Социальной зашиты инвалидов не первый раз становится предметом отдельного исследования Уполномоченного по правам человека в Волгоградской области. В 2005 году уже публиковался специальный доклад «О нарушениях прав граждан с ограниченными возможностями, проживающих на территории Волгоградской области

Обеспечение трудовых прав инвалидов.

За период с 01 января по 30 сентября 2011 года в Волгоградской области зарегистрировано в качестве безработных 3 060 инвалидов. На 01 октября 2011 года в органах службы занятости населения Волгоградской области состоит на учете 1 925 безработных граждан, имеющих инвалидность, в том числе:

- инвалидов I группы – 4 человека;

- инвалидов II группы – 632 человека;

- инвалидов III группы – 1 289 человек.

По информации Комитета по труду и занятости населения Администрации Волгоградской области основными проблемами, способствующими росту безработицы среди инвалидов, являются:

- значительное сокращение предприятий, учрежденных общественными объединениями инвалидов, и предприятий, где преимущественно используется труд инвалидов. Те предприятия, которые продолжают функционировать, на сегодняшний день находятся в упадочном состоянии. Данная ситуация связана с отменой ряда льгот по налогообложению и отсутствием дополнительной поддержки в виде целевых государственных заказов;

- низкая мотивация и неготовность большинства инвалидов к трудовой деятельности. Большинство из них находят средства к существованию за счет различного рода льгот, субсидий, пенсии по инвалидности, пособия по безработице и т.д.;

- низкая конкурентоспособность инвалидов на рынке труда, нежелание работодателей брать на работу инвалида из-за наличия дополнительных обязательств, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации (организация сокращенного графика работы, особых условий труда и т.п.). В свою очередь предприятия, которые готовы принять на работу инвалидов, зачастую предлагают не престижные и низкооплачиваемые рабочие места (уборщик, подсобный рабочий, упаковщик и др.). Подавляющее большинство граждан, имеющих физические ограничения, трудоустраиваются подсобными рабочими, рабочими по благоустройству населенных пунктов, сторожами, уборщиками производственных и служебных помещений, диспетчерами, обувщиками по ремонту обуви. Средняя заработная плата должностей, на которые трудоустроены инвалиды, составляет порядка 7,5 тысяч рублей.

В настоящее время в Волгоградской области службами занятости принимаются следующие меры по содействию трудоустройству незанятых инвалидов:

1) организация временного трудоустройства инвалидов, испытывающих трудности в поиске работы.

Трудоустройство осуществляется в рамках договоров, заключенных между ГКУ Центром занятости населения и работодателем, предоставляющим безработным временные рабочие места. Оплата труда граждан, временно трудоустроенных по направлению ГКУ Центра занятости населения, производится работодателем. В свою очередь, центром занятости населения за счет субвенций из федерального бюджета выплачивается материальная поддержка на период их участия во временных работах. Ежемесячный размер материальной поддержки составляет не ниже минимальной величины пособия по безработице и не выше двукратной минимальной величины пособия по безработице.

За январь-сентябрь 2011 года в рамках данных мероприятий трудоустроено 300 инвалидов;

2) начиная с 2010 года одним из направлений Программы дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Волгоградской области является содействие трудоустройству незанятых инвалидов.

В соответствии с программой работодателю за счет субсидий из федерального бюджета возмещаются затраты на оснащение специального рабочего места для инвалида (либо дооснащение существующего вакантного рабочего места) в размере фактических расходов, но не более 50 тысяч рублей на одно постоянное рабочее место.

За 9 месяцев 2011 года трудоустроен 61 инвалид на оснащенные специальные рабочие места. Израсходовано средств федерального бюджета в размере 3041,23 тысяч рублей;

3) в целях решения проблем занятости инвалидов и обеспечения им дополнительных гарантий трудоустройства на территории Волгоградской области реализуется Закон Волгоградской области от 05.12.2005 № 1127-ОД «О квотировании рабочих мест для приема на работу инвалидов».

В течение 2011 года трудоустроены 26 инвалидов на квотируемые рабочие места.

4) за январь-сентябрь 2011 года инвалидам были оказаны следующие государственные услуги в области содействия занятости населения:

- профессиональная ориентация – 4323 человека;

- психологическая поддержка – 552 человека;

- профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации –
156 человек;

- организация проведения оплачиваемых общественных работ – 97 человек;

- организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан, в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время – 8 человек;

- социальная адаптация безработных граждан на рынке труда – 338 человек;

- содействие самозанятости безработных граждан – 87 человек;

- организация временного трудоустройства безработных граждан, в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые – 4 человека.

Тем не менее в течение 2010 года из обратившихся в органы службы занятости населения Волгоградской области за содействием в поиске подходящей работы 5 211 граждан, имеющих физические ограничения, нашли работу 866 человек или 16,6% от общего числа обратившихся инвалидов.

С начала текущего года зарегистрировано в качестве ищущих работу
3 405 инвалидов и трудоустроено 678 граждан. Доля трудоустроенных инвалидов, в общем количестве обратившихся, составила 20%1.

В связи с этим Уполномоченный считает необходимым выработать дополнительные меры по повышению конкурентоспособности инвалидов и стимулированию социально ответственного поведения работодателей, использования труда лиц с ограниченными возможностями.

Проведя анализ действующей системы нормативно-правовых актов, следует также остановиться на ужесточении ответственности за отказ при приеме на работу инвалидов, так как в настоящее время за данное деяние предусмотрено только административное наказание, а Уголовный кодекс Российской Федерации эту проблему обходит стороной. В то же время, уголовное законодательство содержит санкцию за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет.

Несмотря на то, что вопросы трудоустройства инвалидов при рассмотрении проблем соблюдения их трудовых прав являются одними из основных, между тем не стоит забывать и о правах уже работающих инвалидов, которые также не всегда соблюдаются.

По информации Главного государственного инспектора труда в Волгоградской области в 2010 году были выявлены нарушения статьи 23 Федерального закона «О социальной защите инвалидов», предусматривающей предоставление инвалидам удлиненного основного отпуска продолжительностью
30 календарных дней. Иногда ежегодный основной отпуск предоставлялся меньшей продолжительности (28 календарных дней), а иногда дополнительные 2 дня отпуска предоставлялись работодателем не в качестве части основного отпуска, а в качестве дополнительного отпуска. Также в 2011 году выявлены случаи нарушения требований закона в части оплаты труда в ООО «Михайловское учебно-производственное предприятие Всероссийского общества слепых», что привело к образованию задолженности по заработной плате в размере 435 500 рублей1.

Социальная защита инвалидов.

Помимо изложенных выше льгот, инвалиды пользуются рядом иных мер социальной поддержки. Однако к Уполномоченному по правам человека поступают заявления о том, что граждане сталкиваются с определенными трудностями при их реализации. Рассмотрим эти вопросы более подробно.

Проблемы бесплатного лекарственного обеспечения.

Вопросы ненадлежащего обеспечения лекарственными препаратами за счет бюджетных средств уже рассматривались Уполномоченным по правам человека в 2011 году в специальном докладе «Проблемы бесплатного лекарственного обеспечения граждан при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях». Причиной исследования проблемы стало резкое увеличение с апреля 2011 года количества соответствующих обращений, в том числе и от инвалидов.

Как было установлено, бесплатные лекарства предоставляются определенным законодательством категориям граждан в рамках различных направлений и за счет бюджетов различных уровней. Между тем общей проблемой является недостаточное финансирование соответствующих расходов. Так количество выделяемых средств на финансирование социальной услуги по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, определяется не нуждаемостью инвалидов и других льготников в лекарствах, а количеством лиц, включенных на определенную дату в соответствующий федеральный регистр и сохранивших право на эту услугу, и нормативом финансовых затрат на обеспечение лекарствами в рамках этой услуги на одного гражданина. С учетом этих показателей определяются и общая выделяемая из федерального бюджета сумма, и размер денежных средств, направляемых для этих целей в каждый субъект Российской Федерации. При этом не принимаются во внимание, какие наиболее распространенные заболевания в каждом регионе, а также иные вопросы. В итоге объем денежных средств из федерального бюджета, поступивших на реализацию социальной услуги по обеспечению лекарствами, оказался явно недостаточным для удовлетворения потребности инвалидов.

Отмечались и иные недостатки, препятствующие реализации права на бесплатное лекарственное обеспечение:

- проблема с заменой выделенного льготнику лекарственного препарата одного производителя на такой же лекарственный препарат, но другого производителя, в случае возникновения сильных побочных эффектов от его приема;

- существующая система закупок лекарств для государственных нужд, в том числе и для обеспечения лекарствами инвалидов, не позволяет купить из двух лекарственных препаратов с одинаковым действующим веществом тот, который более безопасен, качественен и поэтому более дорогой;

- отсутствие среди закупленных за счет бюджетных средств и поступивших в аптечные учреждения тех лекарственных средств, которые необходимы инвалиду и выписаны врачом;

- трудности с обеспечением лекарствами граждан, которые не учитывались при подаче медицинскими учреждениями соответствующих заявок на их приобретение;

- отказы врачей выписывать рецепты на лекарственные препараты, которые отсутствуют в аптеках или на складе среди закупленных для льготников лекарств;

- проблемы у инвалидов, проживающих в сельской местности, с получением необходимых рецептов на лекарства по причине отсутствия соответствующих специалистов узкого профиля в сельских медицинских учреждениях, а также с получением по ним бесплатных лекарств из-за отсутствия аптек в населенном пункте, в котором они проживают;

- длительность в отдельных случаях решения вопроса об обеспечении бесплатными лекарствами. Так гражданка Л. (вх.709 от 01.08.2011г.) нуждалась в лекарственных препаратах Хумира и Арава. В начале августа 2011 года Уполномоченный обратился в Комитет по здравоохранению Администрации Волгоградской области с предложением рассмотреть этот вопрос. Лишь 28 сентября 2011 год вопрос гражданки Л. был рассмотрен на заседании Экспертного Совета по обеспечению необходимыми лекарственными препаратами за счет средств федерального и областного бюджетов отдельных категорий граждан, проживающих на территории Волгоградской области, при оказании им медицинской помощи в амбулаторных условиях. А ведь после этого должны быть еще проведены мероприятия по закупке этих лекарств для государственных нужд с соблюдением всех процедур, что еще больше отдаляет дату оказания заявительнице необходимой помощи.

Несвоевременное обеспечение всех нуждающихся граждан санаторно-курортным лечением.

В настоящее время обеспечение льготных категорий граждан санаторно-курортными путевками возложено на органы Фонда социального страхования Российской Федерации.

Условиями предоставления путевки на санаторно-курортное лечение являются:

- наличие медицинских показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, что подтверждается справкой, выданной в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства;

- подача гражданином заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки1.

Граждане обеспечиваются путевками с учетом указанных врачами рекомендаций и даты их подачи (имеющейся очередности). Однако и здесь в качестве основной возникла проблема ненадлежащего финансирования расходов на обеспечение льготных категорий граждан санаторно-курортными путевками, что приводит к длительному ожиданию их получения.

Как следует из заявления гражданки Ш. (вх.818 от 02.09.2011г.), 20 декабря 2010 года заявительница, являющаяся инвалидом 3-ей группы, обратилась в ГУ Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, приложив к нему соответствующие документы. В связи с тем, что путевка длительное время не выделялась, летом текущего года ей пришлось переоформить необходимые для этого медицинские документы, которые были сданы 19 августа 2011 года. Но до настоящего времени путевка на санаторно-курортное лечение Шваревой Е.К. так и не выделена.

Как отмечается Волгоградским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации, объем передаваемых ему на обеспечение льготников санаторно-курортными путевками бюджетных средств зависит от количества граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Причем по законодательству на оплату социальной услуги предоставления путевки на санаторно-курортное лечение выделяется ежемесячно только 84 рубля на человека, сохранившего право пользования набором социальных услуг2. Таким образом в год на каждого льготника, не отказавшегося от указанной услуги, выделяется 1 008 рублей. При этом согласно действующему законодательству стоимость одного дня санаторно-курортного лечения не должна превышать
828,5 рубля. Так как длительность санаторно-курортного лечения составляет обычно 18 дней, то его полная стоимость не должна превышать 14 913 рублей (в отдельных случаях стоимость одного дня лечения и количество дней лечения могут быть больше). Таким образом суммы, направляемые на финансирование рассматриваемой социальной услуги, несравнимо меньше установленной стоимости санаторно-курортной путевки1. Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации постоянно информирует Фонд социального страхования Российской Федерации о необходимости дополнительного финансирования расходов по приобретению путевок.

Также отмечу, что органы Фонда социального страхования Российской Федерации стали давать разъяснения об отсутствии нормативных актов, предусматривающих конкретные сроки обеспечения льготников санаторно-курортными путевками, заявляя при этом об отсутствии каких-либо правонарушений с их стороны при длительном непредставлении путевки.

Более того, органами исполнительной власти в 2011 году допускались решения, снижающие гарантии получения гражданами положенных им путевок. Так в феврале 2011 года были внесены изменения в порядок предоставления социальных услуг2. Если ранее на Фонд социального страхования Российской Федерации возлагалась обязанность не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщить гражданину о возможности предоставления санаторно-курортной путевки, соответствующей заявленному профилю лечения, с указанием даты заезда, то после внесения соответствующих изменений3 гражданам должны сообщать только о факте и дате регистрации их заявления. Обязанность указывать дату заезда сегодня не предусмотрена.

Однако в отдельных случаях сроки обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение существуют. Во-первых, указ Президента РФ от 02 октября 1992 года №1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» определяет, что граждане, впервые признанные инвалидами I группы и имеющие соответствующие медицинские показания, обеспечиваются не реже одного раза в течение первых трех лет после установления инвалидности бесплатной путевкой в санаторно-курортное учреждение.

Во-вторых, инвалиды имеют право на разработку органами медико-социальной экспертизы индивидуальной программы реабилитации. Эта программа представляет собой документ, в котором определяются виды, формы, объемы, порядок реализации, а также сроки реабилитационных мероприятий. Утвержденная форма индивидуальной программы реабилитации предполагает определение исполнителя каждого мероприятия по медицинской реабилитации, а также срок их проведения1. И эта программа реабилитации является обязательной для исполнения всеми органами государственной власти и местного самоуправления, а также иными организациями2. Поэтому при определении в индивидуальной программе реабилитации необходимости санаторно-курортного лечения как меры реабилитации и срока ее реализации, считаю целесообразным утверждать о наличии конкретного срока, в течение которого инвалиду обязаны предоставить путевку на санаторно-курортное лечение. Это надо учитывать как Фонду социального страхования Российской Федерации, так и гражданам. В связи с этим Уполномоченный обращает внимание органов медико-социальной экспертизы на обязательность формирования индивидуальных программ реабилитации граждан, признанных инвалидами, а также рекомендует гражданам всегда требовать оформления данного документа при прохождении медико-социальной экспертизы. В противном случае отсутствуют гарантии того, что граждане получат путевку на санаторно-курортное лечение в течение определенного срока.

Для конкретного инвалида есть еще один правовой выход из ситуации, когда он не может получить путевку на санаторно-курортное лечение, – это отказ от соответствующей социальной услуги. Но это не поможет достигнуть главной цели – получить санаторно-курортное лечение, так как размер ежемесячной денежной выплаты увеличится только на 89 рублей 46 копеек. В то же время, как сообщал гражданин Г. (вх.535 от 08.06.2011г.), инвалид по зрению I группы, стоимость путевки в санаторий «Солнечный берег» Всероссийского общества слепых на
21 день составляет 50 400 рублей3.

  1. Аналитический отчет московская школа прав человека 2008 (1)

    Содержательный отчет
    Сведения и материалы, изложенные в данной публикации, не обязательно отражают точку зрения ЮНЕСКО. За представленную информацию несут ответственность авторы.
  2. Аналитический отчет московская школа прав человека 2008 (2)

    Содержательный отчет
    Образование в области прав человека в России, включая образование в области профилактики ВИЧ/СПИДа: аналитический отчет. / Под ред. А.Я.Азарова. – М.: Московская школа прав человека, 2008.
  3. Сборник региональных докладов (2)

    Доклад
    Краткая информация об организации, подготовившей настоящий доклад: Автономная некоммерческая организация «Дальневосточный центр», адрес: Приморский край, г.
  4. Доклад уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (3)

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального
  5. Е. И. Куприянова Начало становления института Уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации

    Документ
    Более пяти лет в рамках пилотного проекта Министерства труда и социального развития РФ при поддержке Детского фонда Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) идет становление нового института защиты - Уполномоченного по правам ребенка.
  6. 7 Уполномоченным по правам ребенка следует доверить право вето на действия опеки

    Обзор
    На наш взгляд, в настоящее время отсутствуют объективные и убедительные мотивы необходимости создания нового правового механизма в этой области". 7
  7. Прекратить травлю Уполномоченного по правам человека (1)

    Документ
    Мы считаем принципиально важным выразить свою моральную поддержку гражданской и профессиональной позиции Уполномоченного по правам человека в РФ В.П. Лукина.
  8. Прекратить травлю Уполномоченного по правам человека (2)

    Документ
    В связи с событиями 31 мая 2010 года на Триумфальной площади и вообще в связи с многочисленными нарушениями прав граждан на свободу митингов и собраний администрацией Москвы и прав и достоинства граждан сотрудниками правоохранительных органов в Москве В.
  9. Трудовое право России

    Документ
    Стремительное развитие современного рыночного гражданского оборота и, как следствие этого, совершенствование механизма трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, требуют и адекватного правового регулирования.

Другие похожие документы..