождающих лиц;

- повысить стоимость путевок для льготников в целях увеличения объема предоставляемых им лечебно-диагностических и медицинских услуг за счет снижения стоимости второй путевки для сопровождающих лиц, исключив лечение из стоимости путевки для сопровождающего и оставив затраты на питание и проживание.

Общие проблемы предоставления набора социальных услуг

Необходимо отметить, что социальные услуги по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, и по предоставлению при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение оказываются в рамках набора социальных услуг, предусмотренного Федеральным законом «О государственной социальной помощи». Согласно данному нормативному акту инвалиды могут получать указанные социальные услуги, но за это у них удерживается часть ежемесячной денежной выплаты. В то же время каждый инвалид может отказаться от одной, двух или всех трех услуг, входящих в набор, получив на руки удерживаемые суммы. Первоначально решения об отказе от набора социальных услуг принимали те, кто ими не пользовался. Но в дальнейшем проблемы с финансированием расходов на оказание этих услуг, иные трудности с их получением вынуждали многих инвалидов также принимать решения об отказе от набора социальных услуг. Поэтому процент подавших такие заявления среди инвалидов только рос.
По данным Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Волгоградской области на сегодняшний день в регионе около 90% инвалидов отказалось от набора социальных услуг.

Это говорит, прежде всего, о неэффективности мер социальной поддержки в виде социальных услуг, невозможности для большинства инвалидов удовлетворить имеющиеся у них потребности в лекарственных средствах и санаторно-курортном лечении в предложенной государством форме.

В качестве проблемы многими инвалидами отмечается отсутствие возможности оперативно изменять свое решение о том, что ему получать – набор социальных услуг или ежемесячную денежную выплату в полном размере. Напомню, что в настоящее время каждому впервые признанному инвалидом лицу вменяется пользование набором социальных услуг с удержанием соответствующих сумм из ежемесячной денежной выплаты (на сегодняшний день это 750 рублей
83 копейки в месяц). Отказаться от набора социальных услуг он может только на следующий год и только до 01 октября текущего года. Если же гражданин признан инвалидом, например, 02 октября текущего года, то его отказ от набора социальных услуг на следующий год не распространяется. Аналогичная ситуация и у инвалидов, ранее отказавшихся от социальных услуг, но потом решивших получать их снова.

В результате, если у инвалида произошли серьезные изменения в состоянии здоровья в лучшую или худшую сторону, он не сможет оперативно изменить форму получаемой от государства помощи таким образом, чтобы его потребности удовлетворялись наиболее полно. Поэтому Уполномоченный считает необходимым установить новые сроки для отказа от набора социальных услуг или для их возобновления. Например, раз в квартал.

Вопросы назначения ежемесячной денежной выплаты

Инвалиды являются одной из категорий граждан, которые в 2005 году взамен ряда отмененных льгот получили право на ежемесячную денежную выплату в качестве компенсации. Обычно жалобы по вопросам их осуществления не поступают. Однако имеется исключение.

Обращение гражданина С. (вх.37 от 19.01.2010г.) свидетельствует о невозможности для лица, уже признанного инвалидом, получать ежемесячную денежную выплату со дня установления инвалидности по следующей причине.

В настоящее время ежемесячная месячная выплата должна осуществляться в соответствии с порядком, определенном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации1. Действующий Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденный приказом Минсоцздравразвития России от 30 ноября 2004 года №294 (далее по тексту – Порядок…), предусматривает назначение и выплату ежемесячной денежной выплаты только по заявлению гражданина, к которому приложены все необходимые документы, в том числе и документы об установлении инвалидности. Причем признание инвалидом, период инвалидности и группа инвалидности могут подтверждаться только выпиской из акта освидетельствования в федеральном учреждении медико-социальной экспертизы2. Однако граждане не имеют права на получение указанной выписки. Эта выписка направляется учреждением медико-социальной экспертизы в органы Пенсионного фонда Российской Федерации. Поэтому на практике лишь после поступления этой выписки инвалид может обратиться с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты (до этого заявление инвалида о назначении выплаты просто не примут)3. И с даты обращения с таким заявлением ему назначается эта выплата. Возможность осуществления выплаты за период с даты признания инвалидом, которой признается дата поступления в бюро медико-социальной экспертизы заявления о признании инвалидом, до подачи заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты отсутствует. В результате инвалиды могут реализовать право на ежемесячную денежную выплату не в течение всего периода инвалидности.

На основании изложенного считаю необходимым внести изменения в Порядок… и предусмотреть, что ежемесячная денежная выплата выплачивается в случае подачи соответствующего заявления с даты установления инвалидности.

Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации

Во-первых, это вопрос обеспечения инвалидов автомобилями. Обращения о несогласии с отменой бесплатного предоставления автомобиля в качестве средства реабилитации инвалидов, способность к передвижению которых ограничена, периодически поступают к Уполномоченному. Напомню, что Федеральный закон от 22 августа 2004 года №122-ФЗ внес изменения в ряд нормативно-правовых актов, признав утратившими силу нормы о праве инвалидов на получение бесплатного автомобиля. В дальнейшем указом Президента Российской Федерации от 06 мая 2008 года №685 было предусмотрено предоставление бесплатного автомобиля или денежной компенсации взамен него инвалидам, чья нуждаемость в этом средстве реабилитации была установлена, и которые встали на соответствующий учет до
01 января 2005 года.

Между тем, многие инвалиды сообщают, что на 01 января 2005 года они были по состоянию здоровья нуждающимися в таком средстве реабилитации, как автотранспорт, но по различным причинам, в том числе и по незнанию, не могли встать на соответствующий учет.

Кроме того, несправедливо обеспечивать автомобилем одних инвалидов и отказывать в этом другим только потому, что у одних необходимость в транспортном средстве возникла раньше определенной даты, а у других позже.

Как показывает практика, отмена права на бесплатное получение такого средства реабилитации, как транспортное средство, серьезно ухудшила положение многих инвалидов. Замена этого права ежемесячной денежной выплатой в действительности не является полноценной компенсацией, так как возможность приобрести на эти средства автомобиль отсутствует.

Поэтому предлагается предоставлять специальные транспортные средства инвалидам или денежную компенсацию взамен него независимо от того, были ли они поставлены до 01 января 2005 года на соответствующий учет в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации.

Во-вторых, это вопросы обеспечения инвалидов иными техническими средствами реабилитации. В этой сфере основная проблема также связана с недостаточным финансированием соответствующих расходов. Согласно информации Фонда социального страхования РФ и его территориального органа в Волгоградской области, в 2010 – 2011 годах сформировался дефицит средств федерального бюджета, выделяемых на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации. На 2010 год потребность в средствах на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в Волгоградской области составила 243 832 тысяч рублей, а Волгоградскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ было выделено лишь 192 458 тысяч рублей (то есть 78,93%). На 2011 год потребность составила 255 494 тыс. рублей (помимо этого требовалось также 47 584,84 тысячи рублей для удовлетворения заявок, оставшихся неисполненными с 2010 года), а выделено было 178 255,5 тыс. рублей (с учетом дополнительных ассигнований из федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 01 июня 2011 года №105-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2011 и на плановый период 2012 и 2013 годов»). Таким образом, несмотря на рост потребности регионального отделения Фонда социального страхования РФ в денежных средствах на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, увеличение финансирования расходов на эти цели не произошло.

Результатом стало неисполнение значительной части заявок инвалидов на обеспечение техническими средствами реабилитации. Так в 2010 году в отделение Фонда поступило 36 988 заявок инвалидов на обеспечение техническими средствами реабилитации, из которых исполнено 29 112 заявок (то есть 78,7%). На 01 октября 2011 года из 30 539 заявок исполнено 19 594 (то есть 64,1%)1.

Например, гражданка Д. (вх.446 от 17.05.2011г.) сообщала, что ее мать – инвалид II группы не обеспечивалась необходимыми креслом-коляской и подгузниками с апреля 2010 года.

Ситуацию усугубляли и произошедшие в 2011 году изменения в законодательстве в части самостоятельного обеспечения инвалидами себя техническими средствами реабилитации и компенсации им произведенных для этого расходов. Данный вопрос урегулирован Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2008 года №240 (далее по тексту – Правила обеспечения техническими средствами реабилитации). Пункт 7 данного нормативного акта в редакции, действовавшей до апреля 2011 года, предусматривал, что в случае, если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) не может быть предоставлено инвалиду или если он самостоятельно приобрел указанное техническое средство за счет собственных средств, инвалиду выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства (изделия), которое должно быть предоставлено инвалиду в соответствии с программой реабилитации. На основании этого правила инвалидам компенсировали все их расходы. Однако постановлением Правительства Российской Федерации от
08 апреля 2011 года №264, действие которого было распространено на правоотношения, возникшие после 01 февраля 2011 года, право инвалидов на получение компенсации ограничили. В новой редакции Правил обеспечения техническими средствами реабилитации пункт 7 был исключен. Одновременно его дополнили пунктом 15(1), согласно которому в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с этими Правилами.

Однако стоимость самостоятельно приобретаемых гражданами технических средств реабилитации всегда будет больше расходов, которые несет на их приобретение Фонд социального страхования Российской Федерации. И дело даже не в том, что самостоятельно приобретая их граждане могут купить не самое дешевое средство. Фонд социального страхования Российской Федерации закупает средства реабилитации в больших количествах и за счет этого добивается снижения цены. Граждане, вынужденные самостоятельно обеспечивать себя средствами реабилитации в связи с тем, что своевременно не получают их от Фонда социального страхования Российской Федерации, производят закупки в обычных аптеках с учетом всех наценок.

Выходом из этой ситуации было бы бесперебойное обеспечение инвалидов необходимыми техническими средствами реабилитации в объеме, предусмотренном программой реабилитации. Принимая во внимание изложенное, Уполномоченный направил соответствующее обращение в Правительство Российской Федерации о дополнительном выделении Фонду социального страхования Российской Федерации денежных средств, необходимых для исполнения всех заявок инвалидов об обеспечении техническими средствами реабилитации. По информации Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации им подготовлены и направлены в Министерство Финансов Российской Федерации предложения о выделении Фонду дополнительных ассигнований из федерального бюджета в 2011 году1.

И еще одна проблема – это ограниченность средств реабилитации, предусмотренных специальным федеральным перечнем, предоставление которых бесплатно осуществляется за счет средств федерального бюджета. Он не включает в себя значительное количество средств, позволяющих инвалиду жить более полноценно. Также у инвалидов возникают проблемы со сменой технических средств реабилитации в случае, если срок пользования старым не истек, но уже появились принципиально новые технические средства. Например, в настоящее время основными носителями информации стали такие предметы, как оптические диски, флеш-карты, а инвалид не обеспечивается считывающим с них информацию (например, аудиокнигу) устройством, так как у него имеется магнитофон.

Оставление в течение длительного времени без индексации отдельных социальных выплат

В качестве примера можно привести ежегодную денежную компенсацию расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников.
В настоящее время данная компенсация, с учетом стоимости банковских услуг и услуг почтовой связи по перечислению (пересылке) указанной компенсации, составляет 10 000 рублей2. Названная сумма устанавливалась еще в ноябре
2005 года и с того момента не пересматривалась. Между тем потребительские цены в Волгоградской области за период с января 2006 года по сентябрь 2011 года увеличились в 1,71 раза, если принимать во внимание данные об индексе роста потребительских цен на товары и услуги населению в нашем регионе.

  1. Аналитический отчет московская школа прав человека 2008 (1)

    Содержательный отчет
    Сведения и материалы, изложенные в данной публикации, не обязательно отражают точку зрения ЮНЕСКО. За представленную информацию несут ответственность авторы.
  2. Аналитический отчет московская школа прав человека 2008 (2)

    Содержательный отчет
    Образование в области прав человека в России, включая образование в области профилактики ВИЧ/СПИДа: аналитический отчет. / Под ред. А.Я.Азарова. – М.: Московская школа прав человека, 2008.
  3. Сборник региональных докладов (2)

    Доклад
    Краткая информация об организации, подготовившей настоящий доклад: Автономная некоммерческая организация «Дальневосточный центр», адрес: Приморский край, г.
  4. Доклад уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (3)

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального
  5. Е. И. Куприянова Начало становления института Уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации

    Документ
    Более пяти лет в рамках пилотного проекта Министерства труда и социального развития РФ при поддержке Детского фонда Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) идет становление нового института защиты - Уполномоченного по правам ребенка.
  6. 7 Уполномоченным по правам ребенка следует доверить право вето на действия опеки

    Обзор
    На наш взгляд, в настоящее время отсутствуют объективные и убедительные мотивы необходимости создания нового правового механизма в этой области". 7
  7. Прекратить травлю Уполномоченного по правам человека (1)

    Документ
    Мы считаем принципиально важным выразить свою моральную поддержку гражданской и профессиональной позиции Уполномоченного по правам человека в РФ В.П. Лукина.
  8. Прекратить травлю Уполномоченного по правам человека (2)

    Документ
    В связи с событиями 31 мая 2010 года на Триумфальной площади и вообще в связи с многочисленными нарушениями прав граждан на свободу митингов и собраний администрацией Москвы и прав и достоинства граждан сотрудниками правоохранительных органов в Москве В.
  9. Трудовое право России

    Документ
    Стремительное развитие современного рыночного гражданского оборота и, как следствие этого, совершенствование механизма трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, требуют и адекватного правового регулирования.

Другие похожие документы..