Социальной зашиты инвалидов не первый раз становится предметом отдельного исследования Уполномоченного по правам человека в Волгоградской области. В 2005 году уже публиковался специальный доклад «О нарушениях прав граждан с ограниченными возможностями, проживающих на территории Волгоградской области

Считаю, что отнесение инвалидов к категории малоимущих с целью предоставления им по договорам социального найма жилых помещений должно осуществляться с учетом реального их положения, их способности к осуществлению трудовой деятельности, а также размера расходов, необходимых на поддержание здоровья. А инвалидов I группы вообще необходимо обеспечивать жильем независимо от их имущественного положения, если они являются нуждающимися в жилом помещении.

Напомню, что до 01 января 2005 года такая проблема отсутствовала в силу того, что Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал признание малоимущим в качестве критерия для получения жилья из муниципального жилищного фонда.

Совершенно иной порядок обеспечения жилыми помещениями предусмотрен для инвалидов, вставших до 01 января 2005 года на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Оно производится за счет федерального бюджета в форме, определенной нормативными актами субъекта Российской Федерации.
В Волгоградской области это социальная выплата. Однако средства на реализацию данных мер выделяются из федерального бюджета в недостаточном количестве. Так в Комитете по строительству Администрации Волгоградской области учтено
1 146 инвалидов, имеющих право на социальную выплату. При этом вместе с ними в одном списке находятся и ветераны, пользующиеся таким же правом. Их общая численность составляет 1 632 человека. В 2010 году из федерального бюджета поступило денежных средств на обеспечение жилищных прав только 69 граждан, а за 9 месяцев 2011 года – 56 граждан, подпадающих под действие Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Для реализации жилищных прав инвалидов, стоящих в сводном списке, необходимо 588 600 тысяч рублей, а на 2011 год выделили только 34 146,2 тысячи рублей1. При таких темпах вопрос жилищного обустройства инвалидов, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года, будет решен только через
17 лет.

Однако это все же более благоприятный прогноз по сравнению с ситуацией у остальных инвалидов, которые должны обеспечиваться жильем в общем порядке, что фактически означает затягивание решения этого вопроса на неопределенные длительные сроки, так как в нашем регионе муниципальный жилищный фонд активно не пополняется. Такое положение нередко вызывает обоснованную критику инвалидов, так как непонятно, чем инвалид, вставший на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года, отличается от инвалида, вставшего на учет нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма после указанной даты.

Дополнительно стоит обратить внимание на информацию прокуратуры Волгоградской области о нарушении прав инвалидов на жилье Комитетом по строительству Администрации Волгоградской области. Так гражданин М. был принят на основании вступившего в силу судебного решения на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и включен в список лиц, кому жилье предоставляется за счет средств федерального бюджета. Но данное решение суда не было учтено сотрудниками Комитета по строительству Администрации Волгоградской области, который отказал М. в обеспечении жильем. Права инвалида были восстановлены прокурором только в судебном порядке1.

В текущем году Уполномоченный столкнулся с отказом государства исполнять обязанность по обеспечению инвалида жильем по мотиву непринятия им же необходимых для этого нормативных актов.

С мая 2011 года Уполномоченным по правам человека в Волгоградской области ведется переписка с целью обеспечения реализации предусмотренного федеральным законодательством права лиц, больных заразными формами туберкулеза, проживающих в квартирах, в которых, исходя из занимаемой жилой площади и состава семьи, нельзя выделить отдельную комнату больному заразной формой туберкулеза, квартирах коммунального заселения, общежитиях, а также семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза, на предоставление вне очереди отдельных жилых помещений с учетом их права на дополнительную жилую площадь2. Более конкретное регулирование порядка реализации этого права возложено на субъекты Российской Федерации.

Закон Волгоградской области «О противотуберкулезной помощи и предупреждении распространения туберкулеза в Волгоградской области» определяет, что предоставляться такие жилые помещения должны в порядке, установленном администрацией Волгоградской области. Однако Администрацией Волгоградской области соответствующий правовой акт не принят, что становится причиной отказа больным туберкулезом в реализации права на внеочередное предоставление жилого помещения.

03 мая 2011 года Уполномоченный по правам человека в Волгоградской области обращался к Главе Администрации Волгоградской области с предложением принять нормативный акт, определяющий порядок предоставления жилых помещений вне очереди больным заразными формами туберкулеза, проживающим в квартирах, в которых, исходя из занимаемой жилой площади и состава семьи, нельзя выделить отдельную комнату больному заразной формой туберкулеза, квартирах коммунального заселения, общежитиях, а также семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза. Уполномоченному сообщили о том, что соответствующий проект постановления Администрации Волгоградской области проходит согласование в органах исполнительной власти Волгоградской области и будет принят в июне 2011 года1.

Однако по истечении указанного срока такой нормативный акт не был принят. По информации Комитета по строительству Администрации Волгоградской области, разработанный проект Порядка предоставления жилых помещений на территории Волгоградской области гражданам, больным опасными формами туберкулеза, не прошел согласование из-за отсутствия финансовых средств на его реализацию.

Принимая во внимание, что от принятия названного нормативного акта зависит реализация прав граждан на жилое помещение, Уполномоченный направил новое обращение Главе Администрации Волгоградской области. Согласно представленной информации в настоящее время идет разработка нового проекта постановления Администрации Волгоградской области, направленного на реализацию положений закона о предоставлении жилья лицам, больных заразной формой туберкулеза2, но на сегодняшний день оно еще не принято.

Необходимо отметить и то, что в 2005 году в результате произошедших изменений в законодательстве было фактически отменено право инвалидов на дополнительное жилое помещение. Так статья 39 Жилищного кодекса РСФСР предусматривала предоставление жилой площади сверх нормы отдельным категориям граждан в виде комнаты или в размере десяти квадратных метров, а в отдельных случаях и в большем размере. Статья 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в редакции, действовавшей до 01 января 2005 года, предусматривала право инвалидов на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты в соответствии с перечнем заболеваний, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Однако с 01 января 2005 года новая редакция статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривает, что инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым Правительством Российской Федерации. Данная норма практически не менялась до настоящего времени. Аналогичное положение включено и в Жилищный кодекс Российской Федерации1. Подобная формулировка означает, что право инвалидов на дополнительную жилую площадь заменили на возможность предоставления инвалидам жилого помещения с превышением норм предоставления. При этом была утрачена обязательность обеспечения инвалида дополнительной жилой площадью.

В результате подобных изменений мы имеем следующую ситуацию. Когда инвалид М. (вх.272 от 22.03.2010г.) требовал в судебном порядке от Администрации Волгограда предоставления вне очереди жилого помещения в связи с наличием у него соответствующего заболевания, требуя при этом предоставления дополнительной жилой площади, Центральный районный суд г. Волгограда пришел к выводу об отсутствии в жилищном законодательстве положений о праве инвалидов на дополнительную площадь. При этом суд обязал Администрацию Волгограда предоставить семье М., состоящей из двух человек (сам заявитель и супруга), жилое помещение в виде отдельной квартиры площадью не менее 24 кв.м. Принимая такое решение, суд исходил из того, что норма предоставления жилья в Волгограде от 12 до 18 кв.м. общей площади на одного человека2. Данное решение было признано законным судом кассационной инстанции. В итоге семье М. предоставили квартиру общей площадью 28 кв.м.

Недостатком является и непринятие органами местного самоуправлении и государственными органами каких-либо мер по улучшению жилищных условий инвалидов, которые в силу заболеваний и, нередко, пожилого возраста физически не могут обеспечить надлежащую эксплуатацию жилого помещения, в котором они проживают. Обычно это частные дома, в которых отсутствует газ, централизованное холодное и горячее водоснабжение, а также теплоснабжение. При этом указанные дома являются пригодными для постоянного проживания, что зачастую и становится основанием для отказа в предоставлении проживающим в нем инвалидам другого жилья из муниципального жилищного фонда.

Право на жилище означает не только возможность его получения в качестве объекта права собственности или по договору социального найма из государственного или муниципального жилищного фонда, но и возможность в полной мере пользоваться этим жилым помещением для удовлетворения бытовых нужд. Большинство инвалидов может пользоваться занимаемыми жилыми помещениями без особых проблем. Однако некоторые инвалиды, имеющие ограничения в передвижении, испытывают в этом значительные трудности, если жилое помещение специально не приспособлено под его нужды. Но помощь от государства в этом вопросе они получить не могут, в том числе, и по причине наличия противоречия в законодательстве. С одной стороны закон предусматривает оборудование жилых помещений, занимаемых инвалидами, специальными средствами и приспособлениями, но только в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида1. С другой стороны за счет федерального бюджета гарантируется проведение лишь реабилитационных мероприятий, предусмотренных соответствующим федеральным перечнем, не включающим в себя услугу по приспособлению жилья к нуждам инвалида. При этом индивидуальная программа реабилитации инвалида может содержать как реабилитационные мероприятия, оказываемые инвалиду с освобождением от оплаты, так и мероприятия, финансирование которых он должен обеспечивать самостоятельно2. В связи с изложенным на практике инвалидам разъясняется, что в рамках мероприятий по социально-бытовой адаптации им бесплатно оказываются работниками органов социальной защиты населения услуги информирования и консультирования по индивидуальному приспособлению жилой среды к нуждам инвалидов. В частности, такую информацию предоставило Федеральное бюро медико-социальной экспертизы гражданину Г. (вх.628 от 26.07.2010)3. По информации Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области в настоящее время органами медико-социальной экспертизы в индивидуальную программу реабилитации инвалида в качестве рекомендаций по оборудованию жилых помещений вносится лишь запись «оборудование поручнями» (при наличии медицинских показаний)4. Однако этого явно недостаточно. Например, инвалиды, передвигающиеся с помощью кресла-коляски, зачастую сталкиваются с невозможностью самостоятельно выехать на коляске на балкон или лоджию, либо за пределы квартиры. Необходимо проведение перепланировки квартиры.

В связи с этим инвалиды вынуждены самостоятельно решать вопрос обеспечения расходов на соответствующие работы. Между тем, принимая во внимание, что зачастую инвалиды, подвижность которых ограничена, не имеют средств, достаточных для финансирования работ и приобретения материалов, необходимых для приспособления жилого помещения под их нужды, считаю, что данные расходы должно взять на себя государство. Тем более, что доля инвалидов, нуждающихся в подобной помощи, относительно мала. В связи с этим необходимо вносить изменения в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, оказываемых за счет федерального бюджета. Кроме того, Волгоградская область тоже может установить дополнительные меры социальной поддержки инвалидам за счет средств регионального бюджета1.

Еще одним обстоятельством, вызывающим большое недовольство значительной части инвалидов, является установление в законе зависимости предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения от того, кто является собственником жилого помещения:

- инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, проживающие в домах государственного или муниципального жилищного фонда получают меры социальной поддержки как по оплате коммунальных услуг, так и по оплате жилого помещения;

- инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, проживающие в домах, не входящих в государственный или муниципальный жилищный фонд (в том числе приобретенных в собственность за собственный счет или в порядке приватизации), получают только меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг2.

Гражданин Ф. (вх.757 от 16.08.2011г.) в своем заявлении доказывал, что подобное различие не имеет объективного оправдания, обоснования и не обусловлено конституционно значимыми целями. Им высказано предложение о предоставлении всем инвалидам, несущим расходы на оплату жилого помещения, соответствующих мер социальной поддержки независимо от того, в чьей собственности это жилье находится.

Уполномоченный по правам человека в Волгоградской области также неоднократно высказывал аналогичную позицию. Поэтому мною направлено еще одно обращение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в поддержку предложения гражданина Ф. При этом в целях обеспечения равенства инвалидов, принимая во внимание, что на сегодняшний день инвалиды, владеющие жилыми помещениями в многоквартирных домах, принимают непосредственное участие в определении объема услуг по обслуживанию дома, который может различаться в разных многоквартирных домах, а также размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, Уполномоченный высказал предложение об установлении максимального размера платы за жилье, в пределах которого и будет предоставляться указанная льгота всем инвалидам, независимо от того, к какому жилищному фонду относится их жилье. Представляется, что указанный максимальный размер платы за жилье должен определяться исходя из платы за содержание и ремонт жилого помещения, устанавливаемой органами местного самоуправления в соответствии с частью 3 статьи 156 Жилищного кодекса РФ для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом.

Письмом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации было сообщено, что в настоящее время Комитетом по труду и социальной политике рассматриваются 15 альтернативных законопроектов, направленных на решение указанной проблемы.

Управление социальной защиты населения Администрации Волгоградской области обоснованно ставит вопрос установления единых объемов мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг для всех федеральных льготников в твердом размере, исходя из формулы расчета размера субвенции, предоставляемой бюджету соответствующего региона с учетом социальной нормы площади жилья и регионального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на каждого льготника.

В настоящее время объемы мер социальной поддержки в части оплаты жилищно-коммунальных расходов «федеральных» льготников определяются законодательством федерального уровня, и они не одинаковы для различных категорий граждан (с учетом или без учета членов семьи, норм и нормативов жилья и коммунальных услуг, только на коммунальные услуги или с учетом расходов по оплате жилья и т.д.). Кроме того, объем мер социальной поддержки для конкретного льготника зависит от размера его реальных расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, о которых органам социальной защиты населения становится известно через 2-3 месяца, что нередко становится причиной недоплаты, которая устраняется последующим перерасчетом, или переплаты, влекущей удержание выплат в следующие месяцы. Кроме того, в связи с отказом организаций жилищно-коммунального комплекса предоставлять сведения о фактических расходах граждан на оплату их услуг, ссылаясь на конфиденциальность информации, получать ее приходится от граждан. Все это вызывает естественное недовольство инвалидов.

  1. Аналитический отчет московская школа прав человека 2008 (1)

    Содержательный отчет
    Сведения и материалы, изложенные в данной публикации, не обязательно отражают точку зрения ЮНЕСКО. За представленную информацию несут ответственность авторы.
  2. Аналитический отчет московская школа прав человека 2008 (2)

    Содержательный отчет
    Образование в области прав человека в России, включая образование в области профилактики ВИЧ/СПИДа: аналитический отчет. / Под ред. А.Я.Азарова. – М.: Московская школа прав человека, 2008.
  3. Сборник региональных докладов (2)

    Доклад
    Краткая информация об организации, подготовившей настоящий доклад: Автономная некоммерческая организация «Дальневосточный центр», адрес: Приморский край, г.
  4. Доклад уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (3)

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального
  5. Е. И. Куприянова Начало становления института Уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации

    Документ
    Более пяти лет в рамках пилотного проекта Министерства труда и социального развития РФ при поддержке Детского фонда Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) идет становление нового института защиты - Уполномоченного по правам ребенка.
  6. 7 Уполномоченным по правам ребенка следует доверить право вето на действия опеки

    Обзор
    На наш взгляд, в настоящее время отсутствуют объективные и убедительные мотивы необходимости создания нового правового механизма в этой области". 7
  7. Прекратить травлю Уполномоченного по правам человека (1)

    Документ
    Мы считаем принципиально важным выразить свою моральную поддержку гражданской и профессиональной позиции Уполномоченного по правам человека в РФ В.П. Лукина.
  8. Прекратить травлю Уполномоченного по правам человека (2)

    Документ
    В связи с событиями 31 мая 2010 года на Триумфальной площади и вообще в связи с многочисленными нарушениями прав граждан на свободу митингов и собраний администрацией Москвы и прав и достоинства граждан сотрудниками правоохранительных органов в Москве В.
  9. Трудовое право России

    Документ
    Стремительное развитие современного рыночного гражданского оборота и, как следствие этого, совершенствование механизма трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, требуют и адекватного правового регулирования.

Другие похожие документы..