Краткий конспект лекций по теоретической грамматике современного английского языка Лекция №1 Предмет, цели, задачи курса теоретической грамматики

Краткий конспект лекций по теоретической грамматике современного английского языка

Лекция №1 Предмет, цели, задачи курса теоретической грамматики

Общая характеристика строя современного английского языка

Предмет- изучение грамматического строя языка как системы, части которой взаимосвязаны определенными взаимоотношениями.

Отличие теоретической грамматики от практической. Практическая грамматика предписывает определенные правила употребления, учит как надо говорить или писать, а теоретическая грамматика, анализируя факты языка, излагает их, не давая никаких предписаний. В отличие от практической грамматики, теоретическая грамматика не во всех случаях дает готовое решение. В языке существует ряд явлений, интерпретируемых по-разному разными лингвистами. В значительной мере эти расхождения обусловлены тем, что в лингвистике существуют разные направления со своими методами анализа и подходу к материалу. Но в ряде случаев это объясняется тем, что некоторые факты языка вызывают трудности анализа и тогда предлагается только возможный, но не окончательно доказанный путь их решения. Именно этим обстоятельством обусловлено существование различных теорий одного и того же явления языка, тогда как в практической грамматике таких расхождений нет, или они минимальны.

Таким образом, задачами курса теоретической грамматики являются:

  1. дать адекватное и системное описание языковых факторов;

  2. познакомить с различными направлениями и толкованиями в отношении одних и тех же языковых факторов;

  3. научить оценивать правильность и точность существующих теорий.

Цель теоретической грамматики заключается не только в передаче определенных знаний, но и попытке научить критически относиться к различным трактовкам одних и тех же проблем.

Грамматика – раздел языкознания, содержащий учение о формах словоизменения, строения слов, типов предложения и видах словосочетания.

В настоящее время грамматика как наука, состоящая из морфологии и синтаксиса.

Морфология – раздел грамматики, изучающий форму слова.

Синтаксис - раздел грамматики, изучающий словосочетание и предложение.

Согласно существующим концепциям, языки делят на те, которые характеризуются синтетизмом, и те, в которых доминирует аналитизм.

Аналитизм – это неспособность полнознаменательных слов к изменению и использование служебных и слов для передачи различных грамматических значений и связи между словами. Английский язык относится к языкам, в которых используются аналитические средства. Видовременные формы английского глагола (is going, has been writing) образуются аналитическим способом, поскольку состоят из служебной части, лишенной лексического значения и передающей требуемые грамматические категории, и знаменательной части, передающей смысловое значение.

Но некоторые грамматические отношения в современном английском языке могут передаваться синтетическим способом: формы Present Simple (looks), Past Simple (looked), множественное число существительных (girls).

Синтетизм – изменение форм полнознаменательного слова для передачи различных грамматических отношений. В русском языке – изменение существительных по падежам, глаголов по лицам, числам, временам, прилагательных по степеням сравнения.

Обязательным условием аналитической формы является отсутствие лексического значения у служебного слова.

Рассмотрим аналитическую форму глагола has lost. В ней служебное слово утратило лексическое значение «иметь», поскольку оно комбинируется с глаголом, обозначающим утрату чего-либо. Подобное сочетание было бы невозможным, если бы «have» сохранил лексическое значение, так как значение «иметь» и «терять» противоположны по смыслу и употребляться в одном значении не могут.

Бедность системы формоизменения в современном английском языке приводит к тому, что для определения синтаксического статуса единиц (членов предложения) особое значение приобретает их расположение по отношению друг к другу.

The hunter killed the bear.

The bear killed the hunter.

В примерах выше выражено разное значение, хотя лексический состав совпадает, изменен лишь порядок следования компонентов.

Синтаксическая функция единицы выявляется на основании ее местоположения в структуре предложения по соотношению с другими составляющими. В английском языке существует строгий порядок слов: подлежащее, сказуемое, дополнение. Эта особенность английского языка делает английские структуры легкими для построения, но трудными для расшифровки, так как изолированная форма обычно малопоказательна и установление ее грамматического статуса достигается только с помощью проверки соотношения данной единицы с окружающими ее формами.

Признаки аналитизма:

  1. Идиоматичность (лексическая неразложимость) – значение целого не выводится из значения составляющих компонентов (элементов)

is being built – «строится», а не «есть быть строить»*

  1. Грамматическая неразложимость компонентов формы. Компонент формы в отдельности не несет информации об общих значениях формы.

is being built по компоненту is нельзя определить Continuous,также как и по being в отдельности.

  1. Общее грамматическое значение складывается из сочетания всех компонентов, составляющих данную форму. При этом вспомогательный компоненти передает лишь частные внутрипарадигматические значения, а общее видо-временное, залоговое, модальное значения складываются только из всех компонентов вместе.

is being built грамматическое значение (Present Continuous Tense, Passive Voice, Indicative Mood) передает вся форма, а вспомогательный глагол is указывает на число и лицо.

  1. Отсутствие лексического значения у служебного слова.

Have lost, вспомогательный компонент have десемантизирован.

  1. Отсутствие между компонентами формы синтаксических отношений.

is and being built*, is or being built* - недопустимы

  1. Синтаксические отношения с окружением в предложении или в тексте возможны только для всей формы в целом.

I was driving a car. Прямое дополнение a car относится ко всей аналитической форме, а не к компонентам was или driving в отдельности.

Понятие грамматическая категория, грамматическое значение.

Грамматическая категория, по определению Ивановой И.П., - это объединение 2х или более грамматических форм, противопоставленных или соотнесенных по грамматическому значению. Грамматическая категория числа существительных объединяет формы, противопоставленные по значению единичности – множественности.

Грамматическая категория, по определению Бурлаковой В.В. – это единство формы и содержания. О грамматической категории говорят тогда, когда определенному грамматическому значению регулярно соответствует определенная грамматическая форма.

Грамматическое значение или зависимое грамматическое значение – это лексико – грамматическое значение, т.е. значение, соединяющее лексический состав и грамматическую форму. Например, значение неисчисляемости в словах silver, gratitude связано с категорией числа, поскольку они не могут образовать форму множественного числа. Грамматическое значение одушевленности\ неодушевленности имеет формальное выражение посредством образования притяжательного падежа у английских существительных. Раньше в английском языке употребление предлога of указывало на неодушевленность a house of a cat. Употребление -’s или s’ свидетельствовало о значении одушевленности a boy’s house. В современном английском языке такое строгое разграничение отсутствует, так как имеются примеры передачи категории падежа посредством апострофа независимо от значения одушевленности\ неодушевленности a car’s roof, a dog's house.

Лекция №2. Теория классификации частей речи. Проблема частей речи в зарубежной и отечественной лингвистике

Весь словарный состав английского языка, как и всех индоевропейских языков, подразделяется на определенные лексико-грамматические классы, называемые частями речи. Существование таких классов не вызывает сомнения ни у кого из лингвистов, хотя трактовки их неодинакова у разных ученых. Принципы классификации словаря были разработаны не сразу. Этому событию предшествовал длительный период накопления и обобщения фактов. Самые первые перечни частей речи, приводившиеся в ранних трудах по философии и логике и являвшиеся первыми классификациями частей речи, едва ли основывались на каких- либо четких критериях. Это была естественная классификация, отражавшая результат познавательной деятельности человека, его окружавшего материального мира.

Неслучайно первыми ясновыделимыми для человека группировками слов стали: имена, обозначавшие материальную субстанцию, и глаголы, обозначавшие движение и изменение этой субстанции. Многие другие разряды слов, приобретшие впоследствии статус частей речи были выделены из сферы имени и глаголов, причем основания для их выделения были разными. Ученые трактовали в качестве базовых в одних случаях семантические, в других морфологические, в третьих синтаксические признаки, свойственные тем или иным группам слов, но иногда перечисленные признаки они брали в их совокупности. Этот факт свидетельствует о том, что исследователи не могли не заметить тесной связи семантики, морфологии и синтаксиса при классификации слов по частям речи и пытались как-то учесть данный момент в своих классификационных схемах. Уже древнегреческие мыслители, представители Александрийской школы, при распределении слов по классам принимали во внимание морфологические особенности, синтаксическую роль слов и их семантику. Выдвижение на первый план морфологического и синтаксического критериев говорит о том, что ученые понимали устанавливаемые ими классы слов как сущности прежде всего грамматического порядка.

Грамматическая система европейских языков складывалась на основе грамматического учения греков и римлян, поэтому классификации частей речи, созданные древнегреческими и римскими авторами, равно как и использовавшаяся ими терминология, были полностью заимствованы западно-европейскими лингвистами. Копируя классификационные схемы древних ученых и подгоняя под них материалы своих языков ранние западно-европейские исследователи не всегда отчетливо заявляли о собственных позициях в отношении принципов классификации слов по частям речи и в соотношении различных критериев идентификации рассматриваемых языковых сущностей.

Только представители классического направления в английской научной грамматике (Г. Суит) подчеркнули необходимость комплексного учета значения, формы и функции слов при распределении их по частям речи, хотя они не придерживались последовательно выдвинутого ими принципа, отдавая предпочтение форме и подчеркивая ее приоритет перед остальными критериями.

Появление на лингвистической арене структурализма (Ч.Фриз) знаменовало собой отказ от триединого принципа классификации частей речи и привело его к подмене формальными приемами выделения группировок слов по общности их дистрибутивных характеристик и по способности их к субституции тождественных их окружению.

Отечественная лингвистическая наука сочетает триединый принцип классификации слов как основополагающий, но допускает вместе с тем и возможность идентификации классов по двум критериям: семантическому и синтаксическому в тех случаях, когда формальные признаки того или иного класса бывают совершенно невыраженными.

Проблема частей речи в зарубежной лингвистике.

У ранних английских грамматистов получила распространение классификация из 8 классов слов:

  1. Имена (существительное, прилагательное)

  2. местоимение

  3. глагол

  4. причастие

  5. наречие

  6. предлог

  7. союз

  8. междометие

Данной классификации придерживались: У.Буллокар, Ч.Бутлер, Б.Джонсон, последний добавил артикль.

Принципиально отличающейся была классификация Брайтленда, насчитывавшая 4 части речи:

  1. имена (names)

  2. качества (qualities)

  3. утверждения (affirmations)

  4. частицы (particles)

Количество представленных в схеме Брайтленда частей речи так же, как и их наименования, свидетельствует о его приверженности к философской грамматике.

Первая научная грамматика английского языка была представлена в работе Г.Суита в 1898 году. В грамматике Суита части речи были выделены на основе трех признаков: формы, функции и значения. Учитывая их, Суит предлагает классификацию по классам слов на склоняемые (declinable) и неcклоняемые (indeclinable).Внутри класса склоняемых он выделил 3 подкласса:

  1. noun words – собственно имя

-существительные

    • именные числительные (количественные числительные, выполняющие функцию существительного)

    • именные местоимения (местоимения, которые могут выступать в функции подлежащего – личные, неопределеные…)

  1. adjective words – собственно прилагательное

    • прилагательные

    • прилагательные – числительные (порядковые числительные)

    • причастия

    • прилагательные- местоимения

  2. verbs – глаголы

    • собственно глагол, его личные и неличные формы

Несклоняемые слова включают междометия, наречия, предлоги и союзы.

Данная классификация менее удачна, чем его программное заявление о необходимости использования трех признаков при классификации частей речи. За основу распределения слов на два класса: склоняемые и несклоняемые положен один признак – форма, поэтому недостатком его классификации является абсолютизация признака формы.

Наряду с первой классификацией Суит предлагает вторую, которая основана на синтаксической функции. В ней выделяется 3 группы:

  1. noun words именные слова

    • существительные

    • сходные по функционированию именные местоимения

    • именные числительные

    • инфинитив

    • герундий

  1. adjective words адъективные слова

    • прилагательные

    • прилагательные-местоимения

    • прилагательные- числительные

    • причастия

  1. verbs глаголы

    • личные и неличные формы глагола

В группе глаголов ведущим признаком является морфологический, поскольку все личные и неличные формы обладают глагольными категориями времени и залога. Вторая классификация также нельзя признать удачной по следующим причинам:

    • морфологический и синтаксический признаки совмещаются непоследовательно: инфинитив и герундий оказываются причисленными к именным словам на основании их синтаксического функционирования, а по морфологическим свойствам они состоят в группе глагола, т.е. разные части речи попали в один класс;

    • по синтаксическому признаку были раздроблены классы и морфологически и лексически объединенные (инфинитив и герундий, местоимения и числительные), с другой стороны, объединены осколки разрядов лексически и морфологически несходных (именные слова)

В группе неизменяемых слов объединены совершенно разнородные элементы: наречия, которые являются членами предложения, и союзы, предлоги, междометия, которые ими не являются.

Классификация Отто Есперсена, датского лингвиста, представителя классической школы грамматики, была представлена в книге «Философия грамматики» в 1958 году. В ней предлагается схема из 5 частей речи с учетом признаков формы, функции и значения.

  1. имя существительное

  2. имя прилагательное

  3. местоимение

  4. глагол

  1. В. П. Соломин 2007 года

    Документ
    для проведения открытого аукциона на право заключить контракт на поставку учебной и научной литературы по междисциплинарным проблемам гуманитарных наук и методологии гуманитарных исследований в социальной сфере для ГОУ ВПО Российский
  2. Программа по иностранному языку Английский язык Направление (1)

    Программа
    Программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования России и рабочими планами РУДН по направлениям: филология, журналистика, психология и специальности
  3. Программа по иностранному языку Английский язык Направление (2)

    Программа
    Программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования России и рабочими планами РУДН по направлениям: филология, журналистика, психология и специальности
  4. Программа по иностранному языку Английский язык Направление (3)

    Программа
    Программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования России и рабочими планами РУДН по направлениям: филология, журналистика, психология и специальности
  5. Учебное пособие для студентов факультета иностранных языков / Сост. Н. В. Дороднева, И. В. Сироткина. Тобольск: тгспа им. Д. И. Менделеева, 2010. 80 с

    Учебное пособие
    Family life = Семейная жизнь: Учебное пособие для студентов факультета иностранных языков / Сост. Н.В.Дороднева, И.В.Сироткина. – Тобольск: ТГСПА им. Д.
  6. ПРАКТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА (1)

    Документ
    Настоящее справочное пособие представляет собой изложение нормативного курса грамматики английского языка для неязыковых вузов. В пособии в доступной форме излагаются и объясняются все существенные морфологические и синтаксические
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Современный русский язык» для студентов 3 курса очного отделения филологического факультета по специальности 050301 Русский язык и литература (1)

    Учебно-методический комплекс
    Современный русский язык – дисциплина, которая теоретически и практически готовит студентов к профессиональной деятельности учителя русского языка и литературы.
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Современный русский язык» для студентов 3 курса очного отделения филологического факультета по специальности 050301 Русский язык и литература (2)

    Учебно-методический комплекс
    1) последовательно соблюдается принцип совмещения традиционной и современной интерпретации языковых явлений. Вопросы, не получившие в науке однозначного решения,
  9. Учебно-методический комплекс по курсу «история языка» Специальность

    Учебно-методический комплекс
    Предмет истории языка. Основные законы исторического развития языка. Сравнительно-исторический метод изучения языков. Основные этапы исторического развития изучаемого языка, становление национального литературного языка в связи со становлением нации.

Другие похожие документы..